Научная статья на тему 'Особенности энергетических установок судов ярусного лова'

Особенности энергетических установок судов ярусного лова Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1062
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Гильмияров Е. Б.

Рассмотрены состояние отечественного и зарубежного ярусных флотов, история развития данного класса судов, виды энергетических установок, применяемых на таких судах. Показана необходимость проведения исследований, обобщающих опыт работы судов ярусного лова, для определения оптимального состава энергетической установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Гильмияров Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности энергетических установок судов ярусного лова»

Особенности энергетических установок судов ярусного лова Е.Б. Гильмияров

Судомеханический факультет, кафедра судовых энергетических установок

Аннотация. Рассмотрены состояние отечественного и зарубежного ярусных флотов, история развития данного класса судов, виды энергетических установок, применяемых на таких судах. Показана необходимость проведения исследований, обобщающих опыт работы судов ярусного лова, для определения оптимального состава энергетической установки.

Abstract. The paper considers the state of Russian and foreign long-line fishing fleets, the history of ships of this class, the types of power plants used there. The necessity of researches summarizing the experience of longline fishing fleet exploitation has been shown.

1. Введение

Ярусный лов - способ добычи разреженных пелагических и донных объектов водного промысла (трески, тунца) крючковой снастью - ярусом; осуществляется со специализированных рыболовных судов - ярусников. Цикл ярусного лова состоит из постановки (1-3 ч.), дрейфа (3-5 ч.) и наиболее трудоемкой операции - выборки (8-12 ч.) яруса. Схема лова зависит от породы рыбы и района промысла.

Ярус - крючковая снасть для добычи крупных пелагических, донных и придонных объектов водного промысла (в основном трески, тунца) с ярусников. Различают два вида ярусов: пелагический и донный, незначительно отличающиеся по составу.

Ярус состоит из основного несущего троса - хребтины (диаметр троса от 1,8 до 10 мм), к которой через определенные промежутки прикреплены поводцы с крючками и (для пелагического яруса) буйрепы с буйками. Для лова тунца с тунцеловных ботов используют ярусы длиной 70 км, для лова трески - примерно 10 км.

Постановка яруса осуществляется, как правило, с кормы судна, где наживляются крючки, связываются между собой секции хребтины (при ручной постановке), ярус оснащается якорями, вешками, свето- и радиобуями и выметывается в воду на ходу судна. После дрейфа хребтина выбирается ярусоподъемником, а поводцы и буйрепы выбирают и укладывают в бухту вручную. Корзины, буи, вешки передают на корму судна. Рыбу поднимают на палубу багром через лацпорт в борту.

Современные схемы ярусного лова донных пород обеспечивают автоматическое наживление крючков, отдачу и выборку яруса, очистку крючков от остатков наживки и подготовку яруса к следующей постановке без отсоединения поводцов от хребтины, которые последовательно укладываются в специальные магазины (Лунин, Манихин, 1988; Словарь, электронный ресурс).

Крючковые орудия промыслового лова давно применялись на севере России. Начиная с XV в., главным занятием поморов на Мурмане был промысел трески, который они вели в марте-октябре вблизи берегов ярусами длиной до 15 км с плоскодонных беспалубных лодок.

Этот вид промысла был развит в России до двадцатых годов XX в. (Проект "Ярусный лов", электронный ресурс), но после появления судов, способных вести дрифтерный, траловый и кошельковый лов, ярусный лов практически прекратил своё существование. Так, в 1988 г. на долю тралового лова приходилось 73 % всей добываемой в СССР рыбы, на долю кошелькового лова - 15 %, и 2 % на все остальные виды промышленной добычи морепродуктов, что стало следствием крайней специализации рыболовного флота.

Содержание специализированного промыслового флота рентабельно только при условии высоких суточных уловов, обеспечиваемых массовыми породами рыб. В результате на долю минтая, ставриды, иваси, сардины и трески приходилось около 58 % всех морепродуктов, что привело к затовариванию внутреннего рынка рыбной продукцией, не пользующейся спросом.

Ориентация на создание крупных специализированных судов дальнего радиуса действия, предназначенных для работы в открытых районах Мирового океана, привела к полному прекращению строительства недорогих и требующих малой численности экипажа судов прибрежного лова. Возобновление ярусного лова требует восстановления опыта, накопленного в этой области в довоенные и послевоенные годы (Семёнов и др., 1988; Жеребенков, 2001).

Зарубежные фирмы ведущих рыбопромысловых стран мира вели более осторожную политику промыслового лова, никогда не отказываясь от существующих традиций, несмотря на приоритет тралового и кошелькового способов лова. На сегодняшний день ярусный лов обеспечивает 12-15 %

мировой добычи рыбы, в частности, в Великобритании на долю крючковых орудий лова приходится 1214 % общего улова, в Норвегии - 18 %, в Японии - 50 % (Семёнов, Кокоркин, 1988).

2. Современные ярусоловы

Конструктивная специализация ярусоловов связана с особенностями орудий и районов промысла. В основном это суда длиной около 30-50 м, шириной 7-11 м, имеющие, как правило, два люка (в борту и в транце) для вымета и выборки яруса. В последнее время все шире начинают применяться суда с выборкой яруса через отверстие в днище судна (система "moon pool"), что позволяет увеличить улов на 10-20 % (Новый шаг..., 1999).

Типичные суда ярусного лова 1970-2002 гг. постройки имеют длину 25-50 м, мощность главного двигателя (ГД) 500-1300 кВт, экипаж 10-27 человек, могут иметь ограниченный или неограниченный район плавания. Иногда суда оборудованы успокоителями качки и подруливающим устройством. Наряду с такими крупными судами, широкое распространение получили суда длиной 8-15 м с мощностью ГД до 360 кВт и экипажем 4-7 человек (рис. 1).

Рис. 1. Ярусолов Nordic Prince (длина - 15 м, ширина - 5,8 м, осадка - 2,25 м, мощность ГД - 294 кВт)

Основные преимущества ярусного лова связаны со следующими факторами:

- 30-40 % площади районов, на которых ведется траловый лов, представлены непригодными для тралового промысла грунтами, т.е. очевидна рентабельность применения здесь ярусоловов (Семёнов, Кокоркин, 1988);

- ярус позволяет с высокой эффективностью облавливать разреженные скопления рыб, добыча которых другими способами лова нерентабельна;

- ярус позволяет использовать акватории, закрытые для тралового лова по причине сверхдопустимых приловов молоди (Обзор состояния..., 1998);

- высокая селективность ярусного лова позволяет отбирать из промысловых запасов рыб определённого вида и размера (Обзор состояния., 1998);

- практически круглогодичная загрузка судна работой (Сычёв, 1989);

- к основным объектам промысла в количестве 10-50 % придавливается малоиспользуемая рыба, которая может служить сырьём для производства различной продукции (Обзор состояния.., 1999);

- ярус - это пассивное орудие лова, при использовании которого расход топлива на 1 т выловленной рыбы составляет от 125 до 170 кг, в то время как в траловом лове от 1 до 1,5 т (Жеребенков, 2001).

Лов ярусом является экологически чистым, т.к. при траловом лове вся рыба, особенно пикша или палтус, ушедшая сквозь ячею трала, как правило, гибнет. При использовании донных тралов разрушается также экосфера дна моря (Состояние биологических ресурсов..., 2002).

Первые исследования технологий и возможностей ярусного лова применительно к прибрежным промысловым зонам России проводились на Дальневосточном бассейне в 1966-1969 гг., но, несмотря на положительные результаты, были прекращены, поскольку промышленность не проявила должного внимания к этим работам.

Более успешные исследования, завершившиеся поисково-экспериментальными работами на бассейне, были проведены в конце 70-х и начале 80-х годов Югрыбпромразведкой. Однако их дальнейшее развитие было прекращено ввиду отсутствия на бассейне соответствующих промысловых судов. В настоящее время работы в этом направлении продолжаются, но они, по существу, базируются на отчётности промысловых судов (Жеребенков, 2001).

В конце 70-80-х годов в России было построено и испытано несколько проектов судов для ярусного лова (Флотрыбной промышленности..., 1990).

- Судно для добычи кальмара "Голицыно", проект 05026, год постройки головного судна 1986, класс Регистра КМ*Л2А2 (рыболовное). Назначение: лов пелагического кальмара вертикальным ярусом.

Состав СЭУ: главный двигатель (ГД) 735 кВт, без отбора мощности; передача момента на винт регулируемого шага (ВРШ) через редуктор с изменением частоты вращения и шага одновременно; СЭС - 4 дизель-генератора по 200 кВт; вспомогательная котельная установка с производительностью 1 т пара в сутки. Судно оснащено подруливающим устройством ("винт в трубе") 47 кВт. Автоматизация СЭУ: релейная система управления компрессорами пускового воздуха, резервными насосами и АПС, электрогидравлическая система управления ВПК, управление ГД и ВРШ из рулевой рубки - СПДУ 1532М.

- Судно типа "Приморье", проект 13020, год постройки головного судна 1988, класс Регистра КМ*Л31А2 (рыболовное), район плавания I ограниченный (200-мильная зона Дальнего Востока). Построено на Сретенском судостроительном заводе. Назначение: лов донным ярусом или донными ловушками. На базе судна предусматривается установка оборудования для тралового и других видов лова.

Состав СЭУ: ДРА с отбором мощности на привод гидравлики промысловых механизмов, ГД 441 кВт с отбором мощности на гидропривод промысловых механизмов, передача момента через редуктор на ВРШ в поворотной насадке; СЭС - 2 ВДГ по 85 кВт. Судно оборудовано подруливающим устройством. Автоматизация СЭУ: управление ВРШ из РР - ЭДУ, управление ГД из РР - ДАУ электрическое, релейные системы: АПС, управления резервными насосами, пожарная сигнализация, управления СХУ; система управления ВПК - электрогидравлическая, автоматический режим компрессоров пускового воздуха, система контроля уровня топлива в танках - МПУ 10 с.

- Малое добывающее судно, проект 1338К, год постройки головного судна 1977, класс Регистра КМ*Л4П, район плавания 50 миль от базы-убежища. Построен в г. Благовещенск (завод им. С.М. Кирова). Назначение: лов рыбы снюрреводом, донным ярусом и ставным неводом в прибрежных водах Камчатки.

Состав СЭУ: ДРА без отбора мощности, ГД 110 кВт, ВФШ, ВДГ 30 кВт. Автоматизация СЭУ: управление ГД - дистанционное гидромеханическое, АПС - релейная.

- Малый рыболовный сейнер, проект 1322, год постройки головного судна 1967, класс Регистра КМ*Л31 (рыболовное). Построен в г. Благовещенск (завод им. С.М. Кирова). Назначение: лов рыбы кошельковым неводом, снюрреводом, ярусом и тралом.

Состав СЭУ: ДРА без отбора мощности, ГД - 165 кВт, ВФШ, ВДГ 33 кВт и 59 кВт, район плавания 100 миль от базы-убежища в прибрежных водах Дальневосточного района. Автоматизация СЭУ: гидромеханическое управление ГД, АПС - релейная, управление ВПК -электромеханическое.

- Малый тунцелов-ярусник, проект 1331, год постройки головного судна 1985, построен в г. Рыбинск, назначение: лов тунца пелагическим ярусом.

Состав СЭУ: ДРА без отбора мощности, ГД 425 кВт, ВРШ, ВДГ 114 кВт и 165 кВт, район плавания - по 1 категории остойчивости. Автоматизация СЭУ: управление ВРШ и ГД из рулевой рубки пневматическое СПДУ - 502М, АПС - электронно-релейная, управление резервными насосами релейное, управление СХУ релейное, автоматический режим компрессоров пускового воздуха.

Несмотря на проведённые исследования, строительство и эксплуатацию судов этого класса, отставание от зарубежного уровня развития на начало 90-х годов составляло около 20 лет (Семёнов, Кокоркин, 1988).

По имеющимся данным, в Баренцевом море в 2002 г. на ярусном лове работало 45 судов-ярусников российских компаний (Макарова, 2001), среди них несколько специализированных (специально спроектированных). В основном используются суда типа СРТМ пр. 502ЭМ, на которых установлены ярусные линии типа "Автолайн" фирмы "Мустад". На Дальнем Востоке на 2001 г. работало на ярусном лове порядка 50 судов. Среди них - специализированные среднетоннажные ярусники-морозильщики типов "Антиас" немецкой постройки, "Капитан Карташов" норвежской постройки, "Капитан Степанов" португальской постройки, несколько типов, построенных в Японии и в США. Наряду с этим были переоборудованы отечественные суда (СРТМ проекта 502ЭМ, СТР проекта 503 "Альпинист", РС 300 пр 388М, и др.).

За счёт усовершенствования тактики и техники ярусного лова, организации рейсов по изучению сырьевой базы, а также по мере приобретения экипажами судов опыта работы средние уловы на сутки лова в 1988-1997 гг. постепенно увеличивались с 2,2 до 7,8 т, ив настоящее время среднегодовая производительность этих судов лишь незначительно уступает таковой однотипных судов тралового лова в Баренцевом море (Обзор., 1998).

По опыту отечественной эксплуатации, современным требованиям ярусного лова наиболее отвечают специализированные суда типа "Капитан Карташов" постройки норвежской "Совикнесс-Верфт" (водоизмещение наибольшее 1266 т, район плавания неограниченный, экипаж 28 чел., СЭУ - ДРА без отбора мощности, ГД 790 кВт, ВДГ - 2 по 400 кВт). Однако специализированные суда составляют лишь около 20 % отечественного ярусного флота. Гипрорыбфлотом предусмотрено создание среднего ярусника-морозильщика длиной 39,6 м и малого рефрижераторного ярусника длиной 24 м (Жеребенков, 2001).

На сегодняшний день в России и странах СНГ проектируются и строятся следующие суда, предназначенные для ярусного лова:

- ЦКБ "Шхуна", Украина - проект 13311 (рис. 2), разработан в 1996 г., построенных судов - нет. Длина наибольшая 20 м, ширина 6,0 м, осадка 2.0 м. Мощность ГД 300 кВт, скорость 9 уз., экипаж 6-8 чел. (Малое рыболовное судно, электронный ресурс);

Рис. 2. Малое рыболовное судно, проект 13311. ЦКБ "Шхуна"

- проект 70150 (промысловый бот БП-72, рис. 3) - ОАО Судостроительный завод "Авангард" производит постройку этого проекта для работы в прибрежных водах (Хаустов, 20006);

- "Астраханская судостроительная верфь" проекты 01340РС и 70770/РМС (рис. 4) (ОАО Астраханская судоверфь, электронный ресурс);

- ЦКБ "Восход" - проект 13720. Проект рассчитан на работу с донным и пелагическим тралами, может быть дооборудован линией ярусного лова, прошел экспертную оценку в нескольких российских и международных научно-исследовательских центрах (Обзор прессы, электронный ресурс);

- ОАО "Петропавловская судоверфь" - промысловый бот (ОАО "Петропавловская судоверфь", электронный ресурс);

- ЦКБ "Лазурит" проект 21280 (на май 2002 два судна заложены в Астрахани);

- РПК "Посейдон" - судно типа "Гайдамак", головное судно построено в 1995 г., построено 4 судна;

- в ЦННИИТС/КБ "Восток" разработан проект 21060 (ярусник-морозильщик) (Хаустов, 2000в);

- ОАО "Судоверфь" (г. Рыбинск) - малое рыболовное судно (Хаустов, 2000а).

Рис. 3. Проект 70150 (БП - 72) Рис. 4. Проект 01340РС

Рис. 5. Малый ярусник рефрижераторный Рис. 6. Средний ярусник морозильный

В Интернете, на сайте (Предлагаемые проекты судов, электронный ресурс) предлагаются проекты, аналогичные по своим характеристикам зарубежным образцам: проект малого ярусника рефрижераторного (рис. 5) и проект среднего ярусника морозильного (рис. 6). Их характеристики:

- малый ярусник рефрижераторный: длина между перпендикулярами 24,0 м, грузовместимость 80 м3, мощность ГД 542 кВт, автономность по топливу 10 суток, количество коечных мест - 9;

- средний ярусник морозильный: длина между перпендикулярами 39,6 м, грузовместимость трюмов мороженой продукции 600 м3, мощность ГД 790 кВт, скорость 11,0 уз, производительность морозильных аппаратов 22 т/сутки, количество коечных мест - 28.

Назначение первого проекта - лов рыбы донным ярусом, кратковременное хранение улова в рефрижераторном трюме и транспортировка его на берег или передача на рыбоперерабатывающие суда, возможна морозильная модификация судна. Назначение второго проекта - промысел рыбы донным ярусом, выработка мороженой продукции (неразделанной, потрошеной обезглавленной, филе), хранение выработанной продукции и передача ее на транспортный рефрижератор в районе промысла или доставка в порт.

Детальная информация о составе СЭУ и данные о результатах эксплуатации судов практически полностью отсутствуют. В лучшем случае указан класс автоматизации, мощность ГД и ВДГ. В основном это суда с ВРШ и энергетической установкой с дизель-редукторным агрегатом без отбора мощности. По результатам анализа информации, имеющейся в Интернете, установлено, что в России наиболее интенсивно ярусный флот развивается на Дальнем Востоке и в Баренцевом море.

3. Энергетические установки ярусоловов

Общая особенность рыбопромысловых судов - ограниченность использования энергетических установок с винтами фиксированного шага в установках с прямой передачей энергии на винт, т.к. основным эксплуатационным режимом рыболовного судна является режим переменных ходов. ВФШ позволяет снять с двигателя полную мощность лишь при одном расчётном режиме плавания, при изменении этого режима винт становится, либо "лёгким", либо "тяжёлым".

Для промысловых судов в эксплуатационных условиях характерны частые изменения скорости и осадки при взаимодействии судна с орудиями лова, подъёме улова на борт, приёмке и расходовании топлива и воды и других операциях. В таких изменяющихся условиях плавания ВФШ не позволяет снимать с двигателя полную мощность. Кроме того, на добывающих судах при работе ДВС с ВФШ за одни только сутки промысловой работы приходится десятки, и даже сотни раз реверсировать двигатель, в результате чего резко снижается срок его службы.

При дрифтерном, ярусном лове, подъёме улова на борт и тому подобных режимах судно должно двигаться с малой скоростью, однако на судах с ВФШ это практически невозможно, так как

минимальная устойчивая частота вращения двигателя всё-таки достаточно высока. Поэтому приходится с интервалом несколько минут запускать и останавливать двигатель. Такая работа двигателя вызывает ускоренный износ его частей и усложняет промысел.

Наконец, промысловые суда должны иметь повышенные маневренные качества, необходимые для работы с тралами, ярусами и неводами, но ВФШ не обеспечивает этих качеств совместно с ДВС {Кулагин, 198б), т.е. использование ВФШ с ДВС без реверс-редуктора неэффективно.

Особенности эксплуатационных режимов СЭУ ярусоловов связаны с еще большим, чем для традиционных типов рыболовных судов, перераспределением использования мощности ЭУ на обеспечение промысловых режимов при дальнейшем сокращении времени использования главного двигателя на режимах полных ходов. Так, например, для Мурманского ярусолова "Иван Клюшин", ООО "Арктик Фиш Продактс Лимитед" {"Arctic Fish Products") ходовое время главного двигателя на характерном промысловом режиме распределилось следующим образом: полный ход - 2 % ходового времени, средний - 25 %, малый - 73 %. Приведенная статистика указывает, что для судов данного класса главный двигатель является в первую очередь источником энергии на промысловых режимах, а лишь во вторую - средством обеспечения движения судна.

Наиболее явно особенности использования энергоресурсов ярусолова прослеживаются при его сопоставлении с традиционным типом рыболовного судна. Так, по исследованиям, проведенным после замены на СРТМ "Медвежий" тралового оборудования ярусовыборочным комплексом "Мустад", расход топлива на тонну выловленной рыбы снизился на 3G % {Семёнов, Кокоркин, 1988), что говорит о существенном различии эксплуатационных режимов энергетической установки тральщика и ярусолова.

В настоящее время особенности комплектации судовых энергетических установок ярусоловов не имеют четко сформулированного обоснования, ввиду чего на них представлены практически все основные варианты реализации СЭУ. Так, например, в Норвегии работают ярусоловы одной серии с тремя типами ЭУ:

- "Froyanes" - дизель-электроход, в состав СЭУ входят 2 главных ДГ по 9б8 кВт каждый, ВДГ 345 кВт, водоизмещение 1352 т, длина наибольшая 48,87 м, ширина наибольшая 11 м, осадка 8,б м {рис. 7);

- "Froyanes Junior" - в состав СЭУ входят ДРА без отбора мощности с ВРШ, мощность ГД 1113 кВт, 2 ВДГ мощностью 32G кВт каждый, водоизмещение 897 т, длина наибольшая 4б,57 м, ширина наибольшая 1G м, осадка 7 м, скорость 12,9 уз. {рис. 8);

- "Polarbris" - судно с отбором мощности на валогенераторы {длина 33,74 м, ширина 8,5 м, осадка 4,25 м, водоизмещение 538 т).

В то же время в Испании работает судно "Illa de Rua" {длина наибольшая 28 м, ширина 7,б м, экипаж 1б чел., построено в 1999 г. в Испании). Движитель приводится от двигателя Caterpillar 35G8 DIT 2GG кВт через муфту сцепления и редуктор, к которому также через муфту сцепления подключён электродвигатель с возможность регулирования частоты питающего его тока. Питание для него и для нужд судна поставляют 2 генератора по 145 кВт. Такое управление движителем позволяет при вытравливании яруса идти на большой скорости, но при выборке яруса снижать скорость до 1-2 узлов, т.е., когда требуется большая скорость, используется дизель, а когда необходимы продолжительные малые и средние хода, используется ГЭД.

Рис. 7. Ярусолов Froyanes

Рис. 8. Ярусолов Froyanes Junior

4. Сравнительный анализ

Для всех типов СЭУ, применяемых для судов ярусного лова, характерно наличие своих преимуществ и недостатков.

- СЭУ с ВФШ и гребными электродвигателями (дизель-электроходы).

Преимущества: более свободное размещение энергетического оборудования судна; увеличение площади для размещения технологического оборудования; увеличение емкости трюмов, или уменьшение длины судна; повышение экономичности расхода топлива на малых скоростях судна, т.к.

ГЭУ более экономична в режимах малых и переменных ходов и долевых нагрузок, а также в режимах с высоким уровнем потребления электроэнергии судовой сетью, что наиболее эффективно при применении ВФШ на промысловом судне (Бедекер, 1996); возможность агрегатного метода ремонта, заключающегося в замене неисправных дизельгенераторов резервными (этот способ значительно сокращает время простоя судна в период ремонта) (Маницын, 1984).

Недостатки: возможное увеличение расхода топлива при движении полным ходом (меньший КПД данного типа передачи (80-92 %) по сравнению с прямой передачей на винт (98,5-99,5 %) и дизель-редукторной (95,5-98 %)) (Маницын, 1984), а в ряде случаев более высокая первоначальная стоимость (ориентировочно на 10-15 %) по сравнению с традиционной механической установкой.

- СЭУ с ВРШ и дизелъ-редукторным агрегатом без отбора мощности.

Преимущества: возможность выбора оптимального сочетания частоты вращения гребного винта и шагового отношения, т.е. обеспечение наиболее экономичного режима СЭУ (Лучанский, 1970).

Недостатки: для снабжения судна электроэнергией необходимо обеспечивать постоянную работу дизель-генераторов, что повышает расход топлива и приводит к необходимости дополнительного обслуживания и ремонта судовых механизмов (затраты на обслуживание вспомогательных дизель-генераторов примерно на 35 % больше затрат на обслуживание валогенераторов (Мелешкин, 1967)).

- СЭУ с ВРШ и дизелъ-редукторным агрегатом с отбором мощности на валогенераторы.

Преимущества данного типа СЭУ связаны с тем, что установки данного типа позволяют при

неполной нагрузке на главный двигатель (средние и малые хода) снабжать электроэнергией судно за счёт отбора от него мощности на валогенераторы. Себестоимость электроэнергии валогенератора примерно в 2 раза меньше себестоимости электроэнергии вспомогательных дизель-генераторов (Мелешкин, 1967).

Недостатки: недоиспользование энергетических возможностей ВРШ в режимах долевых нагрузок, включая малые и самые малые хода при номинальной частоте вращения, которая необходима для валогенераторов (при одной и той же относительной поступи к. п. д. винта может быть разным в зависимости от шагового отношения ВРШ). Так же присутствуют дополнительные потери при шаге нулевого упора, обусловленные необходимостью вращения ВРШ с постоянными оборотами, которые составляют 20-25 % и даже 30 % номинальной мощности главной машины (Коршунов, Моторный, 1972).

- Комбинированная СЭУ (электрический вариант схемы "Отец и сын"). Движитель приводится от главного двигателя через муфту сцепления и редуктор, к которому также через муфту сцепления подключён электродвигатель с возможность регулирования частоты питающего его тока. Питание для него и для нужд судна поставляют 1-2 вспомогательных дизель-генератора.

Преимущества данного типа СЭУ включают в себя преимущества СЭУ с ДРА без отбора мощности и СЭУ с ВФШ и гребными электродвигателями, т.е. использование подходящего типа привода для движителя в зависимости от стадии операции с ярусом позволяет добиться наилучшей эффективности пропульсивного комплекса в данный момент времени.

Недостатки: необходимость применения разобщительных муфт, усложнённый редуктор и некоторое увеличение построечной стоимости (добавляется стоимость дополнительного двигателя, дизель-генераторов повышенной мощности, муфт и усложнённого редуктора).

5. Заключение

Проведенный анализ позволяет установить:

- особенность судов ярусного лова связана с ориентировкой на применение в прибрежной промысловой зоне;

- ярусоловы являются относительно новым востребованным (Аракелъян, Шишкин, 2000) классом рыболовных судов, с характерным именно для них эксплуатационным режимом СЭУ;

- в настоящее время и в России, и за рубежом отсутствует единый подход к формированию требований к СЭУ ярусоловов;

- проведение исследований, обобщающих накопленный к настоящему времени опыт эксплуатации судов ярусного лова, является актуальной задачей, решение которой позволит определить для них научно обоснованный подход к выбору оптимального состава энергетической установки и систем управления СЭУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Аракельян Г.В., Шишкин Э.А. Возможные пути развития Российского рыбопромыслового

судостроения в первой половине XXI века. Рыбное хозяйство, № 6, с.44, 2000. Бедекер В.Ф. ГЭУ на судах рыбопромыслового флота нового поколения. Рыбное хозяйство, № 3, с.49, 1996.

Жеребенков Ю.Ф. Ярусный лов: возможности и перспективы. Рыбное хозяйство, № 2, с.39, 2001. Коршунов Л.П., Моторный A.B. IV научно-техническая конференция по развитию флота рыбной промышленности и промышленного рыболовства социалистических стран. Доклад 5.03. Область применения ЭУ с отбором мощности на рыбопромышленных судах. Ленинград, 27 е., 1972. Кулагин В.Д. Теория и устройство промысловых судов. Учебник. Л., Судостроение, 392 е., 1986. Лунин В.И., Манихин Ю.В. Ярусный промысел донных рыб в прибрежных районах Баренцева моря.

Мурманск, изд-во МГТУ, 67 е., 1988. Лучанский И.А. ВРШ на вашем судне. M., Транспорт, 121 е., 1970.

Макарова О. Новый проект "Колхозник" PK "Ударник", http://fishnw.ru/magazine/magazine1.shtml

Малое рыболовное судно, проект 13311, http://schuna.com.ua

Маницын В.В. Энергетические установки приёмно-транспортных рефрижераторов. М., Легкая и

пищевая промышленность, 120 е., 1984. Мелешкин Г.А. Генераторные установки отбора мощности на судах. Л., Судостроение, 228 е., 1967. Новый шаг в развитии техники ярусного лова (по материалам "World fishing"). Рыбное хозяйство, № 5, с.53, 1999.

ОАО "Астраханская судостроительная верфь", http://www.fish-net.ru/vessels/companv a.shtml ОАО "Петропавловская судоверфь", http://sudoremont.ru/firm/92.html

Обзор прессы ("Полярная правда" от 7 мая 2002 г.), http://www.oceaninfo.ru/smi/archiv/140502.htm

Обзор состояния сырьевых ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики на 1998. Мурманск, изд-во ПИНРО, 66 е., 1998.

Обзор состояния сырьевых ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики на 1999. Мурманск, изд-во

ПИНРО, 58 е., 1999. Предлагаемые проекты судов, http://www.fish-net.ru/

Проект "Ярусный лов" (Longlining), http://www.fish-net.ru/longlining/index.php3

Семёнов А.И., Кокоркин Н.В. Ярусный промысел: современное состояние и перспективы развития.

Рыбное хозяйство, № 5, с.46, 1988. Словарь. Информационно-поисковая система "Корабел.ру", http://www.korabel.ru

Состояние биологических ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики в 2001 году. Мурманск,

издательство ПИНРО, 71 е., 2001. Состояние биологических ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики в 2002 году. Мурманск,

издательство ПИНРО, 89 е., 2002. Сычёв Б.М. Создание среднетоннажных промысловых рыбодобывающих судов типа "Приморье".

Судостроение, № 9, с.3, 1989. Флот рыбной промышленности: справочник типовых судов. М., Транспорт, 383 е., 1990. Хаустов А.Н. ОАО "Судоверфь". Судостроение, № 5, с.8, 2000а.

Хаустов А.Н. ОАО Судостроительный завод "Авангард". Судостроение, № 6, с.7, 20006. Хаустов А.Н. ЦННИИТС/КБ "Восток". Судостроение, № 6, с.8, 2000в.

Используемые сокращения

АПС - аварийно-предупредительная сигнализация

ВДГ - вспомогательный дизель-генератор

ВПК - вспомогательный паровой котёл

ВРШ - винт регулируемого шага

ВФШ - винт фиксированного шага

ГД - главный двигатель

ГЭД - гребной электродвигатель

ДАУ - дистанционное автоматизированное управление

ДВС - двигатель внутреннего сгорания

ДГ - дизель-генератор

ДРА - дизель-редукторный агрегат

РР - рулевая рубка

СХУ - судовая холодильная установка

СЭС - судовая электростанция

СЭУ - судовая энергетическая установка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.