Общая психология, психология личности, история психологии
УДК 159.9.072.43 DOI: 10.14529/jpps200101
ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 3
Г.В. Мануйлов', Г.Г. Горелова2, Е.Ф. Ященко3
1 Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, г. Челябинск, Россия
2 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
3 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, Россия
Обоснование. В статье рассматриваются эмпатия и рефлексия как психологические конструкты в структуре направленности личности в процессе становления учебной и учебно-профессиональной деятельности. Цель: изучение особенностей эмпатии и рефлексии на разных этапах освоения учебно-профессиональной (на примере медицинской) деятельности, а также поиск взаимосвязей данных конструктов с определенными индивидуально-психологическими особенностями личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 169 студентов медицинских вузов в возрасте от 17 до 30 лет, которые были поделены на три группы в соответствии с этапами освоения учебно-профессиональной деятельности: студенты I курса (начальный этап) - 59 человек, III курса (этап включения в практику) - 52 человека, VI курса (завершающий этап профессиональной подготовки) - 58 человек. Применялись следующие методики: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова, методика диагностики уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта, Калифорнийский психологический опросник. Для обработки эмпирических данных использовались описательные статистики,критерий Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ т-Кендалла, автоматизированные нейронные сети на архитектуре многослойного персептрона по типу регрессии. Результаты. Общий уровень эмпатиив целом по группам имеет тенденцию к повышению от этапа к этапу обучения и более высок на завершающем этапе профессиональной подготовки. В структуре рефлексивных процессов личности преобладают ауторефлексивные механизмы, нацеленные на анализ собственного внутреннего мира и связанные с уровнем самодостаточности и независимости личности. Заключение. Эмпатия формируется и развивается в процессе освоения специфики и требований профессиональной деятельности. Преобладание ауторефлексивных процессов может негативно сказываться на понимании внутреннего мира другого человека, что необходимо для будущих субъектов социономических профессий. В психологических профилях студентов встречаются качества, вступающие в противоречие друг с другом и являющиеся причиной внутриличностных конфликтов, что ведет к социальной дезадаптации и фрустрации. Соответственно, на всех этапах обучения требуется психологическая коррекция в направлении разрешения выделенных противоречий.
Ключевые слова: эмпатия, рефлексия, личность, учебно-профессиональная деятельность, медицинская деятельность, ауторефлексия, социорефлексия.
Введение
Учебная деятельность в вузе нацелена на превращение студента из объекта педагогических воздействий в субъект профессионального образования и создание условий для развития личности на всех этапах освоения деятельности. Подготовка к профессии включает в себя стратегию адаптации студента к профессио-
нальной среде и развитие индивидуально-психологических свойств личности и механизмов социальной перцепции, таких как эмпатия и рефлексия, формирующих, в свою очередь, ценностно-нравственное отношение к жизни и личности другого человека (Зеер, 2003; Пова-ренков, 2002; Горелова с соавт., 2018). Важнейшим условием, позволяющим студенту об-
рести профессию, является достижение некоторого определенного уровня личностного и профессионального самосознания.
Психологическим фундаментом личности будущего профессионала выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность, поведенческая гибкость и профессиональная компетентность. Однако концентрация на компетентностном подходе в профессиональной подготовке при недостаточном внимании к субъектности может привести к обезличиванию пациента в глазах врача, в связи с чем возникает опасность распространения и закрепления технократического и прагматического стилей взаимодействия врача с больным. Именно поэтому необходимо развивать те психологические структуры личности, которые играют ключевую роль в установлении контакта и доверительных отношений. Большинство исследователей относят к этим характеристикам эмпатию и рефлексию (Rogers, 1975; Гаврилова, 1975; Андреева, 1998; Карпов с соавт., 2004; Козлов с соавт., 2014; Леонтьев с соавт., 2014, Болотова с соавт., 2015 и др.). Они являются условиями не только эффективной с точки зрения установления контактов коммуникативной деятельности, но и развития направленности личности в процессе учебной и учебно-профессиональной деятельности, а также эффективного функционирования субъектов социально-ориентированных видов деятельности.
Цель работы заключалась в изучении особенностей эмпатии и рефлексии на разных этапах освоения учебно-профессиональной (на примере медицинской) деятельности, а также поиск взаимосвязей данных конструктов с определенными индивидуально-психологическими особенностями личности.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 169 студентов медицинских вузов Челябинской области в возрасте от 17 до 30 лет, которые были поделены на 3 группы в соответствии с этапами освоения учебно-профессиональной деятельности: студенты I курса (начальный этап) - 59 человек, III курса (этап включения в практику) - 52 человека, VI курса (завершающий этап профессиональной подготовки) - 58 человек. Исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного университета, на кафедре общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования.
Для исследования был использован сле-
дующий психодиагностический инструментарий: методика диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова (Фетискин с соавт., 2002), методика диагностики уровня выраженности и направленности рефлексии Гранта (Grant, 2001) Калифорнийский психологический опросник (CPI) (Loring, 1988).
В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутых гипотез для математической обработки и анализа полученных данных использовались стандартизованные программные статистические пакеты: Statistica 10, Microsoft Excel 2016.
В исследовании применялись следующие методы обработки эмпирических данных: для первичного анализа данных - описательные статистики (среднее арифметическое, стандартные отклонения). При сравнениитрех или более выборок, проверке гипотез и оценке значимости и достоверности различий между выборками использован критерий Краскела -Уоллиса. Для оценки тесноты связи между изучаемыми признаками, а также в качестве первого этапа проверки взаимосвязей проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции т-Кендалла (Сидоренко, 2002; Наследов, 2004). С целью выявления взаимосвязей между изучаемыми признаками и влияния их друг на друга были построены автоматизированные нейронные сети на архитектуре многослойного персеп-трона (MLP) по типу регрессионного анализа. Выбор нейронных сетей в качестве инструмента для поиска взаимосвязей продиктован их высокой мощностью, универсальностью в решении поставленных задач, нелинейностью (в отличие от стандартного регрессионного анализа), обучаемостью и возможностью работы с неоднородными данными и прогнозированием сложных взаимосвязей, поэтому выявленные корреляционные зависимости были проверены с их помощью. Отношение стандартного отклонения ошибки прогноза к стандартному отклонению обучающих данных было меньше единицы и равнялось 0,1, что указывает на хорошее качество регрессии (Нейронные сети ..., 2008; Юнкеров с соавт., 2011).
Результаты и их обсуждение
Уровень эмпатии, согласно методике И.М. Юсупова, может оцениваться не только в целом, но и в частных показателях (Юсупов, 1993), характеризующих отношение к представителям разных социальных групп, различающихся по степени близости и вовлеченно-
сти в личные контакты, а также к животным и литературным героям (табл. 1).
На всех этапах учебной деятельности общий уровень эмпатии имеет среднее значение. Однако следует отметить, чем более этап приближен к практической деятельности будущих врачей, тем выше эмпатия. Это подтверждает тезис о том, что эмпатия развивается в процессе деятельности. Оценивая отношения испытуемых к различным социальным группам, таким как родители, с одной стороны, и незнакомые люди - с другой, которые чаще всего являются их пациентами, можно прийти к выводу, что все студенты более эмпатичны по отношению к родителям, несмотря на средний уровень развития данных показателей. Это объясняется зависимостью механизмов эмпатии на ранних этапах профессиональной подготовки, от оценочно-познавательного итога межличностного взаимодействия, выражающегося в склонности проявлять эмпатию в большей степени к близким людям (Бодалев, 2002).
Сравнивая отношения респондентов к разным возрастным группам, таким как дети и пожилые люди, можно прийти к выводу, что студенты наиболее эмпатичны по отношению к детям. Показатели эмпатии по отношению к животным и героям художественных произ-
ведений находятся на среднем уровне у всех респондентов, однако следует отметить, что достоверные различия в группах сравнения по отношению к животным отсутствуют.
Процесс рефлексии в общении рассматривается как анализ собственного мышления (ауторефлексия) и анализ внутреннего мира других людей (социорефлексия) (Grant, 2001). Однако стоит отметить, что ауторефлексия представляет собой не только анализ своего собственного внутреннего мира, но и анализ собственной деятельности, в частности, механизмов восприятия, принятия решений и эмоционального реагирования. Все вышеперечисленное является необходимым условием для выбора стратегии лечения и построения моделей возможных исходов лечебно-диагностических мероприятий. Социорефлек-сия подразумевает собой анализ внутреннего мира других людей, т. е. стремление к пониманию их чувств, мыслей, мнений, убеждений, отношения к окружающим. Это является условием для успешного построения межличностных коммуникаций. Важно отметить, что анализируются не только отдельные виды рефлексии, но и соотношение их форм. Наиболее адаптированным считается средний уровень ауторефлексии и высокий или выше среднего уровень социорефлексии (табл. 2).
Формы проявления эмпатии Forms of empathy Начальный этап обучения Initial stage Этап включения в практику Practice-related stage Завершающий этап профессиональной подготовки Final stage
Общий уровень эмпатии General empathy 49,28 ± 1,79* 55,82 ± 1,93* 58,84 ± 1,98*
Эмпатия к родителям Empathy for parents 10,84 ± 2,44* 10,13 ± 3,03* 10,89 ± 2,43*
Эмпатия к животным Empathy for animals 7,15 ± 3,16 6,09 ± 3,99 6,86 ± 3,28
Эмпатия к пожилым людям Empathy for older people 8,08 ± 2,50* 9,00 ± 2,34* 8,39 ±2,40*
Эмпатия к детям Empathy for children 9,61 ± 3,37* 9,65 ± 3,09* 9,50 ± 3,27*
Эмпатия к героям художественных произведений Empathy for the heroes of works of art 6,71 ± 2,81* 6,50 ± 3,34* 6,72 ± 2,73*
Эмпатия к незнакомым или малознакомым людям Empathy to unfamiliar people 8,71 ± 3,65* 9,90 ± 3,72* 9,15 ± 3,49*
* - различия статистически достоверны (p < 0,05).
* - statistically significant difference (p < 0.05).
Таблица 1 Table 1
Средние значения и стандартные отклонения (M ± а) различных форм эмпатии на разных этапах освоения деятельности Average values and standard deviations (M ± a) of various forms of empathy at different stages of skills acquirement
Таблица 2 Table 2
Процентное соотношение различных типов рефлексии на разных этапах учебной деятельности Different types of reflection at different stages of educational activity
Этапы обучения Stages Ауторефлексия (%) Self-reflection (%) Социорефлексия (%) Socio-reflection (%)
Начальный этап обучения / Initial stage 50,47* 55,53*
Этап включения в практику / Practice-related stage 73,33* 55,57*
Завершающий этап профессиональной подготовки / Final stage 67,70* 59,25*
* - различия статистически достоверны (p < 0,05).
* - statistically significant difference (p < 0.05).
Уровень ауторефлексии оценивается как повышенный у всех групп респондентов, кроме студентов I курса, находящихся на начальном этапе обучения, у них этот показатель находится на среднем уровне. Самый высокий показатель ауторефлексии наблюдается на этапе включения в практику, что связано со спецификой этого этапа профессионализации, заключающегося в первой встрече с реальным пациентом, которая требует четкого осознания собственных действий для последующего построения правильных поведенческих шаблонов.
Соотношение форм рефлексии в различных группах следующее: у студентов I курса оба показателя представлены на среднем уровне, у студентов III и VI курса превалирует аутореф-лексия, которая оценивается на уровне выше среднего, как и социорефлексия. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что оптимального соотношения форм рефлексии не наблюдается ни в одной группе испытуемых, а значит, данные показатели у вышеперечисленных лиц подлежат психологической коррекции.
Следующим этапом стало изучение индивидуально-психологических свойств личности респондентов (табл. 3). Психологические профили респондентов характеризуются разнообразным набором личностных свойств, которые нередко вступают в противоречие друг с другом, являясь предиктором внутриличностных конфликтов. Так, на начальном этапе обучения респонденты сдержаны, достаточно низко социально ориентированы, испытывают стеснение при межличностных контактах, однако в то же время решительные, склонные к риску и свободны от сдерживающих факторов. Следует отметить, что студенты I курса внимательны, осторожны и рациональны, предпочитают стабильность переменам.
На этапе включения в практику респонденты демонстрируют целеустремленность, активность, уверенность в себе, дисциплини-
рованность и независимость в своем поведении, они также обладают даром убеждения, быстро адаптируются, легко устанавливают социальные контакты и, как следствие, эффективно взаимодействуют с другими людьми. В то же время следует отметить их импульсивность, отчужденность, подозрительность, необеспокоенность чужим мнением со склонностью к осуждению других людей, непоследовательность в осуществлении чего-либо, неспособность выполнять рутинную работу, особенно связанную с построением долгосрочных планов, ориентированность прежде всего на действие, а не на размышление.
Завершающий этап профессиональной подготовки характеризует респондентов как лиц, надеющихся на себя скорее из-за чувства недоверия к другим людям, чем по причине собственной самоуверенности, в то же время склонных к аффилиации, ищущих успех через конформность. Они стараются избегать соперничества и ответственности за что-либо, вместе с тем достаточно осмотрительны и внимательны, ориентированы на действие, а не на размышление, предпочитают иметь дело с конкретными задачами, а не с абстрактными проблемами. Также студенты VI курса обладают достаточно сильными убеждениями, могут проявлять бунтарские тенденции в поведении, плохо реагируют на критику, помимо всего прочего они обладают хорошо развитыми навыками межличностного взаимодействия со склонностью к манипуляции другими людьми, медленно приспосабливаются к переменам и чувствуют себя некомфортно перед лицом неопределенности.
Следующим этапом исследования стало изучение взаимосвязей между процессами эм-патии, рефлексии и индивидуально-психологическими свойствами студентов. Был проведен корреляционный анализ на всей генеральной совокупности, далее были выделены наиболее значимые корреляции (табл. 4), которые были
Таблица 3 Table 3
Средние значения и стандартные отклонения (M ± а) индивидуально-психологических свойств
личности респондентов
Average values and standard deviations (M ± a) of the individual psychological characteristics of the respondents
Шкалы Scale Начальный этап обучения Initial stage Этап включения в практику Practice-related stage Завершающий этап профессиональной подготовки Final stage
Do Доминирование / Dominance 46,78 ± 1,49* 50,03 ± 5,46* 51,96 ± 5,33*
Cs Способность к статусу / Capacity for status 43,38 ± 1,51* 46,23 ± 1,95* 43,12 ± 2,94*
Sy Общительность / Sociability 47,30 ± 2,79* 49,90 ± 4,36* 52,77 ± 5,25*
Sp Социальное присутствие / Social persistence 45,20 ± 1,23* 48,15 ± 3,24* 44,37 ± 1,37*
Sa Самопринятие / Self-acceptance 49,59 ± 4,49* 48,48 ± 4,71* 48,84 ± 1,14*
In Независимость / Independence 40,32 ± 5,79* 61,92 ± 1,71* 53,24 ± 3,92*
Em Эмпатия / Empathy 52,32 ± 5,68* 56,78 ± 5,34* 52,13 ± 2,93*
Re Ответственность / Responsibility 40,79 ± 5,66* 37,53 ± 3,38* 39,60 ± 4,69*
So Социализация / Socialization 43,57 ± 1,87* 45,15 ± 1,06* 44,58 ± 1,46*
Sc Самоконтроль / Self-control 41,30 ± 3,50* 43,32 ± 1,24* 48,86 ± 3,20*
Gi Хорошее впечатление / Good impression 47,98 ± 2,00* 44,94 ± 1,60* 47,79 ± 2,35*
Cm Обычность / Communality 23,96 ± 5,59* 28,53 ± 2,16* 34,12 ± 5,49*
Wb Чувство благополучия / Sense of well-being 38,91 ± 6,26* 47,59 ± 2,60* 46,01 ± 1,39*
To Толерантность / Tolerance 40,10 ± 5,63* 42,96 ± 3,41* 40,82 ± 4,23*
Ac Достижение через подчинение / Achievement-conformance 42,27 ± 2,42* 44,28 ± 1,31* 48,36 ± 4,75*
Ai Достижение через независимость / Achievement-independence 44,61 ± 1,77* 47,17 ± 2,87* 49,36 ± 5,83*
Ie Интеллектуальная эффективность / Intellectual efficiency 39,28 ± 5,72* 41,25 ± 3,87* 44,58 ± 1,90*
Py Психологический склад ума / Psychological mindedness 49,27 ± 4,80* 48,96 ± 2,83* 48,18 ± 4,79*
Fx Гибкость / Flexibility 47,03 ± 2,46* 46,05 ± 1,36* 44,34 ± 1,37*
F/m Женственность/ мужественность / Femininity / masculinity 46,94 ± 1,98* 45,53 ± 1,20* 48,05 ± 4,90*
*- различия статистически достоверны (p < 0,05). * - statistically significant difference (p < 0.05).
Таблица 4 Table 4
Значимые корреляции между процессами эмпатии, рефлексии и индивидуально-психологическими
свойствами личности
Significant correlations between the empathy, reflection and individual psychological characteristics of a person
Шкалы / Scale Ауторефлексия Self-reflection Социорефлексия Socio-reflection
Общий уровень эмпатии General empathy - 0,42*
Do 0,30* 0,31*
In 0,34* -
Примечание: Do - доминирование, In - независимость, * - статистическая значимость корреляций (p < 0,05).
Note: Do - dominance, In - independence, * - statistically significant difference (p < 0.05).
Таблица 5 Table 5
Основные результаты обучения и конфигурация автоматизированных нейронных сетей Key learning outcomes and configuration of automated neural networks
№ сети, архитектура Network number, architecture Производительность Performance Алгоритм обучения Learning algorithm Функция активации Activation function
на обучающей выборке Training sample на контрольной выборке Control sample на тестовой выборке Test sample
скрытых нейронов Hidden neurons выходных нейронов Output neurons
1. MLP 5-4-1 0,964041 0,913365 0,926082 BFGS 100 Гипер. Hyper. Гипер. Hyper.
2. MLP 4-6-1 0,828075 0,801352 0,721761 BFGS 549 Эксп. Exp. Лог. Log.
3. MLP 2-6-1 0,830868 0,812402 0,752291 BFGS 162 Лог. Log. Лог. Log.
Примечание: номер сети обозначает группу конструктов: 1 - общий уровень эмпатии и социорефлексия, 2 - формы рефлексии и показатель доминирования, 3 - ауторефлексия и показатели доминирования и независимости; функции активации: гипер. - гиперболическая, лог. - логистическая, эксп. - экспонента.
Note: the network number denotes a group of constructs: 1 - the general level of empathy and socio-reflection, 2 - forms of reflection and an indicator of dominance, 3 - self-reflection and indicators of dominance and independence; activation function: hyper. - hyperbolic, log. - logistic, exp. - exponent.
проверены с помощью нейросетевого анализа по типу регрессии (табл. 5) с глобальным анализом чувствительности.
По результатам анализа подтвердилась взаимосвязь только между ауторефлексией и показателем независимости, т. е. чем выше уровень самодостаточности и независимости личности, тем сильнее выражен процесс анализа собственных решений и действий.
Важно отметить, что по результатам наших исследований выявлена взаимосвязь эмпатии и системной рефлексии (Мануйлов, 2018), благодаря которой подтверждается теоретический тезис о взаимозависимости данных конструктов в процессе межличностного взаимодействия (Болотова с соавт., 2015).
Заключение
Эмпирическое исследование выявило, что особенности эмпатии личности на разных этапах освоения деятельности заключаются в возрастании общего уровня эмпатии от одного этапа к последующему, следовательно, эмпатия формируется и развивается в процессе деятельности. В структуре рефлексивных процессов преобладают аутореф-лексивные механизмы анализа собственного внутреннего мира, зависящие от уровня самодостаточности и независимости личности. Однако для будущих представителей социо-
номических профессий необходимо преобладание социорефлексии, которая способствует пониманию внутреннего мира другого человека. Психологические профили студентов медицинских вузов представляют собой, с одной стороны, целостную картину, с другой - набор качеств, которые вступают в противоречие друг с другом и впоследствии становятся причиной внутриличностных конфликтов, что ведет к социальной дезадаптации и фрустрации. Соответственно на всех этапах обучения требуется психологическая коррекция в направлении разрешения выделенных противоречий. Перспективы дальнейшей работы нацелены на разработку рекомендаций для создания учебных циклов, занятий и тренингов, направленных на коррекцию внутриличностных конфликтов и оптимизацию рефлексивных процессов у субъектов учебной деятельности.
Конфликт интересов
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 1998. -363 с.
2. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.
3. Болотова, А.К. Психология коммуникаций / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. - 496 с.
4. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-158.
5. Горелова, Г.Г. Личность в социальном управлении / Г.Г. Горелова, Г.В. Мануйлов, Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 180 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 344 с.
7. Карпов, А.В. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004. - 203 с.
8. Козлов, В.В. Роль рефлексии и субъ-ектности в интегративных процессах личности / В.В. Козлов, С.Г. Ильчук // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2014. -№ 1 (27). - С. 80-85.
9. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 11(4). -С. 110-135.
10. Мануйлов, Г.В. Оценка уровня эмпа-тии и рефлексии у студентов медицинских вузов и врачей / Г.В. Мануйлов // Научный поиск: материалы десятой научной конференции аспирантов и докторантов. Челябинск. -2018. - С. 137-141.
11. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных /А.Д. Наследов. -СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
12. Нейронные сети. STATISTICA Neural Networks: Методология и технологии современного анализа данных / под ред. В.П. Боровикова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. -392 с.
13. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
14. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
15. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
16. Юнкеров, В.И. Математико-стати-стическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В. Резванцев. - СПб. : ВМедА, 2011. - 318 с.
17. Юсупов, И.М. Вчувствование, проникновение, понимание / И.М. Юсупов. - Казань, 1993. -199 с.
18. Grant, A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight / A.M. Grant // Behaviour Change. -2001. - Vol. 18. - P. 8-17.
19. Loring, W.McA. A Practical Guide to CPI Interpretation / Loring W. McA. - Consulting Psychologists Press, 1988. - 105 p.
20. Rogers, С. Empatic: an unappreciated way of being / С. Rogers // The Counseling Psychologist. - 1975. - № 5 (2). - P. 2-10.
Мануйлов Геннадий Валерьевич, врач-психиатр, Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (Челябинск), gennadiymanuylovproduction@gmail .com
Горелова Галина Газимовна, доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]; 0RCID:0000-0002-5628-4415.
Ященко Елена Федоровна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Санкт-Петербург), [email protected]; ORCID: 0000-0001-5172-9385.
Поступила в редакцию 11 января 2020 г.
DOI: 10.14529/jpps200101
THE FEATURES OF EMPATHY AND REFLECTION IN A PERSON AT DIFFERENT STAGES OF EDUCATION
G.V. Manuilov1, [email protected]
G.G. Gorelova2, [email protected]; ORCID:0000-0002-5628-4415
E.F. Yashchenko3, [email protected] ORCID: 0000-0001-5172-9385
1 Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation
2 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
3 Petersburg State University of Railways Emperor Alexander I, Saint Petersburg, Russian Federation
Background: The article discusses empathy and reflection as psychological constructs in personality orientation during education and work-related activities. The article aims to study the features of empathy and reflection at different stages of education and work-related (for example, medicine-related) activities, as well as to search for the relationship between these constructs and certain individual psychological characteristics of a person. Materials and methods: The study involved 169 medical students aged from 17 to 30 years. The students were divided into 3 groups in accordance with the stages of education and work-related activities: first-year students (initial stage) - 59 persons, third-year students (practice-related stage) - 52 persons, fourth-year students (final stage of training) - 58 persons. The following research methods were used: the diagnosis of multicommunicative empathy after I.M. Yusupov, a technique for diagnosing the severity and direction of reflection by M. Grant, California Psychological Inventory. The following data processing methods were used: descriptive statistics, the Kruskal-Wallis test, the Kendall rank correlation coefficient, a multilayer perceptron neural network of a regression type. Results: The general level of empathy as a whole tends to increase from stage to stage and is higher at the final stage of education. In the structure of reflective processes, there is a predominance of self-reflection mechanisms aimed at analyzing one's own inner world and are associated with self-sufficiency and independence. Conclusion: Empathy is formed and developed when mastering the specifics and requirements of work-related activities. The predominance of self-reflection can adversely affect the understanding of the other person's inner world, which is necessary for future subjects of socionomic professions. In the psychological profiles of students, there are qualities that conflict with each other and are the cause of intrapersonal conflicts, which lead to social maladaptation and frustration. Thus, psychological correction is required for resolving the identified contradictions at all stages of education.
Keywords: empathy, reflection, personality, education and work-related activity, medical activity, self-reflection, socio-reflection.
References
1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Moscow, Aspekt press, 1998, 363 p. (in Russ.).
2. Bodalev A.A. Psihologija obshhenija [Communication psychology]. Moscow, Institute of practical psychology; Voronezh: NPO "MODJeK", 2002, 320 p. (in Russ.).
3. Bolotova A.K., Zhukov Ju.M. Psihologija kommunikacij [Communication psychology]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2015, 496 p. (in Russ.).
4. Gavrilova T.P. [The concept of empathy in foreign psychology]. Voprosy psihologii [Psychology Issues], 1975, no. 2, pp. 147-158. (in Russ.).
5. Gorelova G.G., Manuilov G.V., Soldatova E.L. Lichnost' v social'nom upravlenii [Personality in Social Management]. Chelyabinsk, Publishing Center of South Ural State University, 2018, 180 p. (in Russ).
6. Zeer Je.F. Psihologija professij [Occupational Psychology]. Moscow, Academic project; Ekaterinburg, Business book, 2003, 344 p. (in Russ.).
7. Karpov A.V. Skityaeva I.M. Psihologija refleksii [Psychology of reflection]. Yaroslavl, Obverse Press, 2004, 203 p. (in Russ.).
8. Kozlov V.V., Il'chuk S.G. [The role of reflection and subjectivity in the integrative processes of personality]. Vestnik JarGU. Serija Gumanitarnye nauki [Bulletin of Yaroslavl State University. Humanities Series], 2014, no. 1 (27), pp. 80-85. (in Russ.).
9. Leont'ev D.A., Osin E.N. [Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential diagnosis]. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2014, no. 11 (4), pp. 110-135. (in Russ.).
10. Manuilov G.V. Ocenka urovnja jempatii i refleksii u studentov medicinskih vuzov i vrachej [Assessment of the level of empathy and reflection in students of medical universities and doctors] Nauchnyj poisk: materialy desjatoj nauchnoj konferencii aspirantov i doktorantov [Scientific research: materials of the tenth scientific conference of graduate students and doctoral students]. Chelyabinsk, 2018. pp. 137-141. (in Russ.).
11. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija: analiz i interpretacija dannyh: uchebnoe posobie [Mathematical methods of psychological research: analysis and interpretation of data: a training manual]. St. Petersburg, Rech'. 2004, 392 p. (in Russ.).
12. Nejronnye seti. STATISTICA Neural Networks: Metodologija i tehnologii sovremennogo analiza dannyh [Neural networks. STATISTICA Neural Networks: Methodology and technology of modern data analysis] editor V.P. Borovikova. Moscow, Gorjachaja linija-Telekom, 2008. 392 p. (in Russ).
13. Povarenkov Ju.P. Psihologicheskoe soderzhanieprofessional'nogo stanovlenija cheloveka [The psychological content of the professional development of man]. Moscow, URAO, 2002, 160 p. (in Russ).
14. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg, Rech', 2002, 350 p. (in Russ.).
15. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Moscow, Publishing house of Institute of Psychotherapy, 2002, 490 p. (in Russ.).
16. Junkerov V.I., Grigor'ev S.G., Rezvancev M.V. Matematiko-statisticheskaja obrabotka dannyh medicinskih issledovanij [Mathematical and statistical processing of medical research data]. St. Petersburg, VMedA, 2011, 318 p. (in Russ.).
17. Jusupov I.M. Vchuvstvovanie, proniknovenie, ponimanie [Feeling, penetration, understanding]. Kazan, 1993, 199 p. (in Russ.).
18. Grant A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight. Behaviour Change, 2001, vol. 18, pp. 8-17.
19. Loring W.McA. A Practical Guide to CPI Interpretation. Consulting Psychologists Press, 1988. 105 p.
20. Rogers C. Empatic: an unappreciated way of being. The Counseling Psychologist, 1975, no. 5 (2), pp. 2-10.
Received 11 January 2020
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Мануйлов, Г.В. Особенности эмпатии и рефлексии личности на разных этапах учебной деятельности / Г.В. Мануйлов, Г.Г. Горелова, Е.Ф. Ященко // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13, № 1. - С. 5-13. DOI: 10.14529^200101
FOR CITATION
Manuilov G.V., Gorelova G.G., Yashchenko E.F. The Features of Empathy and Reflection in a Person at Different Stages of Education. Psychology. Psychophysiology. 2020, vol. 13, no. 1, pp. 5-13. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps200101