Научная статья на тему 'Особенности эмоциональных психических состояний студентов-практикантов на уроках'

Особенности эмоциональных психических состояний студентов-практикантов на уроках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1475
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРАКТИКАНТЫ / FEELING / EMOTION / MENTAL CONDITION / STUDENTS / STUDENTSASSISTANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткачева Мария Сергеевна

Обсуждаются результаты эмпирического исследования психических состояний студентов-практикантов на уроках. Психическое состояние педагога представлено как один из основных факторов успешности работы школьников на уроке. Автор анализирует творческие письменные работы студентов-практикантов разных специальностей – физиков, филологов и физкультурников, выявляет общие и специфические, влияющие на эмоциональное состояние педагога, факторы. В качестве универсальных для всех специальностей выявлены помехи, связанные со статусом и малым опытом практикантов, а также с психическим состоянием самих учеников на проводимых студентами уроках. Отмечены различия в форме написания отчетов студентами разных специальностей и особые, влияющие на эмоциональное состояние практикантов, ситуации, связанные со спецификой преподаваемых ими дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF STUDENTS-ASSISTANTS’ FEELINGS AT LESSONS

In the paper we discuss previous results of empiric research of students-assistants’ feelings at their lessons. The teacher’s feelings are one of main factors providing success of the pupil’s work at classes. The author analyzes creative written reports by students of different specialties – Physics, Russian language and literature, Physical training – and detects general and specific factors influencing on teacher’s feeling. The universal hindrances for all specialties are connected with the students-assistants’ status and few experience, and also with the pupils’ mental condition at the students’ lessons. We register the differences of reports’ composition by students of the different specialties and especial situations influencing on studentsassistants’ emotions and connected with specific character of their school subjects.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональных психических состояний студентов-практикантов на уроках»

М. С. Ткачева. Особенности эмоциональных психических состояний студентов-практикантов

N. Tc. Badmaeva); methods of comparative and correlation analyses in complex makes it possible to detect significant differences both in the structural organization of self-regulation and in the structure of inter-functional connections of self-regulation and educational motivation. The author shows that in the sample of "successful" students goal-setting is largely connected with educational cognitive, social motives, motives of prestige; and it is less connected with the motives of creative self-regulation. In the sample of the "unsuccessful" - goal-setting is connected primarily with the motives of failure avoidance; the article marks the fact of the presence of "motivation of well-being", that is seen in the will to receive an approval from teachers, parents and friends (effect of the "positive reinforcement"). The applied aspect of the problem being investigated can be realized in consulting practice of psychological services of educational institutions.

Key words: Student's personality; Self-regulation structure; Success in educational activity; Educational motivation.

УДК 159.9

М. С. Ткачева

Ткачева Мария Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; 83, ул. Астраханская, Саратов, 410012, Россия; E-mail: tkachevam @mail.ru

Обсуждаются результаты эмпирического исследования психических состояний студентов-практикантов на уроках. Психическое состояние педагога представлено как один из основных факторов успешности работы школьников на уроке. Автор анализирует творческие письменные работы студентов-практикантов разных специальностей - физиков, филологов и физкультурников, выявляет общие и специфические, влияющие на эмоциональное состояние педагога, факторы. В качестве универсальных для всех специальностей выявлены помехи, связанные со статусом и малым опытом практикантов, а также с психическим состоянием самих учеников на проводимых студентами уроках. Отмечены различия в форме написания отчетов студентами разных специальностей и особые, влияющие на эмоциональное состояние практикантов, ситуации, связанные со спецификой преподаваемых ими дисциплин.

Ключевые слова: психическое состояние, эмоциональное состояние, студенты, практиканты.

Введение

В настоящей статье предлагаются к обсуждению предварительные результаты нашего исследования эмоциональных состояний студентов-практикантов на уроках в школе. Данная проблема важна и плодотворна для изучения, поскольку психическое состояние педагога многими авторами считается одним из главных факторов, влияющих на усвоение учащимися

References

1. Konopkin O. A. Obchshaya sposobnost'k samoregulyatsii kakfactor subyektnogo razvitiya (The general ability to self-direction as a Hafior of subject's development). Vo-

prosypsikhologii (Questions of psychology) 2004, № 2, pp. 128-135 (in Russian).

2. Morosanova B. I. Stilevye osobennosti .samoregulyatsii lichnosti (The style features of pereonality's self-direction). Voprosypsikhologii (Questions of psychology) 1991, № 1, pp. 121-127 (in Russian).

3. Morosanova B. I., Aronova E. A. Samosoznanie isamoregu-lyatsiyapovedeniya (Self-conciousness and self-direction of behavioA. Moscow, 2007. 214 p. (In Russian).

4. Ptygin G. S. Psikhologiya samostoyatel'nosti (Psychology of self-dependence). Izhevsk; Naberezhnye Chelny, 2009. 408 p. (in Russian).

учебного материала, а начало новой деятельности, с которой впервые сталкиваются практиканты, обусловливает повышенную остроту связанных с ней эмоциональных переживаний. Психические состояния педагогов в последние годы наиболее подробно изучены А. О. Прохоровым [1]. Целью его работы было изучение психических состояний педагогов в разные временные отрезки деятельности и сопоставление данных состояний с продуктивностью труда в эти временные отрезки. Проведенное А. О. Прохоровым исследование показало, что высокая продуктивность урока в существенной мере обусловлена положительными коммуникативными, праксическими, творческими и волевыми психическими состояниями педагога.

Представляет также интерес исследование А. Ф. Сафаровой взаимосвязи психических состояний учителя и учеников на уроке. В нем было показано, что в течение урока психические состояния педагогов претерпевают определенные изменения - снижается интенсивность большинства компонентов, однако в целом общее психическое состояние учителя на уроке положительное, большинство параметров имеет высокие значения в сравнении с «нормой». Кроме того, с увеличением интенсивности всех компонентов психических состояний учителя увеличивается и количество их совпадений с психическими состояниями младших школьников [2].

организация и методы исследования

Мы провели исследование психических состояний субъектов педагогической деятель-

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ НА УРОКАХ

© Ткачева М. С., 2013 183

ности; оно выполнено на основе творческих письменных отчетов студентов-практикантов, картина психических состояний которых на уроке специфична, так как обусловлена отсутствием у них большого опыта преподавания и вытекающей из этого обстоятельства повышенной интенсивностью эмоционального переживания довольно многих учебных ситуаций; кроме того, практиканты работали с учащимися средних и старших классов, динамика психических состояний которых на уроке, по нашему мнению, не всегда совпадает с картиной состояния учителя, как это бывает младших школьников. Основная задача заключалась в том, чтобы выяснить, какие именно обстоятельства отвлекают или сбивают молодых педагогов, нарушая их оптимальное психическое состояние.

Исследование проводилось в рамках руководства педагогической практикой студентов четвертого и пятого курсов СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Материалом для анализа стали их письменные отчеты по психологии на тему «Мое психическое состояние на уроке». Первыми нашими испытуемыми стали студенты специальности «Физика (пед.)», полученное ими задание состояло из пяти пунктов:

1) перечислите, какие ситуации, возникающие на уроке, влияют на ваше психическое состояние положительно, а какие - отрицательно и насколько сильно;

2) какие еще обстоятельства, как связанные с преподаванием, так и не связанные, сказываются на вашем психическом состоянии при проведении урока;

3) какими способами вы настраиваетесь перед уроком и боретесь с отрицательными эмоциями во время урока;

4) проанализируйте подробно имевшую место во время практики ситуацию на уроке, которая нарушила ваше оптимальное рабочее состояние, и опишите, как вы с ней справились;

5) на основании впечатлений от своей практики сделайте вывод, какое значение имеет психическое состояние учителя для успешного усвоения школьниками знаний на уроке.

Другой частью исследуемой нами выборки стали студенты-практиканты специальностей «Русский язык и литература» и «Физическая культура». Задание по психологии для них, по сравнению со студентами-физиками, претерпело небольшое изменение: помимо изложенных пяти пунктов появился еще один, следующий за предложением описать подробно одну негативно повлиявшую на психическое состояние ситуацию. Новый пункт сформулирован так: проанализируйте ситуацию на уроке, в которой на ваше психическое состояние было оказано положительное воздействие, и урок прошел, с вашей точки зрения, лучше, чем ожидалось. Цель этого задания - педагогическая: «уравновесить» анализ негативных впечатлений позитивными.

Анализ и обсуждение результатов

От практикантов-физиков мы получили 31 отчет, что позволяет отследить некоторые тенденции. В первую очередь, следует отметить достаточно широкий спектр указанных студентами ситуаций - потенциальных сбивающих эмоциональное состояние факторов: в общей сложности их было отмечено 19. Во многих случаях одно и то же явление в одной и той же работе упоминалось неоднократно, различалась лишь форма его описания, например: «Учащиеся не готовы к урокку, неспособны излагать свои мысли», «Во время обсуждения материала учащиеся не высказывают свою точку зрения», «Учащимся скучно на уроке, зевают, не заинтересованы уроком», «Ученики не хотят с тобой общаться, никак не удается их увлечь, завладеть вниманием, отсутствие отдачи, дети не стараются». Мы подсчитывали общее количество упоминаний каждого фактора, поскольку считаем количество указаний на него одним испытуемым важным показателем его значимости: чем чаще студент упоминает одно и то же отвлекающее явление при описании различных педагогических ситуаций, тем, соответственно, больше он обращает на него внимания, тем сильнее оно на него действует. Проанализируем общую картину частоты упоминания влияющих на эмоциональное состояние факторов практикантами-физиками (табл. 1).

Наиболее распространенными влияющими на психическое состояние факторами в деятельности педагога являются те, которые обусловлены поведением учеников, не дающим учителю возможности наиболее полно изложить учебный материал и максимально достоверно оценить меру усвоения его учащимися. Среди них стоит, на наш взгляд, выделить преднамеренное некорректное поведение школьников (1-е место), массовое невыполнение учениками домашних заданий (4-е место), отказ учеников выполнять задания на уроке (7-10-е места) и сомнения практикантов в том, как учащиеся их воспримут (15-16-е места). Субъективная значимость этих факторов, как мы полагаем, обусловлена, в первую очередь, молодостью респондентов и вставшей перед ними необходимостью работать с подростками, чьей возрастной особенностью являются стремление к самоутверждению и повышенная конфликтность, и со старшеклассниками, разница в возрасте с которыми у них невелика. Фактически и учащиеся, и практиканты принадлежат к одному поколению и во многом чувствуют эту свою общность. Кроме того, немало студентов проходили практику в тех школах, где не так давно учились сами, что зачастую сказывается на восприятии их учителями, которое вполне может передаться и учащимся. При определенных условиях все эти обстоятельства могут породить у школьников иллюзию необязательности соблюдения всех стандартных требований во время проводимого практикантом

М. С. Ткачева. Особенности эмоциональных психических состояний студентов-практикантов

Фиксация практикантами-физиками эмоциогенных ситуаций

Таблица 1

Ранг Описание ситуации Количество упоминаний

1 Намеренно некорректное поведение учеников (каверзные вопросы не по теме, грубость и т. п.) 27

2 Ученики отвлекаются от темы, шумят, переговариваются между собой 25

3 Появление в классе третьих лиц (завуча, психолога и т. п.), их общение с учениками, как следствие - нехватка времени 18

4 Ученики не готовы к уроку, не выполнили домашнего задания 16

5 Ученикам явно неинтересно содержание урока 15

6 Ученики не имеют на партах необходимых принадлежностей (тетрадей, ручек и др.) 10

7-10 Утомленное состояние учеников по 9

Важные события в личной жизни практиканта, при этом необходимость проведения урока рассматривается как помеха

Проблемы в состоянии здоровья практиканта

Ученики отказываются или не могут выполнить получаемые во время урока задания

11 Ученики опаздывают на урок, и приходится на них отвлекаться 8

12 Неполадки в экспериментальном оборудовании, неудача при проведении эксперимента 7

13-14 Не хватает времени урока для полной отработки плана, необходимость увеличить темп работы по 5

Неуверенность практиканта в своих педагогических умениях (сможет ли правильно провести урок, доступно объяснить материал)

15-16 Сомнения практиканта в том, как его воспримут ученики по 4

Неожиданные трудные вопросы по теме со стороны учеников

17 Ошибки практиканта при объяснении темы 3

18-19 Перед уроком практиканту испортили настроение по 2

В конце урока осталось свободное время

урока, что и создает последнему основные сложности, хотя в действительности в большинстве случаев взаимодействие практикантов с учащимися оказывалось вполне адекватным ситуации. Другие же распространённые сбивающие факторы - отвлечение внимания учащихся от темы урока и шум, отнимающий время приход на урок представителей администрации школы, усталость учеников к моменту проведения данного урока, затрудняющие сосредоточение на уроке проблемы со здоровьем у респондента, - с большой долей вероятности могут возникнуть и на уроке педагога со стажем. Подобные вещи изжить невозможно, и главным здесь становится вопрос о сохранении учителем в этих трудных обстоятельствах оптимального рабочего психического состояния и восстановлении этого состояния у учеников.

Перечисленные выше разнообразные обстоятельства являются общими для преподавателей различных учебных предметов, но существуют помехи, имеющие отношение к особенностям предмета, преподаваемого практикантами: «неполадки в экспериментальном оборудовании, неудача при проведении эксперимента» (12-й ранг). В целом можно было бы ожидать и более частого упоминания подобных помех, но, по-видимому, в течение практики ситуаций с реальными неполадками оборудования и неудачными экспериментами

было немного, хотя уровень сложности оборудования для уроков физики достаточно высок, в связи с этим неординарная ситуация, связанная с его функционированием, была возможна и могла повлиять на общее психическое состояние малоопытного студента-практиканта.

В отчетах практикантов-физиков было выделено восемь способов оптимизации психического состояния во время урока и перед ним, они тоже имеют различную степень распространенности в анализируемой выборке (табл. 2).

Как видно, практиканты владеют небольшим количеством способов регуляции своего психического состояния, и ни один из этих способов не является ведущим, поэтому одной из наших задач будет просвещение студентов - будущих педагогов - в управлении психическими состояниями.

Студенты специальности «Русский язык и литература» сделали 42 отчета: названия и описания влияющих на психическое состояние факторов у филологов содержательно сходны с предыдущими, но имеют отличия в форме изложения. Чаще всего это - текст, напоминающий сочинение, где в той или иной последовательности отражались ответы на все сформулированные в задании вопросы. Существенная часть отчетов начинается с восторженного описания ожиданий от практики, от встречи с детьми и первых уроков, чего не было

Психология социального развития

185

Таблица 2

Способы оптимизации студентами-практикантами своего психического состояния

Ранг Описание способа Количество упоминаний

Всего В %

1-2 Самоубеждение «Урок пройдет хорошо». по 4 по 33

Отступление от объяснения темы, разговор с учениками, шутки

3-4 Репетиции уроков дома по 3 по 25

Заблаговременный расчет времени по плану-конспекту и дальнейшее следование ему

5-7 Общение с товарищами перед уроком по 2 по 17

Преднамеренные мысли о чем-либо приятном

Перепроверка плана-конспекта урока

8 Перепроверка оборудования 1 8

у физиков. Очевидно, этого следовало ожидать, так как в выборке филологов численный перевес имеют более эмоциональные девушки, а у физиков примерно равное соотношение юношей и девушек. Кроме того, филологи, развивая свои языковые и литературные способности, на старших курсах чувствуют себя более уверенно при написании пространных текстов, чем студенты других специальностей. Наиболее распространёнными влияющими на эмоциональное состояние факторами для филологов оказались опасения не успеть объяснить новый материал и помехи со стороны учеников, которые отмечали и физики: неготовность к уроку, намеренное некорректное поведение, утомленное состояние, опоздания.

Аналогичное задание было дано и студентам специальности «Физическая культура», которые на момент написания статьи не закончили свою работу. Для многих студентов-физкультурников, в отличие от студентов других специальностей, процесс развернутого письменного изложения своих мыслей и впечатлений представляет определенную трудность, и средний объем их студенческих отчетов меньше рассмотренных выше отчётов. Кроме того, существенная доля работ представляла собой компиляции более ранних отчетов, уже оценённых положительно, так что установить степень оригинальности каждой работы и истинные психические состояния ее автора можно лишь частично. Предварительно оценивая содержание работ, можно сказать, что те влияющие на психическое состояние факторы и ситуации, которые распространены у физиков и филологов, влияют и на физкультурников. Существуют и специфически влияющие на эмоциональное состояние ситуации, так как данный предмет существенно отличается от большинства других: во многих отчетах фигурирует рассказ о забытой учениками дома спортивной форме и о таких способах наведения порядка на уроке, как задание ученикам физически тяжелого однообразного упражнения: бега, приседаний, отжиманий. При этом студенты-физкультурники более охотно описывают ситуации, вызвавшие у них позитивные эмоциональные переживания: активное участие учеников в подвижных играх, их

желание участвовать в соревнованиях, энтузиазм, радость от достижения успехов. Можно сделать вывод, что физическая культура дает максимально широкие возможности для переживания и положительных, и отрицательных эмоций, так как в этой дисциплине наиболее сильно выражен соревновательный компонент.

Заключение

Анализ полученных данных показывает, что в педагогической деятельности существует множество разнообразных ситуаций, влияющих на эмоциональное состояние учителя. При этом эмоциональные состояния студентов-практикантов отличаются повышенной интенсивностью в силу их ограниченного опыта в данной деятельности. Своей дальнейшей задачей при обработке полученных в описанном и следующих исследованиях данных мы видим выявление «универсальных» влияющих на эмоциональное состояние ситуаций в педагогической деятельности и специфических помех, возникающих на занятиях по различным учебным предметам, а также разработку программы освоения студентами способов оптимизации своего психического состояния.

Библиографический список

1. Прохоров А. О. Особенности психических состояний в обучении // Психологический журн. 1991. Т. 12, № 1. С. 47-54.

2. Сафарова А. Ф. Психические состояния младших школьников и учителей в процессе их взаимодействия на уроке // Психология психических состояний : сб. ст. Вып. 3. Казань ; Набережные Челны, 2001. С. 220-230.

Pecularities of Students-assistants' Feelings at Lessons Mariya Tkacheva

PhD in Psychology, associate professor,

the Chair of Educational Psychology, Saratov State University;

83, Astrahanskaya str., Saratov, 410012, Russia;

E-mail: tkachevam @mail.ru

Л. А. Николаева. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка

In the paper we discuss previous results of empiric research of students-assistants' feelings at their lessons. The teacher's feelings are one of main factors providing success of the pupil's work at classes. The author analyzes creative written reports by students of different specialties - Physics, Russian language and literature, Physical training - and detects general and specific factors influencing on teacher's feeling. The universal hindrances for all specialties are connected with the students-assistants' status and few experience, and also with the pupils' mental condition at the students' lessons. We register the differences of reports' composition by students of the different specialties and especial situations influencing on students-assistants' emotions and connected with specific character of their school subjects.

Key words: Feeling; Emotion; Mental condition; Students; Students-assistants.

References

1. Prokhorov A. O. Osobennosti psikhicheskikh sostojaniy v obuchenii (Features of mental conditions at study). Psikhologicheskin zhurnal (The psychological magazine),

1991, vol. 12, № 1, pp. 47-54 (in Russian).

2. Safarova A. F. Psikhicheskie sostoyaniya mladshikh shkol'nikov i uchiteley v protsesse ikh vzaimodeystviya na uroke (Mental conditios of elementary-school pupils and teachers in the process of their interaction at lesson). Psikhologiya psikhicheskikh sostoyaniy : sbornik statey (Psychology of mental conditions : The collection of scientific articles). Vyp. 3. Kazan' ; Naberezhnye Chelny, 2001, pp. 220-230. (in Russian).

УДК 159.9

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Л. А. Николаева

Николаева Любовь Александровна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова;

14, ул. Советская, г. Ярославль, 150000, Россия; E-mail: k-on@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привязанность к матери играет важнейшую роль в отношениях ребенка с ближайшим окружением на всех этапах его взросления, в частности, в будущих супружеских взаимоотношениях, т. к. личность человека во многом формируется за счет его взаимодействия с людьми, с которыми он себя идентифицирует (родители, сверстники и др.). Взаимоотношения в семье, в которой растет ребенок, влияют на его взаимодействие с близкими ему людьми, а также на формирование отношений в будущей семье. Тип привязанности к матери, оказывает влияние на взаимоотношения между супругами. Супружеские пары, которые обладают безопасным типом привязанности к матери, в конфликтных ситуациях чувствуют себя уверенно: они практически не боятся совершить ошибку. Однако супруги с тревожно-амбивалентным типом привязанности очень сильно зависят от похвалы и страха отвержения. Супруги, обладающие избегающим типом привязанности, избегают социальных взаимодействий, труднее идут на контакт.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, привязанность, развитие ребенка

Введение

В работах зарубежных и отечественных психологов выявлены негативные последствия деструктивных супружеских отношений. Нестабильность в отношениях между супругами негативно влияет на психическое и физическое здоровье всех членов семьи, включая ребенка. Именно в психологически благополучной семье супруги восстанавливают силы, затраченные в

общественной деятельности. В психологически неблагополучной семье такого восстановления не происходит, более того, нервное напряжение в семейных отношениях возрастает и может привести к стрессам и даже нервно-психическим заболеваниям. В случае нестабильности семейных отношений негативному и болезненному влиянию подвергаются и дети (В. Я. Титаренко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Дети из нестабильных семей более склонны к отклоняющемуся поведению, у них может снижаться успеваемость в школе (К. Витек, В. А. Сысенко, В. Ф. Шевчук, В. А. Шелкова).

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Их специфика определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

© Николаева Л. А, 2013 187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.