Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦЕНКИ ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦЕНКИ ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ / ЭМОЦИИ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / DRIVER / PROFESSIONAL / PSYCHOLOGICAL RESPONSE / EMOTIONS / ROAD TRAFFIC / ROAD TRAFFIC ACCIDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макурина А.П., Шпорт С.В., Дубинский А.А., Васильченко А.С.

В оригинальном эмпирическом исследовании с целью определения репертуара эмоций, испытываемых профессиональными водителями в зависимости от их субъективной оценки дорожной ситуации использовали авторский опросник, который даёт возможность определить эмоций у водителей в определённых дорожных ситуациях. Установлено, что в аварийной ситуации у профессиональных водителей происходит смещение спектра негативных эмоций с агрессивного регистра на тревожный. В опасной ситуации водители одновременно испытывали раздражение, возбуждение, страх, испуг, а также спокойствие. Состояние напряжения провоцирует возникновение амбивалентных переживаний в виде отвращения, раздражения, уверенности и спокойствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макурина А.П., Шпорт С.В., Дубинский А.А., Васильченко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL EXPERIENCES OF PROFESSIONAL DRIVERS DEPENDING ON THEIR EVALUATION OF THE ROAD TRAFFIC SITUATION

In this original empirical study, pursuing the objective of identifying the repertory of emotions experienced by professional drivers depending on their subjective evaluation of the road traffic situation, we have used the questionnaire developed by these authors, which makes it possible to identify the drivers’ emotions in certain road traffic situations. It has been established that in accident-related situations the spectrum of professional drivers’ negative emotions moves from the aggressive register to the anxious one. In a dangerous situation the drivers had simultaneously experienced irritation, excitation, fear, fright, and also - composure. The state of tension provokes the emergence of ambivalent experiences in the form of disgust, irritation, confidence and composure.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦЕНКИ ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019 УДК 159.9.072.43

DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11923

исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119034, Москва, Кропоткинский переулок, д. 23 Телефон: 8 (495) 637-10-18 E-mail: 79162603447@yandex.ru

Для корреспонденции

Макурина Анна Павловна - кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский

А.П. Макурина, С.В. Шпорт, А.А. Дубинский, А.С. Васильченко

Особенности эмоциональных переживаний профессиональных водителей в зависимости от оценки дорожной ситуации

Результаты оригинального исследования

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

В оригинальном эмпирическом исследовании с целью определения репертуара эмоций, испытываемых профессиональными водителями в зависимости от их субъективной оценки дорожной ситуации использовали авторский опросник, который даёт возможность определить эмоций у водителей в определённых дорожных ситуациях. Установлено, что в аварийной ситуации у профессиональных водителей происходит смещение спектра негативных эмоций с агрессивного регистра на тревожный. В опасной ситуации водители одновременно испытывали раздражение, возбуждение, страх, испуг, а также спокойствие. Состояние напряжения провоцирует возникновение амбивалентных переживаний в виде отвращения, раздражения, уверенности и спокойствия.

Ключевые слова: водитель; профессионал; психологическая реакция; эмоции; дорожное движение;

дорожно-транспортное происшествие Для цитирования: Макурина А.П., Шпорт С.В., Дубинский А.А. и др. Особенности эмоциональных переживаний профессиональных водителей в зависимости от оценки дорожной ситуации // Российский психиатрический журнал. 2019. №3. С. 11-17. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11923

AP Makurina. SV Shport, AA Dubinsky, AS Vasil'chenko

Peculiarities of emotional experiences of professional drivers depending on their evaluation of the road traffic situation

Original article

V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

In this original empirical study, pursuing the objective of identifying the repertory of emotions experienced by professional drivers depending on their subjective evaluation of the road traffic situation, we have used the questionnaire developed by these authors, which makes it possible to identify the drivers' emotions in certain road traffic situations. It has been established that in accident-related situations the spectrum of professional drivers' negative emotions moves from the aggressive register to the anxious one. In a dangerous situation the drivers had simultaneously experienced irritation, excitation, fear, fright, and also -composure. The state of tension provokes the emergence of ambivalent experiences in the form of disgust, irritation, confidence and composure.

Keywords: driver; professional; psychological response; emotions; road traffic; road traffic accident For citation: Makurina AP, Shport SV, Dubinsky AA, Vasilchenko AS. [Peculiarities of emotional experiences of professional drivers depending on their evaluation of the road traffic situation]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2019;(3):11-7. Russian. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11923

Вождение автомобиля включает одновременное выполнение таких действий, как рулевое управление, торможение и ускорение, непрерывное наблюдение за дорожной ситуацией. В деятельности водителя ведущими характеристиками, определяющими успешность действий, предупреждающих транспортное происшествие, являются: 1) его оперативные качества, т.е. способность быстро, точно и правильно воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию, своевременно вырабатывать адекватное решение и выполнять необходимые ответные действия; 2) эмоциональная устойчивость водителя, его волевые качества, которые могут в определённой мере снижать возможность возникновения чрезмерного нервно-психологического напряжения в критических условиях [1]. Кроме этого, профессиональные водители осуществляют множество дополнительных действий, не связанных с вождением, таких как настройка маршрута в навигаторе или радио, разговор по телефону, коммуникации с пассажирами.

Следует отметить, что 78% дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходят из-за невнимательности водителя при выполнении дополнительных задач, усталости в связи с необходимостью сохранять концентрацию внимания [2, 3].

В зарубежных исследованиях авторами было доказано влияние эмоций на поведение водителя на дороге. К примеру, тревога приводит к опасному и рискованному вождению. Ярость или гнев влекут за собой превышение скорости и большое количество нарушений правил дорожного движения, раздражение может приводить к потере самоконтроля и контроля над автомобилем, нервозность или тревожность влияют на эффективность принятия решений и концентрацию, что приводит к большому количеству совершаемых ошибок. Также выявлено, что и негативные, и чрезмерно позитивные эмоциональные состояния могут значительно влиять на качество и степень безопасности вождения [2, 3].

Кроме того, возраст, пол, опыт вождения или то, насколько вождение доставляет удовольствие, а также уровень мотивации, влияют на эмоциональные реакции. Так, молодые водители испытывают эмоцию гнева в большей степени, чем пожилые участники дорожного движения. Мужчины переживают эмоцию гнева, когда им мешают другие водители; у женщин злость появляется при столкновении с прямой враждебностью, незаконными действиями или препятствиями на пути движения [4-6].

Более того, эмоции модулируют внимание водителей, переориентируясь с задачи вождения на эмоциональные стимулы, что приводит к снижению внимания и обработки информации, оказывая решающее значение на безопасность вождения.

Вышесказанное указывает на то, что эмоции могут быть важным фактором безопасности дорожного движения [6, 7].

Следует отметить, несмотря на большое количество исследований, посвящённых эмоциональным переживаниям в процессе вождения, работ, посвящённых профессиональным водителям, крайне мало. Также в основном отмечался спектр испытываемых эмоций, а влияние их на поведении водителя с учётом специфики дорожной ситуации не было предметом самостоятельных исследований.

В связи с этим цель настоящего исследования состояла в определение репертуара испытываемых профессиональными водителями эмоций в зависимости от их субъективной оценки дорожной ситуации.

Материал и методы

Организация научной работы - эмпирическое исследование обсервационного типа. Исследование проведено на базе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России в 2018 г. Участники исследования - профессиональные водители автодорожных предприятий, проходившие предрейсовые, межрейсовые, после-рейсовые осмотры. В исследование включено 144 участника. Средний возраст составил 50 лет. Средний стаж работы водителем - 10 лет.

Все участники исследования распределены на 2 группы: 1-я группа (n=90) - водители, указавшие на факт ДТП; 2-я группа (n=54) - водители, не указавшие на участие в ДТП. Все участники исследования - мужчины. Группы участников исследования сопоставимы по возрасту.

Для обобщения данных и сопоставления характеристики участников исследования применяли специально разработанный опросник эмоций водителя. Водители должны были отметить те эмоции, которые испытывают в дорожных ситуациях, оцениваемых как опасная, аварийная, напряжённая.

Методику прототипического анализа применяли для определения основных социальных представлений об определённом событии и для структуризации элементов смысловых конструктов (представлений о дорожно-транспортной ситуации), образующих зоны ядра и периферии. Данные обрабатывали в программе Iramuteq [8].

Статистический анализ данных выполняли с помощью программы SPSS Statistics. Анализ данных применяли с помощью таблиц сопряженности и вычислением критерия хи-квадрат (х2), для сравнения - использовали критерий Манна-Уитни (U), критерий Уилкоксона (Т).

Этический аспект. Включение в группу исследования осуществляли на основе информированного согласия участников. Процедура исследования соответствовала принятым этическим стандартам.

Результаты и обсуждение

Посредством дескриптивной статистики была определена частота эмоций у участников в зависимости от оценки характера ситуации (опасная, аварийная и напряжённая) на дороге (рис. 1). В аварийной дорожной ситуации чаще встречались такие эмоции, как тревога, злость, гнев, страх, испуг и озабоченность. При оценке опасной ситуации на дороге преобладало раздражение. В субъективно напряжённой ситуации преобладали эмоции отвращения, уверенности и спокойствия.

С помощью критерия Крускала-Уоллеса были определены значимые различия параметров, отражающих эмоции обследованных в разных ситуациях на дороге (опасной, аварийной и напряжённой). При анализе оценок водителями дорожных ситуаций опасного, аварийного и напряжённого характера выявлены статистически значимые различия между частотой таких эмоций, как возбуждение (Х2=11,5; р=0,003), страх (х2=14,4; р=0,001) и испуг (х2=12,9; р=0,002). Малая частота указанных эмоций наблюдается при оценке ситуации как напряжённой, средняя частота - при субъективно опасной ситуации, большая частота - при оценке ситуации как аварийной.

Были выявлены различия в частоте следующих эмоций при оценке опасной и аварийной ситуаций: возбуждение (Ц=9792,0; р=0,003), страх (и=9792,0; р=0,001) и испуг (и=9072,0; р=0,002). При оценке аварийной и напряжённой ситуации выявлены различия в частоте встречаемости таких эмоций, как отвращение (Ц=9216,0; р=0,019), возбуждение (и=9720,0; р=0,006), гнев

(и=9720,0; р=0,033), страх (и=9360,0; р=0,000), испуг (и=8352,0; р=0,000) и озабоченность (и=10080,0; р=0,044). Восприятие аварийной ситуации провоцирует появление испуга, страха, гнева и озабоченности. Опасную ситуацию отличала представленность эмоции возбуждения, а напряжённую - отвращения. При этом статистически достоверных различий между эмоциями при оценке опасной и напряжённой ситуации на дороге не выявлено.

При анализе различий эмоций с учётом разного характера дорожной ситуации внутри наблюдений были выявлены различия в частоте таких эмоций, как испуг 2=-3,5; р=0,000), тревога 2=-2,8; р=0,005), гнев 2=-2,7; р=0,007), спокойствие 2=-4,3; р=0,000), страх 2=-2,9; р=0,004), уверенность 2=-2,8; р=0,037) и отвращение (2=2,0; р=0,046) между согласованными оценками респондентов аварийной и напряжённой ситуации на дороге. Между оценками опасной и аварийной ситуации на дороге выявлены различия в частоте встречаемости таких эмоций, как испуг 2=-2,8; р=0,029), гнев 2=-2,5; р=0,011), спокойствие 2=-3,1; р=0,002) и раздражение 2=-2,3; р=0,021). Выявлено различие в частоте встречаемости эмоции тревоги 2=-2,5; р=0,014) между оценками водителей как опасной и напряжённой ситуации на дороге. Иначе говоря, оценка аварийности ситуации сопровождается согласованным увеличением частоты выбора эмоций, связанных со страхом, гневом и преобладающей тревогой. Оценка напряжённой ситуации на дороге сопровождается увеличением частоты встречаемости эмоций спокойствия, уверенности,

60

щ

5 50

ш

о;

0 о.

■= 40 ><

л

1 30

л

5 20

о ^

о

л £

о л т

10

1.

ш ^ -I

в

д

ж

и к

л

м н

о

IВ опасной ситуации

В аварийной ситуации

IВ напряжённой ситуации

Рисунок 1. Частота эмоциональных проявлений у участников исследования («=144) в зависимости от характера ситуации на дороге.

А - отвращение; Б - воодушевление; В - тревога; Г - азарт; Д - уверенность; Е - возбуждение; Ж - злость; З - гнев; И - раздражение; К - страх; Л - радость; М - испуг; Н - озабоченность; О - спокойствие.

отвращения и раздражения, что может говорить о восприятии напряжённой дорожной ситуации как помехи с её непринятием и приводить к недоучёту последствий ситуации на дороге. Оценка опасной ситуации приводит к актуализации таких эмоций, как раздражение и спокойствие, что указывает скорее на негативизм, нежели на возникновение эмоций, сопряжённых с мобилизацией в ситуации опасности.

Встречаемость эмоций оценивали с помощью методики прототипического анализа (табл. 1). Так, были выделены категории эмоций, входящих в зону ядра, т.е. в первую очередь ассоциирующиеся с представляемой дорожной ситуацией, и с меньшей частотой в периферическую зону понятий.

Таблица 1. Распределение элементов, образующих зоны ядра и периферии представлений на предложенные смысловые конструкты

Ситуация Эмоции (ранг, частота)

зона ядра зона периферии

Опасная ситуация Спокойствие (1;48) Уверенность (1;35) Тревога (1;33) Озабоченность (1;24) Раздражение (1;18) Возбуждение (1;10) Страх (1;8) Испуг (1;6) Злость (1;5) Азарт (1;3) Гнев (1;2) Отвращение (1;2) Воодушевление (1;1) Радость (1;1)

Аварийная ситуация Тревога (1;37) Уверенность (1;31) Спокойствие (1;30) Озабоченность (1;28) Испуг (1;15) Страх (1;14) Возбуждение (1;11) Гнев (1;10) Раздражение (1;10) Злость (1;9) Азарт (1;4) Радость (1;2) Воодушевление (1;1) Отвращение (1;0)

Напряжённая ситуация Спокойствие (1;58) Уверенность (1;44) Тревога (1;21) Озабоченность (1;19) Раздражение (1;17) Азарт (1;6) Возбуждение (1;5) Воодушевление (1;4) Отвращение (1;4) Страх (1;4) Злость (1;3) Гнев (1;1) Испуг (1;1) Радость (1;1)

С учётом полученных различий в выбранных эмоциях при оценке дорожных ситуаций водителями и расположения эмоций в семантическом пространстве выявлено следующее. Представления об аварийной ситуации по сравнению с опасной и напряжённой ситуацией на дороге проявляются в выраженном спектре негативных эмоций. При этом в зону ядра представлений об аварийной ситуации попадает эмоция испуга, а также повышается тревога. В зоне периферии возрастает частота

встречаемости таких эмоций, как страх и гнев. В периферическую зону начинает входить эмоция раздражения, указывая на смещение спектра негативных эмоций с агрессивного регистра на тревожный.

По сравнению с напряжённой опасная ситуация сопровождается большей выраженностью тревоги. Основными понятиями, входящими в зону ядра представлений о характере дорожной ситуации, стали: спокойствие, уверенность, тревога и озабоченность. Выявленный спектр понятий показывает полярность эмоциональной оценки дорожной ситуации независимо от её характера.

В результатах анализа выделено отличие в частоте определённых эмоций в различных ситуациях на дороге в зависимости от факторов употребления алкоголя, нарушений правил дорожного движения и характера ДТП.

Водители, отмечающие употребление алкоголя не чаще 1 раза в неделю, значимо чаще испытывали эмоции испуга при оценке аварийной ситуации на дороге (х2=7,1; р=0,001), эмоции азарта - в случае опасной ситуации (х2=5,3; р=0,024) и эмоции уверенности - при оценке напряжённой ситуации на дороге (х2=3,7; р=0,049). Лица, употребляющие алкоголь чаще 1 раза в неделю, статистически значимо реже указывали на уверенность при субъективно напряжённой ситуации (х2=4,2; р=0,031).

Водители, нарушавшие ПДД, по сравнению с лицами, не нарушавшими ПДД, значимо реже испытывали эмоцию тревоги в случае оценки ситуации на дороге как аварийной (19,4 и 39,5% соответственно; х2=5,0; р=0,027).

Участники ДТП со смертельным исходом, по сравнению с лицами, которые попали в ДТП без последствий, угрожающим жизни её участников, значимо чаще испытывали раздражение в напряжённой ситуации на дороге (26,7 и 7,9% соответственно; Х2=4,5; р=0,032). Лица, попавшие в ДТП без смертельного исхода, значимо реже выбирали эмоцию отвращения в напряжённой ситуации (0 и 5,8% соответственно; х2=4,4; р=0,036).

Далее была проведена дескриптивная статистика для определения выраженности эмоций в зависимости от фактора попадания/непопадания в ДТП. В случае оценки ситуации на дороге как опасной в группе лиц, попадавших в ДТП, по сравнению с лицами, не попадавшими в ДТП, наиболее часто отмечается выбор таких эмоций, как тревога, уверенность, раздражение, озабоченность и спокойствие. В группе безаварийных водителей была несколько выше частота выбора эмоции страха при субъективной оценке ситуации на дороге как опасной (рис. 2, а).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что при оценке опасной дорожной ситуации водители, попавшие в ДТП (1-я группа наблюдения), отличались выраженными тревожными реакциями,

30 -I

25 -

к

0

£20 Н

><

л

1 15 Н я

о г т я

5 -

и я т

1

1_

■ ■ I | - I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

а)

ГДЕЖЗИКЛМН ■ 1-я группа 2-я группа

30

25 -

§

20

х л

I 15 я

о 2 т я

5 -

о я

3"

1

|| II || || ||.

б)

Д Е Ж 3 И К Л 11-я группа 2-я группа

М

40 п

х

да

5 35

к

о

£-30

х

£ 25

л

| 20 о

ао 2

О

¡5

о

Б

я т

15 -

10 -5 -

в)

1_

|_1

I

Д Е Ж 3 И К 11-я группа 2-я группа

М Н

Рисунок 2. Частота эмоциональных проявлений в группах участников исследования при оценке ситуации на дороге: а - опасная; б - аварийная; в - напряжённая.

А - отвращение; Б - воодушевление; В - тревога; Г - азарт; Д - уверенность; Е - возбуждение; Ж - злость; З - гнев; И - раздражение; К - страх; Л - радость; М - испуг; Н - озабоченность; О - спокойствие.

раздражением. Это сочеталось с уверенностью и спокойствием, отсутствием страха (рис. 2, а). При оценке аварийной ситуации у них была выше частота выбора следующих эмоции: тревога, страх, испуг, озабоченность, уверенность, спокойствие, возбуждение и гнев (рис. 2, б). При оценке аварийной ситуации у них преобладала выраженность негативного спектра эмоций в виде тревожных и фобических реакций. В этой ситуации у них также преобладали уверенность и спокойствие в аварийной ситуации, что можно проинтерпретировать как трудности согласованной оценки актуальной ситуации на дороге. При оценке ситуации как напряжённой была выше частота выбора таких оппозитных эмоций, как спокойствие, уверенность и тревога, озабоченность и раздражение (рис. 2, в). Полученные различия в частоте эмоциональных проявлений указывают, с одной стороны, на высокую самоуверенность и спокойствие в напряжённой ситуации лиц, попадавших в ДТП, а с другой - на их высокую тревожность, озабоченность и раздражение.

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют об особенностях эмоционального реагирования водителей-профессионалов в разных ситуациях дорожного движения. Получены статистически значимые различия эмоциональных переживаний у профессиональных водителей в субъективно опасной, аварийной и напряжённой дорожной ситуации, что может приводить к неадекватным поведенческим реакциям и повышать риск попадания в ДТП.

Было выявлено, что профессиональные водители при субъективной оценке дорожной ситуации как высокоаварийной испытывают такие негативные эмоции, как испуг, тревога, страх, гнев, озабоченность и раздражение. У них происходит смещение спектра негативных эмоций с агрессивного регистра на тревожный.

Профессиональные водители, которые субъективно оценивали ситуацию на дороге как опасную,

Сведения об авторах

испытывали одновременно раздражение, возбуждение, страх, испуг, а также спокойствие, что указывает скорее на негативизм, нежели на возникновение эмоций, сопряжённых с мобилизацией в ситуации опасности.

В субъективно напряжённой ситуации профессиональные водители испытывали эмоции отвращения, уверенности, спокойствия и раздражения, что может говорить о восприятии напряжённой дорожной ситуации как помехи с ее непринятием и приводить к недоучёту последствий ситуации на дороге.

Отличительной чертой водителей - участников ДТП является сочетание негативных эмоций с уверенностью и спокойствием в субъективно аварийной ситуации. В субъективно опасной ситуации водители отмечали возникновение тревоги, раздражения в сочетании с уверенностью и спокойствием. При оценке напряжённой ситуации, испытывали такие оппозитные эмоции, как спокойствие, уверенность и тревога, озабоченность и раздражение.

Анализ эмоциональных переживаний профессиональных водителей с учётом употребления алкоголя выявил: те водители, которые употребляли алкоголь реже 1 раза в неделю, склонны к самоуверенности, интересу и, косвенно, к риску в напряжённой дорожной ситуации и резком возникновении испуга при опасной или аварийной ситуации. Водители, употребляющие алкоголь чаще 1 раза в неделю, в напряжённой ситуации перестают испытывать уверенность в процессе вождения.

Прикладное значение полученных результатов состоит в возможности применения их при профессиональном отборе водителей и построении программ психопрофилактической работы. Совершенствование современных методов сопровождения профессиональных водителей на основе анализа эмоциональных переживаний и субъективной оценки дорожной ситуации может способствовать сокращению числа аварий за счёт адаптации программ и воздействий в соответствии с актуальным состоянием здоровья водителя.

Макурина Анна Павловна - кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) Индекс: РИНЦ AuthorlD: 644685 E-mail: 79162603447@yandex.ru

Шпорт Светлана Вячеславовна - кандидат медицинских наук, ученый секретарь ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России (Москва)

Индексы: РИНЦ AuthorlD: 565257; Scopus AuthorlD: 8315485700 E-mail: svshport@mail.ru

Дубинский Александр Александрович - научный сотрудник Лаборатории психологических проблем судеб-но-психиатрической профилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) Индексы: РИНЦ AuthorlD: 843424; Scopus AuthorlD: 57193513756 E-mail: aleksandr-dubinskij@yandex.ru

Васильченко Алеся Сергеевна - младший научный сотрудник Лаборатории психологических проблем су-дебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) Индекс: РИНЦ AuthorlD: 879472 E-mail: vasilchenko.alesya@gmail.com

Информация о конфликте интересов и источнике финансирования

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в связи с публикацией данной статьи. Работа выполнена в инициативном порядке, не финансируемая.

Литература

1. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) // Психология и право. 2016. Т. 6, No 2. С. 72-92.

2. Trogolo L.A., Melchior F., Medrano L.A. The role of difficulties in emotion regulation on driving behavior. Journal of Behavior // Health and Social Issues. 2014. Vol. 6, No 1. P. 107-177.

3. Gomez R., Popovic V., Bucolo S. Driving: The Emotional Experience and Automotive Design. Fourth International Conference on Design and Emotion, 12-14 July 2004, Middle East Technical University, Ankara, Turkey, 2004. P. 18.

4. Eyben F., Wollmer M., Poitschke T. et al. Emotion on the Road -Necessity, Acceptance, and Feasibility of Affective Computing in the Car // Advances in Human-Computer Interaction. 2010. 17 p. http://dx.doi .org/10.1155/2010/263593

5. Lajunen T., Parker D. Are aggressive people aggressive drivers? A study of the relationship between self-reported general aggressiveness, driver anger and aggressive driving // Accident Analysis & Prevention. 2001. Vol. 33. P.243-255.

6. Mesken J. The role of emotions and moods in traffic. SWOV Institute for Road Safety Research. Netherlands: Leidschendam, 2003. 46 p.

7. Chan M., Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety // Accident Analysis and Prevention. 2013. Vol. 50. P. 147-154.

8. Marchand P., Ratinaud P. L'analyse de similitude appliqueé aux corpus textueles: les primaires socialistes pour l'election présidentielle française // Actes des 11eme Journées internationales d'Analyse statistique des Données Textuelles. Liège, Belgique, 2012. P. 687-699.

References

1. Bulygina VG, Dubinskij AA, Shport SV. et al. [Psychology of high-risk driving (review of foreign studies)]. Psihologija i parvo [Psychology and Law]. 2016; 6 (2): 72-92. Russian.

2. Trogolo LA, Melchior F, Medrano LA. The role of difficulties in emotion regulation on driving behavior. Journal of Behavior. Health and Social Issues. 2014; 6(1): 107-77.

3. Gomez R, Popovic V, Bucolo S. Driving: The Emotional Experience and Automotive Design. Fourth International Conference on Design and Emotion, 12-14 July 2004, Middle East Technical University, Ankara, Turkey, 2004: 18.

4. Eyben F, Wollmer M, Poitschke T, et al. Emotion on the Road -Necessity, Acceptance, and Feasibility of Affective Computing in the Car. In: Advances in Human-Computer Interaction. 2010. 17 p. http://dx.doi. org/10.1155/2010/263593

5. Lajunen T, Parker D. Are aggressive people aggressive drivers? A study of the relationship between self-reported general aggressiveness, driver anger and aggressive driving. Accident Analysis & Prevention. 2001; 33: 243-55.

6. Mesken J. The role of emotions and moods in traffic. SWOV Institute for Road Safety Research. Netherlands: Leidschendam, 2003. 46 p.

7. Chan M, Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety. Accident Analysis and Prevention. 2013; 50: 147-54.

8. Marchand P, Ratinaud P. L'analyse de similitude appliqueé aux corpus textueles: les primaires socialistes pour l'election présidentielle française. Actes des 11eme Journées internationales d'Analyse statistique des Données Textuelles. Liège, Belgique, 2012: 687-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.