Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной сферы беременных женщин'

Особенности эмоциональной сферы беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2848
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заворотных Е. Н.

В 2006 г автором было проведено исследование с целью изучения особенностей эмоциональных состояний беременных и небеременных женщин. Выборку составили 20 беременных и 20 небеременных женщин в возрасте 18-39 лет. Применялись такие методики, как шкала тревожности Спилбергера, разработанное автором структурированное интервью и др. В группе беременных респондентов зафиксирован более высокий уровень эмоционального истощения, ситуативной тревожности и подавленного настроения. Полученные данные коррелируют со многими социально-психологическими факторами, что подтверждает заявленную гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Заворотных Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special characteristics of emotional condition of pregnant women

The specifics of emotional condition of pregnant women is reviewed in mis study. To investigate the problem series of experiments with 20 pregnant and 20 non-pregnant women were run in August September 2006. The age of the sublects in the samples varies from 18 to 39 years. We used such methods as anxiety scale by Spilbergeg, structured interview worked out ourselves and others. The results show that in the group of pregnant women a higher level of emotional exhaustion, nervous strain and distress is registered. The correlation of the acquired data with numerous factors of social psychology prove the stated hypothesis.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы беременных женщин»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ПСИХОЛОГИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

E.H. Заворотных

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Исследователи рассматривают беременность как время эмоционального кризиса, стресса, поворотного пункта, или как некий вид болезни, навязанный женщине.

С точки зрения Д. Пайнз, беременность, в особенности, первая - это кризисная точка в поиске своей женской идентичности1. По определению отечественных авторов, беременность представляет собой физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный в дальнейшем к внеутробному существованию. C.JI. Полчанова считает, что беременность представляет собой качественно новое состояние организма, требующее максимальной работы всех органов и систем2. В.И. Брутман, Н.П. Лалочкина, JI.H. Собчикрассматривают беременность как состояние напряжения, при котором обнаруживаются адаптационные реакции со стороны органов и систем, переводящие организм на другой уровень функционирования, определяемый как «норма беременности».

Мы бы определили беременность как вызванный оплодотворением психофизиологический процесс, ведущий к изменениям в организме и психике женщины и направленный на развитие и появление на свет нового человека3.

А. Бертин полагает, что беременность можно рассматривать как стадию развития. По его мнению, эти этапы связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего4.

Рассматривая беременность как стадию развития, можно выделить основные отличительные характеристики этого периода. Изменения затрагивают три уровня человеческой жизни: физиологический (адаптация материнского организма), психофизиологический (изменения в сенсорных областях)5 и психологический (появление так называемого синдрома беременности).

По мнению Н.В. Боровиковой, данный синдром применительно к беременности - это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения, и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне и имеет определенные временные границы6.

Таким образом, физиологические изменения в организме беременной женщины носят интенсивный характер в начале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним; вероятно, что эмоциональные переживания женщины в течение беременности определяются, главным образом, этим фактором.

© A.B. Трошина, 2006

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени, присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, проявляющаяся в колебаниях фона настроения. Эти колебания могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения - от ощущения скуки, медлительности и возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности7. В.И. Брутман и М.С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и - настороженное ожидание, страх, печаль8. Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния9.

В этот период беременности явно прослеживается изменение конструкта «Я - окружающий мир». Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить как симптом завышенных притязаний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять Феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Так, исследование Н.В. Боровиковой и Л.П. Федоренко показало, что бессознательно каждая забеременевшая женщина обвиняет своего мужчину в недостаточном внимании к себе и будущему ребенку10.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по отношению к окружающим, а в особенности - к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации, сопровождающимся духовным отчуждением.

Также, в связи с физиологическими изменениями, происходящими с беременной женщиной, может возникнуть симптом сексуальной неполноценности периода беременности.

Следующим, и одним из самых ярких и эмоционально насыщенных симптомов, является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается в желании, с одной стороны, наконец родить, а с другой стороны - избежать родов (И.А. Винтер, В.Г. Хауф и др.)11.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения. Этот этап беременности отличают телесный дискомфорт и усталость по мере приближения родов. Тогда же имеют место характерные колебания настроения.

Завершающим симптомом синдрома беременности является «пигмалионизация» родившегося ребенка: его переход в восприятии матери от фантастического образа к реальному. Подобно Пигмалиону, мать влюбляется в собственное создание.

Таким образом, описанный выше синдром, по убеждению Н.В. Боровиковой, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем, его симптомы могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко вышеуказанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности.

Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины - периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть матерью.

Эмоциональная сфера беременных женщин сравнительно мало освещена в психолого-педагогической и медицинской литературе, и поэтому представляет широкий спектр тем для изучения.

С целью рассмотрения особенностей эмоциональных состояний беременных и небеременных женщин, нами был проведено исследование в августе-сентябре 2006 г. В нем приняли участие 20 беременных женщин 18-39 лет и 20 небеременных женщин того же возраста, живущих на станции Ясная Читинской области. В обеих выборках в одинаковом количестве были представлены учащиеся различных учебных заведений (студентки) и работающие женщины.

На первом этапе мы подобрали методы исследования эмоциональных состояний беременных и небеременных женщин. Они по единой программе добровольно проходили психологическое обследование в условиях женской консультации. В исследовании применялись следующие методики: методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) и шкала тревожности Ч.Д. Сгшлбергера. Также использовалось разработанное нами специально для этого исследования структурированное интервью, на котором женщины отвечали на вопросы о сроке беременности, желанности беременности, отношениях в семье, своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях, планах, связанных с ребенком и будущей жизнью, представлении о родах и послеродовом периоде. В интервью включались вопросы, направленные на выявление особенностей протекания онтогенетических этапов формирования материнской сферы.

Количественный анализ достоверности полученных результатов проводился нами ■при помощи такого метода математической статистики, как критерий Манна - Уитни.

Данные интервью позволили выявить ценность ребенка для матери и особенности

пртгилггА^ппрлт/лгл ллллглтпт г* апмглтплттмп »г^гапг* V млЛлтгшг тотл^л Лтллтглтттгтмг ллгтот г»л кх ¿1^1X4/1 О Ч/ Ч/ А О/И1ДЛ IX. V ЛДАЧ/ЦАЧ'.&иАУЯ Ши.ХЧ'рГЛ Л и Д. и!шУУ ипр^д^ш X А*

психологический статус будущей матери.

В процессе интервьюирования было выявлено, что у всех беременных респондентов беременность является желанной, у 60 % - запланированной. 80 % респондентов состоят в зарегистрированном браке, 15 % - живут в гражданском браке, 5 % - будущие матери-одиночки. 70 % испытуемых охарактеризовали отношения в семье как благополучные, 20 % - как нормальные, 10 % - как не сложившиеся. У 75 % испытуемых эта беременность первая, у 20 % - вторая, у 10 % - третья.

Изменение эмоционального состояния в период беременности отметили 85 % испытуемых. Для 65 % характерно снижение настроения, быстрая усталость - для 75 %, апатия-для 55 %. 15 % свойственны вспышки «немотивированной» агрессии, у 20 % постоянно присутствует ничем не объяснимая тревога, слезливость.

Ответы беременных на вопрос о том, что их беспокоит, распределились следующим образом: если в первой половине беременности большинство женщин беспокоят забота и тревога о собственном здоровье, то во второй половине, особенно после шевеления плода, все мысли и заботы направлены на благополучие плода, который начинает восприниматься как отдельно существующее лицо. 60 % будущих матерей из числа респондентов часто обращается к ребенку с ласковыми словами.

Наряду с этим у женщины появляется чувство утраты своих прошлых привязанностей и привычек в угоду предстоящему материнству, возникают опасения относительно потери привлекательности, изменений во взаимоотношениях с мужем.

Так, у 65 % женщин вызывает недовольство потеря привлекательности для мужа (большой живот, отечность, снижение настроения), 35 % женщин сожалеют о том, что беременность не позволяет им в полную силу исполнять свои профессиональные обязанности. У 65 % беременных женщин присутствуют страхи: страх перед родами выявлен у 65 %; страх перед несостоятельностью общения с буцущим малышом - у 40 %; страх перед смертью во время родов - у 30 %; страх перед изменением образа жизни после рождения малыша - у 10 %; страх перед материальными трудностями - 35 % респондентов.

Таким образом, итоги интервью беременных женщин показали, что большинство признает изменения в эмоционально-личностной сфере в период беременности, которые проявляются в наличии страхов, недовольстве изменением образа жизни и внешнего вида, непонимании близких и т. п.

Результаты проведенного нами в условиях поликлиники изучения оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (методика САН) у беременных и небеременных женщин, были подвергнуты как количественному, так и качественному анализу.

Полученные результаты показывают, что оценки оперативных состояний самочувствия, активности и настроения у беременных и небеременных женщин различны. Так, только у 5 % небеременных женщин выявлен неблагоприятный уровень эмоционального состояния по фактору самочувствие, тогда как среди беременных женщин неблагоприятный уровень выявлен у 50 % испытуемых. Снижение активности не выявлено ни у одной небеременной женщины, тогда как у беременных снижение активности отмечено у 40 % женщин; по фактору настроения 100 % небеременных женщин находятся на среднем или благоприятном уровне, тогда как у 55 % беременных женщин выявлен неблагоприятный уровень.

Такие различия в самочувствии, на наш взгляд, связаны с большими эмоциональными нагрузками беременных женщин, гормональными изменениями, происходящими в их организме повышенной ответственностью з& жизнь будущего ре^енкэ., что влечет за собой большие затраты психической энергии, и как следствие, возникновение эмоциональных нарушений.

В результате применения методики Ч.Д. Спилбергера можно констатировать, что для беременных женщин, в отличие от небеременных, характерен больший процент высокого уровня ситуативной и личностной тревожности.

Относительно небеременных женщин высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 15 % респондентов, тогда как среди беременных он выявлен у 80 %. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 20 % небеременных, а у беременных он составляет 90 %.

Таким образом, ситуативная или реактивная тревожность, характеризующаяся субъективно переживаемыми эмоциями - напряжением, беспокойством, озабоченностью и нервозностью - ярко выражена в группе беременных респондентов. Реактивная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, которую, на наш взгляд, вызывает беременность. Это, по нашему мнению, связано с переживаниями будущей матери о состоянии своего здоровья, о здоровье будущего малыша, переживаниями о надвигающихся родах и т. д.

В целом, подводя итоги диагностики, мы можем отметить, что в группе беременных респондентов прослеживается ухудшение эмоционального состояния. Это проявляется

в эмоциональном истощении, преобладании подавленного настроения, в высоком уровне ситуативной тревожности. Сравнивая группы беременных и небеременных женщин, мы видим, что среди беременных эти проявления значительно выше; по нашему мнению, это является результатом влияния беременности на эмоциональную сферу. Наиболее целесообразным в данном случае было бы применение профилактической программы психологической помощи, направленной на снятие эмоционального напряжения и негативных эмоциональных состояний у беременных респондентов.

Проведение математической обработки подтвердило полученные результаты.

Обработка данных по методике САН по методу Манна-Уитни показала, что эмпирическая величина U = 17, что меньше U^. = 138 (р < 0,05), следовательно, наша гипотеза о том, что беременные превосходят по уровню неблагоприятного эмоционального состояния небеременных женщин, подтверждается.

Обработка данных по методике Спилбергера показала, что эмпирическая величина U = 42, что меньше U . = 138 (р < 0,05), следовательно, подтверждается наша гипотеза о том, что беременные женщины превосходят по уровню тревожности небеременных. Это, на наш взгляд, связано с тем, что в период беременности у женщины происходят изменения на физиологическом уровне, и, как следствие, возникают изменения в эмоциональном состоянии.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и проведенное нами исследование подтвердили, что тема изучения эмоциональных состояний у беременных женщин весьма актуальна на сегодняшний момент.

' О вашем здоровье, женщины / Под ред. В.И. Кулакова, М, 1991. С. 15.

2 Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме // Перинатальная психология и медицина. СПб., 2001. С. 23.

3 Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 156.

* Бертин А. Возможности развития. М., 1992. С, 125.

5 О вашем здоровье, женщины / Под ред. В.И. Кулакова. М, 1991. С. 28.

6 Батуев A.C. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 101.

7 Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. СПб., 2000. С. 110.

8 Симкин П. и др. Гид по беременности. М., 1998. С. 44.

' Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин, психиатрия. 1992. № 2. С. 52.

10 Ланцбург М.Е. Указ. соч. С. 66.

" Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Указ. соч. С. 156.

[Рецензент: докт. психол. наук, проф. АЛ. Свенцицкий]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.