Научная статья на тему 'Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников'

Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3830
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Г.Н., Кулешова Н.В.

Статья посвящена изучению проблемы адаптации младших школьников к школьному обучению. Представлены результаты изучения эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников. Изучены особенности эмоциональной сферы, эмоционального отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста на этапе адаптации к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Г.Н., Кулешова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников»

УДК: 159.9.072.43-373.31

Жулина Г. Н.

к.психол.наук, доцент Южный федеральный университет

Кулешова Н. В.

магистрант, Южный федеральный университет

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Статья посвящена изучению проблемы адаптации младших школьников к школьному обучению. Представлены результаты изучения эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников. Изучены особенности эмоциональной сферы, эмоционального отношения к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста на этапе адаптации к школе.

Ключевые слова: школьная адаптация, эмоциональная сфера, младшие школьники.

Проблема адаптации младших школьников к школьному обучению является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования. С поступлением в первый класс дети входят в новую социальную ситуацию развития, игровая деятельность сменяется учебной деятельностью, изменяется социальный статус из дошкольника в школьника, у детей появляются не только новые права и обязанности, но и требования школы, которые они должны соблюдать. Именно на этапе адаптации к школе закладывается потенциал ученика, успешность обучения, всестороннее развитие, происходит становление личности.

По мнению Э.М. Александровской, школьная адаптация представляет собой «процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой». [1, с. 43]

Проблемы адаптации младших школьников к школьному обучению изучались такими исследователями как Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, В. В. Гагай, И. В. Дубровина и др.

В. В. Гагай, К. Гринева К.Ю. рассматривают школьную адаптацию как сложное целостное явление, в котором можно выделить следующие компоненты и критерии успешной школьной адаптации: 1. Когнитивный компонент включает уровень развития самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний; 2. Эмоциональный компонент включает в себя эмоциональное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги, уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности: положительный эмоциональный фон, адекватная самооценка, высокий уровень притязаний;

3. Поведенческий компонент отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми, успешность вхождения ребенка в социальную группу: мотивация достижения успеха, благоприятный социометрический статус [2].

На наш взгляд, определяющее значение для младших школьников на этапе школьной адаптации имеет эмоциональная сфера. Проведенное нами исследование (2015) показало, что большинство обучающихся младших классов (53%) эмоционально положительно относятся к обучению в школе, готовы к выполнению учебных задач и взаимодействию с учителем [4]. Неблагоприятный эмоциональный фон негативно сказывается на учебной мотивации младшего школьника. Так, наше исследование (2016) показало, что чем выше уровень школьной тревожности младшего школьника, тем ниже его учебная мотивация [3].

32

Исходя из этого, целью нашего исследования явилось изучение особенностей эмоционального компонента школьной адаптации младших школьников. В исследовании принимали участие 82 человека, обучающиеся 1 классов МБОУ «Родионово - Несветайская СОШ № 7» Родионово-Несветайского района Ростовской области, из них 44 мальчика и 38 девочек. Мы использовали проективный тест «Домики» (автор О. А. Орехова). Целью методики является изучение эмоционального самочувствия ребенка, переживание состояния равновесия или тревоги.

Исследование показало следующие результаты.

1. Методика позволяет описать показатели вегетативного коэффициента (ВК) (таблица 1). Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.

Таблица 1 - Распределение младших школьников по показателям вегетативного коэффициента (в %)_

ВК Всего Девочки Мальчики

Хроническое 3,6% (3 чел.) 1,2% (1 чел.) 2,4% (2 чел.)

переутомление

Компенсируемое 27% (22чел.) 10%(8 чел.) 17% (14 чел.)

состояние усталости

Оптимальная 68,2% (56 чел.) 34,1% (28 чел.) 34,1% (28 чел.)

работоспособность

Перевозбуждение 1,2% (1 чел.) 0 1,2% (1 чел.)

По данным таблицы 1 можно отметить, что у 3,6% наблюдается хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Из них 1,2% - девочки и 2,4% -мальчики. Это свидетельствует о том, что данные нагрузки непосильны для ребенка. У 27% первоклассников компенсируемое состояние усталости. Из них 10% девочек, 17% мальчики. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 68,2% первоклассников обладают оптимальной работоспособностью. Из них 34,1% девочки, 34,1% мальчики. Эти дети отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. У 1,2% - мальчик, наблюдается перевозбуждение, это говорит о том, что ребенок работает на пределе своих возможностей, что может привести к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство первоклассников обладает оптимальной работоспособностью: нагрузки соответствуют возможностям и образ жизни этих детей позволяет восстанавливать затраченную энергию. Статистический анализ половых различий показателей вегетативного коэффициента не показал наличия значимых различий.

2. Методика позволяет рассчитать показатели преобладающего эмоционального фона и суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) (таблица 2). Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

Таблица 2 - Распределение младших школьников по преобладающему эмоциональному фону (в %)_

СО Всего Девочки Мальчики

Преобладание отрицательных эмоций 15% (12 чел.) 3% (2 чел.) 12% (10 чел.)

Нормальное эмоциональное состояние 45% (37 чел.) 13% (11 чел.) 32% (26 чел.)

Преобладание положительных эмоций 40% (33 чел.) 30% (25 чел.) 10% (8 чел.)

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что у 15% первоклассников преобладают отрицательные эмоции, из них 12% - мальчики, 3% - девочки. У этих детей доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно. У 45% испытуемых эмоциональное состояние в норме, из них 32% -мальчики, 13% - девочки. Дети могут радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. У 40% - преобладание положительных эмоций. Из них 10% - мальчики, 30% - девочки. Такие дети веселы, счастливы, настроены оптимистично.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства первоклассников эмоциональное состояние в норме. Статистический анализ показал наличие значимых половых различий по преобладающему эмоциональному фону (р = 0,0001). У девочек преобладают положительные эмоции. Они веселы, счастливы, настроение оптимистично.

3. Методика позволяет определить тип развития эмоциональной сферы (РЭС), который определяет вероятностный прогноз дальнейшего развития личности ребенка, его успешность в школе и обществе (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение младших школьников по типу развития эмоциональной сферы (в %)_

Тип РЭС Всего Девочки Мальчики

1 тип 21% (17чел.) 11% (9 чел.) 10% (8 чел.)

2 тип 13,4% (11чел.) 8,5% (7чел.) 4,9% (4 чел.)

3 тип 30,4% (25 чел.) 15,8% (13 чел.) 14,6% (12 чел.)

4 тип 35,2% (29 чел.) 11% (9 чел.) 24,2% (20 чел.)

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что у 21 % детей диагностируется 1 тип РЭС, из них 10% - мальчики и 11% - девочки. Дети с первым типом РЭС имеют высокий уровень ресурсов психического здоровья, обеспечивающего психологическую готовность к школе и жизни. Они правильно дифференцируют эмоции: ярко выраженное предпочтение позитивных и отвержение негативных эмоций. Обладают оптимально правильным эмоциональным восприятием мира и высоким уровнем развития когнитивной сферы (нет проблем с учебой). Имеют хорошее эмоциональное здоровье, обеспечивающее устойчивость к стрессу и правильные модели поведения в обществе.

Ко 2 типу РЭС относится 13,4% первоклассников, из них 4,9% - мальчики и 8,5% -девочки. Дети со вторым типом РЭС так же относятся к группе детей с высоким уровнем ресурсов психического здоровья, но, не различающий некоторые противоположные эмоции. Это - высокоинтеллектуальный тип, но сомневающийся в различении некоторых эмоций (амбивалентность позитивных и негативных эмоций). Это затрудняет у таких детей принятие волевого решения и делает этот тип менее устойчивым к стрессу, чем 1 тип РЭС. Дети этого типа обычно не имеют проблем с обучением. Однако в условиях стресса у них могут углубиться эмоциональные проблемы, что приводит к переходу в более проблемные - 3 или 4 - типы РЭС.

У 30,4% диагностируется 3 тип РЭС, из них14,6% - мальчики и 15,8% - девочки. Дети с 3 типом РЭС имеют обратную дифференциацию эмоциональной сферы: предпочитают негативные и отвергают позитивные эмоции. Вследствие этого у них происходит эмоционально-нравственная дезориентация. Это формирует у детей удовлетворительные эмоциональные ресурсы для жизни и работы, но недостаточные для управления своим поведением, особенно в условиях стресса.

У 35,2% диагностируется 4 тип РЭС, из них 24,2% - мальчики и 11% - девочки. Низкие эмоциональные ресурсы вследствие имеющих место затруднений волевой сферы и эмоционально-нравственной дезориентации, обуславливают срывы адаптации. По этой причине дети 4-го типа часто имеют проблемы физического и психического здоровья, невротизированость, проблемы адаптации, физических ресурсов (т.е. не только психолого-

34

педагогические проблемы, неуспеваемость и проблемное поведение в школе, но и медицинские).

Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне развития эмоциональной сферы, преобладают 3 и 4 типы развития. Статистический анализ половых различий типа развития эмоциональной сферы не показал наличия значимых различий.

Методика позволяет определить эмоциональное отношение ребенка к школе и учебной деятельности (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение младших школьников по эмоциональному отношению к школе и учебной деятельности (в %)_

Эмоциональное отношение Всего Девочки Мальчики

Положительное отношение 61% (50 чел.) 29% (24 чел.) 32% (26 чел.)

Амбивалентное отношение 10% (8 чел.) 6% (5 чел.) 4% (3 чел.)

Негативное отношение 29% (24 чел.) 11% (9 чел.) 18% (15 чел.)

По данным таблицы 4 можно сказать, что у 61% детей наблюдается положительное отношение к школе, из них 29% - девочки и 32% - мальчики. При раскрашивании дети пользовались основными цветами, преобладают позитивные эмоции. Отмечается положительное отношение к учителям, сверстникам и учебе. Превалируют учебные мотивы. Дети доброжелательны, открыты, стремятся к общению с одноклассниками.

У 10% наблюдается амбивалентное отношение к школе, из них 6% - девочки и 4% -мальчики. У этих детей отмечаются частая смена настроения, несформированная потребность в общении. Учебная мотивация не развита. Дети доброжелательны, но робки, застенчивы, не уверены в себе. Возможна конфликтность при стремлении к общению со сверстниками и взрослыми.

У 29% - негативное отношение к школе, из них 11% - девочки и 18% - мальчики. Таким детям характерно превалирование отрицательных эмоций, негативное отношение к учителям, сверстникам и школе. У детей выявляется низкая или несформированная потребность в общении. Учебная мотивация неразвита.

Можно сделать вывод, что у первоклассников преобладает положительное отношение к школе. Изучение половых различий отношения к школе и учебной деятельности свидетельствует о том, что и у девочек, и у мальчиков практически одинаковые показатели положительного и амбивалентного отношения к школе и учебной деятельности, однако у мальчиков показатели негативного отношения к школе и учебной деятельности выше, чем у девочек. Статистически значимых различий нет.

Таким образом, изучение эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников позволяет сделать следующие выводы:

- большинство первоклассников обладает оптимальной работоспособностью: нагрузки соответствуют возможностям и образ жизни этих детей позволяет восстанавливать затраченную энергию;

- эмоциональный фон у большинства первоклассников в норме;

- преобладающими у первоклассников оказались проблемные 3 и 4 типы развития эмоциональной сферы; низкий уровень развития эмоциональной сферы;

- у большинства первоклассников преобладает положительное отношение к школе;

- статистически значимые половые различия выявлены в отношении преобладающего эмоционального фона, положительный эмоциональный фон преобладает у девочек (р = 0,0001).

Таким образом, проблема адаптации младших школьников к школьному обучению не теряет своей актуальности в настоящее время. Проведенное исследование показало необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе. Это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и

коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Литература:

1. Александровская Э. М. Развитие психических функций ребенка в процессе игры // Аутизм и нарушения развития. - 2012. - № 3. - С. 43-58.

2. Гагай В. В., Гринева, К. Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: ООО «Элит-Печать». - 2013. - № 2. - С. 33-43.

3. Жулина Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте//Таврический научный обозреватель. - 2016. -№ 2 (7). - С. 123-127.

4. Жулина Г. Н., Кулешова Н. В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению // В сборнике: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция: сборник научных статей. - 2015. - С. 208-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.