Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаронова М.А.

В работе представлен анализ психолого-педагогической литературы по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. рассмотрены труды психологов и педагогов по данной теме. Представлены особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаронова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

The paper presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the development of emotional intelligence in preschool children. the works of psychologists and teachers on this topic are considered. The features of the development of emotional intelligence in preschool children are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

психология (рбусиошоу)

УДК 159.9

Шаронова М.А.

студентка 5 курса Казанский (Приволжский) федеральный университет Елабужский институт (филиал) (г. Елабуга, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в работе представлен анализ психолого-педагогической литературы по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. рассмотрены труды психологов и педагогов по данной теме. Представлены особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, эмоциональный интеллект, особенности развития.

Проблема эмоционального интеллекта обширна, актуальна и разнообразна. Концепция эмоционального интеллекта деятельно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии. Анализ концептуальных подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта представляет, что особую значительность она приобретает в период дошкольного детства. Это связано с тем, что именно в дошкольном детстве эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы правления под влиянием социальных условий жизни и воспитания [4].

В психологической литературе имеется несколько подходов к пониманию содержания определения эмоционального интеллекта, а также к вопросу о потенциале и необходимости его развития в течении всей жизни. Всё же

125

несмотря на отличия есть обусловленные положения, которые связывают разнообразные концепции.

Эмоциональный интеллект является способностью назначать, понимать, использовать и распоряжаться собственными эмоциями социально приемлемым образом, дозволяющим результативно общаться, решать проблемы, а также выражать эмпатию по отношению к другим людям.

Ребенок с выработанным эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на действия. Это помогает ребенку верно воспринимать критику, понимать других и отвечать им адекватной реакцией. Навык распознавания своих переживаний и других людей обнаруживается многоплановым и сложным, который складывается постепенно. Начиная с рождения, дети погружаются в социальную реальность. Взаимодействия ребенка с близкими людьми совершается через мимику и жесты. Психологи обнаружили, что эмоции -культурный феномен, проявление и вырабатывание которого зависит от обучения. В зависимости от социальной среды ребенок учится быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила формулирования эмоций очень зависит от конституции нервной системы [2].

В советской психологической науке эмоциональный интеллект было впервые употреблено Г.Г. Гарсковой. Автор эмоциональный интеллект описывала как способность постигать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и распоряжаться ими на основе интеллектуального анализа.

В психолого-педагогической литературе эмоциональный интеллект условно делят на 4 компонента: стимулирование мышления, понимание, управление и восприятие. Данные компоненты с трехлетнего возраста начинают регулярно выражаться у детей. Таким образом, эмоциональный интеллект выражает прямое воздействие на вырабатывание таких личностных характеристиках как чуткость в понимании межличностных взаимоотношений, самоконтроль и самосознание [3].

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В период дошкольного детства приключается существенное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Такое многообразие контактов обогащает эмоциональную сферу ребенка.

Детям дошкольного возраста еще крайне сложно уяснить какое чувство они испытывают в определенный момент. Однако некоторые эмоции детьми уже идентифицируются. Научить ребенка распознавать эмоции является основной целью формирования эмоциональной сферы. Далее придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это существенные шаги в развитии эмоционального интеллекта [1].

Таким образом, проблема эмоционального интеллекта находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. В основе эмоционального интеллекта лежит понимание эмоций и управление ими. Характерной особенностью эмоционального интеллекта выступает его направленность на анализ значимой для человека информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2017. № 2. С. 104-109. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

Микляева Н.В. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников: Метод. пособие. — М.: АРКТИ, 2019. 160 с. Тавстуха, О. Г. Педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. № 2 (30). С. 78-83.

Sharonova M.A.

5th year student Kazan Federal University Elabuga Institute (branch) (Elabuga, Russia)

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the paper presents an analysis ofpsychological and pedagogical literature on the development of emotional intelligence in preschool children. the works ofpsychologists and teachers on this topic are considered. The features of the development of emotional intelligence in preschool children are presented.

Keywords: preschool children, emotional intelligence, features of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.