Научная статья на тему 'Особенности эмоционального интеллекта подростков'

Особенности эмоционального интеллекта подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7990
929
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Ю. В.

В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, выявленные в ходе люнгитюдного исследования учеников Московской средней школы № 1272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGERS

The results of empirical research of features of emotional intelligence at the teenage age, revealed in the course of a longitudinal research of pupils of the Moscow high school № 1272 are presented in the work.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта подростков»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Ю.В. ДАВЫДОВА

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, выявленные в ходе люнгитюдно-го исследования учеников Московской средней школы № 1272.

Феномен эмоционального интеллекта признается во всем мире все большим числом исследователей. Важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримо.

В одной из своих последних работ Р. Штернберг (2003), отвечая на вопрос, что же такое успешный интеллект и каково его определение, пишет, что «интеллект определяется в терминах способности человека достигать успеха в жизни с позиции его индивидуальных стандартов, в рамках его социокультурного контекста». Там же он указывает, что интеллект больше соотносится с персональными целями, нежели с набором неких стандартизированных, искусственно созданных целей для абстрактного большинства. Другими словами, он выделяет роль самой личности в достижении успеха.

Очевидно, что в повседневной жизни мы ощущаем различие между двумя уровнями интеллекта. Часто можно встретить людей, которые наряду с высоким показателем тестируемого интеллекта (стандартизированная «цель») отмечают существенные трудности социального взаимодействия (несоответствие своим индивидуальным стандартам). И есть люди с низким показателем интеллектуального развития, которые легко контактируют с другими людьми, общительны и в конечном итоге добиваются неплохого места в жизни. Дело в том, что задачи, которые ставит перед нами жизнь, как правило, не имеют ничего общего с теми задачами, которым нас обучают в школе. В жизни трудно встретить задачу с определенными неизменными условиями и единственным правильным ответом. Практически это невозможно. Тем более сложно представить себе жизненную ситуацию, в которой, столкнувшись с какой-то проблемой, мы бы действовали совершенно отстраненно, неэмоционально. Академические задачи не предполагают эмоциональной реакции во время решения и в связи с результатом. Однако на практике эмоции человека влияют на ход решения задачи. Попытка закрыть на это глаза является непростительной ошибкой.

Р. Штернберг отмечает, что жизненный успех обеспечивается сильными сторонами личности, из которых она извлекает максимум выгоды, и кор-

ректировкой тех слабостей, которые у нее имеются. Люди с интеллектом, которых можно назвать успешными, прекрасно осознают свои сильные и слабые стороны; успешный человек может как изменить себя, подстраиваясь под задачи внешней среды, так и изменить элементы окружающей среды, чтобы это было выгодно для него. Р. Штернберг приходит к выводу, что успех возможен при наличии баланса не только аналитических способностей человека, но также его творческих и практических навыков. Аналитические способности используются в этом случае для анализа, оценки, сравнения, сопоставления и принятия решения; творческие способности для создания, открытия и исследования нового, а практические навыки для применения всего этого в жизни.

Л.С. Выготский (2002) установил связь между эмоциями человека и его мышлением, отмечая что «мышление возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней». Задолго до зарубежных авторов он указал на совместную работу интеллектуальных и эмоционально-волевых сфер личности человека по обеспечению успешного функционирования и адаптации человека в окружающей среде.

Как отмечает И.Н. Андреева, в ряде современных зарубежных и отечественных теорий «эмоция» рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций и стало возможным появление категории «эмоциональный интеллект».

Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. И как ответ на практический запрос появилась теоретическая концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается зарубежной и отечественной психологии.

Данная концепция появилась в 1990 г. в связи с введением в научноый обиход термина «эмоциональный интеллект», предложенного П. Саловеем и Дж. Майером. Своей необычайной популярностью эта концепция обязана работе Д. Гоулмена, который в 1995 г. выпустил монографию «Эмоциональный интеллект», задача которой была популяризировать данное понятие и дать общий обзор уже проведенных исследований в этой области.

Интересным представляется обоснование концепции с анатомической и физиологической точки зрения, которое предложил автор. В своих работах он пишет о том, что нейронные системы, отвечающие за интеллект и эмоции, конечно, разделены, но взаимосвязаны. Он описывает нейронную основу эмоционального интеллекта, ссылаясь на работы по исследованию зрительного анализатора Ле Докса. Исследования этого автора показали, что сенсорный сигнал от сетчатки глаза идет сперва в таламус, а затем, через единственный синапс, в миндалевидное тело (миндалина). Второй сигнал из таламуса следует в неокортекс - думающий мозг. Это разветвление позволяет миндалине начать ответ раньше неокортекса, который обрабатывает поступившую информацию еще в нескольких областях мозга до такого состояния, когда она будет полностью воспринята и осознана и на нее будет выработан соответствующий ответ.

Д. Гоулмен в своей монографии утверждает, что это открытие Ле Док-са поистине революционно для понимания эмоциональной жизни человека, потому что оно впервые объяснило нейронный путь эмоций, который опережает и, по сути, игнорирует неокортекс, т.е. думающий мозг. Те чувства, которые возникают, проходя через миндалину, являются наиболее сильными и примитивными. И этот обходной путь эмоций многое объясняет, например, то, почему эмоции обладают такой силой и с легкостью подавляют рациональное начало в человеке.

Итак, эмоциональный интеллект, по мнению Д. Гоулмена, это умение «быть в состоянии обуздывать эмоциональный импульс, читать наиболее глубокие внутренние чувства другого человека, уравновешенно регулиро-

ватт. г\'тиг\тттАит,гсгчч итп тлм/а ттпттх^т1тттл^ттихтг\ т>а\ггиг\ ттттсг лгит ахлтсг ттг^тл-г»ггг\гча^лтти_

и. х и ку х хх\_/ 11.^ А V-*уахч*' .IXхх х х хх^хх V/ х^к4-ухухх\_г /л,Vх^х jj.Txwxxxx.sx хл|^х1 VIIV/JXXX

ваться к различным жизненным ситуациям.

Д. Гоулмэн описывает пять базовых свойств, или составляющих, эмоционального интеллекта. Они основаны на пяти доминантах, выявленных Мейером и Саловей в их исследованиях. Большинство ученых также сходятся во мнении, что в качестве составляющих эмоционального интеллекта можно назвать эмоциональную осведомленность, управление эмоциями, эмпатию, самомотивацию и распознавание эмоций других людей.

Основное направление исследований в зарубежной психологии связано с изучением структуры эмоционального интеллекта взрослой зрелой личности, что отражено в различных теоретических моделях. Модель способностей — это представление об эмоциональном интеллекте как о пересечении эмоций и познания (Майер, Саловей). Смешанная модель выдвигает понятие эмоционального интеллекта как сочетания умственных и персональных черт, присущих каждому конкретному человеку (Бар-Он, Гоулмен). Однако до сих пор мало работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков, а также изучению его структуры и особенностей в различные возрастные периоды.

Целью нашей работы стало изучение эмоционального интеллекта и его особенностей в подростковом возрасте на основе лонгитюдного исследования, проведенного в Московской средней школе № 1272 в 2002-2005 гг. В исследовании приняли участие 32 человека - 14 мальчиков и 18 девочек. Опрос и наблюдение за испытуемыми производились в течение трех лет (6-8 класс), возраст испытуемых 11-14 лет, что соответствует подростковому возрастному периоду.

В качестве методики оценки эмоционального интеллекта нами была использована методика Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика содержит в себе пять шкал: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями (скорее, эмоциональная отходчивость); самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей. В качестве результатов нами были получены баллы по каждой из шкал, которые соответствуют пяти составляющим эмоционального интеллекта, и суммарный балл по всем шкалам, который соответствует общему показателю эмоционального интеллекта испытуемого. Далее

с каждым из испытуемых была проведена беседа, которая дала возможность уточнить полученные результаты. В течение всего исследования проводилось скрытое полевое наблюдение за испытуемыми, которое дало возможность выявить проявление изучаемых характеристик.

Основные положения гипотезы исследования заключались в том, что а) существует статистически достоверный сдвиг значений составляющих эмоционального интеллекта и общего значения уровня эмоционального интеллекта у группы подростков, наблюдения за которыми проходило три года (6-8 класс); б) существуют гендерные особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и в) структура эмоционального интеллекта остается неизменной на протяжении всего подросткового возраста.

Г^т’лггтгла'гтгтллт-'тт ттпттттт тлг л ттлтт/лттг 1АЛОтттгал» т/'гчптаткал

ч^1ат^1П'1^слал и\.а. дсшпс1Л V

Крускала-Уоллиса, ^-критерия Стьюдента для зависимых выборок и ряда других критериев для поиска возможных различий, а также факторный анализ для получения сведений о структуре эмоционального интеллекта дали следующие результаты.

Общий показатель эмоционального интеллекта остался неизменным и на уровне выборки в целом, и на уровне индивидуальных значений испытуемых. Также не было найдено половых различий общего показателя эмоционального интеллекта. Более того, сама структура эмоционального интеллекта остается стабильной на протяжении всего подросткового периода. Составляющие эмоционального интеллекта группируются в два фактора, которые по аналогии с работой И.Н. Андреевой (2004) можно условно назвать «эмоциональная саморегуляция» (управление эмоциями и самомотивация) и «понимание эмоций» (эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей). Такие данные позволяют сделать вывод, что эмоциональный интеллект и в подростковом возрасте, и в самом начале юношеского является категорией устойчивой и гетерогенной. Выделенные факторы, по всей видимости, имеют разную природу. Фактор «эмоциональная саморегуляция», скорее, базируется на неких биологических, возможно, темпераментальных особенностях. Фактор «понимание эмоций» является социально окрашенным, более подвержен влиянию извне. И именно по тем составляющим эмоционального интеллекта, которые вошли в этот фактор (эмпатия и распознавание эмоций других людей), нами были получены статистически достоверные данные, показывающие рост значений у испытуемых за период исследования.

Нами найдены статистически достоверные изменения уровня эмпатии испытуемых на начало (6-й класс) и на конец (8-й класс) исследования в сторону ее роста, что говорит нам о естественном развитии в подростковом возрасте способности правильно воспринимать, оценивать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему. Данные изменения проявляют себя на уровне индивидуальных различий (рис. 1).

выраженность эмпатии

Рис. 1. Сравнение уровня эмпатии испытуемых за 6-й и 8-й класс

На рисунке мы видим, что развитие эмпатии в подростковом возрасте проявляется увеличением числа испытуемых, показавших большую степень выраженности этой составляющей эмоционального интеллекта. Также наблюдается тенденция роста различий между значениями медианы уровня эмпатии в подростковом возрасте, но на данном этапе эти различия не являются статистически значимыми. Пока наблюдаются количественные изменения, которые, возможно, в дальнейшем приведут к качественным.

Интересным оказался факт особенно интенсивного роста способности правильно воспринимать, оценивать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему в период первого года исследования (6-7-й класс). Это может быть связано с возрастными особенностями подростков, предположительно с пиком подросткового кризиса, который как раз приходится на 13 лет, т.е. 7-й класс.

Аналогичная ситуация наблюдается нами с развитием способности распознавать эмоции других людей (рис. 2). Большее число подростков в 8-м классе показали лучшее развитие данной составляющей эмоционального интеллекта, нежели в 6-м классе.

распознавание эмоции других людей 14 ----.-------.-------1-------.-------.--------■—

-15 -10 -5 0 5 10 15 20 25

Рис. 2. Сравнение степени развития навыка испытуемых распознавать эмоции других людей за 6-й и 8-й класс

Основной скачок роста также наблюдался в первый год исследования. Обе эти составляющие входят в фактор «понимание эмоций» и имеют постоянную корреляционную связь между собой (0,61; 0,69; 0,67), понимание полученных данных сходное.

Анализ результатов отдельно по группам мальчиков и девочек показал статистически достоверное ухудшение способности девочек управлять своими эмоциями в подростковом возрасте (рис. 3).

Девочки демонстрировали существенное снижение данной способности за последний год исследования (7-Й-8-Й класс). Это может быть также связано с подростковым кризисом. Подростковый возраст сопровождается эмоциональной нестабильностью подростков, особенно ярко это выражено на фоне мощной гормональной перестройки организма в период полового созревания. Данная составляющая эмоционального интеллекта входит в фактор «эмоциональная саморегуляция», который, как мы предположили, больше подвержен биологическому влиянию. Симптомы кризиса, а также период полового созревания у девочек начинаются раньше, нежели у мальчиков, поэтому неудивительно, что анализ по группе мальчиков не дал никаких статистически значимых изменений.

Одновременно с этим у девочек найден статистически достоверный рост способности распознавать эмоции других людей за первый год исследования (б-й-7-й класс), однако статистически достоверного роста этой способности за весь период исследования не обнаружено. Возможно, это также

связано с более ранним, чем у мальчиков, проявлением подросткового кризиса.

управления эмоциями 7 -----,--------,--------,--------,--------г

-15 -10 -5 0 5 10 15 20

Рис. 3. Сравнение способности девочек управлять своими эмоциями в 6-м и 8-м классе

Среди мальчиков не обнаружено никаких статистически значимых изменений в значениях общего показателя эмоционального интеллекта или его составляющих. Возможно, это связано с более поздним началом полового созревания, который мог бы повлиять на фактор эмоциональной саморегуляции и более поздним проявлением симптомов подросткового кризиса, которые могли бы повлиять на фактор понимания эмоций.

Полученные результаты позволили нам сформулировать практические рекомендации по оптимизации психологической работы с подростками в школах. Необходимо уделить особое внимание группе составляющих эмоционального интеллекта, образующих фактор «понимание эмоций». К этим составляющим относятся эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей. Как показало наше исследование, эти составляющие хорошо поддаются воздействию извне и базируются на процессе образования понятий, овладение которым дети начинают именно в подростковом возрасте. До этого возраста развитие данных составляющих не представляется возможным ввиду отсутствия интеллектуальной базы. Однако в подростковом возрасте, на фоне сензитивного периода, развитие данных составляющих представляется крайне актуальным и перспективным.

Возможна организация работы отдельно с девочками по развитию навыков саморегуляции. Эта работа должна иметь, скорее, консультационнотерапевтический, нежели коррекционный уклон в связи с теми изменениями, которые происходят с девочками-подростками в данный период. Однако оставлять без внимания вопрос управления эмоциональными состояниями

не стоит, так как подростки остро нуждаются в поддержке и психологическом сопровождении в данный период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Goleman, Daniel. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.

2. Robert J. Sternberg. Construct Validity of the Theory of Successful Intelligence // Models of intelligence: international perspectives / edited by Robert J. Sternberg, Jaques Lautrey, and Todd I. Lubart. Washington, DC: American Psychological Association, c. 2003, p. 55-56.

3. Андреева И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов И Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-й международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г. Минск, 2004. С. 282-285.

4. Выготский. Л. С. Я и Оно. Психология личности. II том. Самара, 2002. С. 145.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGERS

Yu.V. DAVYDOVA

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198, Moscow, Russia

The results of empirical research of features of emotional intelligence at the teenage age, revealed in the course of a longitudinal research of pupils of the Moscow high school № 1272 are presented in the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.