Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОНА'

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОНА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Пустынников И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОНА»

Физиология человека и животных, микробиология

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ

В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОНА

Пустынников И.П.

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Самара, Россия Научный руководитель: Ведясова О.А., д-р биол. наук, профессор

Производительность умственного труда зависит от внутренних и внешних факторов, в частности от пола человека и музыкального фона, сопровождающего его работу. Наиболее часто прослушивание музыки определенных жанров для поддержания работоспособности применяют студенты. При этом целесообразность использования в процессе обучения популярной среди молодежи музыки и ее влияние на мозговую активность до конца не исследованы.

Цель работы заключалась в анализе изменений электроэнцефалограммы (ЭЭГ) после выполнения умственной нагрузки в условиях музыкальной стимуляции у студентов разного пола.

Обследовано 60 человек (30 юношей и 30 девушек, возраст - 18-21 год), у которых регистрировали ЭЭГ на нейро-визоре "NVX 36 digital DC EEG" до и после умственной нагрузки. Для этого применяли корректурный тест Анфимова, выполняемый без и на фоне музыкального сопровождения. Для создания фона использовали две 3-минутных композиции (стиль таунтемпо, поджанр lo-fi hip hop, автор Kainbeats) с уровнем громкости 70 Дб. Результаты теста оценивали по показателям интенсивности (ИВ) и качества (ПВ) внимания, количеству ошибок (КО). Об изменениях ЭЭГ судили по динамике спектральной мощности (СМ) ритмов основных частотных диапазонов.

Установлено, что выбранная музыка оказывает неодинаковое влияние на внимание и ритмы ЭЭГ у студентов разного пола. У юношей при работе с музыкой повышался показатель ИВ на 3,4 % (P < 0.05), но одновременно возрастало КО на 27,0 % (P < 0.05), в силу чего ПВ практически не отличался от такового при работе без музыкального фона. На ЭЭГ после выполнения теста без фона снижалась СМ 5-волн в отведении O2 на 18,8 % (Р < 0.05) и повышалась СМ 0-, ßl- и у-волн на 5,5 %, 13,0 % и 26,5 % (Р < 0.05) соответственно в зонах P3 и T4. Та же нагрузка, но на фоне музыки, вызывала иные изменения ЭЭГ. Отмечалось снижение СМ не только 5-, но и 0- (на 21,8 %; Р < 0,05; отведения O2 и Fp1), а также у-волн (на 2,9 %; Р < 0,05; область О1). СМ а- и ß1-волн повышалась в зонах T4 и F4 на 13,7 % и 23,8 % (Р < 0,05) соответственно. Снижение у юношей СМ 5- и 0-волн при работе под музыку сопровождалось ростом КО, что может говорить об ослаблении избирательного внимания.

У девушек музыкальный фон не отражался на результатах корректурного теста и не оказывал существенного влияния на СМ ритмов ЭЭГ. Так, при работе без музыки отмечалось повышение СМ 5-волн в отведении Р4 на 32,2 % (Р < 0,05), тогда как при музыкальном сопровождении имело место снижение СМ ß2- и у-волн в отведениях P4 и T3 на 7,6 % и 21,9 % (Р < 0,05) соответственно. Это говорит о возникновении эмоционального напряжения у девушек, возможно в силу непривлекательности для них данной музыки.

Полученные данные свидетельствуют о гендерных особенностях влияния музыки на ЭЭГ и эффективность умственного труда. Для юношей выбранные музыкальные композиции могут выступать скорее как отвлекающий шум, чем мотивирующий стимул. У девушек, возможно более нацеленных на успешное выполнение задания, музыкальный фон, вероятно, не является значимой детерминантой работоспособности.

ГЕРПЕСВИРУСЫ И ГИСТАМИНОЗЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Резчикова А.В.

Московский медицинский университет «Реавиз», Москва, Россия Научный руководитель: Орлина М.А., канд. биол. наук

Актуальность исследования состоит в том, чтобы по-новому взглянуть на воздействие герпесвирусов на организм человека, определить суть воздействия, выявить взаимосвязь симптоматики и активности герпесвирусов в организме, а также сделать практические рекомендации по улучшению состояния здоровья человека.

Цель: определить непосредственное влияние герпесвирусов на слизистые оболочки органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), установить связанные с воздействием герпесвирусов нарушения в работе эпителиальных клеток, дифференцировать влияние герпесвирусов с другими патологическими процессами, определить способы диагностики и принципы терапии.

Материалы и методы исследования. В исследовании применяется использование данных статистического анализа патологических состояний ЖКТ на фоне острых и хронических герпесвирусных инфекций. Проводится изучение научных публикаций и книг по вирусологии, а также применяется личный опыт автора.

Анализ полученных результатов. На сегодняшний день получено множество статистических материалов, которые описывают развитие специфической симптоматики при переходе из латентной в активную форму тех или иных герпесвирусов, например, такой как: появление пятнистой гиперемии, сыпи, крупных пятен розового цвета на коже в различных локализациях. Повышение активности герпесвирусов часто сопровождается нарушениями в работе ЖКТ (вздутие, диарея, запор, мальабсорбция), включая появление или усиление энзимопатии. Герпесвирусы, находясь в активной форме,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.