Научная статья на тему 'Особенности электората ведущих политических партий современной России (по итогам социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)'

Особенности электората ведущих политических партий современной России (по итогам социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3801
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ЭЛЕКТОРАТ / ELECTORATE / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / THE PREFERENCES OF VOTERS / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ КОГОРТЫ / ELECTORAL COHORT / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА / THE SOCIAL PORTRAIT OF THE ELECTORATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева С.О., Лясина И.Ю., Соколов Р.В.

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей электоральных когорт ведущих современных политических партий России, участвовавших в выборах депутатов Волгоградской Областной Думы (по г. Волжскому) на основе результатов социологического исследования, проведенного межвузовской исследовательской группой ВФ МЭИ и ВПИ (филиал) ВолгГТУ в августе 2014 г. методом очного формализованного интервью. Анализ позволяет сделать вывод, что статистически значимые различия электоральных когорт Единой России, Справедливой России, КПРФ и ЛДПР доступны выявлению на основе анализа социально-демографических показателей, а также показателей социального самочувствия и электоральной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the comparative analysis of features of electoral cohorts leading contemporary Russian political parties participating in the elections of deputies of the Volgograd Regional Duma (the city of the Volzhsky) based on the results of a sociological study conducted by the Interuniversity research group VF MEI and VPI (branch) VSTU in August 2014 by a face-to-face formalized interviews. The analysis suggests that statistically significant differences electoral cohorts United Russia, Fair Russia, the Communist Party and the Liberal Democratic Party are available to identify based on the analysis of socio-demographic indicators, and indicators of social well-being and electoral activity.

Текст научной работы на тему «Особенности электората ведущих политических партий современной России (по итогам социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)»

УДК 324(470.45)"2014"

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАТА ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (по итогам социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)

FEATURES OF THE ELEKTORATE OF THE LEADING POLITICAL PARTIESCONTEMPORARY RUSSIA

С.О. Лебедева, И.Ю. Лясина*, Р.В.Соколов S.O. Lebedeva, I.U. Lyasina, R.V. Sokolov

Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ, Россия, 404121 Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Энгельса, 42а.

*«Национальный исследовательский университет «МЭИ», филиал в г. Волжский, Россия, 404110, Волгоградская обл., г. Волжский, проспект Ленина, 69.

Volzhsky Polytechnic Institute, 42a Engelsa Street, Volzhsky, Volgograd region, 404121, Russian Federation

National Research University «Moscow Power Engineering Institute» 69 Lenin Avenue, Volzhsky, Volgograd region, 404110, Russian Federation

E-mail: e-mail: Lebedeva.vlz@mail.ru, Irina-lyasina@mail.ru. Jacobson_r@ mail. ru

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу особенностей электоральных когорт ведущих современных политических партий России, участвовавших в выборах депутатов Волгоградской Областной Думы (по г. Волжскому) на основе результатов социологического исследования, проведенного межвузовской исследовательской группой ВФ МЭИ и ВПИ (филиал) ВолгГТУ в августе 2014 г. методом очного формализованного интервью. Анализ позволяет сделать вывод, что статистически значимые различия электоральных когорт Единой России, Справедливой России, КПРФ и ЛДПР доступны выявлению на основе анализа социально-демографических показателей, а также показателей социального самочувствия и электоральной активности.

Resume. The article is devoted to the comparative analysis of features of electoral cohorts leading contemporary Russian political parties participating in the elections of deputies of the Volgograd Regional Duma (the city of the Volzhsky) based on the results of a sociological study conducted by the Interuniversity research group VF MEI and VPI (branch) VSTU in August 2014 by a face-to-face formalized interviews. The analysis suggests that statistically significant differences electoral cohorts United Russia, Fair Russia, the Communist Party and the Liberal Democratic Party are available to identify based on the analysis of socio-demographic indicators, and indicators of social well-being and electoral activity.

Ключевые слова: политические партии, выборы, электорат, социальное самочувствие, предпочтения избирателей, электоральные когорты, социальный портрет электората.

Key words: political parties, elections, the electorate, social well-being, the preferences of voters, electoral cohort, the social portrait of the electorate.

Партийная система современной России, несмотря на 20 лет своего существования и развития, по мнению большинства исследователей, еще не сформировалась как самостоятельный и эффективный политический институт. В силу особенностей исторического развития страны, партийная система России начала формироваться значительно позже партийных систем большинства развитых стран, в принципиально иных социально-экономических и политических условиях, что во многом обусловило ее внутренние особенности и результативность функционирования.

Очередной этап в процессе институциализации партийной системы страны, на наш взгляд, стартовал с внесением изменений в Закон "О политических партиях" в апреле 2012 г., которые упростили процедуру регистрации партий, значительно сократили минимальную численность партий: с 40 тысяч до 500 человек, а также упростили систему отчетности 1. В результате принятых

'Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" N 28 - ФЗ от 2 апреля 2012 г. // Российская газета. № 5746 от 4 апреля 2012 г.

поправок резко увеличилось число зарегистрированных партий. Так, по данным Минюста, на сегодняшний день регистрацию прошли 78 политических организаций 2.

Сегодня уже очевидно, что сформировавшаяся таким образом, перегруженная атомизиро-ванная многопартийность не только не выполняет своей функции социальной представительности интересов различных групп во власти, но и создает существенные трудности как вновь созданным партиям в их борьбе за электоральную поддержку, так и избирателям, с трудом разбирающимся в возникшем партийном разнообразии.

В настоящее время можно констатировать сразу несколько очевидных проблем новых партий, среди которых, на наш взгляд, можно выделить несколько наиболее важных.

Во-первых, большинство новых организаций вынуждены бороться за активных избирателей, участвующих в выборах, которые, в свою очередь, чаще всего имеют стойкие политические установки и выбирают «старые» партии. Надежды на «протестный электорат», негативистски настроенный по отношению к традиционным для российской партийной системы партиям, не оправдались в первые же выборы с участием новых партий, которые не сумели заинтересовать избирателя.

Во-вторых, новые партии из-за своей малочисленности и небольших финансовых возможностей вынуждены участвовать в выборах местного и регионального уровня при традиционно низкой явке, что даже в случае победы их кандидатов не позволяет им существенно заявить о себе как о серьезной политической силе и проявить себя.

В-третьих, сложившаяся практика в работе российских СМИ с политическими партиями не дает возможности новым организациям войти в политическое информационное пространство и пропагандировать свои идеи.

В-четвертых, традиционные для партийной системы и понятные большинству избирателей «старые» партии не снижают своей активности, пользуясь очевидными сформировавшимися годами правовыми и политическими преимуществами. Апробируя новые формы работы с избирателями, продуцируя различного рода социальные и законодательные инициативы, рождая информационные поводы, «старые» партии успешно борются с «эффектом усталости» от их лидеров, идей и лозунгов.

Таким образом, новые партии оказались в непростых стартовых условиях и в настоящий момент вынуждены ограничить свою деятельность в первую очередь выборами регионального и местного уровня.

В этой связи значение и интерес к региональным и местным политическим исследованиям существенно повышается. Учитывая неоднородность политической культуры страны, большие различия в социально-экономическом положении регионов, особенности национальных составов, а также специфику региональной и местной элит, исследования политического пространства становятся важнейшим источником информации для заинтересованных политических сил.

Определенным вкладом в региональные электоральные исследования стало прикладное исследование, проведенное межвузовской социологической группой Волжского политехнического института (филиал) ГОУ ВПО ВолгГТУ и филиала МЭИ в г. Волжском в августе 2014 г., накануне выборов Губернатора Волгоградской области и выборов депутатов Волгоградской Областной думы, посвященное предвыборной ситуации в городе Волжском. Опрос населения проводился методом очного формализованного интервью. Выборка исследования (репрезентативная по полу и возрасту) составила 452 человека.

Основными целями данного исследования выступили:

- определение социально-экономических настроений волжан накануне губернаторских и думских выборов;

- определение электоральных предпочтений различных социально-демографических категорий респондентов;

- определение основных характеристик электората парламентских партий (Единой России, КПРФ, ЛДПР, Справедливой России).

Рейтинг остальных партий, как показало исследование, колеблется в пределах статистической погрешности.

Результаты исследования позволяют определить основные характеристики и особенности электората ведущих политических партий современной России.

Социально-демографические характеристики сторонников партии «Единая Россия»

«Единая Россия» (далее ЕР) является самой женской партией среди четырех представленных (58,4% женщин-избирателей). В электорате партии представлены все возрастные группы в пределах 12-21%. Наиболее многочисленными из них оказались: представители самой молодой возрастной категории 18-21 год (17%), а также избиратели в возрасте 25-34 лет (21,3%).

2Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации: Список зарегистрированных политических партий. URL: http://www.minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok

Электорат партии имеет достаточно высокий образовательный статус сторонников. Число сторонников данной партии, имеющих высшее образование, оказалось самым большим среди электоральных когорт всех партий. В позициях средне-специального и высшего образования она уступает только сторонникам ЛДПР (76% против 85,7%).

С точки зрения социально-профессиональных характеристик следует отметить преобладание неработающих пенсионеров, домохозяек и безработных над другими социально-профессиональными категориями. Число рабочих в электорате партии составило 31,9%, служащих, ИТР - 20,1%.

Несмотря на то что у большинства избирателей партии (75,2%) уровень дохода на одного члена семьи в месяц не превышает 15000 руб., доля сторонников в двух высокодоходных категориях у ЕР самая большая среди рассматриваемых партий.

Результаты различных исследований, в том числе проводимых нашей социологической группой, свидетельствуют, что одной из важнейших характеристик, влияющих на политические настроения избирателей, является уровень их социального самочувствия 3. С целью определения уровня социального самочувствия опрошенным были заданы вопросы: «Как бы вы оценили в целом политическую обстановку в стране?», «Как бы вы оценили экономическое положение России?» и «Как бы Вы оценили жизнь города и его жителей на сегодняшний день?» Следует отметить, что исследование проводилось до введения экономических санкций в отношении России.

Большинство сторонников ЕР оценили политическую обстановку в стране как «напряженную» - 49,5%. Однако особенностью их политической оценки является большая уверенность в политическом благополучии (11,7%), чем у других когорт, и меньшая склонность оценивать ситуацию как критическую (6,4%).

Экономическое положение России большинство электората партии оценило как «стабильное» - 60,9%, а доля кризисных оценок является самой низкой среди сторонников всех партий.

Оценивая жизнь города, самым популярным ответом у опрошенных оказался «нормально, но могло быть и лучше», его выбрали 50,7% респондентов. Доля же сторонников ЕР, оценивающих ситуацию как постоянно ухудшающуюся, минимальноя среди всех избирателей представленных партий (1,4%).

Электоральная активность избирателей ЕР характеризуется большей, по сравнению с другими партиями, долей колеблющихся избирателей (24,2%). С другой стороны, электорат ЕР является самым лояльным к своему кандидату в губернаторы (92,4%).

Социально-демографические характеристики сторонников партии КПРФ

Состав электората партии КПРФ, в отличие от электората партии ЕР, в большей степени состоит из мужчин (51%). Возрастные категории представлены преимущественно старшим поколением. В полученных результатах исследования прослеживается рост числа сторонников по мере увеличения возраста опрошенных. Это отражается на социально-профессиональной структуре избирателей КПРФ. Категория пенсионеров, домохозяек и безработных составляет большинство электората партии - 52,9% респондентов. Примечательным фактом является самая маленькая, в сравнении с другими партиями, доля рабочих (25,5%) среди избирателей партии. Отличия, связанные с возрастными особенностями электората партии, проявились и в уровне образования сторонников КПРФ, которые имеют самый низкий образовательный статус. Уровень дохода рассматриваемой когорты существенно ниже уровня дохода электората ЕР и ЛДПР. У 49% респондентов на одного члена семьи в месяц приходится от 9000 до 15000 руб., а у 40,8% - до 8000 рублей.

Уровень социального самочувствия электората КПРФ также имеет свои особенности. Благополучной политическую ситуацию считают 6,1% (самая низкая величина среди всех партийных когорт) избирателей КПРФ. Доля негативных оценок составила 57,1% электората партии, больше только у ЛДПР. Следует отметить, что вариант ответа «критическая» (12,2%) в оценках сторонников КПРФ встречается чаще, чем среди электоральных когорт всех рассматриваемых партий. В оценках экономического положения страны мнения избирателей КПРФ разделились: 44% считают ситуацию стабильной, и такое же количество - кризисной.

Среди ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили жизнь города и его жителей на сегодняшний день?» у сторонников КПРФ самым популярным ответом оказался «нормально, но могло быть и лучше» - 42,9%. В то же время доля негативных оценок является самой высокой среди всех представленных партий (56,9%).

Уровень заявленной потенциальной электоральной активности сторонников партии КПРФ оказался самым высоким - 73,5%. В ситуации отсутствия своего кандидата подавляющая часть сторонников КПРФ поддержали А.И. Бочарова, кандидата от партии-конкурента.

3Лебедева С.О., Лясина И.Ю., Соколов Р.В. 2012. Существенные характеристики электоральных когорт кандидатов в Президенты России в 2012 году // Альманах современной науки и образования. № 6. С. 105.

Социально-демографические характеристики сторонников партии ЛДПР

Сторонники ЛДПР - самый «мужской» электорат среди рассматриваемых партий (65,1%). Кроме того, электорат партии является самым молодым. Возраст 18-24 лет здесь составляет 18,2%; 25-34 лет - 27,3%. При этом в числе избирателей ЛДПР меньше всего пожилых; в возрасте 55-64 лет их 15,9%, старше 64 всего 9,1%. Преобладающим уровнем образования у сторонников ЛДПР оказалось средне-специальное - 57,1%. При этом высшее образование имеют 28,6% электората. В социально-профессиональном плане в электорате ЛДПР самая низкая, по сравнению с другими партиями, доля пенсионеров, безработных, домохозяек - 33,3%, а также самая высокая доля предпринимателей, владельцев бизнеса (9,5%). Среди сторонников ЛДПР высока, относительно избирателей других партий, доля высокодоходных категорий (от 16 000 до 20 000 рублей - 12,2%, более 20000 рублей - 12,2%).

Политические оценки сторонников ЛДПР близки к оценкам сторонников ЕР. Так, политическую обстановку в стране оценивают как «напряженную» 51,2% опрошенных, 32,5% считают ее «спокойной». В целом, негативные оценки превзошли позитивные и составили 39,5% и 60,5% соответственно.

Двойственность в оценках городской жизни характерна для электората ЛДПР. С одной стороны, большинство сторонников позитивно оценивают положение дел в городе (53,5%), с другой стороны, доля крайне негативно оценивающих положение дел - самая большая среди всех сторонников партий (14%).

Уровень заявленной электоральной активности в данной когорте составил 46,5%, что является самым низким показателем среди всех исследуемых партийных когорт. Электоральная поддержка кандидата конкурирующей партии была выражена в следующем: за кандидата, выдвинутого партией ЛДПР, Д.А. Литвинцева готовы были отдать свой голос только 21,4% сторонников партии. В то время как подавляющее большинство электората партии, 73,8%, заявили о своей поддержке кандидата ЕР А.И. Бочарова.

Социально-демографические характеристики сторонников партии «Справедливая Россия»

Как и у ЕР, большинство избирателей Справедливой России (далее СР) - женщины (52,5%). Кроме того, сторонники партии являются самыми возрастными. Доля двух старших возрастных когорт у СР наибольшая среди представленных партий и составляет 59,1%. В то же время доля молодых сторонников партии самая маленькая и составляет 4,5%.

В социально-профессиональном составе электората рассматриваемой партии исследование не выявило владельцев бизнеса, руководителей, а также учащихся и студентов. 57,1% респондентов электората СР являются неработающими пенсионерами, что соответствует данным возрастного состава.

Уровень образования сторонников СР сопоставим с электоратом КПРФ, однако в нем значительно меньше лиц с высшим образованием (15%), что меньше чем у других рассматриваемых здесь электоральных когорт.

Исследование зафиксировало отличия и в уровне доходов сторонников СР. Так, лиц с высоким доходом свыше 20000 руб. на члена семьи в месяц здесь вообще нет. Самый распространенный у сторонников партии доход - до 8000 руб. на одного члена семьи в месяц (47,6%), на втором месте - от 9000 до 15000 руб. - 42,9%. Таким образом, можно утверждать, что электорат СР в большей степени, чем остальные, представлен избирателями низкодоходных когорт.

Политическая обстановка в стране большинством оценивается как «стабильная» (42,9%). Ощущение напряжения и кризиса у избирателей СР проявляется меньше, чем в других когортах. Следует отметить, что в целом сумма позитивных оценок политической обстановки в стране составила 52,4% и превзошла негативные (47,6%) только в электорате данной партии.

В оценках экономического положения страны мнения избирателей СР разделились почти поровну: 47,6% считают ситуацию стабильной, и такое же количество - кризисной; что сопоставимо с аналогичными показателями электората партии КПРФ.

В положительных оценках городской жизни сторонники СР уступают только сторонникам ЕР. В сумме позитивные оценки составляют 61,9%.

Уровень заявленной электоральной активности в данной когорте оказался достаточно высоким и составил 66,7%, что является вторым после сторонников ЕР показателем. Доля колеблющихся среди избирателей СР - самая низкая среди представленных партий (9,5%).

Как и в случае с ЛДПР, поддержка кандидата от ЕР существенно превышает поддержку кандидата от СР. Особенностью же электоральных предпочтений избирателей СР можно назвать высокий рейтинг кандидата от ЛДПР (14,3%).

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет утверждать следующее:

1. Социальные портреты электоральных когорт ведущих парламентских партий современной России отличаются по своим социально-демографическим характеристикам. Так, среди сторонников ЛДПР больше чем в других партиях мужчин, а среди сторонников ЕР - женщин. ЛДПР имеет самый молодой электорат, самые возрастные избиратели у СР. У электората ЕР самый образованный и состоятельный электорат в отличие от наименее образованного электората СР, принадлежащего больше других к низкодоходным категориям. Если говорить о роде занятий, то примечательно, что рабочие менее всего поддерживают КПРФ. ЛДПР более других имеет сторонников среди предпринимателей и владельцев бизнеса, а СР - среди пенсионеров, временно безработных и домохозяек.

2. Исследование выявило некоторые различия в уровне социального самочувствия электоральных когорт партий. Наиболее высокий уровень чувства политического благополучия продемонстрировали сторонники ЕР. Ярко выраженными носителями кризисных представлений стали избиратели КПРФ. В экономическом аспекте ощущение нестабильности наиболее охватило избирателей СР. Электорат ЕР более других убежден в экономической стабильности в стране. Экономические оценки избирателей КПРФ поляризованы. Городская жизнь наиболее неприглядно выглядит в представлениях сторонников КПРФ, а электорат ЛДПР одновременно показал самую большую долю крайне позитивных и крайне негативных оценок.

3. Самый высокий уровень электоральной активности продемонстрировали избиратели КПРФ, а самый низкий - избиратели партии ЛДПР. Высокий уровень колеблющихся избирателей зафиксирован у ЕР, а сторонники СР имеют минимальное количество таковых. Также выяснилось, что выбор кандидата на пост губернатора специфически определяется партийной принадлежностью. Подавляющее число сторонников всех партий поддержали кандидата от ЕР. Лидеры СР и ЛДПР получили второе место в рейтинге кандидатов.

Результаты данного и аналогичных исследований представляют интерес для участников регионального политического процесса, среди которых: представители партий, органов власти различного уровня, партийные лидеры и активисты, представители депутатского корпуса, а также журналисты и исследователи 4.

Такие исследования получают популярность накануне и в преддверии выборов различного уровня. Полученные результаты позволяют выстроить предвыборную кампанию кандидатов и партий, разработать ее стратегию и выбрать тактику с учетом особенностей социальных портретов электоратов, а также специфики их уровня социального самочувствия. В период между электоральными циклами результаты подобных исследований могут стать частью мониторинга электората с целью построения и реализации эффективной социальной политики местной и региональной власти.

■»Лебедева С.О., Лясина И.Ю., Соколов Р.В. 2013. Основные характеристики избирателей парламентских партий современной России. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 4. ч. 2. С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.