Научная статья на тему 'Особенности экспортного ценообразования в условиях санкций'

Особенности экспортного ценообразования в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / экспорт товаров / ценообразование / санкционная политика / foreign trade / export of goods / pricing / sanctions policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадатова Оксана Владимировна

Статья посвящена выработке государственного подхода, направленного на формирование механизма ценообразования экспортируемых товаров. Исследована существующая система проведения экспортных операций, выявлены проблемы, препятствующие её развитию. Рассмотрены особенности ценообразования экспортной торговли отдельными видами товаров на основе контролируемого их дефицита на свободном рынке с учетом обеспечения интересов государства. Предложен механизм установления цен на экспортную продукцию в зависимости от её вида, типа покупателя и рыночной ситуации, позволяющий в условиях санкций обеспечить максимизацию доходов при реализации экспортируемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Export Pricing Amid Sanctions

The article is devoted to the development of government’s approach to export pricing. The existing system of export transactions is analyzed, and the problems that hinder its development are identified. The peculiarities of export pricing for certain types of goods based on their controlled deficit in the free market, taking into account the national interests, are considered. A mechanism for setting prices for export goods depending on its type, importer and market situation, and which may allow to maximize export profits amid sanctions, is proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности экспортного ценообразования в условиях санкций»

Особенности экспортного ценообразования в условиях санкций

Оксана Владимировна МАДАТОВА, УДК:338.5; ББК:65.25; М13

кандидат экономических наук, доцент, DOI: 10.24412/2072-8042-2022-11-76-83

Академия маркетинга и социально-

информационных технологий - ИМСИТ

(350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, 5) - доцент

кафедры Бизнес процессов и экономической

безопасности, E-mail: mokb@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена выработке государственного подхода, направленного на формирование механизма ценообразования экспортируемых товаров. Исследована существующая система проведения экспортных операций, выявлены проблемы, препятствующие её развитию. Рассмотрены особенности ценообразования экспортной торговли отдельными видами товаров на основе контролируемого их дефицита на свободном рынке с учетом обеспечения интересов государства. Предложен механизм установления цен на экспортную продукцию в зависимости от её вида, типа покупателя и рыночной ситуации, позволяющий в условиях санкций обеспечить максимизацию доходов при реализации экспортируемой продукции.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт товаров, ценообразование, санкционная политика.

Features of Export Pricing Amid Sanctions

Oksana Vladimirovna MADATOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT (350010, Krasnodar, Zipovskaya St., 5), Assistant Professor of the Department of Business Processes and Economic Security, E-mail: mokb@bk.ru

Abstract

The article is devoted to the development of government's approach to export pricing. The existing system of export transactions is analyzed, and the problems that hinder its development are identified. The peculiarities of export pricing for certain types of goods based on their controlled deficit in the free market, taking into account the national interests, are considered. A mechanism for setting prices for export goods depending on its type, importer and market situation, and which may allow to maximize export profits amid sanctions, is proposed.

Keywords: foreign trade, export of goods, pricing, sanctions policy.

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2022

Введенные западными странами санкции на проведение внешнеторговых операций с Российской Федерацией наглядно показали, что в современных условиях для развитых стран положения классической рыночной экономики постепенно утрачивают свое значение, все больше переходя к нерыночным механизмам, в том числе имеющим основные черты командо-административной системы эпохи развала СССР.

Попытки, предпринимаемые так называемыми «развитыми странами» на запрет или введение ограничений экспортно-импортных операций с Российской Федерацией и её ближайшими союзниками, обуславливает необходимость построения концептуальной модели противодействия указанным начинаниям.

В теоретическом плане вопросами внешней торговли занимались такие видные ученые, как Л.А. Авдеева [1], М.С. Арабян [2], Г.Ю. Боярко [18], Е.Г. Госпо-дарик [3], С.Е. Демидова [4], Е.М. Егорова [5], Н.В. Карпович [7], П.Б. Катюха [8], Е.И. Козлова [19], М.Г. Колесникова [9], Н.В. Лихолетова [10], М.Е. Отинова [11], Г.Н. Оймахмадов [12], А.О. Руднева [13], Г.Ф. Ручкина [14], А.Л. Севостьянов [15], В И. Сушко [16], В В. Табольская [17], С В. Жуков [6], А.А. Яковлев [20] и др.

Однако в их трудах проблемы экспорта российских товаров в условиях санкций 2022 года не рассматривались.

В практической деятельности руководством нашей страны приняты беспрецедентные меры, направленные на сохранение привычного образа жизни населения нашей Родины. Так, обеспечена относительная защита валютной выручки, получаемой от экспорта наших товаров. Реализована возможность закупки товаров вне официальных каналов их поставки (параллельный импорт). Переориентированы на иных контрагентов экспортные операции и импортные поставки.

Самая главная, по нашему мнению, заслуга лидера нашей страны и его команды заключается в том, что обеспечено удовлетворение базовых основ жизнедеятельности населения нашей Родины - потребности в пище, воде, одежде, тепле, жилье и источниках средств к существованию (работе). Вместе с тем, введенные зарубежными странами санкции фактически определенным образом негативно влияют на благосостояние наших граждан, что объективно подтверждается ростом цен на отдельные товары и услуги.

Так как первопричиной указанного явления служит контрпродуктивная деятельность ряда руководителей зарубежных стран, исходя из принципа взаимности, нанесенный ими нашей стране и её гражданам вред должен быть в полной мере компенсирован, что необходимо учитывать при разработке предлагаемой концеп-

Несмотря на все предпринимаемые попытки отказаться от наших товаров, как сырьевого, так и промышленного направления, страны развитого капитализма, по их же собственным заявлениям, полностью не могут. Поэтому, на наш взгляд, в

11 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

77 ^

ближайшей и среднесрочной перспективе, российский экспорт с такими государствами сохранится.

Однако, в случае неизменности их политического курса в натуральном выражении он будет снижаться по причине русофобских взглядов, конечной целью которых является завладение нашими природными богатствами, стоимость которых существенно превышает расходы, затрачиваемые ими для достижения названной цели, включая даже финансирование вооружения Украины и обнищания собственных граждан. В то же время стоимостный размер внешней торговли с западными бизнесом напрямую зависит от выбранной нами концепции определения цены на нашу продукцию.

В настоящее время в основе нашей позиции лежит предположение, основанное на ценовом конкурентном преимуществе российской продукции. Однако, на наш взгляд, оно не учитывает реалии сегодняшнего дня, а именно политику, проводимую США и его сателлитами. Фактически наши товары приобретаются ими только в том случае, если других, даже менее выгодных в разумных пределах источников их поставки у них просто нет.

Так, на решение о приобретении российских товаров иностранными покупателями из недружественных стран оказывает влияние не рыночные ценовые факторы, а отсутствие реальной альтернативы приобретения их из других источников, причем даже при наличие возможности предпочтение будет отдано не российскому поставщику, а продавцу, цена продукции которого будет выше, как, например, это происходит с реализацией отечественной нефти через Индию или сжиженного природного газа через Китай.

Таким образом недостаток ресурсов компенсируется приобретением его по ценам, существенно превышающим рыночные, что и должно лечь в основу разрабатываемой стратегии.

Осознание указанной реальности приводит к тому, что с экономической точки зрения снижение стоимости на определенные товары вообще не целесообразно. В этой связи необходимо провести четкую классификацию подходов по проведению экспортных операций в зависимости от вида товара и типа покупателя (дружественная или недружественная страна). По нашему мнению, экспортно-импортные операции с дружественными странами должны строиться исключительно на основе рыночных отношений, когда цена товара определяется его стоимостью на мировом рынке.

Предпосылкой к указанному утверждению является то обстоятельство, что если страна пытается отойти от обозначенного принципа, то, по всей видимости, она не может являться дружественной в понимании принципа партнерства. Вместе с тем, у указанного правила может быть исключение, когда торговля с Российской Федерацией несет для такой страны определенные риски (например, введения санкций), нивелирование которых соответствующей скидкой может являться до-

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2022

пустимым. При этом такие расходы нашей страны должны быть учтены и перенесены на их фактических организаторов в виде соответствующего увеличения цен на реализуемую им продукцию.

Таким образом, взаимоотношения с недружественными странами, иначе говоря государствами, которые ввели по отношению к нашей страны санкции, должны строится на несколько иных базовых положениях, отличных от принципов свободной торговли, как минимум учитывающих нанесенный нашей стране материальный и репутационный ущерб. При этом необходимо отметить, что указанные подходы относятся исключительно к новым контрактам. Контракты, заключенные ранее, реализуются по контрактным обязательствам, при условии того, что не возникли форс-мажорные обстоятельства, делающие их соблюдение не возможным.

Таким образом, ценообразование с недружественными странами должно строится на основании следующих принципов:

Первый принцип. На товары, нехватку которых на рынке невозможно заменить, цена должна быть максимально возможной, существенно превышающей рыночную. К таким товарам в первую очередь относится уран, как сырье для производства топливных элементов атомных электростанций.

В условиях энергетического кризиса с большой долей вероятности будут предприняты попытки нарастить производство электрической энергии на указанных объектах. Вместе с тем, по отдельным оценкам около 20% мощностей АЭС некоторых недружественных государств работают на обогащенном уране, произведенном в Российской Федерации. При этом сам процесс обогащения достаточно энергоемкий, следовательно, его себестоимость в западных странах будет существенно выше, чем в Российской Федерации. В результате Российская Федерация имеет возможность увеличить цену на обогащенный уран, так как в силу технологических особенностей процесс остановки реактора энергозатратен, и, соответственно, требует существенных расходов. В любом случае, атомная промышленность этих стран снизит свою конкурентоспособность. Во вторую очередь первый принцип относится к любым товарам, закупаемым в экстренном или срочном порядке.

Во третью очередь к товарам, реализуемым по максимально возможным ценам, относится продукция, компенсирующая нехватку сырья для обеспечения потребностей населения. При этом сырье для обеспечения деятельности промышленности должно реализовываться с учетом энергетических затрат на его производство. В условиях энергетического кризиса многие страны в связи с нехваткой энергоносителей будут существенного ограничены в производстве материалов, требующих значительных энергетических затрат, например, таких как черные металлы, цветные металлы, особенно титан, алюминий, удобрения и др. Производя их, они фактически будут увеличивать потребность в энергоносителях, влияя на потребность в них, а значит увеличивая цену либо приводя к необходимости увеличения закупок у России.

11 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

79 0

Второй принцип основан на установлении цены в зависимости от валюты платежа. Если сделка проводится за рубли, которые были получены в результате поставки товаров, либо полученной рублевой прибыли, то сделка может производится по рыночным ценам, так как следует исходить из того, что покупатель фактически обходил введенные западные санкции. Более того, потребность в рублях при международных расчетах делает валюту России фактически конвертируемой, позволяя нашей стране осуществлять в ней экспортно-импортные операции.

Если же сделка осуществляется в иностранной валюте, в том числе в той, которая конвертируется в национальную через установленные механизмы, то покупатель фактически заявляет, что поддерживает санкции, а значит должен нести свою долю ответственности, выражающуюся в увеличении цены. Для удобства расчетов предлагается цену увеличивать на процент максимального дисконта, по которому торгуется наша нефть на дружественных рынках, либо процент увеличения цены на товары в России по сравнению с ценами на аналогичные товары в западных странах. При этом необходимо учитывать не только интересы государства, но и частных производителей (представителей бизнеса).

Вместе с тем, санкции, введенные западными странами, посягают на интересы и государства, и бизнеса, что становится основой для их консолидации. Учет интересов бизнеса, по нашему мнению, также должен заключаться в том, что предлагаемая система ценообразования товаров для реализации на внешних рынках должна коснуться не всех товаров, а только тех его групп, которые напрямую затрагивают экономические интересы государства, например, в связи с истощением природных ресурсов (уран, торий, нефть, газ, ископаемый уголь и т.д.), либо товарных групп, на которые по тем или иным причинам имеется торговый дефицит (для исключения злоупотреблений, вывоза капитала и нанесения ущерба государству).

История мировой внешней торговли изобилует фактами, когда товары продавались и покупались сторонами, находящимися в состоянии войны. Так, например, во время второй мировой войны Германия закупала товары у США, а последняя их продавала. Несмотря на признание мировым сообществом ИГИЛ (запрещенной на территории РФ) террористической организацией, нефть, фактически украденная ими, успешно торговалась на международных рынках через посреднические, в некоторых случаях, довольно крупные и уважаемые организации. В настоящее время наши энергоресурсы успешно торгуются через Китай и Индию. Вместе с тем, в основе этой торговли, как правило, лежит существенный дисконт, что с экономической точки зрения не всегда выгодно России.

В связи с изложенным, предлагается принять необходимые меры по нахождению посредников, которые согласились бы осуществлять торговлю российскими товарами на международных рынках, но на более выгодных условиях (с меньшим,

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2022

чем сейчас размером дисконта). Однако это не касается тех объемов продукции, которые западные страны в любом случае будут вынуждены приобрести у Российской Федерации.

По всей видимости, предложение Российской Федерации Турции стать газовым хабом российского трубопроводного газа, одно из первых шагов реализации указанной концепции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция организации внешней торговли российскими товарами в условиях санкций требует совершенствования. С учетом русофобской позиции западных стран, когда решение о покупке российских товаров принимается не в связи с их ценовыми преимуществами, а по причине отсутствия иного выхода, цена на такие товары по новым контрактам должна быть максимально возможной, а само ценообразование определяться такими параметрами, как вид товара, дружественный характер страны покупателя, валюта сделки и способ её получения. Предлагается на принципах частно-государственного некоммерческого партнерства создать хозяйствующие субъекты, к полномочиям которых отнести монопольное право на экспорт в недружественные страны товаров или товарных групп, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Авдеева Л. А., Соловьева И. А. Современные проблемы рыночного ценообразования на нефть / Евразийский юридический журнал. 2017. № 3 (106). С. 344-346 @@ Avdeeva L.A., Solov'eva I.A. Sovremenny'e problemy' ry'nochnogo cenoobrazovaniya na neft' / Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 3 (106). S. 344-346.

2. Арабян М.С., Тер-Гукасян Н.В. Особенности финансирования экспорта во внешней торговле: элементы стимулирования экспорта и участие Внешэкономбанка в экспортных сделках / Таможенное дело. 2019. № 2. С. 14-17 @@ Arabyan M.S., Ter-Gukasyan N.V Osobennosti finansirovaniya e'ksporta vo vneshnej torgovle: e'lementy' stimulirovaniya e'ksporta i uchastie Vneshe'konombanka v e'ksportny'x sdelkax / Tamozhennoe delo. 2019. № 2. S. 14-17.

3. Господарик Е.Г., Маенова Е.С. эконометрические гравитационные модели взаимной торговли стран ЕАЭС / Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2021. № 2. С. 77-91 @@ Gospodarik E.G., Maenova E.S. e'konometricheskie gravitacionny'e modeli vzaimnoj torgovli stran EAE'S / Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. E'konomika. 2021. № 2. S. 77-91.

4. Демидова С.Е., Балог М.М. Анализ роли ВТО в международной торговле России и ограничений в 2011-2020 гг. / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1 (48). С. 5-16 @@ Demidova S.E., Balog M.M. Analiz roli VTO v mezhdunarodnoj torgovle Rossii i ogranichenij v 2011-2020 gg. / Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E'konomika i upravlenie. 2022. № 1 (48). S. 5-16.

11 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

5. Егорова Е.М., Алиев Т.С. Современные тенденции развития внешнеторговой деятельности России / Экономика устойчивого развития. 2019. № 2 (38). С. 25-31 @@ Egorova E.M., Aliev T.S. Sovremenny'e tendencii razvitiya vneshnetorgovoj deyateFnosti Rossii / E'konomika ustojchivogo razvitiya. 2019. № 2 (38). S. 25-31.

6. Жуков С.В., Масленников А.О., Синицын М.В. Факторы глобальной конкурентоспособности американского СПГ / Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 6. С. 43-70 @@ Zhukov S.V., Maslennikov A.O., Sinicyn M.V. Faktory' globaFnoj konkurentosposobnosti amerikanskogo SPG / Kontury' global'ny'x transformacij: politika, e'konomika, pravo. 2019. T. 12. № 6. S. 43-70.

7. Карпович Н.В., Макуценя Е.П. Актуальные факторы развития мировой торговли в агропродовольственной сфере / Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. 2022. № 50 (50). С. 130-143 @@ Karpovich N.V, Makucenya E.P. Aktual'ny'e faktory' razvitiya mirovoj torgovli v agroprodovol'stvennoj sfere / E'konomicheskie voprosy' razvitiya sel'skogo xozyajstva Belarusi. 2022. № 50 (50). S. 130-143.

8. Катюха П.Б. Тренды развития биржевой торговли на мировом рынке нефти. перспективы российского экспортного сорта Urals в качестве мирового бенчмарка / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2018. № 7. С. 9-13 @@ Katyuxa P.B. Trendy' razvitiya birzhevoj torgovli na mirovom ry'nke nefti. perspektivy' rossijskogo e'ksportnogo sorta Urals v kachestve mirovogo benchmarka / Problemy' e'konomiki i upravleniya neftegazovy'm kompleksom. 2018. № 7. S. 9-13.

9. Колесникова М.Г. Анализ динамики внешней торговли Сахалинской области и Японии / Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). С. 552-557 @@ Kolesnikova M.G. Analiz dinamiki vneshnej torgovli Saxalinskoj oblasti i Yaponii / E'konomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 12 (125). S. 552-557.

10. Лихолетова Н.В. Влияние наднационального института на продовольственную безопасность государства / Островские чтения. 2021. № 1. С. 225-229 @@ Lixoletova N.V. Vliyanie nadnacional'nogo instituta na prodovol'stvennuyu bezopasnost' gosudarstva / Ostrovskie chteniya. 2021. № 1. S. 225-229.

11. Отинова М.Е., Сальникова Е.В. Теоретические и методологические аспекты развития экспортно ориентированного агропродовольственного рынка / Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 6. С. 113120 @@ Otinova M.E., Sal'nikova E.V. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty' razvitiya e'ksportno orientirovannogo agroprodovol'stvennogo ry'nka / Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. 2019. № 6. S. 113-120.

12. Оймахмадов Г.Н., Азизов Ш.С. Проблемы внешней торговли Республики Таджикистан и необходимость совершенствования его экспортного потенциала / Kishovarz. 2018. № 4. С. 202-208 @@ Ojmaxmadov G.N., Azizov Sh.S. Problemy' vneshnej torgovli Respubliki Tadzhikistan i neobxodimost' sovershenstvovaniya ego e'ksportnogo potenciala / Kishovarz. 2018. № 4. S. 202-208.

13. Руднева А.О. Баланс сил и интересов России в международной торговле в контексте ее экспортной ориентации: европейский вектор или страны постсоветского пространства / Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 1 @@ Rudneva A.O. Balans

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2022

sil i interesov Rossii v mezhdunarodnoj torgovle v kontekste ee e'ksportnoj orientacii: evropejskij vektor ili strany' postsovetskogo prostranstva / Vestnik evrazijskoj nauki. 2018. T. 10. № 1 - https://elibrary.ru/download/elibrary_34918767_79037759.pdf

14. Ручкина Г.Ф., Шайдуллина В.К. факторы, затрудняющие экспорт товаров ЕАЭС в третьи страны и понижающие экспортную конкурентоспособность России / Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 1. С. 136-143 @@ Ruchkina G.F., Shajdullina V.K. faktory', zatrudnyayushhie e'ksport tovarov EAE'S v tret'i strany' i ponizhayushhie e'ksportnuyu konkurentosposobnost' Rossii / E'konomika. Nalogi. Pravo. 2019. T. 12. № 1. S. 136-143.

15. Севостьянов А. Л. Логистическая концепция экспорта и международной торговли продукции АПК / Вестник аграрной науки. 2021. № 2 (89). С. 160-166 @@ Sevost'yanov A.L. Logisticheskaya koncepciya e'ksporta i mezhdunarodnoj torgovli produkcii APK / Vestnik agrarnoj nauki. 2021. № 2 (89). S. 160-166.

16. Сушко В.И. Анализ внешней торговли товарами Республики Беларусь и направления ее развития / Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2022. Т. 12. № 1. С. 16-25 @@ Sushko VI. Analiz vneshnej torgovli tovarami Respubliki Belarus' i napravleniya ee razvitiya / Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly'. Seriya 5. E'konomika. Sociologiya. Biologiya. 2022. T. 12. № 1. S. 16-25.

17. Табольская В.В., Жук С.И. Особенности внешнеторговой деятельности российской федерации в период пандемии коронавируса / Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 279-282 @@ Tabol'skaya V.V., Zhuk S.I. Osobennosti vneshnetorgovoj deyatel'nosti rossijskoj federacii v period pandemii koronavirusa / E'konomika i predprinimatel'stvo. 2022. № 1 (138). S. 279-282.

18. Хатьков В.Ю., Боярко Г.Ю. Мировые и российские встречные импортно-экспортные потоки минерального сырья / Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2018. Т. 329. № 3. С. 145-167 @@ Xat'kov V.Yu., Boyarko G.Yu. Mirovy'e i rossijskie vstrechny'e importno-e'ksportny'e potoki mineral'nogo sy'r'ya / Izvestiya Tomskogo politexnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov. 2018. T. 329. № 3. S. 145-167.

19. Челышева Д.А., Козлова Е.И. Международная торговля энергоресурсами: экспортные возможности и импортные потребности основных участников рынка / Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 9 (50). С. 86-88 @@ Chely'sheva D.A., Kozlova E.I. Mezhdunarodnaya torgovlya e'nergoresursami: e'ksportny'e vozmozhnosti i importny'e potrebnosti osnovny'x uchastnikov ry'nka / Central'ny'j nauchny'j vestnik. 2018. T. 3. № 9 (50). S. 86-88.

20. Яковлев А.А. Характеристика отдельных существенных запретов и ограничений при ведении операций во внешнеторговой сфере / Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 299-303 @@ Yakovlev A.A. Xarakteristika otdel'ny'x sushhestvenny'x zapretov i ogranichenij pri vedenii operacij vo vneshnetorgovoj sfere / Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 2. S. 299-303.

11 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.