УДК 630*907.9
Т. П. Водопьянова, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БЕЛАРУСИ
В статье дана характеристика позитивного и негативного воздействия, основных направлений развития экологического туризма, проанализированы факторы, сдерживающие развитие туризма в Республике Беларусь и деятельность государственных лесохозяйственных учреждений, рассмотрены инновационные инструменты продвижения туристических услуг.
The article provides a description of the positive and negative effects, the main directions of development of ecological tourism, analyzes factors constraining the development of tourism in the Republic of Belarus and the activities of state forestry agencies and consider innovative tools to promote tourism services.
Введение. Экотуризм представляет собой специализированную форму туризма, нацеленную на бережное и гармоничное отношение к дикой природе. Он представляет собой форму целенаправленного, гибкого, рассредоточенного туризма, который воспринимается как недорогой и удобный вид отдыха, наилучшим образом соответствующий основным установкам стратегии устойчивого развития. В качестве наиболее привлекательных мест экотуризма выступают заповедники, национальные парки, коралловые рифы, горы, леса.
Как форма активного отдыха экологический туризм имеет как отрицательные, так и положительные стороны.
К негативному воздействию туризма на окружающую среду можно отнести [1, с. 157]:
сокращение мест обитания и изменения видового состава;
нарушение растительного покрова; эрозия почв;
ограничение свободного скрещивания животных;
уничтожение животных в спортивных целях или для изготовления сувениров.
Кроме того, туристическая деятельность приводит к загрязнению воздуха, водных ресурсов и шумовому загрязнению и накоплению отходов.
Позитивное воздействие экологического туризма проявляется в следующем:
комплекс мероприятий по охране животных для привлечения туристов;
доходы от туризма, используемые на восстановительные цели;
совершенствование инфраструктуры для привлечения туристов;
меры по оздоровлению окружающей среды; возможности использования окраинных и непродуктивных земель;
улучшение природных территорий, например застройка городских пустырей;
возрождение и модернизация архитектурных ансамблей;
реставрация и использование заброшенных зданий, имеющих историческую ценность и многое другое.
Вышеперечисленные положительные аспекты определяют актуальность научного анализа экологического туризма в целях выявления его особенностей в государственных лесо-хозяйственных учреждениях Беларуси.
Основная часть. Основное содержание экологического туризма сводится к его определению не только как формы активного отдыха, но и широкого ознакомления людей с достопримечательностями естественной природы с целью получения представлений о природных и культурно-этнографических особенностях того или иного региона. Особенностью экологического туризма является получение сведений о воздействии человеческой деятельности на природные экосистемы с целью содействия охране природы и социально-экономическому развитию.
Основными направлениями развития туризма в Беларуси являются [2]:
организация экологических туров; организация экскурсий по экологическим тропам в относительно нетронутые уголки природы;
пешие, лыжные, велосипедные, конные и водные походы, экскурсии, туры;
экскурсии по местам произрастания дикорастущих ягод, грибов и лекарственных растений;
экскурсии по водно-болотным угодьям; рыболовные туры;
кино-фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях;
маршруты выходного дня; экскурсии по историческим, культурным и усадебно-парковым комплексам.
В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011-2015 годах, планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:
туристические прибытия более чем в 1,6 раза;
178
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2013. № 7. Экономика и управление
количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза;
экспорт туристических услуг в 3,5 раза; выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза [3].
Вместе с тем имеется значительное количество факторов, препятствующих развитию туризма. К ним можно отнести:
недостаточно развитую инфраструктуру (отсутствие национальных и вегетарианских блюд, комфортных условий для проживания); неблагоприятные условия для инвестиций в инфраструктуру;
отсутствие рекламы туристических возможностей Беларуси;
отсутствие формализованных и неформализованных туристических брендов;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии.
В 2010 году удельный вес поступлений от ведения охотничьего хозяйства составлял 1,6% от поступлений средств от лесохозяйственной деятельности (по Министерству лесного хозяйства), а в 2011 году удельный вес составил 2,1 %.
Расходы на ведение охотничьего хозяйства в 2011 составили 10 685 млн. руб., доходы -13 817 млн. руб., прибыль за 2011 равнялась 3132 млн. руб. [4].
В развитии туриндустрии наблюдаются следующие основные тенденции [5]:
глобализация и концентрация бизнеса, оптимизация предложений с учетом требований и тенденций развития рынка;
работа на долгосрочную перспективу и использование стратегии устойчивого развития;
персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
внедрение новых технологий в деловую стратегию предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения продуктов и услуг.
Перечисленные тенденции развития индустрии туризма свидетельствуют о появлении перспективных направлений деятельности, что подтверждает необходимость поиска новых инновационных инструментов продвижения туристических услуг в Республике Беларусь. К ним следует отнести интернет-маркетинг и создание туристических кластеров.
На основании анализа сайтов государственных лесохозяйственных учреждений целесообразно внедрить следующие приоритетные направления их доработки:
размещение более полной контактной информации (scype, e-mail с фамилиями, именами сотрудников, отвечающих за организацию туризма);
мультимедийная презентация условий проживания и национальной кухни; размещение карт и навигаторов; создание приложений о туристических порталах и предоставление информации справочного характера;
включение элементов для комментариев и впечатлений, наиболее часто задаваемых вопросов;
предоставление возможности сравнения цен на услуги и альтернативных вариантов;
предложение подписаться на рассылку для индивидуального сервиса;
внедрение поисковой системы. К сожалению, практически во всех лесхозах отсутствует специалист со знанием иностранных языков, поэтому первоочередная задача всех ГЛХУ - введение должности менеджера по туризму со знанием хотя бы двух языков.
Туристические кластеры позволят максимально использовать природный, кадровый и интеграционный потенциал и при правильной их организации обеспечат устойчивые конкурентные позиции на мировом рынке, которые и по своей сути являются элементом глобальной экономики.
Государственные лесохозяйственные учреждения Беларуси являются наиболее удобными местами для создания туристических кластеров, так как:
Министерство лесного хозяйство может выступить в качестве организатора и координатора;
развита инфраструктура (78 лесоохотничь-их хозяйств с домиками охотника с современным уровнем комфорта);
имеются специалисты, достаточно хорошо подготовленные в области лесного хозяйства;
установлены приемлемые цены на услуги и накоплен опыт в лесоохотничьей деятельности.
К сожалению, в государственных лесохо-зяйственных учреждениях туризм практически сводится к ведению охотничьего хозяйства, хотя вместе с охотниками очень часто путешествуют сопровождающие лица, которым необходима культурно-познавательная и фольклорно-этнографическая программа.
В государственном лесохозяйственном учреждении «Пинский лесхоз» разработан только один экологический маршрут (тропа «Бобровая») и 11 туристических маршрутов существуют в городе Пинске, поэтому необходимо создать новые дополнительные природоведческие автобусно-пешеходные маршруты, которые бы охватили все достопримечательности лесничеств, например:
по заказнику республиканского значения «Средняя Припять»;
заказник местного значения (биологический) «Изин» - естественное лесное озеро «Бо-гатыревка» - заказник местного значения (биологический) «Кончицы»;
Дуга Струве - памятник природы местного значения (ботанический) «Насаждения сосны Веймутова»;
по озерам Окунино - Карасин - Завишье; «Усадебно-парковый комплекс Дубое» -памятник природы местного значения (ботанический) «Гнедецкое заполье» - заказник местного значения (биологический) «Оброво» - заказник местного значения (биологический) «Завишье»;
Парк «Запольская дача» - Поречский парк. Государственное лесохозяйственное учреждение «Пинский лесхоз» не имеет своего охотничьего домика, и поэтому целесообразно его создание на озере «Богатыревка».
В государственном опытном лесохозяй-ственном учреждении «Сморгонский опытный лесхоз» возможны следующие мартшруты: водный маршрут «Залесье - Михалишки»; автобусно-пешеходный маршрут «По страницам книг Короткевича» (маршрут «Крево -Боруны - Гольшаны»);
туристические маршруты: по исторической Сморгони; по ландшафтному заказнику «Голубые озера»; по гидрологическому заказнику «Новоселки»; по биологическому (зоологическому) заказнику местного значения «Мицкевичский»;
по республиканскому биологическому (клюквенному) заказнику «Дубатовское»; вдоль озера Вишневское. Заключение. В целях совершенствования экологического туризма в государственных ле-сохозяйственных учреждений необходимо принять меры по дополнительному финансированию туризма, повысить степень внедрения
нововведений в целях снижения затрат на производство туристических услуг и использования современных методов организации и ведения бизнеса; внедрить более гибкую ценовую политику на предоставление туристических услуг; совершенствовать систему экологического образования в соответствии с международными стандартами и требованиями.
Литература
1. Нэгл, Гаррет. География в диаграммах / Гаррет Нэгл, Крис Спенсер; пер. с англ. Э. Абу-шаевой, В. Колесова. - М.: Астрель: АСТ, 2004 - 174 с.
2. Рекомендации по развитию экологического туризма в лесном хозяйстве Беларуси: реестр техн. норматив. правовых актов М-ва лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 10 сент. 2008 г., № 000083. - Введ. 01.08.2008 / И. В. Ермонина; ГНУ «Ин-т леса НАН Беларуси» // Науч.-техн. информ. в лесном хозяйстве / М-во лесного хоз-ва Респ. Беларусь, Респ. унитар. предпр. «Белги-пролес». - Минск, 2008. - Вып. 9. - С. 3-58.
3. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: утв. постановлением. Совета Министров Респ. Беларусь № 373 от 24.03.2011 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2013. - Режим доступа: http: // www.ncpi.gov.by. - Дата доступа: 01.01.2013.
4. Ровкач, А. И. Основы ведения лесного и охотничьего хозяйства: учеб. пособие / А. И. Ров-кач, М. М. Санкович, Н. Т. Юшкевич. - Минск: РИПО, 2012. - 196 с.
5. Инновационные инструменты продвижения туристических услуг Республики Беларусь: монография / А. И. Тарасенок [и др.]; под ред. Н. И. Кабушкина. - Минск: БГЭК, 2011. -254 с.
Поступила 01.03.2012