Б01 10.46320/2077-7639-2024-1-122-14-22
Особенности эффектов цифровой трансформации экономики Российской Федерации
Винокуров И.В.
Для оценки процентного соотношения цифровой экономики в ВВП России с опорой на расходы на технологические решения и отраслевые инвестиции был применен простой прогностический метод. Исследование указывает на значительное влияние цифрового сектора России на развитие инноваций в сегментах В2В, В20 и В2С. Прогнозный анализ показывает расширение онлайн-образования, социальных сетей, электронной коммерции, частного и корпоративного банкинга и комплексных технологических решений в производстве. Полученные данные указывают на возможность расширения секторальных инвестиций и устойчивого ежегодного роста на 7 - 8% в ближайшие несколько лет. Благодаря требованиям по обновлению технологических решений в смежных государственных услугах цифровая сфера может поддерживать ежегодный рост национальной экономики на 1,0 - 1,2% до 2024 года. Соответственно, цифровая экономика в России будет расти быстрее, чем в среднем по миру, чтобы обеспечить вклад сектора в ВВП в размере 8,0 - 8,1% к 2024 году. Полученные данные показывают, что цифровые платформы становятся драйвером инновационного развития, интегрируя производственный процесс, облачные ресурсы, анализ данных и услуги электронного обучения. Исследование содержит намеки на повышение эффективности исследований и победу в битве талантов, которая обещает улучшить инновационные и экономические ряды страны.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Винокуров И.В. Особенности эффектов цифровой трансформации экономики Российской Федерации // Дискуссия. -2024. - Вып. 122. - С. 14-22.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цифровая экономика, инновационное развитие, цифровые платформы, облачные решения.
,1Е1_: 010, 014, 031
DOI 10.46320/2077-7639-2024-1-122-14-22
Features of the effects of digital transformation of the economy of the Russian Federation
Vinokurov I.V.
To estimate the percentage of the digital economy in Russia's GDP, based on the costs of technological solutions and industry investments, a simple predictive method was used. The study points to the significant impact of the Russian digital sector on the development of innovations in the B2B, B2G and B2C segments. Predictive analysis shows the expansion of online education, social networks, e-commerce, private and corporate banking, and integrated technology solutions in manufacturing. The data obtained indicate the possibility of expanding sectoral investments and sustainable annual growth of 7 - 8% in the next few years. Thanks to the requirements for updating technological solutions in related public services, the digital sphere can support the annual growth of the national economy by 1.0 - 1.2% until 2024. Accordingly, the digital economy in Russia will grow faster than the world average in order to ensure the sector's contribution to GDP in the amount of 8.0 -8.1% by 2024. The data obtained shows that digital platforms are becoming a driver of innovative development, integrating the production process, cloud resources, data analysis and e-learning services. The study contains hints of increased research efficiency and winning the talent battle that promises to improve the nation's innovation and economic ranks.
FOR CITATION APA
Vinokurov I.V. Features of the effects of digital transformation of the economy of the Russian Federation. Diskussiya [Discussion], 122, 14-22.
KEYWORDS
Digital economy, innovative development, digital platforms, cloud solutions.
JEL: 010, O14, 031
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на относительно высокий уровень цифровой экономики в соответствующих секторах, например, проникновение интернета, расширение государственных онлайн-услуг и реализацию масштабных цифровых проектов, вклад секторов в российскую экономику значительно больше по сравнению с развитыми странами. Проводя процессы цифровой трансформации, Россия отстает от стран-лидеров по конкурентоспособности и качеству человеческого капитала.
Вклад цифровой сферы составляет примерно 3 - 3,6% ВВП, в то время как в странах-лидерах - 7 - 12% ВВП. В результате страна отстала от лидеров инновационного развития, таких как Швейцария. Лидер рейтинга Global Innovation Index, Швейцария за последние годы занимает первое место с 67,2 баллами в 2021 году, в то время как Россия занимает 49 мест с 37,6 баллами. К 2024 году правительство РФ намерено реализовать программу «Цифровая экономика» и увеличить инвестиции в отрасль в 3 - 3,5 раза.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для оценки процентного соотношения цифровой экономики в ВВП был применен простой прогностический метод, основанный на расчете расходов на технологические решения и отраслевых инвестиций. Для целей анализа были сделаны некоторые предположения для измерения цифрового проникновения в бизнес. Во-первых, цифровой рынок сильно недооценен. Отчеты о технологических инновационных расходах корпораций и МСП в сферах цифровой экономики показывают 47,36 млрд долларов США в 2019 году, что составляет около 3 - 3,6% ВВП. В странах с развитой экономикой эта доля составляет 7 - 12% ВВП.
Рынок указывает на возможности для расширения отраслевых инвестиций, что обеспечивает устойчивый ежегодный рост на 7 - 8% в течение ближайших нескольких лет с учетом требований по обновлению технологических решений соответствующих государственных услуг. Во-вторых, цифровая сфера может способствовать ежегодному росту 1,2 - 1,9% национальной экономики до 2024 года благодаря умеренному риску и высокой добавленной стоимости бизнес-подхода. Цифровая экономика в России должна расти быстрее мировых лидеров, чтобы к 2024 году обеспечить вклад сектора в ВВП в размере 8,0 - 8,1% [1, с. 56].
Прогностический анализ, проведенный в относительно комфортных макроэкономических условиях, ретранслирует текущую статистику расходов на технологические инновации и торговлю ИТ-оборудованием, услугами, программным обеспечением и цифровыми телекоммуникациями.
Между тем, была отмечена сильная неопределенность в отношении перспектив сектора из-за нефтегазовых доходов российской экономики. Следует иметь в виду, что на экономический рост в России влияют колебания мировых цен на нефть, которые могут обусловить замедление процессов цифровой экономики.
В отчете БСв прогнозируется, что доля цифровой экономики в российском ВВП будет расти и достигнет 5,6% к 2021 году. Более оптимистичный прогноз показывает рост на 6,0% благодаря текущей отраслевой статистике. Простой прогностический метод дает широкую дифференциацию доли цифровой экономики в ВВП до 2024 года. Для корректировки отметили, что в развитых странах размер цифрового сектора составляет 6 - 7% ВВП. Например, во Франции - 5,7%, в Германии - 6,3%, в Великобритании - 7,1%, в США - 7,4%, в Швеции -
8,6% [1, с. 58].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проникновение цифровых решений в российский бизнес по-прежнему сильно отстает. Между тем, несколько секторов имеют доминирующую долю цифрового рынка в своих соответствующих сегментах, например, государственные и муниципальные общественные услуги, банковская сфера, государственное образование и интернет-потребительские услуги. Несмотря на современные технологии, трансформация замедляется. Предприятия до сих пор широко не работают в режиме онлайн. Они отстают в применении цифровых систем автоматизации бизнес-процессов по сравнению с европейским бизнесом.
ERP системы CRM сервисы Облачные решения Электронное правительство E-Learning платформы Электронная коммерция
19
1 : L7
1 : L7
25
25
23
25
23
■ 12
0 10 20 30 40 ■ 2024 ■ 2021
72
75
50 60 70 80
Рисунок 1. Проникновение цифровых решений в бизнес-сектор России, % [2, с. 138].
По сравнению с ЕС Россия все еще находится на очень ранней стадии применения систем планирования ресурсов (ERP), систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и радиочастотной идентификации (RFID) (рисунок 1). Однако в некоторых отраслях Россия демонстрирует передовые цифровые решения, например, проникновение интернета в домохозяйства и бизнес. В 2021 году доступ в интернет был предоставлен 87% домохозяйств и 89% предприятий. Россия успешно расширяет онлайн государственные услуги. Страна заняла 25 позицию в 2020 году в рейтинге ООН по развитию государственных онлайн услуг.
В 2015 году ассоциация «Национальная платформа открытого образования» при поддержке Минобрнауки России запустила онлайн-плат-форму «Открытое образование» с целью связать топ-9 из 814 российских вузов. Реализация проекта «Национальная платформа открытого образования» предполагает 23% проникновение решений электронного обучения в образовательный сектор России в 2024 году (рисунок 1). Перспективный сегмент онлайн образования демонстрирует ежегодный рост на 20 - 25%. По итогам 2021 года продажи решений для электронного обучения достигли 850 - 900 млн USD.
В то же время мировой рынок онлайн-образо-вания составляет 74 миллиарда долларов США. Таким образом, Россия занимает лишь около 1% ее структуры. Между тем, в настоящее время более 120 000 студентов посещают 140 онлайн-курсов обучения на этой национальной платформе. Кроме того, некоторые популярные цифровые образовательные платформы выполняют электронное обучение, такие как Lectorium, Universariu, Uniweb. Ведущие российские университеты также представлены на мировых образовательных платформах, таких как Coursera и EdX.
Российское правительство следует за наиболее цифровыми развитыми странами и принимает подход «правительство как платформа» (GaaP), чтобы представлять государственные услуги более эффективным и удобным для пользователя способом. Государственные услуги и связанные с ними платформенные источники информации обеспечивают ежегодный рост на 102 - 103% до 2024 года и предусматривают проникновение 25% в сферу государственного управления (рисунок 1). Следует отметить, что внедрение ОПБУ в России пока находится на очень ранней стадии. Предполагается, что веб-сайт gov.ru отражает функции правительства и обеспечивает единый доступ к федераль-
ным, региональным и муниципальным службам, но сегодня он остается в значительной степени веб-сайтом, предлагающим ссылки на другие правительственные веб-сайты.
Внутренняя трансформация публичных онлайн-сервисов замедляется из-за медленной реинжиниринга бизнес-процессов и обработки данных. Правительство собирается перевести 90 процентов ресурсов данных в облако к 2024 году, но результат не столь оптимистичен из-за проблем с читаемостью данных. Информация не структурирована должным образом и неудобна для пользователей. Проблема усложняет способность внешних и внутренних пользователей применять расширенную аналитику данных для запуска сервисов и принятия решений, основанных на фактических данных. Региональная сегрегация источников данных также создает дополнительные препятствия для оптимизации.
Существуют возможности для предприятий МСП, которые эффективно продвигают свои продукты и услуги и осуществляют платежи через платформы, предоставляемые крупными компаниями. Выручка российских цифровых платформ превышает 17 миллиардов долларов США, что составляет около 1% российского ВВП. Согласно последним статистическим данным, 176 платформ уже представляют 4,3 триллиона долларов США рыночной капитализации во всем мире благодаря созданию стоимости их платформенных экосистем и цифровых активов. Цифровые платформы проникли в целый ряд секторов, включая социальную сеть, занятость, туризм, строительство, здравоохранение, электронную коммерцию. Услуги платформы электронной коммерции неуклонно расширяются на 5 - 5,7% 1% ежегодно. Он обеспечивает проникновение 75% в бизнес-сектор и дает малому бизнесу доступ к региональным и глобальным рынкам до 2024 года. Можно отметить, что стоимость глобальной трансграничной электронной коммерции вырастет до 994 миллиардов долларов США в 2020 году.
Несмотря на относительно небольшой размер цифрового сектора, он еще не полностью реализовал свой потенциал роста. Анализ российского рынка цифровых решений показывает, что он может постоянно расширяться в различных сегментах бизнеса из-за низкой базы. Вклад цифровой сферы в ВВП будет расти быстрее, чем в среднем по миру, и к 2024 году доля соответственно составит 8,1%. Цифровые платформы неуклонно становятся драйверами, которые улучшают производственный процесс и обеспечивают
интеграцию интеллектуального оборудования, облачных ресурсов, решений безопасности, анализа данных и цифровой рабочей силы с логистикой и процессами продаж Ьизтезз-Ш-Ьизтезя (Б2Б) и Ь^теББ-Ш-сошитег (Б2С).
Продолжающееся расширение систем планирования ресурсов и управления взаимоотношениями с клиентами обеспечит рост продаж Б2Б-клиентских решений на 5 - 7% в год. Соответственно, проникновение составит 25% в розничных и оптовых сетях и производственном секторах. Происходит расширение платформенных взаимодействий в сегменте Б20 торговых площадок для государственных и муниципальных закупок, нацеленных на проникновение 25%. Что касается облачных технологий, правительство находится в стадии планирования и обязалось перенести 90% ресурсов данных в государственное облако к 2024 году.
ОБСУЖДЕНИЕ
Стоит отметить циклическую ошибку на этом пути. Многие отрасли еще не приняли новые технологии, такие как 1оТ и облачные вычисления, и имеют несколько специалистов по цифровой безопасности. Количество промышленных роботов на одного рабочего в производственных секторах меньше в 20 раз, чем в Китае. Как отмечает МсКтяеу, отсутствие цифровой культуры в российской индустрии также имеет усугубляющий эффект, делая компании непривлекательными для соответствующих специалистов. Из-за неспособ-
ности привлечь цифровые таланты компании просто не могут разрабатывать необходимые цифровые инструменты, продукты и услуги. Это оказывает негативное влияние на конкурентоспособность экономики России.
Правительство нацелено на 30 позицию в 2024 году в Глобальном индексе конкурентоспособности (рисунок 2). Для этого необходимо поддержать образовательные инициативы, развить навыки цифровой индустрии, противодействовать утечке мозгов и привлечь ведущих российских и зарубежных специалистов. Между тем, в 2018 году общее число сотрудников, занятых в исследованиях и разработках, сократилось на 16,0 тыс. С 2021 года количество исследователей в возрасте до 39 лет увеличилось на 26,7 тыс. человек. Школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, но не каждый реализовался в этой сфере.
С точки зрения общего инновационного процесса продвижение России более заметно. Учитывая качество бизнес-среды, Россия занимает 28-е место по показателю Всемирного банка «Ведение бизнеса» за 2020 год по сравнению со 123 в 2011 году, сейчас близко к Японии (29), Испании (30) и Китаю (31). В высокотехнологичном экспорте вклад России в экспорт цифровых товаров и услуг составляет 0,5 процента ВВП. Стоит отметить, что в Индии 2,9 процента и Китае 5,8 процента. Экспорт программного обеспечения,
Глобальный инновационный индекс
Драйверы производства
Индекс развития электронного правительства
Индекс цифрового развития
Глобальный индекс конкурентоспособности
21
36
30
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рисунок 2. Прогнозные значения индексов инновационного и экономического развития России в 2024 г, ед. [4, с. 561].
в основном оффшорной разработки программного обеспечения, был самой быстрорастущей нишей экспортных услуг со средним темпом роста 15%. Правительство поддерживает НИОКР частного сектора в России, включая как прямое финансирование, так и косвенные структуры, такие как налоговые льготы.
Страна имеет относительно высокий рейтинг -28 - среди 130 стран в Индексе человеческого капитала ВЭФ. Россия имеет большой опыт в образовании в разных возрастных группах и в участии в высшем образовании среди лиц в возрасте 15 - 24 лет (14-е место). С другой стороны, согласно проведенному ВЭФ опросу бизнес-менеджеров системы образования о соответствии задач обеспечения конкурентоспособности экономики, Россия занимает 69 место из 138 стран (3,7 по семиконтактной шкале). В PISA по чтению, математике и естественным наукам Россия занимает 26-е место из 71, со значением индекса 491,8, значительно уступая лидерам Сингапур и САР Гонконг, Китай. По оценке качества научного образования, Россия ниже среднего показателя по ОЭСР, в то время как по математике она немного выше его, показала значительное улучшение за последние шесть лет.
Использование цифровых технологий в промышленности позволяет повысить эффективность экономических процессов на предприятии, а именно:
— повысить производительность и эффективность финансово-экономических процессов;
— снизить трудозатраты, а также ошибки персонала и связанные с ними расходы;
— сократить расходы;
— создавать новые каналы взаимодействия с клиентами и поставщиками и т.д.
Однако в процессе реализации этих проектов российские промышленные предприятия сталкиваются с рядом барьеров, представленных в табл. 1.
Наиболее существенным препятствием на пути цифровизации российских предприятий являются барьеры для обучения. Эта проблема связана с недостаточным количеством выпускников, специализирующихся в области цифровой экономики. Для реализации рассматриваемых технологий цифровой трансформации необходимо большое количество отраслевых аналитиков, способных сформировать требования к цифровизации отрасли. Однако из-за недостаточной направленности учебных заведений на подготовку CDTO (Chief Digital Transformation Officer) и аналитиков данных специалистов крайне не хватает. Также ощущается нехватка кадров и нехватка навыков в таких областях, как бизнес-аналитика, кибербезопасность, искусственный интеллект и робототехника, большие данные и облачные технологии.
Для преодоления этого барьера целесообразно предпринять следующие меры:
1. Целевая подготовка специалистов в области цифровизации бизнеса. На данный момент работает 20 пилотных проектов - центров компетенций на базе вузов, но этого пока недостаточно. Управление бизнес-процессами, автоматизация персонала, документооборот и показатели эффективности должны освещаться на регулярной основе. Целесообразно проводить вебинары на тему цифровой трансформации, и только в этом случае возможно формирование рынка специалистов и реализация необходимых изменений руководителями российских компаний;
2. Изменение технологической команды на уровне предприятия, созданной для обеспе-
Таблица 1
Цифровая трансформация российских компаний: проблемы и пути их преодоления
Тип барьера
Социальные барьеры Технические барьеры Технические барьеры Регуляторные барьеры
недостаток квалифицированных кадров; отсутствие образовательных программ и курсов повышения квалификации в области цифровой экономики; консерватизм корпоративных культур; моральное нежелание работников к трансформации организационных структур. низкая автономность, ограниченная вычислительная мощность отдельных технологий (например, VR/AR); R); вопросы безопасности при применении цифровых технологий; устаревшая инфраструктура, раздробленность ее подразделений и бизнес-структур. высокая стоимость создания инфраструктуры для внедрения цифровых технологий; высокая стоимость цифровой трансформации и специфическое устаревание цифровых продуктов и услуг; отсутствие четкой корреляции с экономической эффективностью. необходимость стандартов развития цифровых технологий; отсутствие методического обеспечения реализации региональной цифровой экономики.
чения цифровой трансформации: специалисты команды должны обладать навыками, необходимыми для работы в новой среде. В связи с этим целесообразно выделить ключевые знания и навыки, необходимые для работы с рассматриваемыми цифровыми технологиями. Представляется, что своего рода профессиональный стандарт специалистов, занимающихся цифровизацией предприятия, не будет создан в ближайшее время или вообще не будет создан в силу скоротечности преобразований.
3. Федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос об организации программ базовой и повышения квалификации в области информационных и телекоммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации, составить общее расписание программ обучения, согласовав потребность в каждой из них. отдельный регион.
Одним из социальных барьеров является консерватизм корпоративных культур, характеризующийся избеганием резких изменений, что является причиной ограниченных возможностей управления такими изменениями. Зачастую консервативная корпоративная культура является следствием недостатка знаний и навыков в области цифровой трансформации. Помимо готовности к обучению новым навыкам, специалистам в области ИТ и бизнеса необходимо изменить свое отношение к цифровизации компании, которое характеризуется моральным нежеланием менять организационные структуры и нежеланием участвовать в цифровой трансформации. Для преодоления негативного отношения к цифровизации руководители компаний должны продемонстрировать важность цифровой трансформации на всех уровнях и направленность компании на стратегию цифровизации. Эта твердость повысит мотивацию к изучению новых способов работы и изменению образа мышления. Для этого целесообразно провести разъяснительную работу среди сотрудников компании, что позволит смоделировать результаты цифровой трансформации в позитивном ключе. Например, эффективным методом является организация открытых дискуссий и мотивационных тренингов, на которых специалисты компании могут обсудить волнующие их аспекты цифровизации.
Сами компании не могут влиять на снятие технических барьеров, таких как низкая автономность, ограниченная вычислительная мощность и ограниченная гибкость интерфейсной платформы, так как за это отвечают сами раз-
работчики. Учитывая современные тенденции создания и развития новых информационных технологий, можно ожидать, что существенные недостатки будут устранены в ближайшее время. Одним из технических барьеров цифровизации является угроза информационной безопасности, связанная с технологическими рисками, приемами сотрудников, пытающихся воспользоваться уязвимостями новых информационных технологий. Использование цифровых технологий вкупе с облачными хранилищами приводит ко многим угрозам для компании. Чтобы обеспечить выполнение бизнес-процессов, необходимо разработать схему аттестации им и отделами информационной безопасности. Все поступающие информационные технологии, которые подключаются к внутренней инфраструктуре, должны пройти аудит на соответствие, что позволит компании обеспечить контролируемый уровень риска. Также в большинстве случаев устаревшее оборудование и ИТ-системы являются препятствием для цифровой трансформации компаний. Этот барьер можно обойти, преодолев ограничения возможностей аналитики и высокую долю ручных процессов устаревших инфраструктур и внедрив роботизацию различных бизнес-процессов, а также машинное обучение, искусственный интеллект и другие цифровые технологии, предназначенные для обработки данных и принятия решений. в более ускоренном режиме. Компании, приступающие к цифровой модернизации, должны стремиться создать инфраструктуру, которая позволит им создавать и масштабировать программное обеспечение в течение более 10 лет. Еще одним важным фактором, сдерживающим цифровую трансформацию российских компаний, являются экономические барьеры, такие как дороговизна и сложность внедрения этих технологий в сочетании с отсутствием очевидных преимуществ от их использования. Государственное (институты развития, такие как Фонд СКОЛКОВО) и частное (бизнес-ангелы) финансирование могут быть эффективными инструментами финансирования рассматриваемых проектов. Вы также можете преодолеть бюджетные ограничения, используя бесплатные версии системы, такие как ELMA Community, которая позволяет автоматизировать отдельные бизнес-процессы организации, не тратя деньги на приобретение дорогостоящих цифровых технологий.
На данный момент существует необходимость создания стандартов развития цифровых технологий, так как не все технологии, обеспечиваю-
щие развитие цифровой экономики, закреплены в законодательстве, например, блокчейн, беспилотные автомобили. Также необходимо законодательно закрепить такие явления в российском бизнесе, как краудфандинговая деятельность и деятельность бизнес-ангелов. Вступление в силу данных нормативно-правовых актов позволит более активно стимулировать развитие российского бизнеса в направлении цифровизации. Особое внимание следует уделить налоговым льготам и другим видам государственной поддержки тех субъектов, которые будут активно внедрять цифровые технологии.
Преодоление регуляторных и законодательных барьеров осуществляется в настоящее время, например, в 2018 году Правительство Российской Федерации утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Запуск этой национальной программы и включение ускоренной цифровой трансформации в число национальных целей развития до 2024 года подняли эту цифровую повестку дня на самый высокий политический уровень. Кроме того, данная программа является одним из первых примеров национальных целей, реализуемых на основе принципов проектного управления и финансируемых за счет значительных бюджетных средств, согласно Паспорту национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [ з ].
Эта программа включает в себя:
1. Разработка нормативно-правовых актов, регулирующих применение цифровых технологий: внесение изменений в нормативно-правовое регулирование, в том числе введение новых понятий, связанных с цифровой трансформацией («смарт-контракт», «криптовалюта», «Интернет вещей», «искусственный интеллект» и др.), устранение пробелов в законодательстве, стандартах, препятствующих распространению цифровых технологий (например, признание результатов виртуальных испытаний в отрасли, регламентация использования персональных данных в различных формах киберфизических систем).
2. Модернизация цифровой инфраструктуры: развитие системы российских центров обработки данных, внедрение цифровых платформ для работы с данными в целях удовлетворения потребностей граждан, бизнеса и государства.
3. Внедрение цифровых решений в ключевые сферы экономики и государственного управления.
4. Масштабная подготовка кадров для цифровой экономики на всех уровнях образования и развитие цифровой грамотности населения.
Следует отметить, что одним из важнейших факторов, повлиявших на цифровую трансформацию российских предприятий в 2019 - 2020 годах, является пандемия COVID-19. Таким образом, вирус привел к «форсированной цифровизации» и послужил катализатором необходимости феноменально быстрого внедрения технологий в маркетинг, HR, операции, управление и другие сферы бизнеса. За пару недель сервисы видеосвязи, онлайн-обучения и работы в команде из вспомогательных превратились в необходимые инструменты массового спроса. Компании, пережившие пандемию COVID-19, будут полагаться на обновленные процедуры и бизнес-модели, адаптированные к новым реалиям, обеспечивая при этом максимальную безопасность и эффективность. Изменения в потребительском поведении уже наблюдаются, меняется законодательство, перестраиваются цепочки добавленной стоимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех цифровой трансформации российских компаний определяется многими факторами, и, в первую очередь, учетом особенностей каждой организации и ситуации, в которой она находится. При этом главные составляющие успеха остаются неизменными: последовательность стратегических процессов и люди, способные внедрять системные изменения на постоянной основе. В процессе трансформации компании приобретают «ген адаптивности» - способность быстро реагировать и перестраивать бизнес-модели в зависимости от текущих условий. Цифровизация выводит на новый уровень большинство ключевых процессов: как стратегическое планирование и управление рисками, так и операционную деятельность. В целом компания получает дополнительные возможности для гармоничного развития различных сторон бизнеса.
Отметим, что, если Россия не сможет эффективно провести цифровую трансформацию экономики, она рискует остаться позади более успешных стран и не сможет обеспечить свой экономический суверенитет. В России нет недостатка в общественной поддержке инновационного и технологического предпринимательства, но остается проблема с экономикой и, следовательно, невосприимчивостью граждан к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок. Исследование указывает на значительное влияние цифрового сектора России на сегменты B2B, B2G и B2C, хотя есть признаки того, что
существующая политика может быть нецеленаправленной, и отсутствует согласованность и координация.
Несмотря на относительно высокий рейтинг цифровой экономики, вклад отраслей в российскую экономику значительно меньше, чем в развитых странах. Основная проблема заключается в том, чтобы выиграть битву талантов за то, чтобы бросить вызов высшему рангу в глобальной инновационной гонке. Чтобы сократить разрыв между
спросом и предложением цифровых навыков, России нужны влиятельные ученые, инженеры и предприниматели, которые могли бы создать прорывные продукты. Правительство нацелено на самые высокие позиции в 2024 году в глобальном рейтинге. Таким образом, необходимо поддерживать образовательные инициативы, развивать навыки цифровой индустрии, привлекать в страну ведущих российских и зарубежных специалистов.
Список литературы
1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Что такое цифровая экономика? Тенденции, компетенции, измерение // Материалы XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ по проблемам экономического и социального развития, 2021. - Дом Высшей школы экономики. - № 82. - С. 56-62.
2. Нуретдинова Ю. В., Ометова Д. А, Морозова М. Ю. Переход российских предприятий на цифровую экономику: проблемы и пути их решения // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 4. - С. 138-143.
3. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика
Российской Федерации» (Утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 24.12.2018 № 16). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw 3M5cNLo6gczMkPF.pdf.
4. Румянцева И.А., Кротенко Т. Ю.,Жернакова М. Б. Проблемы цифровизации: Использование информационных технологий в бизнесе, науке и образовании // Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра. Конспект лекций по сетям и системам. - М.: Спрингер, 2022. - №129. - С. 561-570.
References
1. Abdrakhmanova G. I., Vishnevsky K. O., Gokhberg L. M. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement // Proceedings of the XX April International Scientific Conference of the Higher School of Economics on Problems of Economic and Social Development, 2021. - House of the Higher School of Economics. - № 82. - Pp. 56-62.
2. Nuretdinova Yu. V, Ometova D. A, Morozova M. Yu. Transition of Russian enterprises to the digital economy: problems and solutions // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. -2021. - № 4. - Pp. 138-143.
3. Passport of the national project "Digital Economy of the Russian Federation" (Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects. Protocol No. 16 dated 12.24.2018). -[Electronic resource]. - Access mode: http://static.government. ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.
4. Rumyantseva I. A, Krotenko T. Yu., Zhernakova M. B. Problems of digitalization: The use of information technologies in business, science and education // Scientific and technical revolution: yesterday, today, tomorrow. Lecture notes on networks and systems. - M.: Springer, 2022. - № 129. - Pp. 561-570.
Информация об авторе
Винокуров И.В., директор программы РАНХиГС, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация).
Information about the author
Vinokurov I.V., Director of the RANEPA Program, Lecturer at the Department of Public and Municipal Administration, Faculty of Public and Municipal Administration, Institute of Public Administration and Management of RANEPA under the President of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation).
© Винокуров И.В., 2024. © Vinokurov I.V., 2024.
22
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАзВИТИЕ, ИННОВАцИИ, ТЕхНОЛОГИЧЕСКИЕ ИзМЕНЕНИя И РОСТ
DISCUSSION №I (122) JANUARY 2024