Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
BREATHING / BREATHING EXERCISES / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ДЫХАНИЕ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврюшкин Артем Николаевич, Кутимский Андрей Михайлович

Дыхание - это основа жизнеобеспечения человека. Одной из задач в процессе физического воспитания курсантов и слушателей ставится обучение правильному дыханию во время выполнения физических упражнений и быстрому восстановлению дыхания после. С помощью дыхания можно вводить организм в состояния возбуждения и максимального расслабления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Гаврюшкин Артем Николаевич, старший преподаватель, ВосточноСибирский институт МВД России, Кутимский Андрей Михайлович, старший преподаватель, ВосточноСибирский институт МВД России

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

Аннотация: Дыхание - это основа жизнеобеспечения человека. Одной из задач в процессе физического воспитания курсантов и слушателей ставится обучение правильному дыханию во время выполнения физических упражнений и быстрому восстановлению дыхания после. С помощью дыхания можно вводить организм в состояния возбуждения и максимального расслабления.

Ключевые слова: дыхание, дыхательные упражнения, высшие учебные заведения МВД России.

Abstract: Breathing is the basis of human life support. One of the tasks in the process of physical education of cadets and students is training in proper breathing during physical exercises and in quick recovery of breathing after. With the help of breathing, you can enter the body into a state of excitement and maximum relaxation.

Key words: breathing, breathing exercises, higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Дыхание - это совокупность физических процессов организма, направленных на насыщение легких кислородом и в последующем его использовании в обеспечении физиологических функций организма, а также удаление углекислого газа из организма. Таким образом, в процессе окисления

происходит насыщение клеток организма энергией необходимой для его функционирования [1, с. 67-71].

Исходя из вышеуказанного определения можно сделать вывод, что дыхание является неотъемлемой функцией организма и требует особого внимания в рамках изучения процесса выполнения упражнений предусмотренных рабочей программой курсов физической подготовки среди лиц, обучающихся в высших учебных заведениях системы МВД России. С помощью дыхания можно вводить организм в состояния возбуждения и максимального расслабления.

Проблема необходимости изучения особенностей дыхания была поднята одним из современных ученных, а именно Э. Маконнелл олимпийской чемпионкой и профессором прикладной физиологии лондонского университета Брунеля, она выделила, что «в целях получения максимального коэффициента полезного действия при занятиях спортом необходимо учитывать специфику двигательной активности и дыхания» [2, с. 28].

Так данный исследователь утверждает, что в проведенных опытах и исследованиях ей удалось установить, что при беге необходимо соблюдать ритм «2 на 2», другими словами вдох и выдох должны происходить на два шага, таким образом достигается максимально гармоничное дыхание, позволяющее своевременно насыщать организм энергией. Также Маконнелл обратила внимание на то, что часто при беге затруднено дыхание через нос и в целях недопущения нарушения ритма дыхания она рекомендует осуществлять дыхание через рот [2, с. 113].

Данный исследователь рекомендует использовать глубокое дыхание диафрагмой во время таких спортивных игр как баскетбол и футбол, а также в других аналогичных командных играх, это связано с тем, что специфика данных игр заключается в неравномерном движении, при котором в кровь попадает большое количество адреналина, воздействующего на работу сердца и органов дыхания [2, с. 143].

В связи с указанной выше методикой необходимо сгенерировать определение понятию «диафрагмальное дыхание». Итак, диафрагмальное дыхание - это физиологический процесс, направленный на насыщение кислородом организма и удаления из него углекислого газа путем изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы. Для полного раскрытия понятия определения «диафрагмальное дыхание» необходимо понимать, что диафрагма - это мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной, выполняющей функцию главной дыхательной мышцы.

Что касается силовых тренировок, например, при жиме штанги лежа, Э. Маконнелл указывает, что дыхание должно осуществляться в следующей последовательности: вдох при жиме штанги к груди, выдох при жиме от груди. Важно понимать, что необходимо учитывать специфику каждого отдельного физического упражнения в отдельности, это будет способствовать достижении поставленных целей [2, с.125].

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, возникает необходимость рассмотрения методик развития органов дыхания, одной из таких методик является дыхательная гимнастика. Широко известным в научных кругах представителем в рамках изучения дыхательной гимнастики является А.Н. Стрельникова, ей, еще в годы существования СССР, была разработана дыхательная практика, используемая ведущими современными спортсменами: активный энергичный вдох через нос и пассивный выдох через рот [3, с. 14-19].

Необходимо перечислить наиболее популярные дыхательные упражнения:

1. «Обними плечи». Исходное положение - руки согнуты в локтях находятся перед собой на уровне плеч. Порядок выполнения упражнения -одновременные броски рук навстречу друг другу, левая рука обнимает правое плечо, затем правая - левое. Два подхода по 96 раз;

2. «Насос». Заключается в имитировании накачивания шины автомобиля, а именно: наклоняться делать активный вдох на крайней точке

наклона, не разгибаться до конца. Выполнять следует в быстром темпе,3-5 подходов по 96 раз;

3. «Кошка» Исходное положение - ноги на ширине плеч, полуприсед. Поворачиваться вправо и влево, перенося тяжесть тела поочередно на правую и левую ногу и совершая энергичный вдох. Два подхода по 96 раз;

4. «Большой маятник». Данное упражнение является комбинацией упражнений, указанных в пунктах 1 и 2. Порядок выполнения упражнения -наклон, руки тянутся к полу, в нижней точке наклона совершается энергичный вдох, затем обратный наклон, при этом руки обнимают плечи, делается также активный вдох, что касается выдоха то он делается произвольно. Два подхода по 96 раз;

5. «Полуприседы» у данного упражнения есть три различных варианта исполнения, в зависимости от исходного положения: первый вариант - ноги на ширине плеч; второй - одна нога впереди, вес тела перенесен вперед, вторая нога сзади; третий вариант - схож с первым, однако основной вес на ноге, стоящей сзади. Порядок выполнения упражнения - легкие приседания и одновременные короткие вдохи при этом выполняется упражнение, указанное в пункте 1. Один подход 96 раз [3, с. 21-23].

В завершении хотелось бы отметить, что указанные упражнения из дыхательной гимнастики, безусловно позволяют развить дыхательные органы сотрудников обучающихся в высших учебных заведениях системы МВД России, однако необходимо понимать, что наличие таких «вредных привычек» как курение сигарет, кальяна, использование различных электронных устройств, создающих высокодисперсный пар (аэрозоль), предназначенный для вдыхания наносят вред органам дыхания, в следствие чего процесс дыхания затрудняется и в целом не позволяет достичь наиболее высокого коэффициента полезного действия от физических и дыхательных упражнений.

Библиографический список:

1. Григорьев В.И. Дыхательная гимнастика на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / В.И. Григорьев, А.В. Токарева, И.С. Москаленко, О.В. Миронова, Ю.И. Шульгов // Учёные зап. Ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - 124 с.

2. Mc Connell, A. Breathe Strong Perform Better / A. McConnell. - 2011. - 280p. (Human Kinetics).

3. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой / И.Н. Кочеткова. - М.: Совет. Спорт, 1989. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.