Научная статья на тему 'Особенности духовных факторов стимулирования трудовой деятельности в традициях западного и российского обществ'

Особенности духовных факторов стимулирования трудовой деятельности в традициях западного и российского обществ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Духовное / материальное / дух капитализма / общество / Пассионарность / spiritual / Material / the spirit of capitalism / passionarity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куропаткин Сергей Александрович

Исследуются духовные факторы развития современного российского общества. Особое внимание уделяется рассмотрению нематериальных стимулов трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spiritual factors in the modern Russian society development are studied. Special attention is paid to the analysis of non-material incentives to work.

Текст научной работы на тему «Особенности духовных факторов стимулирования трудовой деятельности в традициях западного и российского обществ»

S.A. Kuropatkin Features of Spiritual Factors in Labor Stimulation in Traditions of Western and Russian Societies

The spiritual factors in the modern Russian society development are studied. Special attention is paid to the analysis of non-material incentives to work.

Key words and word-combinations: spiritual, material, the spirit of capitalism, passionarity.

Исследуются духовные факторы развития современного российского общества. Особое внимание уделяется рассмотрению нематериальных стимулов трудовой деятельности.

Ключевые слова и словосочетания: духовное, материальное, дух капитализма, общество, пассионар-

УДК 130.12:316 ББК 60.028

С. А. Куропаткин

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ФАКТОРОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАДИЦИЯХ ЗАПАДНОГО И РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВ

I рудовая деятельность представляет собой феномен, объединяющий в себе субъективное и объективное, духовное и материальное начала.Классические представления экономической и социально-философской науки о труде основаны на размышлениях в первую очередь о материальном базисе того или иного общества. При таком методологическом подходе из поля зрения исследователя выпадают духовные факторы, в лучшем случае им не придается какого-либо самостоятельного значения. Вместе с тем учет влияния духовных факторов на содержание и характер трудовой деятельности может существенным образом скорректировать представления о сущности рассматриваемого феномена.

На различных этапах общественно-экономического развития для активизации трудовой деятельности использовались различные не-материальные факторы и стимулы. Так, в периоды рабовладения и феодализма соответствующие духовные установки укладывались в рамки религиозных отношений и не играли существенной стимулирующей роли; с зарождением капитализма и появлением свободного человека возникают возможности более широкого использования неэкономической мотивации к труду (через реализацию воли к успеху, самореализацию) [1].

Содержание, характер и глубина влияния духовных факторов на социальные процессы

204 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

в западном и российском обществах имеют заметные отличия, проявляющиеся, в частности, в трудовой сфере.

Широко известно, что развитие капитализма на Западе, по мнению М. Вебе-ра, связано с возникновением такого объективно-идеального феномена, как проистекающий из протестантизма дух капитализма. Ученый считал, что в процессе развития на Западе сложилась уникальная система духовного производства, которая включает рациональную производственную этику, рациональное поведение человека и рациональный строй жизненного уклада в целом. При этом основой рациональной этики является духовно-нравственная ориентация личности на повседневную активность, понимаемую как служение Богу и миру.

В понимании М. Вебера, капиталистическое предприятие основано на «рациональной организации свободного труда» [2, с. 53]. Стремление к рациональному ведению хозяйства и рентабельности выступает главной и сущностной характеристикой «духа капитализма». Ученым акцентируются не внешние по отношению к индивиду, а внутренние духовные и нравственные мотивы, побуждающие его к занятиям рациональной хозяйственной деятельностью, ориентированные не на удовлетворение непосредственных потребностей, а на саморазвитие. При этом деятельность в целом ориентирована в большей степени не на практические, а на идеальные цели. Она подчинена идее спасения через аскетическое мирское служение Богу.

В эпоху Реформации произошла смена потусторонней аскезы в абсолютно противоположную мирскую аскезу, в которой деятельность рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. В этом и состоит уникальность и историческая значимость протестантизма. Свидетельством успеха в служении Богу стал считаться доход, выраженный в деньгах. Такое измерение, в соответствии с установками протестантизма, лучше всего свидетельствует о рациональности деятельности и служит абстрактной мерой для оценки богоугодности труда. Бедность и нищета в протестантской культуре не только не несут позитивных моральных ценностей, но и не могут быть поводом для сострадания и тем более - благотворительности. Бедный неудачник отвержен Богом, и поэтому от него отворачиваются и люди.

Однако не стоит преувеличивать роль этики протестантизма в капиталистическом понимании реализации труда. Не случайно С. Кара-Мурза, опираясь на специальные исследования, приводит пример того, что во время уборки хлопка на плантациях в США, когда не хватало рабов-негров, плантаторы нанимали для работы белых протестантов. Производительность их труда была вдвое ниже, чем у рабов, поскольку они были не способны освоить сложную организацию коллективного труда, которая была выработана у афроамериканцев [3, с. 26].

Рост производительности труда в условиях российского общества, на наш взгляд, равно как и в западной традиции, детерминирован в первую очередь духовными факторами. В то же время эти факторы в различающихся по своей природе цивилизациях не могут быть тождественными. Так, в российском социуме ключевыми факторами стимулирования труда выступают противоположные протестантским традиционные ценности. Например, православные по своей духовной природе идеалы богочеловечества сущностно представали перед

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 205

личностью в виде коллектива, который требовал от индивида проявления чувства коллективизма и сверхусилий в достижении целей. Из этого вырастала коллективистская, а не индивидуалистская трудовая этика. Православие, формировавшее духовный склад русского народа в течение тысячи лет, поддерживало высокий статус и культурную значимость труда. В рамках протестантской этики понятие долга в конечном итоге обусловило неукоснительное соблюдение требований норм деятельности, в том числе и в распределении усилий в строгих пределах отведенного рабочего времени. Православная же этика требует готовности в любой момент отдачи «всего себя и сразу», поскольку сочетает одновременное служение и Богу, и человечеству. Усиленная государственным вмешательством во все сферы жизни общества, она требовала полной отдачи от человека вне зависимости от официально установленных формальных границ, порождая принципиальную ненормированность труда.

По мнению зарубежных исследователей, выработанные веками духовные традиции сегодня ослабевают в связи со стремительным темпом увеличения процессов глобализации. В частности, С. Хантингтон справедливо замечает, что ослабление целостности российского цивилизационного материка ослабило, в свою очередь, стимулы деятельности и значимость национальной идентичности североамериканского субъекта [4, с. 192]. Таким образом, процессы глобализации выступают первоочередной причиной трансформации духовных оснований как российского, так и западного общества.

Для фиксации изменений, затронувших духовные основания трудовой деятельности Запада, обратимся к ныне популярной концепции развития общества, разработанной теоретиками «постиндустриализма».

На современном этапе состояния экономики наблюдается увеличение роли теоретического и прикладного знания, глобальная информатизация, внедрение инновационных методов управления социально-экономическими системами, приоритет производства услуг над производством товаров. Однако в связи с ослаблением духовных традиций, в том числе этики протестантизма, на Западе происходит размывание границ трудовой деятельности, изменение ее пространственно-временных характеристик. Например, рабочий эпохи модерна четко осознавал отличие рабочего дня от свободного времени и, борясь за уменьшение продолжительности затрачиваемого на отчужденный труд времени, не ставил под сомнение само четкое разграничение данных временных сфер своего существования. Нынешнее положение вещей демонстрирует вторжение труда в те временные промежутки, которые раньше представлялись изолированными от трудовой активности.

Инновационная экономика, развитие наукоемких отраслей, глобальная информатизация и другие показатели «постиндустриализма» требуют от экономического субъекта сверхусилий и постоянной мобилизации, что чуждо цивилиза-ционным традициям Запада. Успехи Запада в реализации высокотехнологических и наукоемких производств значительно опередили российскую сторону, в том числе и в отношении внедрения персональных компьютеров и мобильных телефонов в трудовой процесс. Однако западный субъект не был на духовном уровне готов к их использованию. Например, распространение сотовых телефонов вызвало эффект постоянного «нахождения на связи». Как следствие - воз-

206 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

никло ощущение ненормированное™ рабочего дня и относительности свободного времени. Работник западного постмодернистского общества столкнулся с проблемой необходимости своего рода «самопожертвования», полной отдачи процессу труда. В контексте российского общества ситуация воспринимается иначе.

Одним из первых исследователей, обративших внимание на смену духовных факторов трудовой деятельности в «постиндустриальной» России, стал В. Л. Иноземцев. Вслед за Д. Беллом к «постматериальным» ценностям В. Л. Иноземцев относит знание и информацию. Развитие «постэкономического» общества он связывает с изменением характера трудовой деятельности, которая определяется неким творческим актом, причем «...творчество не противостоит труду столь непосредственно, как услуги противостоят продуктам материального производства. В нынешних условиях элементы творчества (creativity) и труда (labour) тесно слиты в продуктивной деятельности (work); разорвать это противоречивое единство фактически невозможно.» [1, с. 137]. Таким образом, российский ученый сформулировал концепцию «постэкономического» общества, акцентировав свое внимание на смене не только материальных, но и духовных факторов стимулирования труда. Появление «постэкономического» общества, по его мнению, в первую очередь становится возможным благодаря обеспечению условий восприятия духовных ценностей и формированию неэкономической мотивации, а также обеспечению членов общества свободой самовыражения личности.

В России, вслед за передовым Западом, в настоящее время насаждаются идеалы «постиндустриализма». Увеличивается доля наукоемких отраслей, повышается престиж интеллектуальных областей трудовой деятельности. В отечественной трудовой практике наиболее заметны процессы информатизации. Однако основной отличительной особенностью российского «постиндустриализма» является исторически сложившаяся морально-этическая и духовная готовность российского субъекта к навязанным стратегиям инновационного развития.

Если в духе западной протестантской этики понятие престижа определяется степенью его доходности, то в условиях российского «постиндустриализма» престиж детерминирован формированием соответствующего имиджа, возможностью самореализации. Так, большинство российских граждан в погоне за престижем стремятся получить высшее образование. Плеяда российских менеджеров «среднего звена» и представителей интеллектуальных элит по уровню своих доходов едва ли может конкурировать с фабричными рабочими. И тем не менее фабричных рабочих они считают «неудачниками», «ущербными», а интеллектуалов и «белых воротничков» - успешными, «богоугодными».

Примечательно, что многочисленные победы российских граждан на международной арене в области высокотехнологических и наукоемких разработок, инновационных программ управления достигаются отнюдь не путем материального стимулирования их труда. Минимальные затраты работодателя (в том числе государства) в области инноваций оправдываются культурной и общечеловеческой значимостью конечного продукта. Низкое материальное стимулирование компенсируется в восприятии работников признанием их служения традиционным морально-этическим идеалам и готовностью к самопожертвованию.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 207

Уникальность сложившейся ситуации заключается в том, что стремление Запада к вестернизации российской действительности и навязыванию западных моделей развития общества, в том числе «постиндустриальной», не встречает привычного сопротивления. Более того, аналоговая («догоняющая») модернизация на практике для России становится более продуктивной, чем для самого Запада.

В проекции на обозначенную тему изложенное позволяет констатировать, что в традициях российского и западного обществ стимулирование трудовой деятельности детерминируется не только материальными, но и духовными факторами, которые, в свою очередь, имеют самостоятельное и непроизводное значение. Основными духовными факторами стимулирования труда на Западе выступают ценности, разработанные этикой протестантизма, в то время как в России - традиционные ценности православия. Тем не менее на современном этапе развития мирового устройства, связанном с увеличением темпов глобализации традиционные духовные факторы стимулирования трудовой деятельности российской цивилизации оказываются наиболее жизнеспособными в контексте навязанной Западом концепции «постиндустриального» развития.

Библиографический список

1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1999.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

3. Кара-Мурза С.Г. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.

4. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.

S.T. Dakirova

Life Prospects of Rural Youth: the Experience of Sociological Research

The idea of reproduction of rural youth of the agrarian-creative type permanently oriented towards self-realization in agriculture is actualized. The project to utilize rural communities' reproduction resources more fully is justified.

Key words and word-combinations: rural way of life, rural youth, reproduction, labor, value orientations.

Актуализирована идея воспроизводства сельской молодежи аграрно-созидательного типа, отличающейся устойчивой ориентацией на самореализацию в сельском хозяйстве. Обоснован проект более полного использования ресурсов воспроизводства сельских сообществ.

Ключевые слова и словосочетания: сельский образ жизни, сельская молодежь, воспроизводство, труд, ценностные ориентации.

УДК 31 6.34/.35 ББК 60.54

С.Т. Дакирова

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

I I роцесс формирования желательного для индивида статуса во многом зависит от работы внутренних регуляторов, самоидентификации и готовности субъекта усваивать те или иные социальные роли. Если же возникают ситуации неустойчивости внешней среды, то неизбежным становится кризис идентичности (Т. Парсонс). Применитель-

208 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.