Научная статья на тему 'Особенности духовности в контексте глобализации'

Особенности духовности в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1284
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНОЕ СОЗНАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНОСТИ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юлдашева Фарида Хужамкуловна

В данной статье рассматриваются проблемы развития духовности в условиях глобализации и ее трансформации под влиянием глобальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности духовности в контексте глобализации»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК: 130.2:116

Юлдашева Фарида Хужамкуловна

Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Андижанского

государственного университета, город Андижан, Узбекистан

aziz_botir@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы развития духовности в условиях глобализации и ее трансформации под влиянием глобальной культуры.

Ключевые слова:

духовность, глобализация, духовное сознание, трансформация духовности, диалог.

Yuldasheva Farida Khuzhamkulovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, Andijan State

University, Andijan City, Uzbekistan

PECULIARITIES OF SPIRITUALITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Abstract

In this article, the problems of the development of spirituality in the context of globalization and its transformation under the influence of global culture are examined.

Key words:

spirituality, globalization, spiritual consciousness, transformation of spirituality, dialogue.

Естественное социально-экономическое развитие общества, невозможно, без его интеграции, либерализации и модернизации, что и является факторами глобализации. Эти объективные явления, в конечном итоге приводят к глобализации духовной жизни общества и к трансформации национально-культурных ценостей, ценностных ориентаций человека и общества. Все это не может не влиять на духовное развитие и духовные потребности человека. Естественно, что результаты (положительные аспекты) и возможности глобализации и последствия (негативные аспекты) будут влиять на систему духовной жизни общества. Если результаты данного процесса способствует дальнейшему развитию и демократизации общества, то его последствия часто приводят к отдалению личности от своих национальных корней и ценностей. Возникает проблема готовности человека к восприятию того духовного нового, что несет с собой глобализация.

В настоящее время задаваться вопросом, «Что должен делать человек под влиянием глобализации?» уже поздно. В этом отношении, скорее будет правильным ставить вопрос: как быть человеку в условиях глобализации, на какие факторы должна опираться его духовность. Какие ценности должны находиться в основе системы духовных ценностей и т.д.

В период формирования рыночных отношений человек вынужден стать мобильным и динамичным. Он одновременно находится здесь и везде, его окружает и национальное, и наднациональное. Его сознание выражает синтез элементов и аспектов различных культур и ценностей. Перед обществом встает проблема формирования национальной духовности, своевременно и адекватно отвечающего вызовам глобализации, ядром которой являются исторические традиции, менталитет, культура, образ жизни нации. Осуществляя ценностный выбор и ценностную ориентацию в условиях глобализации, национальная духовность выполняет роль фильтра и устанавливает границы распространения глобальной культуры.

-( J-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Духовность основывается на стабильном национальном духовном сознании. Его стабильность связана с национальной исторической культурой, с вековыми традициями и с исторически оправданными, духовно-нравственными отношениями людей. Духовное сознание - осознанное, и поэтому стабильное сознание. Оно осуществляет духовную самооценку, служит сохранению этностатуса и индивидуальности. Данные эталоны духовного самосознания, формируют способность к идентификации и самозащите от негативного влияния глобальной культуры. Духовная идентификация осуществляется путем межкультурных отношений и межкультурного диалога. Значит, идентификация, осуществляемая духовным сознанием, не отрицает другие национальные культуры и ценности наоборот, предполагает толерантность к чужой культуре, аналогию себя с другими, соединение национальных и общечеловеческих ценностей.

В процессе такого диалога национальная духовность становится живучей: появляется возможность самопознания, самооценки, переоценки и сравнивания себя с другими. Такой диалог помогает также критически оценивать консервативные и догматические элементы своей культуры и осваивать передовые элементы мировой культуры. Национальное духовное сознание, исходя из своего ценностного потенциала, отвечает на вопросы, поставленные другой культурой, ведет диалог. Речь идет о понимании другого «Я» в качестве «Я», предоставлении ему возможности сказать нам что-то и умении слушать его, быть готовым к тому, чтобы слушать и понять его [1, с. 425]

Национальному духовному сознанию, нельзя отгородиться от влияния других культур, иначе оно не сможет присоединиться к мировой интеграции. Оно должно меняться под влиянием передовой культуры и ценностей других наций, принимать прогрессивные идеи, быть толерантным. Таким путем, можно сохранить способность развиваться и не отставать от передовой прогрессивной культуры, технологии и одним словом, от всего того положительного, что несет с собой глобализация. "Можно сказать, что реальное общество воспроизводится за счет толерантности своих граждан, но развитие, все же, требует диалога. Иначе говоря, толерантность условие мирного сосуществования, диалог условие и требование развития" [2, с.27].

Национальная духовность существует и меняется в контексте мировой системы культуры и цивилизации, которая состоит из синтеза разных национальных культур и выступает как единое, состоящее из разного. Примером тому является распространение исламской культуры на территории Центральной Азии. Распространение исламской культуры является примером распространения глобальной религиозной культуры. В качестве глобальной, исламская культура охватила огромные регионы и повлияла на духовное развитие многих народов. Теперь этническая идентификация синтезировалась с исламской культурой. Но в свою очередь, и сама исламская культура оказалась под воздействием местной духовной культуры. Образовался религиозно-этнический культурный слой, который повлиял на особенности самого ислама. Он вобрал в себя местный культурный потенциал. Произошла квинтэссенция культуры. Образовался мазхаб Ханафия. Гибкость, либерализм, толерантность и удобность данного мазхаба послужили распространению его учения. Образовался религиозно-этнический «культурный слой», могущий толчок цивилизации, ставший в дальнейшем основой Восточного Ренессанса. Как видим, взаимодействие местной духовности и духовного сознания с глобальной духовностью становится основой развития национальной и глобальной духовной культуры.

В пользу вышесказанного можно привести и другой пример: Великий Шелковый путь сыграл огромное значение в истории многих народов. В результате соединения Востока и Запада через этот путь, в Европу пришла новая культура. По сведениям Римского ученого Г.Плиния, шелководство пришло на Запад в У в. до н. э.. За ткани из шелка, которые привезли в Римскую империю, было потрачено 3,5 тыс. золотых монет. В результате этого появился дефицит монет. Тогда правительство было вынуждено издать указ, который ограничивал ввоза шелковых товаров. Как утверждает А.Ходжаев, в результате распространения ислама в Китае сформировался новый этнос «дунгане», «тунаган» (буквально тун-ночь, остался на ночь, ночевал), в состав которого входили арабы, персы, турки. Сегодня их число составляет более 8 миллионов. Значит, в названном явлении именно религия (глобальная религиозная культура) сыграла главную роль [3, с.91].

Любая национальная духовность основывается на определенной национальной творческой силе,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

которая формируется на базе вечных национальных ценностей, традиций, психологии и образа жизни. Благодаря такой силе постоянно сохраняются и воспроизводятся национальные особенности и все то, что их определяет. Данная сила основывается на национальном духовном сознании, отражается им и является главным фактором сохранения этностатуса нации. Элементы такой творческой силы постоянно будут присутствовать в национальном сознании, и передаваться от поколения к поколению. Хотя темпы развития глобальной духовности быстрее, чем темпы развития национальной духовности, она полностью не может уничтожить национальное. Причиной тому является во первых, то, что национальное постоянно будет возрождаться и воспроизводиться на основе собственного потенциала. В отличие от этого в основе глобализации лежат экономические факторы, в которые все больше вмешиваются субъекты и глобализация приобретает все больше искусственную форму. Во-вторых, национальная духовность выполняет объединяющую (интегрирующую) функцию в отличие от глобальной. Вторая объединяет субъектов на основе экономических факторов. Ее духовный потенциал очень изменчив и не постоянный.

Глобализация предполагает открытость и толерантность, следовательно, в определенной мере и нестабильность. Национальная духовность стабильна, традиционна и консервативна. Чрезмерная открытость и толерантность по отношению к другой национальной и вообще к глобальной культуре, опасно для местной культуры. Значит, для национальной идентификации и сохранения своего менталитета толерантность, как и открытость должны иметь определенные границы. По отношению к глобальной культуре следует учитывать, что поддержка только традиционализма или модернизма может привести к непониманию между поколениями. Не учитывать данный фактор нельзя, ибо модернизм более близок по духу к молодежи, а традиционализм к старшему поколению.

В настоящее время в Узбекистане происходят обновление во всех сферах общества. Духовное обновление является приоритетным направлением развития страны, наряду с экономическим и политическим. Главным принципом данного процесса является сохранение местной национальной духовности и ее соединение с прогрессивной глобальной культурой, обновление и развитие духовности на основе требований глобализации, основанных на гуманизме и уважения национальной культуры, равноправного их диалога.

Глобальное - это наднациональное. Общественное сознание быстро воспринимает все новое. Поэтому в теоретическом плане важен вопрос о способности и готовности изучения, выбора и правильного отражения глобальной культуры местной культурой. У национального меньше возможностей. Глобализация на образе жизни, повседневной культуре, культурно-бытовом уровне. Все это сильно влияет на национальную духовность. Требуется равноправный духовный диалог. Взаимодействие и диалог культур имеет огромное значение для их развития: именно в диалоге каждая культура вновь обретает свою идентичность, Диалог и взаимодействие культур дает им возможность выражать свои истинные ценности и особенности

Прогрессивная глобальная культура вовсе не есть американская или западная культура, в отличие от них она более сложна и многогранна. Такая культура не разрушает национальные черты и менталитет местной культуры, наоборот, она, отражая исторические национальные и демократические общенациональные ценности, имеющие гуманистическую сущность, способствует ее прогрессу. В этом смысле она представляет собой синтез элементов всех тех культур, традиций и ценностей, которые включены в процесс глобализации. По этой причине ее трудно характеризовать в рамках какой-то отдельно взятой культуры. Она более богата, прогрессивна, либеральна и демократична чем конкретная национальная культура.

Нам представляется, что в условиях глобализации общество должно опираться именно на национальную духовность. Оно в свою очередь, должно основываться с одной стороны, на традиционных национальных и религиозных ценностях, и с другой, на ценностях прогрессивной глобальной культуры, имеющей демократическую и гуманистическую сущность. В условиях глобализации, общество в зависимости от конкретных ситуаций, должно принимать новое прогрессивное и гуманное, иногда приспосабливаться к ее результатам, а также защищаться от ее негативных последствий, когда это необходимо. Неправильно как полное отрицание глобальной культуры, так и полное ее принятие. В этом

-( " )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

отношении обществу следует быть гибким, прагматичным и способным к диалогу. Духовному сознанию необходимо постоянно изучать динамику и тенденции глобализации, и исходя из этого, отражать, опережать ее возможные негативные последствия.

Общество и человек всегда борется за сохранение своей идентичности. В то же время человек не может жить без других таких же людей. В этом отношении человек одинаков с другими, и вместе с тем благодаря своей индивидуальности и уникальности он не может не отличаться от других. Именно это позволяет человеку сохранить своего «Я» среди других и осознать себя. Самосознание человека и нации создает возможность сохранения своего личного статуса и этностатуса в обществе. Желание сохранить свой статус естественно для человека и оно постоянно присутствует в нем подсознательно. Именно это противостоит глобальной унификации в сфере культуры и помогает сохранить своеобразие и особенности человека. «Речь идет о том, что подлинная духовность обладает свойством не замыкаться в себе, не изолировать себя от окружающих людей и мира в целом, но предполагает постоянное стремление к расширению духовного пространства общества. Духовность всегда выражается в динамике, в постоянном обновлении «духовного поля» (Н. Коваль), в развитии и способности очищаться от стер еотипов и ограничивающих точек зрения, от собственного несовершенства» [4, с.12].

Конечно, духовность может и должна меняться в пользу глобализации. Например, в настоящее время новыми элементами духовной культуры становятся инновационный подход, креативность, инициативность - качества, без которых невозможно развитие духовности в условиях глобализации. Элементами духовного сознания все больше становится его отношение к инновациям, прогрессивный номадизм, постоянное обновление. Без этих новых элементов национальная духовность не может отражать воздействие глобальной культуры. Благодаря тому, что у человека постоянно присутствует и сохраняется способность к творчеству, значит и к обновлению и совершенствованию, человек может сохранить свою идентичность. «Надо учесть, что способность быть человеком есть способность быть не равным своей деятельности. Иначе говоря, человек превосходит то, что он совершил. Человеческие способности потенциально безграничны ... Он открыт для новых свершений и нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности и овладения ими» [5, с. 164]. Значит, человек постоянно сам себя выдвигает и опережает. Все это дает ему возможность не останавливаться на достигнутом. В результате стремления к творчеству и обновлению, человек сохраняет свою уникальность и идентичность. По этой причине утверждения о том, что глобализация уницифирует и превращает всех людей в «массу» не совсем соответствует действительности.

Национальная духовность в условиях глобализации, осваивает элементы и синтез разных национальных культур и с этой точки зрения глобализация открывает новые возможности для духовного развития и обновления общества. В связи с этим возникает задача дальнейшего совершенствования национальных и традиционных ценностей в соответствии с прогрессивными демократическими общенациональными ценностями. С этой точки зрения узбекская национальная культура имеет огромный опыт. Словами известного узбекского ученого О.Шарафиддинова, узбекская культура никогда не ограничивалась национальными рамками. Так как она была исторически сильно связана с общечеловеческими ценностями, постоянно обогащалась и совершенствовалась. Поэтому узбекская культура занимает важное место не только здесь, где сформировалась, но и в культурном мире в целом. Эта культура продолжает осваивать и использовать разнообразные достижения и опыт цивилизации, как Востока, так и Запада, в результате чего сама обогащается и развивается. Это абсолютно естественный и закономерный процесс [6, с.19-20].

Духовность вечна, так как она выражает естественные стремления, потребности и идеалы человека к духовному совершенству. Потребности и идеалы безграничны и поэтому духовность тоже безгранична. Она конечно, будет меняться и развиваться, но ее сущность в качестве неотъемлемого атрибута человека будет существовать всегда. «Духовность, будучи явлением онтологическим, в высшей степени аксиологична: она представляет собой вселенский кладезь ценностей. Духовное, в некотором смысле, абсолютная ценность, аккумулирующая в себе все «царство ценностей» Вселенной. Перед человеком, вставшим на путь духовной трансформации иразвития, открываются возможности приобщения к духовным ценностям, которые могут

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

реализоваться в его делах, поступках и отношениях окружающей действительности. Происходящая в современном обществе переоценка ценностей еще более высвечивает проблему духовности и поднимает ее на качественно иной уровень» [4, с. 10].

Список использованной литературы

1. Гадамер Х. Истина и метод. М.: Наука, 1988.

2. Рац М. Диалог в современном мире. Вопросы философии. 2004, № 10.

3. Хужаев.Буюк ипак йули.Узбекистон миллий энциклопедияси. Давлат илмий нашриёти.Т.: 2007.

4. Бокачев И.А. Духовность как высшая жизнеутверждающая ценность. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Педагогика. Психология. 2015.Т.15.вып. 3.

5. Шаповалов В.Ф.Основы философии современности. К итогам ХХ века. М.: Флинта-Наука, 1998.

6. Шарафиддинов О. Экология ва маданият. //Тафаккур, 2005, № 1.19-20 б.

© Юлдашева Ф. Х., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.