Научная статья на тему 'Особенности древнегреческой теологии как одна из причин формирования философии'

Особенности древнегреческой теологии как одна из причин формирования философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
610
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / МИФ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БОГОИСКАТЕЛЬСТВО / ДИОНИСИЙСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сиверцев Евгений Юрьевич

Традиционно принято считать, что европейская философия возникает из мифологии и примитивных научных знаний. Однако, мифология и некоторые научные знания имелись у всех народов, философия же рождается лишь в Древней Греции. Очевидно, причиной тому являются социально-политические особенности античного полиса, а также и это главное отношение греков к богам как к подчиняющимся некоему единому закону, доступному в том числе и человеческому пониманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности древнегреческой теологии как одна из причин формирования философии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 141.412

Сиверцев Евгений Юрьевич

Канд. Филос. наук, доцент СПбГУ г. С.-Петербург, РФ.

E-mail: Emden1914@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

Аннотация

Традиционно принято считать, что европейская философия возникает из мифологии и примитивных научных знаний. Однако, мифология и некоторые научные знания имелись у всех народов, философия же рождается лишь в Древней Греции. Очевидно, причиной тому являются социально-политические особенности античного полиса, а также - и это главное - отношение греков к богам как к подчиняющимся некоему единому закону, доступному в том числе и человеческому пониманию.

Ключевые слова Бог, миф, социальная мобильность, богоискательство, дионисийство.

Прежде всего, уточним вынесенный в заглавие термин «теология». Традиционно под теологией понимается рационализированное знание о Боге, знание Его сущности и атрибутов. Причём знанием это «профессиональное» - разрабатываемое небольшой корпорацией специалистов. В нашем случае под теологией мы будем понимать совокупность представлений о Боге, о мире, о соотношении первого со вторым, присутствующее в мысли большинства представителей цивилизации на том этапе развития последней, которым мы занимаемся.

История европейского мышления начинается точно так же, как и история мышления любой иной цивилизации - с мифологической картины мира. Попробуем выделить те черты мифологического мышления, которые непосредственно касаются понимания Бога.

Прежде всего, Бог мифа - это не то, в существование чего верят. Причина здесь проста. Мифологическое сознание вообще ни во что не верит, оно всё знает: «Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным» [4, с.457]. Алексей Фёдорович Лосев, полагая, что мифологическое мышление надо рассматривать «исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами самого мифа, мифическими глазами» [1, с.9] пишет следующее: «А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии. Когда грек не в эпоху скептицизма и упадка религии, а в эпоху расцвета религии и мифа говорил о своих многочисленных Зевсах или Аполлонах; когда некоторые племена имеют обычай надевать на себя ожерелье из зубов крокодила для избежания опасности утонуть при переплытии больших рек; ... - то весьма невежественно было бы утверждать, что действующие тут мифические возбудители есть не больше, как только выдумка, чистый вымысел для данных мифических субъектов.» [Там же]. Мифологически мыслимый Бог живёт здесь и сейчас. Бог имманентен миру (т.е. слит с ним), Бог известен миру - для своего познания не требует особых усилий.

Кроме того, что Бог не есть предмет веры, Бог не есть предмет поклонения. Бог есть предмет культа, а культ с поклонением не всегда совпадает. Почему Богу не поклоняются (боятся, приносят дары и жертвы, просят об услугах, но и только)? Потому, что Бог обладает массой человеческих качеств. Причём не только положительных, но и отрицательных. Он может быть добрым - может быть злопамятным, может быть щедрым, может быть жадным, может помочь в каком-либо деле, а может и воспрепятствовать.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Следующее, на что обратим внимание - это количество богов. Сразу вспоминается расхожая характеристика всех первобытных религий: политеизм. Иначе говоря - многобожие. Но много ли богов на самом деле? Ответ, казалось бы, очевиден: их действительно много, а доказательство тому легко найти в любом «Мифологическом словаре». Однако, много их исключительно по форме. Бог всё-таки один. Просто его свойства распределены на множество персоналий. Древний человек не разделяет сущее на трансцендентное и имманентное, но данный синкретизм не может быть осмыслен человеческой головой без того, чтобы не привнести в сущее другое разделение: разделение указанного единства на множество действующих лиц.

Если бы мифологическое представление о Боге не было, по сути, единобожием, мы не могли бы вообще говорить не о какой модели Бога в мифе. Бога там, по сути, никакого и нет - есть коллекция персонажей, наделённых человеческими качествами, но в более сильных степенях. Но поскольку единобожие присутствует, то и модель Бога тоже есть. Какова она? Ключевыми словами здесь будут лрауца (дело, действие) и xs%vn (в данном случае - умение). Бог - единое в своей многоликости существо, которое умело производит некие дела, но при этом совершенно не соотносит их с фундаментальной сущностью мира. Более того - само не имеет к этой сущности ни малейшего отношения. Даже то обстоятельство, что боги создали мир, не имеет в данном случае значения. Какой мир они создали? Несколько первоэлементов, которые, вступая в разные комбинации, создают видимые вещи. Именно видимые, создаётся форма вещи, лишённая мыслимой сущности. Значит, мир как таковой, боги, в общем, не создавали. Откуда же мир взялся? Увидим позже.

Модель Бога, как она сложилась в мифологическом мышлении, можно охарактеризовать следующим образом.

Бог есть 080^ (слово, произведённое от глагола Веаоцаг - смотрю, вижу) - Бог есть то, что человек видит, соответственно, Бог не есть то, во что человек верит.

Мыслим Бог с человеческой точки зрения (это потом человек будет мыслиться с Божеской точки зрения). Бог мыслим как равный человеку, отличающийся от последнего разве что способностью иногда преодолевать некоторые природные условности.

Бог един, однако это единство распадается на множество составных частей и потому не может мыслиться как таковое.

Бог занят не мыслью о сущем, а лишь приспособлением к сущему. При этом довольно трудно ответить на вопрос: сущее бытийствует благодаря Богу, или вопреки Ему.

Переходя к разговору о формировании философии, сформулируем определение этой области знания, на которое будем ориентироваться в нашей заметке. Причём определение это должно касаться исключительно древней философии - в дальнейшем произошли серьёзные изменения. Если же говорить о древности, получится следующее: философия есть поиск человеком единства двух путей: пути познания Бога и пути формирования Бога. Некоторое пояснение: древняя теология (см. определение теологии выше) занимается познанием Бога через события человеческой жизни, формирующаяся наука занимается познанием Бога через природу и социум. И та, и другая уверены в том, что они понимают Бога в Его актуальной сущности. Но на самом деле, до актуальной сущности Бога добраться человеческой мыслью нельзя (с этим тезисом согласятся и религиозные ортодоксы, и крайние атеисты). Значит, древняя мысль понимает Бога скорее, в его потенциальности. Потенциальность Бога ничем не ограничена, её понимание вполне доступно человеку. Раскрытие потенциальностей Бога есть тот путь, по которому пойдёт древняя философия.

Как только мы приступаем к конкретному историческому анализу, возникают два вопроса. Первый: почему философия в её аутентичном («профессиональном») виде сформировалась именно в Греции (Индия и Китай пошли несколько иным путём - лишь в Новое время европейцы, познакомившись с «Ведами», «Упанишадами», «Книгой перемен» и проч. нарекли это философствованием). Второй: почему противоречие мифа и эмпирии было осознано греками как таковое?

Сначала рассмотрим, как эти затруднения принято разрешать в литературе, а потом предложим собственную версию.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Существует так называемая «агональная теория». Иногда она обозначается словосочетанием «Агон на Агоре» (áyóv — борьба, состязание; áyopá — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний). Основана данная теория на двух пунктах: социальная мобильность и демократия.

Сам термин «социальная мобильность» был сформулирован в трудах американского социолога российского происхождения П.А.Сорокина (1889 - 1967). Автор подразумевал под ней «любой переход индивида или социального объекта ... из одной социально позиции в другую" [3, с. 373]. Греки этого слова, разумеется, не знали, но социальная мобильность в полисе присутствовала. Любой гражданин мог выбирать тот жизненный путь, который ему по душе. Сын ремесленника мог стать жрецом, сын каменотёса -флейтистом, а сын портного - трагическим поэтом. Заметим, что в других государствах, современных Древней Греции (Египет, Вавилон) подобная социальная мобильность отсутствовала - в каком сословии родился, в таком всю жизнь и просуществуешь. Нетрудно догадаться, что возможность перемещаться по социальной лестнице порождает необходимость развития способности к мышлению. Древний грек с юности начинал «накачивать мышцы» разума. Сильному, пытливому разуму нужен простор. Пока он не охватит мыслью весь Космос - не остановится.

Второй ключевой термин - «демократия». Любой гражданин полиса обладает (используем современную терминологию) активным и пассивным избирательным правом. Гражданин и выбирает себе руководителей, и сам может попасть в число таковых (в восточных деспотиях царей и сатрапов никто не выбирал). Любой желающий встать у кормила власти должен доказать право на это рациональным путём. Нет, ссылки на богов, разумеется, допустимы, однако мой конкурент в дискуссиях тоже будет ссылаться на этих же богов. И кто из нас прав? Доказать правильность своей точки зрения можно лишь обратившись к основам сущего. Причём основы должны быть пояснены так, чтобы слушатели согласились с защищаемой позицией используя исключительно разум - без мистики, сновидений и дельфийских оракулов.

Социальная мобильность и демократия развивают мысль грека, направляют её к невидимым, но рационально постигаемым аподиктическим (всеобщим и необходимым) основам бытия. Прибавим ещё два фактора, которые на собственно мысль не влияли, но выполняли роль её своеобразного «трамплина». Во-первых, особенности национального характера: любит грек дискутировать (южный темперамент тут не причём: Персия и Египет тоже довольно далеки от Полярного круга). Во-вторых: географическое расположение. Полисы стоят на побережье. Соответственно - порт, оживлённая торговля. Встречаются разные цивилизации, языки, верования и народные традиции. Почему - спрашивает себя пытливый грек -существуют люди, говорящие на варварских наречиях, почему им помогают боги, не входящие в олимпийский пантеон, и вообще - есть ли какое-то первоосновное единство всего видимого разнообразия?

Таков более всего распространённый в литературе ответ на вопросы о происхождении философии именно в Древней Греции и именно в таком виде, в каком мы её знаем. Но до такой ли степени всё просто и ясно?

Задумаемся о двух вещах. Первая: само слово, избранное греками для обозначения Бога. Вторая -греческое дионисийство.

Этимологический анализ слова, принятого в разных языковых группах для обозначения божества, наводит на интересные мысли. Славянское слово bogb родственно иранскому baga и санскритскому bhagas — «податель благ». Также оно тесно связано с древней производной лексикой, обнаруживающей исходное значение «богатство» — bogatb. [2, с.85]. Германцы (предки немцев, англов, саксов и проч.) употребляли для Бога слово Gott. Рождено оно от прагерманской формы guthan, а своими корнями восходит к праиндоевропейскому ghut -«званый». Древние римляне своего бога произвели от глагола dyeu- «сиять». Предки финно-угров были ещё более натуралистичны - Jumala в финской мифологии первоначально божество грома (от jum — греметь и la — обиталище: "жилище грома"). Этот перечень можно продолжать, но результаты будут примерно те же: слово, выбранное для называния Бога, обозначает либо какое-то желание, либо природное явление.

А как у древних греков? Совсем иначе! Бог - не исполнитель желаний, Бог - не аналог природных явлений. Бог - 0só^. Большинство авторов склонны связывать это слово с глаголом «видеть». Греки прежде

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

всего видят Бога и уже потом (в случае необходимости) обращаются к Нему за помощью. Что это за видение такое? Разумеется, не только и не столько при помощи физических глаз. Бог сопереживаем и сопереживаем в настроенности грека на внутреннюю гармонию и эстетичность космоса. Космос прекрасен - однако, это очевидно («видно очами») и само собой разумеется: так скажем мы, современные европейцы. Но мы -наследники греков. Древние египтяне, персы, вавилоняне ничего прекрасного в космосе не видели.

Настроенность грека на прекрасность на внутреннюю гармонию и эстетичность космоса формируется многими факторами. Среди них не последний - культ Диониса.

Саму противоречивую фигуру данного божества мы здесь не разбираем, упомянем лишь, что он бог вина и опьянения, а также владыка душ умерших. Что ещё важно - так это то, что культ Диониса, переработанный учением орфиков, осуждает проведение всяческих границ, а обособленное существование человека объявляет греховным. Такое существование грозит душе человека заключением в темницу. Снятию границ между людьми, между живыми и уже умершими, между человеком и первоединым божеством весьма способствуют дионисийские празднества. Не будем поддаваться современному европейскому искушению подводить всё под свои мерки и потому предположение о чрезмерном винопитии и других излишествах, свойственных культу Диониса, оставим любителям «мифов о мифах» - нам здесь важнее другое. Первое: дионисийство способствует возникновению внерационального, нерассуждающего чувства Бога. Не богов (многих), а Бога. Одного. Единого. Второе является следствием первого: дионисийство ставит на службу Богу самое лучшее, к чему способен человек - искусство. Дионису сочиняют дифирамбы и для него создают драмы.

Видение Бога в красоте и гармонии мира, переживание Бога как Одного и Единого, единяющего всё сущее и приводит греков к уверенности в том, что у разнообразия сущего есть общая основа. Ну а если помыслили основу - немедленно возникают вопросы: что она из себя представляет? - откуда взялась? -каково отношение её ко мне и меня к ней? Здесь и является на сцену такой способ осмысления сущего, как философия.

Философия в Древней Греции возникает как единство богоискательства и богостроительства. Хотя и не осознанное в качестве такового.

Список использованной литературы:

1. Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность. М.: Мысль, 1994. 919 с.

2. Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. М.: Юнвес, 2003. 704 с.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543с.

4. Философская энциклопедия: в 5 т. / ред. Коллегия: В.Ф.Асмус, Б.Э.Быховский и др. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.3. 584 с.

© Сиверцев Е.Ю., 2016

УДК 316.4+321

Баранов Геннадий Владимирович

доктор философских наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, РФ Е-mail: 2014gennadii@mail.ru

ФАКТОР НАУКИ И ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ

Аннотация

исследуется мировоззренческое содержание проблемы возникновения жизни на планете Земля;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.