Научная статья на тему 'Особенности досуговых практик современной студенческой молодежи'

Особенности досуговых практик современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1135
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОНЛАЙН / ОФЛАЙН / LEISURE PRACTICES / STUDENTS / VALUE ORIENTATION / ONLINE / OFFLINE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова А.В.

В статье исследуется проблема выбора и реализации досуговых практик студентами организаций высшего образования в условиях ограниченности свободного времени и интенсивно меняющейся внешней среды. В качестве ведущих факторов, определяющих досуговые практики современной студенческой молодежи, анализируются технико-технологическое развитие, микросоциальная среда и ценностные ориентации. Статья основывается на материалах инициативного опроса, проведенного автором в 2016 году, и вторичном анализе данных. Основным выводом статьи становится утверждение о преобладании домашних онлайновых досуговых практик у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEISURE PRACTICES OF MODERN STUDENTS

The article deals with sociological analyses of the modern students' choice in the leisure practices. The author identifies two key trends within this problem: the lack of free time and high rate of changes of the external environment. Technological development, microsocial environment, value orientations are lead choice factors of leisure practices. The empirical base of the article consists of survey (conducted by the author in 2016) and secondary data analysis. The correlation analysis indicates that there is a statistically significant links between leisure practices and value orientations of students. Obtained research results allow the author to conclude that indoor online leisure practices prevail among students.

Текст научной работы на тему «Особенности досуговых практик современной студенческой молодежи»

УДК 316.346.32-053.6

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Данилова А.В.

ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация: в статье исследуется проблема выбора и реализации досуговых практик студентами организаций высшего образования в условиях ограниченности свободного времени и интенсивно меняющейся внешней среды. В качестве ведущих факторов, определяющих досуговые практики современной студенческой молодежи, анализируются технико-технологическое развитие, микросоциальная среда и ценностные ориентации. Статья основывается на материалах инициативного опроса, проведенного автором в 2016 году, и вторичном анализе данных. Основным выводом статьи становится утверждение о преобладании домашних онлайновых досуговых практик у студентов.

Ключевые слова: досуговые практики, студенты, ценностные ориентации, онлайн, офлайн.

Досуг представляет собой значимую для молодых людей сферу жизни. Вместе с тем, сегодня значительная доля молодых людей, в том числе студентов, указывает на дефицит досуга. Происходит это по ряду причин. Во-первых, современные образовательные стандарты и программы предполагают, что обучающиеся тратят большее количество времени на самостоятельную внеаудиторную/внеучебную работу. Во-вторых, для учащейся молодежи характерна вторичная занятость. Эти тенденции негативно сказываются на студенческом досуге, сокращая свободное время.

Кроме того, изменения, происходящие в современном обществе, характеризуются непрерывностью и ускоряющимися темпами. В результате чего, системы воспитания и социализации ориентированные на воспроизводство успешных ранее моделей поведения, устаревают. «Современные средства передачи информации ... ускоряют распространение передовых форм социальных отношений от точек роста к периферии» [1, с. 214], в связи, с чем передача паттернов действо-вания осуществляется не только в направлении от старшего поколения к младшему, но внутри поколения от инновационного центра к периферии, а затем и от младшего поколения к старшему. Таким образом, в сфере досуга молодые люди, обучающиеся в организациях высшего образования сталкиваются с рядом проблем, среди которых, наиболее значимыми по нашему мнению, являются ограниченность свободного времени и сложности выбора досуговых практик в постоянно меняющейся внешней среде.

Приверженность тем или иным досуговым практикам определяется совокупностью внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов следует особенно отметить технико-технологическое развитие современного общества. Возникновение различных коммуникационных устройств, распространение сети Интернет, мобильной телефонии - факторы внешней среды, которые оказывают серьезное влияние на трансформацию досуговых практик. Так, мобильный телефон становится не только средством разговора, но и письменного общения в социальных сетях и мобильных мес-сенджерах, а также средством для «смотрения», наблюдения за окружающими посредством визуально ориентированных социальных сетей, таких как, например Instagram. По справедливому замечанию Е.Л. Омельченко «компьютерная игра, сетевой контакт, общение по «аське» (ICQ) или скайпу включаются в дневной график, становясь не менее значимыми для удовлетворения от прожитого дня, чем выполненное задание по работе или учебе» [2, с. 256]. В связи с этим, видится целесообразным выделять не только домашние и внедомашние досуговые практики, но также и досуговые практики с использованием телекоммуникационных устройств, т.е. онлайновые досуговые практики, и без использования (офлайновые).

К внутренним факторам, оказывающим влияние на выбор досуговых практик, мы относим также влияние микросоциальной среды - семьи, сверстников. В процессе социализации отчасти стихийно усваиваются готовые поведенческие паттерны (досуговые практики) и ценностные ориентации, на основе которых в будущем

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10

происходит отбор приемлемых новых социальных практик. На начальном этапе ключевым агентом социализации молодого человека становится семья. С возрастом влияние семьи как агента социализации ослабевает, и ведущую роль начинают играть сверстники (референтная группа). Влияние сверстников и референтных групп усиливается в условиях непрерывно трансформирующегося российского общества. Происходит это потому, что самоопределение молодежи осуществляется через противопоставление культуре «взрослых» и создание собственной культуры, субкультуры. «Родители, пережившие лихие 90-е, в сознании поколения 20-25-летних являются лузерами, неудачниками» [3], в связи с этим родительские статусы и исполняемые образцы поведения воспринимаются критично, не перенимаются безоговорочно. Противопоставление культуре «взрослых» приводит к тому, что молодым людям, ориентированным на модели поведения и потребления своих сверстников, в том числе зарубежные, оказывается значительно легче отказаться от установок и стереотипов поведения, с которыми были воспитаны представители старшего поколения. Вследствие чего студенческая молодежь активно включается в новые практики досуга и досугового потребления.

На выбор досуговых практик особое влияние оказывают ценностные ориентации молодого поколения. Речь идет о том, что молодые люди, ориентированные на ценности социализации [4, с. 56] с большей готовностью вовлекаются во внедомашние досуговые практики, связанные с общением и взаимодействием с близкими и друзьями. Молодые люди, ориентированные на ценности индивидуализации, в меньшей степени стремятся к установлению социальных отношений, более склонны к проявлениям творчества, самореализации. Приверженность ценностям адаптации приводит к стремлению к домашним, традиционным досу-говым практикам.

Согласно данным, полученным в ходе инициативного опроса (проведенного в конце 2016 года, объектом которого выступила учащаяся (п=300) и работающая (п=300) молодежь города Екатеринбурга), у студентов объем досуга оказывается все-таки больше, чем, у работающих молодых людей: 4-5 часов в будние дни и 7-8 часов - в выходные. Студенты, живущие недалеко от места учебы, не имеющие семьи и детей и не занятые работой после учебы, в среднем ежедневно имеют по 5-6 часов свободного времени [5, с. 244]. Дефицит свободного времени испытывает каждый четвертый респондент.

Среди наиболее желаемых досуговых практик, которые студенты хотели бы реализовывать при условии достаточности свободного времени, на первом месте стоит вариант ответа «занимался(-ась) спортом, здоровьем, собой» (57%), при этом, примечательно, что одной из наиболее значимых ценностей по результатам опроса является ценность здоровья (41,6%).

Однако наиболее распространенными, действительно осуществляемыми досуговым практикам оказываются смотрение (фильмы, сериалы, телепередачи, видео), слушание (музыка, радио, аудиокниги), проведение времени за компьютером, в интернете (кроме работы), чтение. Как показывают исследования [6], такие виды досуговых практик, как чтение и просмотр телевидения являются популярными не только для студенческой молодежи, но и для старшего поколения, что подтверждает передачу досуговых практик от поколения к поколению. В настоящий момент такие способы времяпрепровождения руководствуются стереотипом, участие в них не требует личной активности субъекта. Кроме того, обозначенные как наиболее популярные досуговые практики, являются домашними и, в этом смысле, наименее ресурсозатратными. Вероятно ограниченность свободного времени и других возможностей молодых людей определяют преобладание домашних форм досуговых практик.

Сопоставление данных между подвыборками студентов и работающей молодежи позволяет сделать следующие выводы. В домашних досуговых практиках студенты и работающие молодые люди примерно в равной степени вовлечены в традиционные досуговые практики. Однако студенты больше времени проводят за компьютером или посвящают его прослушиванию современной музыки. Таким образом, студенты оказываются в большей степени вовлечены в домашние онлайновые досуговые практики. В то же время внедо-машние, офлайн досуговые практики свойственны работающим молодым людям. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что для студентов, реализующих онлайновые досуговые практики, менее значимыми являются ценности социализации (семья, любовь) и более значимы ценности индивидуализации (творчество, свобода).

Подводя итог, можно констатировать, что в связи с ограниченностью свободного времени, развитием телекоммуникационных технологий и увеличивающимся значением ценности индивидуализации в современном обществе особенностью досуговых практик студенческой молодежи становится тяготение к домашним онлайновым досуговым практикам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Радаев В.В. Социальная стратификация. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 319 с.

[2] Омельченко Е.Л. От сытых нулевых - к молчаливым десятым: поколенческие уроки российской молодежи начала XXI века // Социологический ежегодник: Сб. науч. тр. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - С. 243-263.

[3] Социолог Елена Омельченко - О поколении Крыма, прагматичном патриотизме и исчезновении готов. URL: http://www.the-village.ru/viUage/people/city-news/178619-omelchenko (дата обращения 02.05.2017).

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1

—--—

4 Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Изд-во Кузбасс-вузиздат, 2000. - 214 с.

[5] Вишневский Ю.Р. Культурный досуг уральских и украинских студентов (по материалам социологических ис-

следований) // Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 324-345.

[6] Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. - М., 2007. URL: http://www.isras.ru/analyt-ical_report_Youth_7_2.html (дата обращения 02.05.2017).

FEATURES OF THE LEISURE PRACTICES OF MODERN STUDENTS

Danilova A.V.

Ural Federal University named after first Russian President B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation

Annotation: The article deals with sociological analyses of the modern students' choice in the leisure practices. The author identifies two key trends within this problem: the lack of free time and high rate of changes of the external environment. Technological development, microsocial environment, value orientations are lead choice factors of leisure practices. The empirical base of the article consists of survey (conducted by the author in 2016) and secondary data analysis. The correlation analysis indicates that there is a statistically significant links between leisure practices and value orientations of students. Obtained research results allow the author to conclude that indoor online leisure practices prevail among students. Key words: leisure practices, students, value orientation, online, offline.

REFERENCES

[1] Radaev V.V. Social stratification. - M.: Aspect Press, 1996. - 319 p.

[2] Omel'chenko E.L. From the fullness of noughties to the si-lentness of tenths: the generation lessons of Russian youth of the early 21st century // Sociological Yearbook: Collection of scientific papers. - M.: INION RAN, 2011. - Pp. 243-263.

[3] Sociologist Elena Omel'chenko - The generation of the Crimea, pragmatic patriotism and goths' disappearance. URL: http://www.the-village.ru/village/people/city-news/178619-omelchenko (Accesses 02 May 2017) (in Russian).

[4] Janickij M.S. Value orientations of personality as a dynamic system. - Kemerovo: Publisher Kuzbass-vuzizdat, 2000. -214 p.

[5] Vishnevskij Ju.R. Cultural leisure of the Ural and Ukrainian students (on materials of sociological research) // The students at beginning of the XXI century: the value orientations and everyday practices. - Yekaterinburg: Ural Federal University, 2012. - Pp. 324-345.

[6] Young people of new Russia: a way of life and value priorities. - M., 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_re-port_Youth_7_2.html (Accesses 02 May 2017) (in Russian).

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 385 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.