Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В ТЫЛОВОМ ГОРОДЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА)'

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В ТЫЛОВОМ ГОРОДЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ВОЕННОЕ ДЕТСТВО / ТЫЛОВОЕ ДЕТСТВО / ОМСК / ДОСУГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носова М. С.

В статье на примере омского повседневного быта изучены основные детские досуговые практики в годы Великой Отечественной войны. Исследование выполнено на основе источников личного происхождения, собранных методом устной истории, делопроизводственных документов органов власти и периодической печати. Автор приходит к выводу о возрастании в военное время роли школы и пионерской организации в регламентации досуга детей в соответствии с лозунгом «Все для фронта, все для Победы». В годы войны детский досуг и быт главным образом были подчинены социально значимым трудовым задачам. Культурно-досуговые мероприятия со школьниками проводились (посещение театров, спортивные соревнования), но в условиях военного времени им уделялось мало внимания и часто они были неудовлетворительно организованы. В годы войны самостоятельный досуг детей был минимален и недостаточно обеспечен игрушками и книгами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHILDREN'S LEISURE TIME IN REAR CITY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF OMSK)

The article uses the example of everyday life of Omsk children to study the main leisure practices during the Great Patriotic War. The study examines both personal sources and archival sources. The author examines the leisure time of children in the process of becoming a person. When devoting almost all the time to work, children still found the opportunity to communicate with their peers, develop and devote time to games.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В ТЫЛОВОМ ГОРОДЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА)»

УДК 930

DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-56-61

М. С. НОСОВА

Омский государственный технический университет, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В ТЫЛОВОМ ГОРОДЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА)

В статье на примере омского повседневного быта изучены основные детские досуговые практики в годы Великой Отечественной войны. Исследование выполнено на основе источников личного происхождения, собранных методом устной истории, делопроизводственных документов органов власти и периодической печати. Автор приходит к выводу о возрастании в военное время роли школы и пионерской организации в регламентации досуга детей в соответствии с лозунгом «Все для фронта, все для Победы». В годы войны детский досуг и быт главным образом были подчинены социально значимым трудовым задачам. Культурно-досуговые мероприятия со школьниками проводились (посещение театров, спортивные соревнования), но в условиях военного времени им уделялось мало внимания и часто они были неудовлетворительно организованы. В годы войны самостоятельный досуг детей был минимален и недостаточно обеспечен игрушками и книгами.

Ключевые слова: культурная антропология, Великая Отечественная война, детская повседневность, повседневная жизнь, военное детство, тыловое детство, Омск, досуг.

Постановка проблемы. С началом Великой Отечественной войны уклад жизни изменился не только в прифронтовых районах, но и в глубоком тылу, каким тогда являлся Омск. Все сферы повседневности, в том числе быт и досуг, с июня 1941 г. оказались подчинены одному девизу «Все для фронта, все для Победы».

Досуговая и игровая повседневность детей в тылу в годы Великой Отечественной войны рассматривалась исследователями с разных сторон. Так, в статье Л. П. Степановой изучается детский досуг в первые месяцы войны [1]. Д. А. Вычеров рассматривает отдельный аспект детского досуга — пионерские лагеря [2]. Досуг детей в годы Великой Отечественной войны в тылу подробно изучался В. М Коренюк на примерах детской игровой повседневности в Молотовской области [3].

Общие аспекты детского быта эвакуированных ленинградских детей в Омске в годы Великой Отечественной войны рассматривались омскими исследователями А. В. Сушко и М. С. Носовой [4, 5]. Быт местных детей в тылу на основе источников личного происхождения изучался в работах С. Г. Сизова [6] и М. К. Чуркина [7]. Стоит подчеркнуть, что, как показывает опыт омских научных форумов, для локальных исторических практик, тематика Великой Отечественной войны, несмотря на остроту и недостаточную исследованность, как ни парадоксально, имеет отчасти вторичный интерес (приоритет для ученых складывается вокруг политизированных проблематик начала ХХ в.). [8].

Таким образом, подробного и цельного исследования особенностей досуга детей в годы Великой Отечественной войны на материалах Омской области не проводилось. Эта проблема стала целью настоящего исследования.

В Педагогическом энциклопедическом словаре досуг определяется как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору» [9]. Распорядок дня детей в целом в годы Великой Отечественной был однообразен, его можно достаточно подробно восстановить по воспоминаниям респондентов, опрошенных в рамках проведенного исследования методом «устной истории». Они трудились наравне со взрослыми, а разница между городским и деревенским детством практически исчезла. В городе детям, так же как и в деревнях, приходилось все свободное время уделять домашнему хозяйству — колоть дрова, таскать воду, кормить скотину.

Свободное от работы и обучения время можно разделить на два основных вида досуга: организованный и самостоятельный.

Организованный досуг. Организованный досуг представлял собой участие во внеучебных школьных мероприятиях, проводившихся учителями и пионерской организацией как в школах, так и в домах пионеров. К организованному досугу относился и летний отдых детей в пионерских лагерях. Ребята имели возможность выбрать вид деятельности или кружок по интересам. Организованный досуг использовался государством для обеспе-

чения участия детей в помощи фронту. Особенность его была в том, что дети сами шли трудиться и помогать взрослым.

Пионерская организация, а также различные тимуровские и юннатские организации старались занимать ребят полностью, чтобы дети приносили своей стране максимально больше пользы и чувствовали себя нужными в непростое для нее время. В течение всех лет войны ребята ходили в Дом пионеров и занимались в кружках. Фотографии работы этих кружков можно найти в книге «Очерки истории города Омска» [10, с. 221]. Там ребята готовили подарки для бойцов Красной армии. Первые эшелоны с подарками ушли из Омска на фронт зимой 1942 г. [10, с. 231]. Школьники по мере возможности уделяли свое свободное время подготовке этих подарков, часто шили подарки своими руками [11].

Дом пионеров в Омске работал без своего помещения, в здании Дома политпросвещения, поэтому охватить своей работой детей по максимуму не мог [12]. В школах тоже работали самые разные кружки, в которых детей привлекали, чтобы максимально занять их время. Ребята занимались общественной работой — собирали металлолом, участвовали в субботниках.

Уже летом 1941 г. был организован кружок по голубеводству при Омской областной детской сельскохозяйственной станции. Ребята выращивали и обучали служебных голубей для фронта. Даже детские кружки оказались подчинены нуждам фронта [13, л. 48, 50]. Своих лабораторий у юннатов не было, но был участок. Под покровительством юннатов проводились слеты пионеров — городской слет юннатов, в котором участвовали 500 человек, в районном слете пионеров — 350 человек [14].

Общественная работа детей, как в кружках и пионерской организации, так и по самостоятельной инициативе, обязательно представлялась в местной печати. Областная газета «Омская правда» публиковала заметки о трудовых подвигах детей, призывая читателей гордиться маленькими героями и следовать их примеру [15—17].

Общественная работа хорошо запомнилась детям войны. А. И. Пожерукова рассказывает, что в школе имелся соревновательный момент, школьники собирали и сдавали семена для посева, участвуя в соцсоревнованиях, и приносили этим обществу пользу [18].

Но все же в годы Великой Отечественной войны дети оставались детьми. Для развития и воспитания полноценных юных членов советского общества требовалась культурно-досуговая работа. Их было необходимо воспитывать и развивать, знакомить с культурой родной страны. Всегда ощутимый в СССР недостаток книг для детского чтения в годы Великой Отечественной войны чувствовался еще острее. Почти все опрошенные рассказывают, что читать они начинали в школе и только те книги, которые проходили по программе. В СССР за годы войны произошло резкое сокращение библиотек: если в 1940 г. массовых библиотек работало 95 тысяч, то в 1945 г. их было всего 47 тысяч [19]. В Омске в 1944 г. было открыто всего 10 библиотек, в том числе и областная [20]. В библиотеках к концу войны книг было очень мало, это отмечали и респонденты. Кто-то рассказывал, что возможности читать не было, а кто-то вспоминал про одноклассников, у которых были домашние библиотеки [18]. Но даже в условиях войны и нехватки ресурсов местные власти старались обеспечить детям возможность

полноценно развиваться. Администрация детских учреждений старалась отмечать различные праздники. В школах, интернатах и детских садах проводили утренники, дети готовили песни, спектакли и физкультурные номера [21].

Помимо школ и внеучебной жизни все опрошенные дети войны рассказывают о разных формах общественного досуга, в которых они принимали участие. В. Х. Шугурова жила в Омске и вспоминает, как с классом посещали театр, и ей запомнилась постановка «Алые паруса» [22]. Л. А. Мороз вспоминает, что ходили в эвакуированный в город театр имени Вахтангова. Приезд столичных артистов производил на школьников очень большое впечатление, и, несмотря на голод и холод, ребята постоянно искали встреч с ними. Выданные в перемену в школе маленькие булочки девочки продавали по три рубля, чтобы купить билет в театр, а чаще всего цветы для кумира Рубена Симонова, которого с этими цветами поджидали у запасного выхода [23].

Добровольное спортивное общество «Смена» работало в годы Великой Отечественной войны, организовывало массовую работу с учащимися. И хотя в отчетах отмечается, что на территории Омской области работа организации налажена не должным образом [24], зимние виды спорта пользовались большой популярностью среди школьников. Для привлечения к участию учащихся в лыжном спорте и обеспечения пунктов всеобуча лыжами, окружкомы, горкомы, райкомы ВЛКСМ организовали поделку лыж, креплений и палок собственными силами [25, л. 65].

В январе 1945 г. в Омске проводили совещание юных радиослушателей. Дети высказали свои пожелания по городскому радиовещанию: младшие школьники просили больше рассказывать о работе пионерской организации, а старшие — привлекать учащихся к обсуждению подготовки к экзаменам на аттестат зрелости [26].

Летом и в период каникул оставалось больше времени на домашние занятия, а также появлялась возможность посещать летние пионерские лагеря. Организации школьного летнего и зимнего отдыха юных омичей достаточно полно освещается в публикациях официальной газеты региона «Омская правда». К лету обязательно подготавливались пионерские лагеря и школьные площадки. В пионерских лагерях школьники не только отдыхали, но и играли в военные игры, учились ориентироваться на местности. Всего в области работало около 10 000 пионерских лагерей, а школьных площадок — 4 625 [27]. Корреспонденты газеты после посещения пионерских лагерей обязательно публиковали статью о буднях школьников на отдыхе [28].

В 1944 г. был организован вывоз детей из детских домов и интернатов, в том числе оздоровительные группы, и детей из детских садов. Также организовывались летние площадки для школьников и детей на 30 дней [29]. Основная особенность отдыха в пионерских лагерях в годы Великой Отечественной войны была в том, что досуг организовывался таким образом, чтобы они не забывали о том, что идет война, и их задачей, так же как и задачей взрослых, является направление всех сил на помощь Родине.

Самостоятельный досуг. С началом Великой Отечественной войны время, которое дети могли уделять играм и развлечениям, существенно сократилось. В воспоминаниях ряда респондентов,

опрошенных в рамках исследования, произошло смешение понятий «досуг» и «работа». «Игры» действительно были достаточно своеобразные — «работали на огороде, копали землю, садили овощи, поливали водой из колодца, пололи, рыхлили (я — 6 лет, сестра 9 — лет)» [30]. Многие на вопрос о том, как проводили свободное время, рассказывали о том, чем приходилось заниматься по хозяйству, в колхозе и т. д. [31 — 33]. Но если оставалось время на самостоятельный досуг, на первом месте оказывался двор и общение со сверстниками. Стоит отметить, что такая возможность была не у всех. И по воспоминаниям детей его проводили так же, как и в мирное время. Единственной особенностью был недостаток игрушек, который дети скрашивали подвижными играми со сверстниками.

Шарапов П. И. в своих воспоминаниях подробно рассказывает о том, как проходил досуг в его детстве: «Играли в прятки, в казаки-разбойники. Любимая моя игра была в мяч, особенно когда у пацанов оказывался резиновый мяч, это уже блаженство. Делали мячи из коровьей или лошадиной лезлой шерсти, набившейся в скребницу. Но такие мячи как ни катай, все равно получаются мягкие, и когда ударяешь по нему, далеко не летит, в отличие от резинового. Еще делали плетеные мячи: нарезали из шин, камер узкие ленты и плели мяч. Это могли делать только взрослые 15—17-летние парни, потому что нам, пацанам, негде было достать резину. Так что у нас были шерстяные или тряпичные мячи, рады были и этому.

Игры в мяч были разные. Например, бег-бежало: отмеряли расстояние шагов 30—35 от старта игры до места, куда должен бежать игрок. Затем били лаптой по мячу, хорошо, если попадешь в мяч, он летит в поле. Первый игрок может успеть убежать от места начала игры до последней отметки, а если он не попадал лаптой в мяч, то другой игрок, который подбрасывает мяч, должен успеть схватить мяч и бросить, стараясь попасть в первого игрока. Тогда первый игрок голит. Еще была игра "цыганочка" (мяч можно было ловить в поле, и тот, кто поймал, шел бить мяч, а другой в поле голить). Но особенно интересная игра «матки». Игроки делились на две равные команды, и каждая команда выбирала себе матку, затем по одному человеку из этих команд шли в сторону и договаривались, кто из них кем будет. Например, ты будешь красной шерсти, а ты черной, затем шли к маткам и они по очереди выбирали себе одного из двух быков и следующие пары к другой матке т. д. Матки начинают тянуть жребий, кому из них голить в поле, а кому бить по мячу, и нужно успеть сбегать в конец игры и вернуться, чтобы голящие игроки не могли мячом в тебя попасть, иначе будете голить. Особенность игры была в том, что простые игроки имели право бить в мяч только один раз. Матка имела право ударять по мячу три раза. Была игра с шариком, сделанным из дерева, какого-нибудь нароста березы. Называлась она «прокатной». Делались лунки в земле в метре друг от друга. Игрок, который голил, прокатывал этот шарик вдоль этих лунок, а другие игроки должны были, когда шар катился возле них, ударить быстро по шару битой, воткнуть в лунку, а если не успеешь, и ямку заткнет битой кто-то другой или голящий, то ты должен голить и катать шарик. Бывало, этой битой получали нечаянно по лицу, разбивая их, многое вытворяли, но назавтра все забывалось, и игры опять продолжались» [34].

Основные игры, которые вспоминают школьники военного времени, — это прятки, лапта, догонялки, дочки-матери и многие другие подвижные игры. Такое количество подвижных игр и то, что в воспоминаниях остались преимущественно игры, происходит от того, что настоящие игрушки были редкостью. Редкие подарки родителей, даже самые простые, всегда вспоминаются как что-то очень ценное. А. И. Пожерукова вспоминает со слезами «настоящую» куклу, которую отец привез ей с ярмарки еще до войны [18]. П. И. Шарапову отец однажды привез игрушку, которая состояла из круглой толстой фанерки, на нее были приклеены и раскрашены куры и петушок, соединенные между собой веревочкой таким образом, что, когда эту веревочку дергаешь, куры начинают клевать зерно на фанерке [34].

Ребята делали игрушки сами, и часто предметом игр становилась работа. Л. М. Струнова вспоминает, как они играли в «детский сад» с маленькими детьми в то время, пока родители были на работе [35].

Заключение. Таким образом, дети в период Великой Отечественной войны проводили досуг во многом не так, как привыкли к этому в мирное время. Родители стали меньше времени уделять их воспитанию и организации досуга, а обязанности, возлагаемые на детей, часто не по возрасту, дисциплинировали их и приводили к раннему взрослению. В организации детского досуга на замену семье пришла школа и пионерская организация, ставшие ключевым субъектом формирования досуга школьников. Они выстраивали детский досуг в соответствии с лозунгом «Все для фронта, все для Победы», привлекая ребят к решению общественно важных оборонных задач (работа в госпиталях, на полях, военное обучение и т. п.). Также школами для детей проводилось множество куль-турно-досуговых мероприятий — школьные конференции, походы в театр, утренники, военные игры. Самостоятельный досуг детей был минимален. Закономерно, что первым воспоминанием о досуге у детей войны становится именно воспоминание о работе. Досуг и быт детей войны были полностью подчинены трудовым задачам.

Библиографический список

1. Степанова Л. П. Примеры действенной помощи органов власти и частных лиц по вопросу организации учебы, работы и досуга детей и молодежи во время Великой Отечественной войны // Гороховские чтения: материалы Седьмой региональной музейной конф., 18 нояб. 2016 г. Челябинск, 2016. С. 304-307. ISBN 978-5-905081-15-6.

2. Вычеров Д. А. Организация досуга детей в пионерских лагерях в годы Великой Отечественной войны (на материалах г. Тюмени) // Военная история России: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч. конф., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 11-12 сент. 2020 г. В 3 ч. Волгоград, 2020. Ч. 2. С. 217-221. ISBN 978-5-9669-1990-0.

3. Коренюк В. М. Детская игровая повседневность 19401950-х гг. (на материалах Молотовской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (69). С. 80-82.

4. Сушко А. В., Носова М. С. Дети Ленинграда на Омской земле в годы Великой Отечественной войны // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 2. С. 330-347. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2020.204.

5. Сушко А. В., Носова М. С. «Дети вышли из всякого терпения ждать посулы, написали письмо тов. Сталину...». Спецзаписка начальника районного отделения НКВД о размещении эвакуированных детей из города Ленинграда в Кала-чинском районе Омской области // Вестник архивиста. 2020. № 1. С. 236-248. DOI: 10.28995/2073-0101-2020-1-236-248.

6. Сизов С. Г. Повседневная жизнь сибирского школьника в годы Великой Отечественной войны (по материалам дневника П. П. Капитонова) // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: материалы междунар. науч.-практ. конф., 15-16 дек. 2014 г. Омск, 2014. С. 200-203. ISBN 978-5-93204-754-5.

7. Чуркин М. К., Умнов Е. Е. Воспоминания как эго-текст: детская тыловая повседневность Сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны // Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б. Г. Могильницкого): материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, 3-4 окт. 2019 г. В 2 ч. Томск, 2019. Ч. 1. С. 116-121. ISBN 978-5-7511-2592-9.

8. Петин Д. И. Мифы в локальной истории: обзор работы круглого стола в Омске // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4, № 4. С. 38-49. DOI: 10.31804/2542-18162020-4-4-38-49.

9. Досуг. Педагогический энциклопедический словарь // Gufo.me. URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/%D0%94% D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B3 (дата обращения: 04.02.2021).

10. Очерки по истории города Омска. В 2 т. Т. 2. Омск. ХХ в. / под ред. А. П. Толочко. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. С. 221. ISBN 5-7779-0529-3.

11. Омская правда: областная газета. Омск, 1942. № 53.

12. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. П-4. Оп. 1. Д. 1644.

13. ИАОО. Ф. П-14. Оп. 3. Д. 79. Л. 48, 50.

14. ИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 207.

15. Омская правда: областная газета. Омск, 1941. № 183 «Юные патриоты».

16. Омская правда: областная газета. Омск, 1941. № 214 «Вклад школьников в оборону».

17. Омская правда: областная газета. Омск, 1941. № 277 «Инициатива юных патриотов».

18. Интервью с А. И. Пожеруковой. 04.07.2019. Омск // Личный архив автора.

19. Великая Отечественная война: юбилейный статистический сборник. Москва: Федеральная служба гос. статистики, 2015. 190 с. ISBN 978-5-89476-398-9.

20. ИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 326.

21. ИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 342.

22. Интервью с В. Х. Шугуровой. 18.08.2018. Омск // Личный архив автора.

23. Мороз Л. А. Война закалила наши характеры // Обожгла наше детство война...: сб. воспоминаний детей военного времени. Омск: Союз пенсионеров России по Омской обл., 2010. С. 156.

24. ИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 244.

25. ИАОО. Ф. П-4. Оп. 8. Д. 8. Л. 65.

26. ИАОО. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 1825.

27. ИАОО. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 3712.

28. Омская правда: областная газета. Омск, 1944. № 123 «На отдыхе».

29. ИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 364.

30. Интервью с С. Н. Иванушкиной. 31.07.2020 // Личный архив автора.

31. Интервью с А. Н. Афанасьевой. 12.01.2019 // Личный архив автора.

32. Интервью с А. С. Кузьминых. 01.07.2018 // Личный архив автора.

33. Интервью с Е. С. Мельниченко. 14.05.2018 // Личный архив автора.

34. Воспоминания П. И. Шарапова. 17.02.2017 // Личный архив автора.

35. Интервью с Л. М. Струновой. 10.07.2018 // Личный архив автора.

НОСОВА Марина Сергеевна, аспирант кафедры «История, философия и социальные коммуникации».

БРНЧ-код: 5218-6700

ЛиШогГО (РИНЦ): 951945

Адрес для переписки: mari93_1993@mail.ru

Для цитирования

Носова М. С. Особенности досуга детей в тыловом городе в годы Великой Отечественной войны (на примере Омска) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2021. Т. 6, № 2. С. 56-61. БОН 10.25206/2542-04882021-6-2-56-61.

Статья поступила в редакцию 26.02.2021 г. © М. С. Носова

Т О

■D 5

UDC 930

DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-56-61

M. S. NOSOVA

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

FEATURES OF CHILDREN'S LEISURE TIME IN REAR CITY

DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF OMSK)_

The article uses the example of everyday life of Omsk children to study the main leisure practices during the Great Patriotic War. The study examines both personal sources and archival sources. The author examines the leisure time of children in the process of becoming a person. When devoting almost all the time to work, children still found the opportunity to communicate with their peers, develop and devote time to games.

Keywords: cultural anthropology, Great Patriotic War, children's everyday life, everyday life, military childhood, rear childhood, Omsk, leisure.

References

1. Stepanova L. P. Primery deystvennoy pomoshchi organov vlasti i chastnykh lits po voprosu organizatsii ucheby, raboty i dosuga detey i molodezhi vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny [Examples of effective assistance from authorities and individuals on the organization of study, work and leisure of children and youth during the Great Patriotic War] // Gorokhovskiye chteniya. Gorokhovskiye Chteniya. Chelyabinsk, 2016. P. 304-307. ISBN 978-5-905081-15-6. (In Russ.).

2. Vycherov D. A. Organizatsiya dosuga detey v pionerskikh lageryakh v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialakh g. Tyumeni) [Organization of children's leisure in pioneer camps during the Great Patriotic War (on materials of the city of Tyumen)] // Voyennaya istoriya Rossii: problemy, poiski, resheniya. Voyennaya Istoriya Rossii: Problemy, Poiski, Resheniya. In 3 parts. Volgograd, 2020. Part. 2. P. 217-221. ISBN 978-5-96691990-0. (In Russ.).

3. Korenyuk V. M. Detskaya igrovaya povsednevnost' 1940-1950-kh gg. (na materialakh Molotovskoy oblasti) [Children's playing daily routine in the 1940-1950s (by the materials of Molotov region)] // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. [ssues of Theory and Practice. 2016. No. 7-2 (69). P. 80-82. (In Russ.).

4. Sushko A. V., Nosova M. S. Deti Leningrada na Omskoy zemle v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Leningrad children in Omsk during the Great Patriotic War] // Noveyshaya istoriya Rossii. Modern History of Russia. 2020. Vol. 10, no. 2. P. 330-347. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2020.204. (In Russ.).

5. Sushko A. V., Nosova M. S. «Deti vyshli iz vsyakogo terpeniya zhdat' posuly, napisali pis'mo tov. Stalinu...». Spetszapiska nachal'nika rayonnogo otdeleniya NKVD o razmeshchenii evakuirovannykh detey iz goroda Leningrada v Kalachinskom rayone Omskoy oblasti [«The children lost all patience with promises and wrote a letter to comrade Stalin...»: the special note of the head of the NKVD district department on settlement of children evacuated from the city of Leningrad in the Kalachinsk district of the Omsk region] // Vestnik

arkhivista. Herald of an Archivist. 2020. No. 1. P. 236-248. DOI: 10.28995/2073-0101-2020-1-236-248. (In Russ.).

6. Sizov S. G. Povsednevnaya zhizn' sibirskogo shkol'nika v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (po materialam dnev-nika P. P. Kapitonova) [Everyday life of a Siberian schoolchild during the Great Patriotic War (based on materials from the diary of P. P. Kapitonov)] // Razvitiye dorozhno-transportnogo i stroitel'nogo kompleksov i osvoyeniye strategicheski vazh-nykh territoriy Sibiri i Arktiki: vklad nauki. Razvitiye Dorozhno-Transportnogo i Stroitel'nogo Kompleksov i Osvoyeniye Strategicheski Vazhnykh Territoriy Sibiri i Arktiki: Vklad Nauki. Omsk, 2014. P. 200-203. ISBN 978-5-93204-754-5. (In Russ.).

7. Churkin M. K., Umnov E. E. Vospominaniya kak ego-tekst: detskaya tylovaya povsednevnost' Sibirskoy provintsii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Memories as an egotext: children's rear everyday life of the Siberian province during the Great Patriotic War] // Tvorcheskaya laboratoriya istorika: gorizonty vozmozhnogo (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya B. G. Mogil'nitskogo). Tvorcheskaya Laboratoriya [storika: Gori-zonty Vozmozhnogo (K 90-Letiyu so Dnya Rozhdeniya B. G. Mogil'nitskogo). In 2 parts. Tomsk, 2019. Part. 1. P. 116-121. ISBN 978-5-7511-2592-9. (In Russ.).

8. Petin D. I. Mify v lokal'noy istorii: obzor raboty kruglogo stola v Omske [Myths in the local history: an overview of the round table in Omsk] // Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal. Siberian Journal of Anthropology. 2020. Vol. 4, no. 4. P. 38-49. DOI: 10.31804/2542-1816-2020-4-4-38-49. (In Russ.).

9. Dosug. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Leisure. Pedagogical encyclopedic dictionary] // Gufo.me [Gufo.me.]. URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/Dosug (accessed: 04.02.2021). (In Russ.).

10. Ocherki po istorii goroda Omska. V 2 t. T. 2. Omsk. XX v. [Essays on the history of the city of Omsk. In 2 vols. Vol. 2. Omsk. XX century] / Ed. A. P. Tolochko. Omsk, 2005. P. 221. ISBN 5-7779-0529-3. (In Russ.).

11. Omskaya pravda: oblastnaya gazeta. Omskaya Pravda: Oblastnaya Gazeta. Omsk, 1942. No. 53. (In Russ.).

12. Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti (IAOO) [Historical archive of Omsk region (HAOR)]. File: n-4/1/1644. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. IAOO [HAOR]. File: n-14/3/79/48, 50. (In Russ.).

14. IAOO [HAOR]. File: P-1272/1/207. (In Russ.).

15. Omskaya pravda: oblastnaya gazeta. Omskaya Pravda: Oblastnaya Gazeta. Omsk, 1941. No. 183 «Yunyye patrioty» [«Young patriots»]. (In Russ.).

16. Omskaya pravda: oblastnaya gazeta. Omskaya Pravda: Oblastnaya Gazeta. Omsk, 1941. No. 214 «Vklad shkol'nikov v oboronu» [«The contribution of schoolchildren to the defense»]. (In Russ.).

17. Omskaya pravda: oblastnaya gazeta. Omskaya Pravda: Oblastnaya Gazeta. Omsk, 1941. No. 277 «Initsiativa yunykh patriotov» [«Young patriots initiative»]. (In Russ.).

18. Interv'yu s A. I. Pozherukovoy. 04.07.2019. Omsk [Interview with A. I. Pozherukova. 04.07.2019. Omsk] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

19. Velikaya Otechestvennaya voyna: yubileynyy statistiches-kiy sbornik [The Great Patriotic War: a jubilee statistical collection]. Moscow, 2015. 190 p. ISBN 978-5-89476-398-9. (In Russ.).

20. IAOO [HAOR]. File: P-1272/1/326. (In Russ.).

21. IAOO [HAOR]. File: P-1272/1/342. (In Russ.).

22. Interv'yu s V. Kh. Shugunovoy. 18.08.2018. Omsk [Interview with V. Kh. Shugunova. 18.08.2018. Omsk] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

23. Moroz L. A. Voyna zakalila nashi kharaktery [War tempered our characters] // Obozhgla nashe detstvo voyna.. : sb. vospominaniy detey voyennogo vremeni [War burned our childhood..: a collection of memories of wartime children]. Omsk, 2010. P. 156. (In Russ.).

24. IAOO [HAOR]. File: P-1272/1/244. (In Russ.).

25. IAOO [HAOR]. File: n-4/8/8/65. (In Russ.).

26. IAOO [HAOR]. File: n-4/1/1825. (In Russ.).

27. IAOO [HAOR]. File: n-17/1/3712. (In Russ.).

28. Omskaya pravda: oblastnaya gazeta. Omskaya Pravda: Oblastnaya Gazeta. Omsk, 1944. No. 123 «Na otdykhe» [«On vacation»]. (In Russ.).

29. IAOO [HAOR]. File: P-1272/1/364. (In Russ.).

30. Interv'yu s S. N. Ivanushkinoy. 31.07.2020 [Interview with S. N. Ivanushkina. 31.07.2020] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

31. Interv'yu s A. N. Afanasyevoy. 12.01.2019 [Interview with A. N. Afanasyeva. 12.01.2019] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

32. Interv'yu s A. S. Kuzminykh. 01.07.2018 [Interview with A. S. Kuzminykh. 01.07.2018] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

33. Interv'yu s E. S. Melnichenko. 14.05.2018 [Interview with E. S. Melnichenko. 14.05.2018] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

34. Vospominaniya P. I. Sharapova. 17.02.2017 [P. I. Sharapov's memories. 17.02.2017] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

35. Interv'yu s L. M. Strunovoy. 10.07.2018 [Interview with L. M. Strunova. 10.07.2018] // Lichnyy arkhiv avtora [Personal author's archive]. (In Russ.).

NOSOVA Marina Sergeevna, Graduate Student of

History, Philosophy and Social Communications

Department.

SPIN-code: 5218-6700

AuthorID (RSCI): 951945

Correspondence address: mari93_1993@mail.ru For citations

Nosova M. S. Features of children's leisure time in rear city during the Great Patriotic War (on the example of Omsk) // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2021. Vol. 6, no. 2. P. 56-61. DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-56-61.

Received February 26, 2021. © M. S. Nosova

n

0 ■D

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.