Бондарева Анастасия Анатольевна
Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего при расследовании преступлений, направленных на побуждение к совершению самоубийства
Рассматриваются особенности допроса несовершеннолетнего, ставшего жертвой преступления, направленного на побуждение к совершению самоубийства. Исследуются вопросы выстраивания коммуникации с несовершеннолетним в зависимости от его возраста и обстоятельств преступления, привлечения специалистов и законных представителей допрашиваемого, получения от потерпевшего криминалистически значимой информации по делу.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая тактика, побуждение к совершению самоубийства, доведение до самоубийства, расследование преступлений, несовершеннолетний, допрос.
Features of the interrogation of a minor victim in the investigation of crimes aimed at inducing suicide
The article examines the specifics of the interrogation of a minor who is a victim of a crime aimed at inducing suicide. The issues of building communication with a minor, depending on his age and the circumstances of the crime, involving specialists and legal representatives of the interrogated, obtaining criminally significant information from the victim on the case, are studied.
Keywords: forensic science, forensic tactics, inducement to commit suicide, incitement to suicide, investigation of crimes, minor, interrogation.
Преступления, направленные на побуждение несовершеннолетнего к совершению самоубийства (п. «а» ч. 2 ст. 110 УК РФ, п. «а» ч. 3, ч. 5 ст. 110.1 УК РФ и ст. 110.2 УК РФ), до настоящего времени все еще остаются недостаточно изученными. Требуют разработки вопросы организации расследования таких преступлений, тактики производства отдельных следственных действий.
Работа с несовершеннолетним потерпевшим при расследовании фактов побуждения к совершению самоубийства является одним из наиболее проблемных и ответственных направлений. Особенности подготовки и допроса несовершеннолетних с учетом их возраста, психологического состояния и процессуального положения рассмотрены в работах А.О. Вар-ловой [1], З.О. Давыдовича [2], Е.В. Евсюковой [3], И.М. Егерева [4], А.А. Закатова [5], Е.В. Кур-багаровой [6], И.А. Макаренко [7], Ю.В. Шепитько [8] и многих других ученых.
Проблемный характер допроса несовершеннолетнего потерпевшего по исследуемой ка-
тегории уголовных дел предопределен рядом обстоятельств, которые необходимо учитывать при планировании данного следственного действия:
допрашиваемый находится в тяжелой стрессовой ситуации, испытывает страх и высокую степень тревожности;
словарный запас несовершеннолетнего, способность оперировать сложными лексическими конструкциями весьма ограничены и зависят от его возраста и уровня общего развития;
несовершеннолетние склонны смешивать порядок событий, испытывают затруднения в точном определении времени происшествия;
в своем поведении они зависят от мнения окружающих, особенно тех, кто входит в круг их близкого общения;
у несовершеннолетних присутствует страх перед наказанием или осуждением за совершенные действия, который, если его игнорировать, может повлечь рецидив совершения попытки суицида, а также искажение показаний;
у них недостаточно развито абстрактное мышление;
71
при допросе несовершеннолетнего необходимо участие педагога или психолога и законного представителя;
установление психологического контакта с несовершеннолетним потерпевшим предполагает более сложный механизм взаимодействия.
На подготовительном этапе допроса важно обеспечить сбор характеризующего несовершеннолетнего материала. Его анализ будет положен в основу тактики взаимодействия с допрашиваемым, при определении которой также должно учитываться мнение психолога и педагога.
Специфика допроса несовершеннолетнего потерпевшего во многом обусловлена его возрастом, психологическим состоянием и состоянием здоровья, необходимостью привлечения к участию в следственном действии дополнительных лиц.
Возрастные особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего как подчинены уровню знаний, приобретаемых во время обучения и в процессе развития, так и обусловлены отдельными гормональными процессами, протекающими в организме. С учетом данных обстоятельств, а также аккумулируя результаты, изложенные в научных трудах Н.И Осипо-вой [9], П.П. Баранова [10], А.А. Закатова [5], С.Я. Иозенблита [11] и ряда других ученых, можно выделить четыре группы несовершеннолетних.
1. Несовершеннолетние дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). При допросе данной возрастной категории наиболее эффективными будут ассоциативные приемы, позволяющие воссоздать связь между отдельно взятыми событиями с привязкой к наиболее ярким. Также хорошие результаты наблюдаются при использовании наглядных материалов (фотографий, картинок, рисунков и т.д.), при восприятии которых несовершеннолетний способен дать более развернутое описание объектов и событий, с ними связанных.
2. Несовершеннолетние младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Как и при работе с первой возрастной группой, целесообразно использовать ассоциативные приемы воссоздания картины произошедшего события, а также демонстрации наглядно зафиксированных объектов. Для разграничения фантазии и действительности рекомендуется конкретизировать обстоятельства, вызывающие сомнения, задавать уточняющие вопросы.
3. Несовершеннолетние среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет). В ходе их допроса уже возможно более углубленно детализиро-
вать отдельные обстоятельства исследуемого события, предъявлять вещественные доказательства, зачитывать показания других лиц, получать собственное мнение допрашиваемого о тех или иных обстоятельствах.
4. Несовершеннолетние старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет). Коммуникация с такими подростками может быть осложнена, особенно ввиду склонности к совершению деструктивных, суицидальных действий. Тактика допроса будет основываться на глубоком анализе собранного характеризующего материала, выявлении положительных качеств допрашиваемого и их использовании. Не рекомендуется начинать допрос с ключевых обстоятельств произошедшего события, эффективнее начинать его с второстепенных, но взаимосвязанных с главными обстоятельств.
Безусловно, используемые во время допроса термины, понятия, лексические средства выразительной речи должны подбираться в зависимости от возраста допрашиваемого.
При работе с несовершеннолетним, испытавшим сильный стресс и пребывающим в глубоком депрессивном состоянии, необходимо соблюдение особого подхода и проявление внимания к его эмоциональному состоянию. Для достижения положительного эффекта первые беседы рекомендуется провести в комнате, где несовершеннолетний будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Следует избегать мест, которые могут напоминать ему о травматическом событии. Более эффективным будет начинать разговор с несовершеннолетним с нейтральных тем. Это может быть что-то связанное с его интересами, хобби и т.д.
Следователю нужно дать понять несовершеннолетнему, что он принимает сделанный им выбор, уважает его чувства и готов услышать о пережитом опыте, что он пришел к нему не чтобы осуждать, а чтобы оказать поддержку. Тон беседы должен быть ровным, спокойным. Если несовершеннолетний выказывает нежелание разговаривать, не стоит сразу завершать беседу, следует выразить надежду на взаимодействие и предложить продолжить встречу позже.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, участие педагога или психолога является обязательным элементом допроса. Выбор того или иного специалиста остается прерогативой следователя и должен быть сделан с учетом специфики расследуемого преступления, стоящих перед следователем задач. Полагаем возможным согласиться с позицией Э.Б. Мельниковой, которая отме-
72
чает, что более полезными будут специальные знания психолога, нежели педагога. По ее мнению, присутствие психолога поможет правильно сформулировать вопросы, обеспечив полноту допроса [12, с. 96]. Вне зависимости от возраста допрашиваемого рекомендуется привлекать психолога, имеющего опыт работы с суицидентами, обладающего знаниями в области детской и подростковой психологии. Помощь психолога будет полезна как при установлении психологического контакта, так и при подборе и формулировании вопросов к несовершеннолетнему, определении первоначальных тем бесед с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ при производстве допроса несовершеннолетнего потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель. Роль участия законного представителя заключается в следующем:
обеспечении условий соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего;
оказании психологической поддержки допрашиваемому несовершеннолетнему;
содействии следователю в процессе установления с несовершеннолетним психологического контакта.
Б.Т. Безлепкин категорично высказывается за исключение участия законного представителя несовершеннолетнего в ходе его допроса [13, с. 276]. Если будет установлена причастность законного представителя к совершенным в отношении несовершеннолетнего противоправным действиям, его надлежит заменить, при необходимости привлечь в качестве законного представителя орган опеки и попечительства.
Личность законного представителя рекомендуется подбирать, учитывая мнение несовершеннолетнего. Допрашиваемый при участии законного представителя должен чувствовать безопасность, не бояться давать показания.
В случае если законный представитель может оказать влияние на допрашиваемого во время допроса, нужно расположить его в помещении, где происходит следственное действие, таким образом, чтобы он не находился в поле зрения допрашиваемого, но при этом мог наблюдать ход допроса.
Когда будет достигнут психологический контакт с несовершеннолетним потерпевшим и преодолена конфликтная ситуация, определены участники следственного допроса, можно переходить к процессуальной фиксации показаний, имеющих значение для расследования.
В ходе допроса несовершеннолетнего потерпевшего надлежит выяснить следующие обстоятельства.
1. Обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего. Выясняются его хобби и увлечения, любимые занятия и предпочтения по распределению свободного от обучения времени; устанавливается перечень секций, творческих кружков, спортивных школ, которые несовершеннолетний посещает или посещал ранее (если перестал посещать, то причины этого); любимая музыка, книги, фильмы, игры. Ведет ли личный дневник или вел его когда-нибудь ранее. Имеет ли вредные привычки или опыт совершения общественно порицаемых действий (курение, прием запрещенных средств, алкоголя и пр.). Какие события в жизни вызывают наиболее положительные эмоции. С какими событиями связывает возникновение отрицательных эмоций. В каких ситуациях испытывал страх и опасение, чувство неуверенности. Знает ли что-нибудь о современных субкультурах и деструктивных движениях, как к ним относится. Какую профессию хотел бы освоить в будущем, чего добиться в жизни.
2. Обстоятельства, характеризующие взаимоотношения внутри семьи и место в ней несовершеннолетнего. Выясняется, где и с кем проживает несовершеннолетний, каков состав его семьи; с кем из семьи у него наиболее доверительные отношения; кто в семье занимает лидирующее положение. Практикуются ли в семье совместный прием пищи, совместный досуг и другие формы совместной коммуникации. Как реагируют члены семьи на провинности. Имели ли место физическое наказание, психологическое давление, в чем они выражались, в каких ситуациях применялись. Как выражена в семье поддержка друг друга в сложных ситуациях. Спрашивают ли другие члены семьи при принятии общих решений мнения допрашиваемого. Испытывает ли допрашиваемый материальные трудности, кто дает деньги на карманные расходы, имеет ли свое личное пространство дома.
3. Обстоятельства, характеризующие взаимоотношения допрашиваемого по месту обучения. Здесь следует уделить внимание вопросам, направленным на раскрытие предпочтений в обучении (любимые и нелюбимые предметы, секции, кружки); выявлению друзей в школе и секциях, а также ровесников, с которыми когда-либо имелись конфликты, выяснению, в чем такие конфликты выражались; существующим в классе (секциях) микроколлективам, лидерам и аутсайдерам. Отдельное внимание уделяется получению информации о поведении педагогического состава (учите-
73
лей, тренеров, иных педагогов) и их отношении к допрашиваемому. В случае выявления конфликтных ситуаций выясняется их происхождение, устанавливаются личности конфликтующих сторон, в чем внешне выражается конфликт (применение физической силы, словесные оскорбления, травля, преследования и пр.). Имеются ли среди знакомых лица, которые увлекаются суицидальной тематикой.
4. Обстоятельства, характеризующие место современных информационно-телекоммуникационных технологий в жизни допрашиваемого. В ходе допроса несовершеннолетнего следует уделить внимание выяснению уровня владения современными средствами коммуникации и того, какие средства телекоммуникации применяет допрашиваемый в повседневной жизни, какими мессенджерами пользуется, какие аккаунты имеет в социальных сетях. Устанавливается круг его интересов в сети Интернет, уточняется, какие сайты он посещает и какой тематикой интересуется; с кем поддерживает общение в сети Интернет, как познакомился с этими людьми, о чем обычно общаются, какую информацию передают и как часто, виделся ли с ними когда-нибудь вживую; состоит ли в каких-нибудь тематических группах, чему они посвящены. Если преступление совершенно дистанционно, также следует выяснить коды доступа к аккаунтам допрашиваемого, посредством которых на него воздействовали.
5. Обстоятельства, свидетельствующие о возникновении суицидальных мыслей и/или совершении в отношении допрашиваемого противоправных действий, направленных на побуждение его к совершению самоубийства. Внимание следует обратить на выяснение, с какого момента у допрашиваемого возникли мысли о совершении суицида, когда он начал интересоваться суицидальной тематикой; с чем он связывает возникновение такого интереса и мыслей; носили ли суицидальные действия импульсивный характер или были спланированы заранее; откуда получал ин-
1. Варлова А.О., Гнетова Л.В. Особенности допроса несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7. С. 112-117.
2. Давыдович З.О. Тактические особенности фиксации показаний несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2013. № 1. С. 136-145.
формацию суицидального характера; кто, по мнению допрашиваемого, повлиял на возникновение у него суицидальных мыслей, какими действиями он этого добился, в чем именно они выражались, сообщал ли он кому-нибудь об этом. Если посещал интернет-сайты и платформы с суицидальной тематикой, то как их нашел. Высказывал ли кто-нибудь стремление содействовать ему в совершении суицидальных действий, пытался ли склонить к этому путем уговоров, предложений, призывов, подкупа, обмана или иным путем.
В зависимости от ситуации расследования, обстоятельств совершения преступления, личности подозреваемого перечень вопросов, подлежащих выяснению у несовершеннолетнего потерпевшего, может быть конкретизирован.
Таким образом, в качестве ключевых особенностей допроса несовершеннолетнего потерпевшего по исследуемой категории преступлений выступает обеспечение решения следующих задач:
1. Преодоление стрессовой ситуации, пережитого негативного опыта несовершеннолетнего.
2. Определение участников допроса с учетом привлечения психолога и законного представителя несовершеннолетнего.
3. Установление психологического контакта с допрашиваемым.
4. Выстраивание коммуникативного взаимодействия с несовершеннолетним допрашиваемым в зависимости от его возрастной категории.
5. Подготовка плана допроса, который позволит раскрыть обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего, его взаимоотношения внутри семьи и по месту обучения, роль современных информационно-телекоммуникационных технологий в его жизни, а также ситуации возникновения суицидальных мыслей и/или совершения в отношении допрашиваемого противоправных действий, направленных на побуждение его к совершению самоубийства.
1. Varlova A.O., Gnetova L.V. Features of interrogation of minors // Innovative economics: prospects for development and improvement. 2018. No. 7. P. 112-117.
2. Davydovich Z.O. Tactical features of fixing the testimony of a minor at the stage of preliminary investigation // Siberian criminal procedural and criminalistic readings. 2013. No. 1. P. 136-145.
3. Evsyukova E.V., Lobusev R.E. Preparation for interrogation as a prerequisite for obtaining
74
3. Евсюкова Е.В., Лобусев Р.Е. Подготовка к допросу как предпосылка получения правдивых показаний несовершеннолетних и малолетних //Закон и право. 2008. № 2. С. 103-105.
4. Егерев И.М., Харитонова А.В. Особенности подготовки к допросу несовершеннолетних // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10-3. С. 101-103.
5. Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учеб. пособие. Волгоград, 1979.
6. Курбагарова Е.В. Особенности тактики допроса несовершеннолетних при расследовании преступлений // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2011. № 27. С. 70-75.
7. Макаренко И.А. Система тактических приемов допросов несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1998.
8. Шепитько Ю.В. Допрос несовершеннолетних: психология и тактика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1991.
9. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: метод. пособие. М., 1984.
10. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. Ростов н/Д, 2004.
11. Карнеева Л.М., Ордынский С. С., Розен-блит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958.
12. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. М., 2001.
13. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М, 2018.
truthful testimony of juvenile and minors // Statute and law. 2008. No. 2. P. 103-105.
4. Egerev I.M., Kharitonova A.V. Peculiarities of preparation for the interrogation of minors // International scientific research journal. 2013. No. 10-3. P. 101-103.
5. Zakatov A.A. Psychological features of the tactics of investigative actions involving minors: study aid. Volgograd, 1979.
6. Kurbagarova E.V. Features of the tactics of interrogation of minors in the investigation of crimes // Herald of Tver State University. Series: Law. 2011. No. 27. P. 70-75.
7. Makarenko I.A. The system of tactical techniques for interrogating a minor accused, taking into account investigative situations and psychological properties of the interrogated: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Ufa, 1998.
8. Shepitko Yu.V. Interrogation of minors: psychology and tactics: auth. abstr. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Kharkov, 1991.
9. Kochenov M.M., Osipova N.R. Psychology of interrogation of juvenile witnesses: methodical manual. Moscow, 1984.
10. Baranov P.P., Kurbatov V.I. Legal psychology: study aid for students of law universities and faculties. Rostov-on-Don, 2004.
11. Karneeva L.M., OrdynskyS.S., RosenblitS.Ya. Interrogation tactics at the preliminary investigation. Moscow, 1958.
12. Melnikova E.B. Juvenile justice. Problems of criminal law, criminal procedure and criminology: study aid. Moscow, 2001.
13. Bezlepkin B.T. Commentary on the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (article-by-article). 14th ed., rev. and augm. Moscow, 2018.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Бондарева Анастасия Анатольевна, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; e-mail: ribalo4ka@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.A. Bondareva, Adjunct of the Department of Forensic Science, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ribalo4ka@yandex.ru
75