Научная статья на тему 'Особенности дополнительного образования детей - инвалидов'

Особенности дополнительного образования детей - инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности дополнительного образования детей - инвалидов»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Шадрина Елена Анатольевна, Директор Муниципального МБУ дополнительного образования «Детско-юношеский центр» 8агариЫуис@етай. ги http://ciur.ru/srp/srp ёис/ёе1аик^рх

ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В последние годы в нашей стране, к счастью, все больше внимания уделяется образованию детей-инвалидов. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «инклюзивное образование» трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В широком смысле слова, инклюзивное обучение — это не только обучение детей-инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные особенности личности — это и дети с временной задержкой психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию.

Сегодня принято говорить не «дети-инвалиды», а «другие дети», «особые дети», несколько сглаживая первые впечатления... Словосочетание поменялось, а его значение - нет. «Другие дети» существуют: они живут рядом с нами, растут, учатся, взрослеют и отличаются от нас только физическими ограничениями и своим

299

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

отношением к жизни. Таким детям предстоит не только вырасти и получить достойное образование, но и справиться с равнодушием общества, что намного труднее.

Именно поэтому сегодня так остро стоит проблема обучения и социализации «особых» детей. В чём же состоит роль дополнительного образования в работе с «особыми» детьми и как построен этот процесс в МБУ ДО «ДЮЦ»?

Дополнительное образование, предоставляемое МБУ ДО «ДЮЦ», востребовано детьми, родителями, педагогами в городе в целом, так как позволяет удовлетворить в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Здесь активно формируется контингент обучающихся; проводится большая работа по обеспечению социальной защиты детей и подростков, пропаганде здорового образа жизни; организуется работа со всеми категориями детей и подростков: оказывается поддержка одаренным детям и детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, детям-сиротам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также детям, склонным к правонарушениям, безнадзорности. МБУ ДО «ДЮЦ» активно занимается:

- интеграцией детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

- усилением взаимодействия учреждения с семьями детей-инвалидов;

- активном вовлечением детей-инвалидов в подготовку и проведение массовых мероприятий, в участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

Основные направления образовательной деятельности МБУ ДО «ДЮЦ» соответствуют 4 направленностям дополнительных общеобразовательных программ: техническая, физкультурно-спортивная, художественная и социально-педагогическая. В 24 объединениях МБУ ДО «ДЮЦ» занимается более тысячи детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.

Планирование и организация работы с детьми-инвалидами и их социализация в образовательном пространстве МБУ ДО «ДЮЦ» предполагает, что дети с различными особенностями включены в общий

300

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

образовательный процесс, а наше учреждение создает им для этого необходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями.

Кто работает в нашем учреждении с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Численность педагогического коллектива МБУ ДО «ДЮЦ» составляет 28 человек. Из 28 педагогических работников МБУ ДО «ДЮЦ» 78 % имеет высшее профессиональное образование, 22% — среднее профессиональное. 35 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 29 % — первую, 36 % педагогов аттестовано на соответствие занимаемой должности. Среди педагогов МБУ ДО «ДЮЦ» 1 участник и 1 дипломант Российского конкурса дополнительных общеобразовательных программ, 3 лауреата Республиканского конкурса на поощрение лучших педагогических работников премией Главы Удмуртской республики. В МБУ ДО «ДЮЦ» работает 4 Почетных работника общего образования РФ, 2 Заслуженных работника народного образования УР, 3 педагога награждены Почетной грамотой Государственного Совета УР, 1 педагог награжден Почетной грамотой Правительства Удмуртской Республики, 1 педагог награжден Почетной грамотой Главы Удмуртской Республики, 8 педагогов -Почетной грамотой Министерства образования и науки УР.

Учатся «особые» дети по общим дополнительным общеобразовательным программам, но педагоги всегда используют индивидуальный подход в их обучении.

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в нашем учреждении занимает работа с семьей. Основная цель этой работы - помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей-инвалидов в семье. Был проведён мониторинг мнения родителей, воспитывающих таких детей. Данный мониторинг показал, что родители заинтересованы в получении детьми дополнительного образования, они желают, чтобы их дети общались со сверстниками, по возможности обучались в детских

301

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

объединениях в общих группах, чтобы детей привлекали к участию в досуговой деятельности.

На базе МБУ ДО «ДЮЦ» создана и работает Городская некоммерческая общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов».

В период с 2002 г. по настоящее время коллектив МБУ ДО «ДЮЦ» активно участвует в разработке и реализации социальных проектов на получение грантовой поддержки. За последние 5 лет МБУ ДО «ДЮЦ» совместно с общественной организацией «Ассоциация родителей детей-инвалидов» успешно реализовал проекты, получившие гранты от Общероссийского Национального благотворительного фонда на основании Распоряжения Президента Российской Федерации, от Благотворительного Фонда Преподобного Серафима Саровского, Правительства Удмуртской Республики и от Общественной организации «Союз женщин России» так же на основании Распоряжения Президента Российской Федерации.

В ноябре 2016 года МБУ ДО «ДЮЦ» совместно с ГНОО «АРДИ» и Сарапульской Епархией реализовали проект, получивший грантовую поддержку Фонда «Соработничество» грант «Открытый Епархиальный съезд родителей детей-инвалидов» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015 — 2016».

Всего реализовано 17 грантовых проектов. Грантовое финансирование проектов дает возможность МБУ ДО «ДЮЦ» укреплять материально-технической базу, развивать социальное партнерство с городской некоммерческой общественной организацией «Ассоциация родителей детей-инвалидов», обеспечивать материалами деятельность объединений, демонстрировать результаты обучения на различных уровнях, поощрять участников образовательного процесса, оказывать дополнительную психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса с привлечением специалистов, проводить педагогическое просвещение родителей (законных представителей) учащихся, развивать инновационную и экспериментальную деятельности учреждения, распространять передовой педагогический опыт, имеет большое значение в создании положительного имиджа и повышении

302

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

авторитета МБУ ДО «ДЮЦ» как в городе Сарапуле, так и в Удмуртской Республике.

Система дополнительного образования, предоставляемая МБУ ДО «ДЮЦ», включает в себя все разнообразие творческих направлений, удовлетворяющих разные интересы детей всех возрастных групп. Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды.

- Дополнительное образование, реализуемое МБУ ДО «ДЮЦ», дает реальную возможность выбора ребенку-инвалиду своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».

- Знания и умения, полученные в результате освоения наших дополнительных общеобразовательных программ, могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

- Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Важно, что положительные результаты нашей деятельности достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Таким образом,

- ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;

- ребенок должен вести жизнь в максимальной степени, приближенной к нормальной;

- учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.

Деятельность МБУ ДО «ДЮЦ» направлена на развитие мотивации детей и подростков к знаниям, дает возможность раскрытия потенциальных способностей и талантов ребенка, обеспечивает продуктивную занятость детей и подростков в свободное от учебы время и их социальную защиту в жизни. Атмосфера комфорта и уюта, возможность максимально реализовать себя в любом деле, приобрести

303

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

глубокие знания, проявить свое мастерство, способности и таланты; высокий уровень партнерских отношений с педагогами и единомышленниками, профессионализм наставников — это то, что дает детям и подросткам Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», чего не хватает им как в семье, так и в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.