Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1416
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНСКЛУЛИНГ / ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ШАРЛОТТА МЕЙСОН / HOME SCHOOLING / FAMILY EDUCATION / UNSCHOOLING / WALDORF EDUCATION / CHARLOTTE MASON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братчикова А.Б., Михалькова О.А., Дектярев И.И.

Данная статья посвящена вопросу домашнего обучения. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям. В этой статье освещены основные положения термина «домашнее обучение», выявлены положительные и отрицательные черты, возможные трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

Братчикова А.Б.

Михалькова О.А.

кандидат педагогических наук, Дектярев И.И.

кандидат педагогических наук, доцент Сочинский государственный университет

(г. Сочи, Россия)

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу домашнего обучения. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям. В этой статье освещены основные положения термина «домашнее обучение», выявлены положительные и отрицательные черты, возможные трудности.

Abstract. This article is about home schooling. The article will be interesting for both teachers and parents. The main provisions of the term "home schooling" were highlighted in this acticle, positive and negative traits were identified, as well as possible difficulties.

Ключевые слова: домашнее обучение, семейное обучение, семейное образование, ансклулинг, Вальдорфская педагогика, Шарлотта Мейсон.

Keywords: home schooling, family education, unschooling, Waldorf Education, Charlotte Mason.

Введение. Во все времена люди задумывались об образовании своих детей. Важность данной темы заключается в возникших социальных трудностях, таких так переполненные классы, недостаток кадров в школах, трудностях для детей следовать шаблонам в процессе обучения. Поэтому, родители хотят создать для своих детей более комфортную психологическую остановку и поддержать в детях желание учиться и познавать мир. До конца не решенными остаются проблемы создания необходимой для дистанционного образования обстановки, мотивации детей к занятиям в условиях удаленного образования и социализация детей в процессе этого обучения. Актуальность развития домашнего обучения детей, особенно обусловлена современным положением общества в период пандемии, распространения нового вида коронавируса ОДУТО-^, в период резкого и всеобщего перехода на дистанционную форму обучения в условиях карантина и вынужденной самоизоляции граждан.

Основная задача сообщения - изучить, что такое домашнее обучение. Так же какие возможные трудности могут возникнуть у родителей, которые решили перейти на домашнее обучение, и как их избежать. По данным интернет-портала Югполис (http://www.yugopolis.ru/) в некоторых школах порою насчитывается более 46 человек в классе. [2] По этой причине родители будущих первоклассников, и не только их уже сейчас, стали задумываться о домашнем обучении. Поэтому, нами была поставлена цель изучить вопрос домашнего обучения более подробно, так как в России этот вид обучения еще не так сильно распространён по сравнению с другими странами.

Обсуждение. В 17 веке для определенных деетй были частные школы. Учителя в таких школах были лица духовные, и поэтому такое образование на Руси носило церковный характер. Были и так называемые «братские школы». Советские школы тоже обладали своими отличительными чертами. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики и русского языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. Было обязательным сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение. [1]

Такой вид обучения, как домашнее, стал популярен в США и других странах Европы, Америки и Австралии, и постепенно переходит в нашу страну. И для этого есть ряд причин. Начнем с того же -перенасыщения школ, учителя не справляются с двойной нагрузкой т. к. наблюдается проблема нехватки кадров. В эпоху интернета и всеобщей глобализации, информация расходится по миру за считанные секунды.

Но, что такое, это «домашнее образование». Некоторые считают, что это великий труд, самостоятельно обучить ребенка всему, чему его учат более десяти преподавателей и педагогов (и это несомненно так!). Другие придерживаются мнения, что это сводится к тому, чтобы приглашать нескольких репетиторов к себе домой. Третьи решили, что это посещение ребенком всех возможных центров дополнительного образования в городе (как вы считаете, это верно?). Но, что же из этого, является одним из правильных ответов, и есть ли он...

В таких странах как США, Великобритания, Канада домашнее или же семейное образование является возможным. Есть страны, в которых домашнее образования запрещено, но это довольно редкое явление, оно связано, в большей мере с ростом тоталитарности государства. Например, в Германии, домашнее образование до сих пор запрещено, как в Швеции, КНДР, Гонконге и Турции (здесь есть дистанционная форма). Но, в большинстве стран семейное образование присутствует, и, к тому же, право родителей выбирать вид образования для своих детей предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека. [3]

В России присутствует такой термин как «семейное образование» или «семейное обучение». Стоить упомянуть, что в российском законодательстве существуют несколько форм получения образования дома:

семейное образование, экстернат, самообразование. Эти формы отличаются юридическими деталями, но суть их одна: ребенок обучается дома, а в школе проходит только аттестацию. Это можно прировнять к обычным четвертным или годовым контрольным работам, на основе которых и ставится отметка. В новом проекте закона «Об образовании в РФ» семейное образование, благодаря усилиям общественности, сохраняется. А вот разнообразие юридических форм домашнего образования уменьшится: в проекте экстернат перестает быть отдельной формой обучения и становится просто формой аттестации при семейном образовании. Данный закон четко обозначил: процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть самостоятельно родителями. Не стоит путать домашнее обучение с надомным обучением (в официальных документах - «обучение на дому»), необходимым для детей, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям. Если при надомном обучении учителя приходят к ученику домой и занимаются с ним по индивидуальному плану, то при семейном образовании педагоги обычно раз в год (или несколько) аттестуют обучающегося. Далее любой родитель задастся вопросом «Что это такое? И как это работает?». Основными аргументами родителей, выступающих за семейное образование, являются не только несовершенство современной школьной системы (перегруженность детей, отсутствие свободного времени для развития своих способностей, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неидеальная оценочная система в школах), но и полная уверенность в естественной потребности каждого человека познавать мир. Родители выбирают традиционный метод обучения, при нем школьная программа осваивается дома. Возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают некоторые родители, практикующие этот метод, время ежедневных уроков по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5-6 до 2 учебных часов. При этом программа усваивается ребенком гораздо лучше, оставляя при этом массу свободного времени для посещения факультативов, спортивных школ, изучения дополнительных иностранных языков, художественного или музыкального образования.

Известен и метод Шарлотты Мейсон, основанный на воспитании и обучении детей через любовь к природе, книгам и искусству. Ребенку предоставляется возможность читать «живые книги» вместо учебников, познавать природу через прогулки и наблюдения, знакомиться с шедеврами искусства, посещая музеи. Достойна внимания еще одна образовательная методика, основывающаяся на Вальдорфской педагогике. [3, с.2] Обучение в ней проходит по принципу желания: ребёнка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора. Её основатель Рудольф Штайнер считал, что дети обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы, поэтому не стоит отвлекать их изучением алфавита, счетом и математикой. Однако бывают ситуации, когда родители, переведя своего ребенка на домашнее обучение, отходят от него и выбирают анскулинг, или «необучение». [1, с.3] Здесь не должно быть вообще никакой системы образования - только живой интерес ребенка, подпитываемый родителями. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Познавательный процесс при этом происходит в комфортном для ученика темпе, при полном отсутствии давления со стороны взрослых. Родители в этом процессе выступают не как учителя, а как помощники или же наблюдатели. Опытные родители уверяют, что зачастую дети, получающие домашнее образование, намного быстрее и легче проходят школьную программу.

К тому же возникает закономерный вопрос: «Как проходит социализация ребенка, находящегося на домашнем обучении?». Социализация — это умение человека функционировать в качестве полноправного члена общества. Что касается личностных качеств ребенка, то люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — скромные и немногословные, третьи — «золотая середина». Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации практически невозможно. В любом случае, такой ребенок не заперт в четырех стенах и так же свободно может общаться с другими детьми на детских площадках, например, или в парках. Ребенок так же узнает, что такое взаимовыручка, дружба, поддержка и помощь.

Переводя ребенка, на домашнее обучение, родитель может стать его непосредственным учителем. Но тогда на этого человека ложится груз ответственности за образование своего ребенка. Возможно, не каждый родитель согласится на такое, ведь винить во всем Марью Ивановну теперь не получится. Однако это отличная идея проводить огромное количество времени вместе со своим ребенком.

Вторым вариантом было приглашение репетиторов к себе домой. Да, как мы выяснили, если родитель не силен в геометрии, например, ему в помощь будет отличный специалист, но тут встает больше финансовый вопрос, насколько семья может себе позволить репетиторов.

Третьим пунктом было посещение ребенком всевозможных центров дополнительного образования. Возможно, любые слова тут будут лишние, потому что ребенок получит в ней то же самое, от чего он ушел в школьной системе. Большинство центров дополнительного образования не проводят контрольные тесты, на основе которых ребенок может получить аттестат. Требованием российского законодательства ученику придется проходить эти тесты и писать контрольные работы в школе.

Заключение. Суммируя все вышесказанное, домашнее образование, как и любой другой возможный вид детского обучения, имеет место быть и может быть очень результативным. Но важно учесть, если родители становятся учителями для своих детей, им нужно повышать свой педагогический уровень посредствам онлайн курсов, семинаров, лекций и других сервисов. Здесь они несут ответственность за

качество образования своих детей. Особое внимание нужно уделить психолого-педагогической подготовке будущего родителя-учителя, знанию методик преподавания, возрастной психологии Важно выбрать нужное направление, образовательную программу подходящую вашему ребенку. Учесть в какое время ребенок наиболее восприимчив к обучению, возможно, задействовать интересы ребенка и его особенности.

Список используемых источников информации:

История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 а

Новостной портал Югополис [Электронный ресурс] // http://www.yugopolis.ru/news/v-sochi-kolichestvo-uchenikov-dostigaet-46-chelovek

Семейное образование [Электронный ресурс] // http://hom-edu.ru/

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Чернышова Светлана Леонидовна

кандидат культурологии, доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург Инданова Татьяна Валерьевна Педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования»

Камчатский край

Аннотация. В статье авторами раскрываются сущность и основные принципы поликультурного образования в институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. Особое значение в системе поликультурного образования данного высшего учебного заведения, по мнению авторов, заключается в формировании у обучающихся базовых научных концепций и практических знаний в области основных традиционных технологий обеспечения жизненных процессов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: этнокультура, поликультурное образование, традиционная культура, принцип народности воспитания, этническая, региональная и гражданская идентичности трансляция культурных традиций, лингвокультурология, междисциплинарность, культуросообразность, традиционная культура жизнеобеспечения, автохтонные северные этносы.

Изучение этнокультуры того или иного народа, приобщение к ее истокам задача для современного общества актуальная. Это обусловлено, прежде всего, переосмыслением общечеловеческих мировоззренческих категорий, представляющих собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей, ярко представленных в традиционной этнической культуре. По мнению Годжиева Р.Б. «Современный этап развития российского образования характеризуется необходимостью перехода к одному из главных направлений, которым является признание ценностей этнокультуры в процессе формирования личности». [1, С. 75]

В этой связи, особое место занимает поликультурное образование, которое в условиях развития современного общества, характеризующегося противоречивыми процессами глобализации, выдвигает перед высшим образованием сложную задачу, направленную на создание условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество в процессе приобщения к этнической, региональной, российской и мировой культурам, подготовку специалиста способного в условиях многонациональной и поликультурной среды, органичной для нашего государства, ввиду богатого разнообразия этнического состава его коренного населения, реализовывать свои профессиональные компетенции во взаимодействии с представителями любой культуры. Вместе с тем следует отметить, что поликультурное образование направленно на формирование компетенций, ориентированных на необходимость учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий. Сущность поликультурного образования заключается в приобщении обучающихся к собственной культуре и культуре других народов. Таким образом, поликультурное образование направлено на усвоение обучающимися знаний о различных культурах, выяснение соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, менталитете народов в целом.

Осмысливая содержание поликультурного образования, мы находим его параллели со структурой традиционной культуры. Другими словами компоненты этой традиционной культуры, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.