Научная статья на тему 'Особенности долгового кризиса в еврозоне'

Особенности долгового кризиса в еврозоне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОЗОНА / СУВЕРЕННЫЙ ДОЛГ / ДЕЛЕВЕРЕДЖИНГ / ДЕФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полидуц С. А.

В статье рассматриваются особенности долгового кризиса на примере стран аутсайдеров Еврозоны (группа PIGS). Проведенный анализ данных по основным экономическим показателям, позволил сформулировать рекомендации для преодоления кризиса долгового бремени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности долгового кризиса в еврозоне»

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

УДК 339.7

С.А. Полидуц

ОСОБЕННОСТИ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА В ЕВРОЗОНЕ

В статье рассматриваются особенности долгового кризиса на примере стран аутсайдеров Еврозоны (группа PIGS). Проведенный анализ данных по основным экономическим показателям, позволил сформулировать рекомендации для преодоления кризиса долгового бремени.

Ключевые слова: Еврозона, суверенный долг, делевереджинг, дефляция.

Крупные финансовые кризисы часто провоцируют кризисы государственного долга. На этой стадии оказались уже не только мелкие периферийные экономики Еврозоны, но и такие гиганты как Италия и Испания. Когда появляются сомнения в том, смогут ли правительства выплатить свои долги, банковский сектор автоматически попадает в зону риска. Европейская банковская система столкнулась с ухудшением балансовых показателей на фоне падения стоимости гособлигаций стран PIGS, что привело к снижению ликвидности на европейском рынке и спросу на дополнительный капитал. На мой взгляд, ключевую роль в преодолении кризиса в Еврозоне будут играть не специальные механизмы финансовой стабилизации, активно обсуждаемые сейчас, а ЕЦБ. Именно ЕЦБ будет предоставлять банкам ликвидность и замещать плохие активы, а также скупая облигации Италии и Испании на вторичном рынке не позволит распространиться кризису на эти страны.

Происходящий сегодня кризис суверенного долга в Еврозоне, является лишь одним из последствий кризиса 2008г., который заключается в расчистке балансов банков от плохих активов, происходящей в рамках сокращения долговой нагрузки потребителей развитых стран. Огромное число банков могли обанкротиться в 2008г., однако государства приняли решение спасти банковскую систему и скупили большую часть плохих активов, что помогло банковской системе выжить. Скорее всего, ситуация в Еврозоне будет решаться также, как и в США, то есть основную роль в спасении системы должен будет взять на себя центральный банк. ЕЦБ станет основным институтом, который будет снабжать банков ликвидностью и выкупать плохие активы.

Экономический цикл крупнейших развитых экономик будет существенно отличаться от предыдущего, который начался после второй мировой войны. Развитые страны ждет довольно длительный период стагнации на фоне сокращения объема частного и суверенного долга, что не позволит обеспечить необходимый уровень занятости населения и роста реальных доходов. Развитые экономики не смогут развиваться в отсутствие роста потребительских расходов, которые, в свою очередь, не смогут расти из-за рекордных уровней задолженности. Рост развитых рынков резко тормозится и не будет ускоряться до тех пор, пока население не снизит свою задолженность, а на это могут потребоваться многие годы.

Рассмотрим особенности текущей ситуации и будущие угрозы в еврозоне на примере: Испании, Португалия и Греции.

В Испании, лопнувший пузырь на рынке недвижимости добавил к старой проблеме, высокому уровню безработицы, снятой на время с «повестки дня» бумом в строительстве, новые: закредитованность частного сектора, банковский кризис, растущий государственный долг. Ситуация в Испании оказалась схожей с ситуацией в США.

Проблема экономического роста в Испании имеет несколько временных составляющих:

1. Долгосрочные проблемы роста: структурная безработица и конкурентоспособность.

После кризиса 2008 года безработица стала быстро расти: с 11% в августе 2008 года она достигла 24,1% в марте 2012. Уровень безработицы среди молодежи вырос за три года с кризи-

© Полидуц С.А., 2013.

40

ISSN 2221-7347

Экономика и право

са с 17,4% до 51,1% к апрелю 2012 (выше - только в Греции). Высокая безработица среди молодежи в Испании даже на пике роста имеет структурный характер.

2. Среднесрочные проблемы роста: делевереджинг в частном секторе и разрешение кризиса в банковском секторе.

Снижение долговой нагрузки на частный сектор (делевереджинг) идет слишком медленно. Долги частного сектора в 2011 году к ВВП выросли до 225%. Снижение ВВП на 4% с пика в 2007 году замедляет процесс очищения балансов домохозяйств от долгов. Совокупные располагаемые доходы домохозяйств после роста по 6-8% в год на протяжении 2000-2007 гг. в 2010 году сократились на 2,4% гг, а в 2011 году остались без изменения относительно 2010 года.

Банковский кризис далек от разрешения. Доля невыплаченных в срок банковских кредитов в Испании выросла в мае 2012 года до 8%. При этом с середины 2011 года эта доля растет с ускорением на фоне новой рецессии в Испании: после нулевого роста ВВП в третьем квартале ВВП Испании в четвертом квартале 2011 года сократился на 0,3% кк (для сравнения, в Португалии доля плохих кредитов (non-performing loans) 7,2%).

3. Потенциальная проблема для роста: перспектива еще большего урезания госрасходов.

Сейчас по уровню государственного долга Испания уступает Греции, Италии, Португалии (см. рисунок 1). Но проблема в том, что долг быстро растет. И в ближайшем будущем может стать ограничителем роста в случае, если Испании для спасения банков или регионов понадобятся средства «тройки». Пока же Испания сокращает госрасходы из-за желания продемонстрировать инвесторам и евровластям свою кредитоспособность. Тем не менее, опасения инвесторов о возможном расширении государственной помощи банкам Испании, растущий дефицит бюджета на фоне рецессии и неспособность центральной власти совладать с аппетитами регионов привели к росту доходностей на долг Испании с началом долгового кризиса в Европе. Рост доходностей по долгу угрожает более высоким темпом роста долга, особенно учитывая, что в ближайшие три года Испании предстоят значительные платежи по государственному долгу - к 2016 году 45,7% ВВП 2011 года (456 млрд. евро). [1]

Рис. 1. Государственный долг в процентах от ВВП [3]

41

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

Кризис 2008 года поставил перед Португалией ряд схожих задач:

1. Повышение конкурентоспособности и улучшение долгосрочных характеристик рынка

труда.

Уровень безработицы в марте 2012 года составил 15,3%, среди молодежи - 36,1%. Как и в Испании, основной проблемой португальского рынка труда является его двойственность. Рост занятости в предкризисные годы происходил именно за счет увеличения временных контрактников. Для улучшения ситуации в 2010-2011 годах был принят ряд мер для устранения двойственности.

За 2011 год корректировка ULC составила всего 1пп. Инфляция замедлилась с 3,6% в феврале до 3,1% в марте 2012 года (в марте 2011 года было 3,9%), но остается выше средней по еврозоне 2,7% (в марте 2012 года). Из 3,6% инфляции, по оценкам МВФ, 2,25пп приходится на эффект роста НДС в начале года.

2. Снижение задолженности частного сектора.

За 2011 год задолженность частного сектора сократилась всего на 1,2% до 248,5% ВВП. Процесс этот идет очень медленно на фоне падающего ВВП - в 2011 году -1,6%гг. Португалия оказалась второй страной ЕС, наряду с Грецией, в которой все квартальные темпы роста были отрицательны на протяжении всего года. Сильное сжатие совокупного спроса способствовало почти двукратному сокращению дефицита счета текущих операций к ВВП в 2011 году: с 10,0% в 2010 до 6,4% ВВП в 2011.

3. Рыночное фондирование банковского сектора.

Из-за сокращения доходов населения и предприятий, напряженной ситуации на денежном рынке банки после кризиса 2008 года стали опираться на операции ЕЦБ, доля которых в совокупных обязательствах банков Португалии выросла к концу 2011 года до 10% (диаграмма 17). Активы к депозитам снизились до 139% в декабре 2011 года, проблемные активы выросли за 2011 год на 2,1пп до 7,2% всех кредитов банков Португалии.

4. Сокращение государственного долга.

Государственный долг вырос до 107,8% ВВП в 2011 году (в 2008 году 71,6% ВВП). Весной 2011 года Португалия, столкнувшись с трудностями по рефинансированию государственного долга на фоне роста напряженности на денежном и долговом рынках Европы, обратилась за помощью к МВФ. Ей был выделен кредит Еврокомиссии и МВФ в размере 75 млрд. евро, с распределением на три года.

За счет одноразового трансферта средств из пенсионного фонда Португалии удалось попасть в норматив «тройки» по дефициту бюджета в 2011 году: фактический дефицит составил 4,2% (при плане в 5,9%), в 2010 году дефицит равнялся 9,8% ВВП.

Ситуация в экономике Греции наиболее сложная из всех стран еврозоны, вставших на путь сокращения уровня госдолга и структурного реформирования экономики. Отчасти это объясняется более ранним началом реформ в Греции, чем, например, в Португалии или Испании. Но главная причина: особенность модели роста с опорой на госрасходы, которые сейчас активно режутся. ВВП Греции в первом квартале 2012 года упал на 6,2% гг., безработица достигла 21,7% (по последним данным евростата), в том числе среди молодежи - максимум по еврозоне - 51,2%, промпроизводство в марте - 8,5% относительно марта 2011 года, розничная торговля за год к марту 2012 года сократилась на 13%. Инфляция в Греции в апреле - минимальная среди всех стран еврозоны и равна 1,5%.

Запущенный механизм дефляции через рецессию частично позволил решить проблему выравнивания конкурентоспособности. За 2011 год ULC Греции скорректировались на 10 пунктов, оставив 30пп отрыва от уровня Германии и 20 пп от уровня среднего по еврозоне.

Задача повышения конкурентоспособности является, наряду со структурными реформами, приоритетом для Греции, что отмечается и в программе, разработанной МВФ8.

Реформы 2010-2011 года были призваны решить главную проблему - зарегулированность рынка труда Греции и низкая гибкость заработной платы (сокращение срочности коллективных договоров, возможность временного отстранения от работы, замораживание коэффициентов за

42

ISSN 2221-7347

Экономика и право

стаж при высокой безработице и прочее). Они так же направлены на снижение регулирования товарных рынков и степени их монополизации.

Улучшение ситуации в государственных финансах является второй актуальной задачей. Дефицит государственного бюджета в 2011 году уменьшился до 9,1% ВВП с 10,3% - более чем умеренное снижение. Первичный дефицит бюджета составил 2,5% ВВП, вместо 1,5%, запланированных программой помощи со стороны «тройки». Для достижения цели по первичному дефициту бюджета на 2012 год (1% ВВП) Греция предприняла фискальные корректировки на уровне 1,5% ВВП. Исходя из ухудшающейся ожидаемой траектории экономического роста, ЕС делает вывод о необходимости дополнительных корректировок размером 3,8% ВВП для достижения цели по первичному дефициту в 2013 году. То, с каким трудом парламент Греции принимал корректировки на 2012 год, позволяет предположить существенный рост социального недовольства, если Греция решит следовать плану МВФ и сэкономить дополнительно 3,8% ВВП.

В банковском секторе Греции нарастают проблемы, часть которых планируется решить кредитами МВФ.

Участие банков в программе обмена греческих облигаций в марте 2012 года, а также оценки стресс-тестов МВФ, выполненные в 2011 году, указали на возможные потери банков в размере 50 млрд. евро (22 млрд. по списанным облигациям Греции, остальное - плохие активы). Эта сумма уже зарезервирована МВФ для распределения Греции.

Доля плохих кредитов (измеряемая NPL) достигла в третьем квартале 2011 года 15,2%, увеличившись за год с 11%.

Острая проблема - ситуация с ликвидностью. Отчасти из-за падения текущих доходов, отчасти из-за опасений о судьбе евро греки с 2009 года изъяли 30% депозитов из банков (6,4% в первом квартале 2012 года). Для недопущения банковского кризиса ЕЦБ через систему TARGET предоставил Греции в 2011 году дополнительно 130 млрд. евро (60% ВВП).

При этом банки ужесточают условия выдачи кредитов на фоне низкого спроса: потребительские кредиты в 2011 году сократились на 6,5%, к концу 2011 года отрицательный рост показала задолженность предприятий.

В целом ситуация в банковском секторе Греции оказывается зависимой от выполнения нормативов «тройки» (внешнего финансирования), а ожидаемое углубление кризиса может быть остановлено дополнительной помощью со стороны «тройки» из-за малого масштаба проблемы для еврозоны.

Последние события в Греции, связанные с неспособностью избранного в апреле парламента создать коалицию для формирования правительства, подтверждают, что греки устали от падения доходов из-за мер бюджетной экономии. Стремительный рост спроса на наличность в Греции с середины мая на опасениях выхода страны из еврозоны означает, что события стали разворачиваться по негативному сценарию. [2]

Как показывают приведенные выше данные, основной текущей проблемой стран периферии является поиск устойчивой (не предполагающей накопление дисбалансов в еврозоне) модели экономического роста, которая бы в меньшей степени, чем модель, существовавшая до кризиса, зависела от изменчивых потоков капитала.

С этой целью в странах периферии проводятся структурные реформы и предпринимаются шаги по повышению конкурентоспособности, которые позволили лишь частично решить эту проблему.

Для роста конкурентоспособности странам периферии требуется корректировка уровня цен относительно стран-партнеров по еврозоне. Но в условиях фиксированности курса валют к валютам их основных торговых партнеров, которыми так же являются страны еврозоны, такая корректировка может проходить только через так называемую «внутреннюю девальвацию» (internal devaluation), т.е. дефляцию, когда уровень цен и зарплат, например, в Греции снижается относительно стран торговых партнеров. Жесткость цен к снижению не гарантирует дефляцию даже в случае сильной рецессии, поэтому основная надежда проблемных стран - на структурные реформы рынка труда: повышение гибкости зарплаты, ограничение силы профсоюзов.

43

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

Библиографический список

1. Райнер Ленц. «Кризис в еврозоне», фонд Фридриха Эберта, июнь 2011 г.

2. Сапир Ж. Кризис Еврозоны и перспективы евро.

3. http: // epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/government_finance_statistics/introduction.

Статья поступила в редакцию 17.11.2013.

ПОЛИДУЦ Сергей Александрович - аспирант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.