DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _99
ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Features of contractual relations in the field of water use
ГЛУШКО Ольга Александровна,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры земельного, трудового и экологического права
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина».
350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13.
E-mail: angelkolieva@mail.ru;
ШАМШУРИНА Елизавета Юрьевна,
обучающаяся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: angelkolieva@mail.ru;
GLUSHKO Olga Alexandrovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Land, Labor and Environmental Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: angelkolieva@mail.ru; SHAMSHURINA Elizaveta Yuryevna,
studying at the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: angelkolieva@mail.ru
Краткая аннотация: в рамках настоящего исследования автором рассмотрены особенности гражданско-правового регулирования договора водопользования в Российской Федерации. Рассмотрена двойственная природа правоотношений, вытекающих из заключения указанного договора. Автором проведен сравнительный анализ договора водопользования и договора аренды, выявлены особенности данных договоров, сходства и отличительные черты каждого из них. В качестве результатов проведенного исследования автором представлены выводы об особенностях договора водопользования, выявлены проблемы и пробелы, существующие в действующем российском законодательстве.
Abstract: within the framework of this study, the author considers the features of civil law regulation of water use contracts in the Russian Federation. The dual nature of the legal relations arising from the conclusion of the specified contract is considered. The author conducted a comparative analysis of the water use agreement and the lease agreement, identified the features of these agreements, similarities and distinctive features of each of them. As the results of the research, the author presents conclusions about the specifics of the water use agreement, identifies problems and gaps existing in the current Russian legislation.
Ключевые слова: водопользование, аренда, договор, проблемы, водное право.
Keywords: water use, lease, contract, problems, water law.
Для цитирования: Глушко О.А., Шамшурина Е.Ю. Особенности договорных отношений в сфере водопользования // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 99-101. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_99.
For citation: Glushko O.A., Shamshurina E.Yu. Features of contractual relations in the field of water use // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 99-101. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_99.
Статья поступила в редакцию: 11.12.2022
Водные ресурсы относятся к возобновляемым ресурсам и охрана их от загрязнения, засорения и истощения является делом государственной важности.
В России первые законы об охране рек были изданы при Петре I. Все нормы, которые были выработаны в XVIII веке, были обобщены в национальном законодательстве в начале XIX века.
Так, например, в Уставе строительном, утвержденном 2 августа 1803 г., статья 408 устанавливала: «Запрещается строить в городах и выше городов по течению рек и проток мануфактуры, фабрики и заводы, вредные чистоте воздуха и воды». В Уложении о наказаниях в 1845 г. появилась специальная глава «О нарушении правил охраны чистоты воздуха и безвредности воды», в которой говорилось: «Если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику, мануфактуру или завод в городе, или хотя вне города, но выше оного по течению реки, или протоки то сии заведения уничтожаются за счет виновного, и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев, или денежному взысканию не свыше трехсот рублей» (в редакции 1885 г.)
Вопрос о необходимости специального водного закона, в котором были бы четко определены права и обязанности водопо-требителей, был поднят на I Всероссийском гидрологическом съезде в 1924 г. в докладе Н.С. Фролова «О водно-мелиоративном законе».
Хотя в последующем и был издан ряд законодательных актов, которыми, например, были установлены водоохранные зоны по берегам рек и озер (постановление ЦИК и СНК СССР от 2.VII.1936 г.), меры санитарной охраны водоисточников (постановление ЦИК и СНК СССР от 17.V.1937 г.).
Прогрессивно увеличивающаяся по мере развития экономики и культуры потребность в воде угроза загрязнения и истощения
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 1(217)
водных ресурсов потребовали наведения более строгого порядка в деле использования и охраны водных богатств нашей страны, устранения возникших противоречий между водопотребителями - промышленностью, сельским, рыбным, коммунальным и другими отраслями народного хозяйства. После всестороннего обсуждения этого вопроса в печати на II сессии Верховного Совета СССР 10.XII.1970 г. такой закон был принят.
Разработанный с учетом общесоюзных интересов и интересов отдельных республик, он известен под названием «Основы водного законодательства СССР и Союзных республик».
Этот важный законодательный акт, вступивший в силу 1 сентября 1971 г., определял порядок рационального использования вод в нашей стране для нужд населения и хозяйства, меры по охране вод от истощения и загрязнения.
Законом определены все важнейшие аспекты водных отношений, права, обязанности и ответственность предприятий, организаций и граждан. Закон исходит из представления о единстве и взаимосвязи всех видов природных вод, что нашло отражение в установленном в нем принципиально новом понятии единого государственного фонда. [3, с. 88]
В 1994 г. президент России подписал указ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», который направлен на обеспечение права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Указ организует конструктивное взаимодействие органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по комплексному решению проблем развития экономики и обеспечения экологической безопасности.
Однако проблема охраны вод имеет наднациональный характер, и ее эффективное решение возможно только в результате международного сотрудничества.
В настоящее время мировое сообщество принимает решительные меры по охране окружающей среды.
Действует программа ООН по окружающей среде, глобальный подход к охране окружающей среды формируется на конференциях ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 1972 г., Рио-де- Жанейро, 1992 г.).
Принятый Государственной Думой 12 апреля 2006 г. Водный кодекс РФ определяет границы водного фонда РФ, т.е. совокупность всех водных объемов [1] :
- реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы;
- ледники и снежники;
- гидрологические бассейны, месторождения подземных вод;
- внутренние морские пути и территориальное море РФ.
Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.
Водохозяйственная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов регулируется водным законодательством РФ.
Водное законодательство РФ состоит из Водного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним водных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Целью водного законодательства РФ является:
- регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов для обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;
- поддержание оптимальных условий водопользования;
- поддержание качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;
- защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
- предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
Цели водного законодательства реализуются на основе принципа устойчивого развития, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды. [5, с. 85]
Принцип устойчивого развития получил признание и поддержку в документах ООН. Это значит, что экономическое развитие не должно осуществляться ценой деградации природных ресурсов и ухудшения качеств окружающей среды.
Проекты преобразования ландшафтов не должны предполагать побочные отрицательные результаты, инженерные проекты не должны приниматься, если они имеют узкоотраслевую направленность или ущемляют интересы пограничных регионов. [4, с. 1545]
Примером взаимодействия интересов представляет река Ангара, исток которой начинается в Иркутской области. Протекая по региону Иркутской области, принимая сточные воды городов Иркутска, Усть - Илимска и Братска, воды Ангары вступают на территорию Красноярска.
На территории Красноярского края река Ангара практически не подвергается такому мощному антропогенному воздействию, как в границах Иркутской области. Однако все последствия загрязнения и очистки вод Ангары решает пока территория Красноярского края.
Человеческая жизнедеятельность на протяжении всей истории неизбежно влечет за собой воздействие различного характера на окружающую среду. [9, с. 93-98]
Подавляющая доля негативного воздействия на окружающую среду является побочным результатом осуществления производственной деятельности, чем обуславливается острая необходимость во всеобъемлющем правовом регулировании отношений, возникающих в сфере водопользования и неразрывно связанной с ним охраны окружающей среды. [8, с. 493]
Основным инструментом регулирования порядка установления и осуществления водопользования является договор водопользования.
Как отмечает В. В. Абрамов: «На основе договорного регулирования водных отношений осуществляется отраслевая конкретизация прав и обязанностей водопользователей, что предполагает разрешение вопроса об отраслевой принадлежности договора водопользования...».
На наш взгляд, здесь необходимо отметить, что, несмотря на проведение законодателем прямой параллели договора водопользования с договором аренды, из чего, казалось бы, вытекает определение данных отношений как гражданско - правовых, по мнению автора, нельзя не отметить возможность рассмотрения данных отношений с точки зрения принадлежности к экологическому праву, в первую очередь, ввиду того, что Водный кодекс Российской Федерации, в рамках которого в ст. 12-20 изложены положения о договоре водопользования, порядке его заключения, его содержании и сторонах, является источником экологического права.
Кроме того, экологическое право является комплексной отраслью права, основной целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих по поводу природных ресурсов и окружающей среды, помимо прочего, для обеспечения экологической безопасности и укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды, что отражает основную цель регулирования отношений водопользования в рамках договора водопользования. [6, с. 252]
Как было отмечено ранее, ст. 2 ВК РФ содержит требование о применении к договору водопользования положений договора аренды, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным кодексом.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих содержание договора аренды, порядок его заключения, исполнения, изменения и расторжения в отношении договора водопользования крайне ограничено, а наличие отдельной нормы, предусматривающей применение положений об аренде к договору водопользования нецелесообразно. [7, с. 61] На наш взгляд, исключение ч. 2 ст. 12 ВК РФ и аккумулирование всех положений о договоре водопользования в одном источнике путем дополнения указанного кодекса нормами, дублирующими ГК РФ в части регулирования договора аренды, значительно упростит правоприменение и повысит эффективность взаимодействия сторон договора водопользования, т. е. в настоящий момент необходимо заниматься внедрением новых природоресурсных институтов, которые распространены в зарубежных странах, но не имеют места в нашей стране. [2]
Библиогра фия:
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета, № 121, 08.06.2006.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3. Абрамов В.В. Особенности правового регулирования договора водопользования / В.В. Абрамов // Теория и практика общественного развития. 2018. №7(125). 121с.
4. Глушко О.А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. 2564 с.
5. Глушко О.А. К вопросу о тенденциях развития современного природоресурсного законодательства / О.А. Глушко, К.Ю. Пахомова // Вестник Евразийской академии административных наук. 2020. № 2(51). 102 с.
6. Сиваков Д.О. Водное право: динамика, проблемы, перспективы: монография. 2-е изд. М. 2016. 540 с.
7. Кайгородов В.А. Договор водопользования: проблемы теории и правоприменительной практики // Вестник магистратуры. 2016. № 1 -4 (52). 92 с.
8. Степаненко Р.Ф. Понятие, основные виды и направления правовой политики в сфере правового регулирования процессов маргинализации // Право и политика. 2014. № 4. 610 с.
9. Колиева А.Э. Проблемы возмещения государством вреда, причиненного при отправлении правосудия // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2009. № 1. С. 93-98.
References:
1. The Water Code of the Russian Federation of 03.06.2006 No. 74-FZ (last edition) // Rossiyskaya Gazeta, No. 121, 08.06.2006.
2. The Civil Code of the Russian Federation (Part two) of 26.01.1996 No.14-FZ (last edition) // The Assembly of the Legislation of the Russian Federation, 29.01.1996, No. 5, art. 410.
3. Abramov V.V. Features of the legal regulation of the water use contract / V. V. Abramov // Theory and practice of social development. 2018. No. 7(125). 121 p.
4. Glushko O.A. Administrative and legal regime of environmental safety: concept and content // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. No. 101. 2564 p.
5. Glushko O.A. On the issue of trends in the development of modern natural resource legislation / O.A. Glushko, K.Y. Pa-khomova // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2020. No. 2(51). 102 p.
6. Sivakov D.O. Water law: dynamics, problems, prospects: monograph. 2nd ed. M. 2016. 540 p.
7. Kaigorodov V.A. Water use agreement: problems of theory and law enforcement practice // Bulletin of the Magistracy. 2016. No. 1 -4 (52). 92 p
8. Stepanenko R.F. The concept, main types and directions of legal policy in the field of legal regulation of the processes of marginalization // Law and Politics. 2014. No. 4. 610 p.
9. Kolieva A.E. Problems of compensation by the state for harm caused in the administration of justice // Bulletin of the K. L. Khetagurov North Ossetian State University. 2009. No. 1. pp. 93-98.