Научная статья на тему 'Особенности договора строительного подряда и проблемы правогого регулирования взаимодействия участников процесса строительства'

Особенности договора строительного подряда и проблемы правогого регулирования взаимодействия участников процесса строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1166
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности договора строительного подряда и проблемы правогого регулирования взаимодействия участников процесса строительства»

9 (81) - 2005

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬСТВА

H.A. АДАМОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Государственного университета управления

За последние годы имел место заметный рост объемов выполненных строительных заказов. Такая тенденция продолжает наблюдаться и в настоящее время.

Юридически корректные договорные отношения с остальными участниками процесса капитального строительства в значительной степени предопределяют экономическую и финансовую стабильность подрядных строительных организаций. Иными словами, правильно составленный договор строительного подряда является первой ступенью предпринимательского успеха подрядных организаций.

Преобразования политической и экономической систем страны за последние десятилетия вызвали необходимость изменения нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в ходе реализации договора строительного подряда. К сожалению, в настоящее время существует немало проблем, связанных с регулированием взаимодействия участников капитального строительства. Для их решения договор строительного подряда необходимо рассматривать как особый вид гражданско-правовых отношений.

Как показывает практика, наибольшей эффективности применения договора строительного подряда можно достичь:

путем изучения специфики и особенностей правовой основы договора строительного подряда; • в результате анализа правовой природы и его функциональной направленности; на основе выявления всех возможностей его практического применения. Еще на стадии заключения следует учесть, что по объему охватываемых вопросов договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров. Это вызвано, в первую очередь, широтой охватываемых им вопросов, таких как: поста вка материалов;

установка технологического оборудования; условия и график сдачи и оплаты различных этапов работ;

устранение недостатков, обнаруженных после сдачи объекта, и т. д.

Обязательным приложением договора строительного подряда является утвержденная проектно-сметная документация. Следовательно, действующее законодательство не допускает даже по воли всех участников процесса капитального строительства осуществления строительных работ без проекгно-сметной документации. Проектно-сметная документация служит для определения количества различных ресурсов, необходимых для осуществления работ; предусмотренных договором строительного подряда. Выявленные таким образом данные могут служить основанием для определения стоимостных показателей при формировании договорной цены на строительные работы.

Субъектный состав договора строительного подряда зависит оттого, какие именно отношения имеют место в конкретном случае. Возможными вариантами могут быть:

а) в качестве заказчика фигурирует государство в лице его министерств или других органов;

б) заказчиком объекта строительства является другой хозяйствующий субъект;

в) строительные работы осуществляются для удовлетворения личных потребностей заказчика как физического лица.

Конкретные отношения по реализации отношений между участниками процесса капитального строительства регламентируются соопгветствующими юридическими нормами. Например, отношения, возникающие когда государство является заказчиком объекта строительства, регламентируются § 5 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где определе-

на специфика подобных отношений. В частности, там отмечено следующее: подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъект РФ и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. При этом следует заметить, что в соответствии с нормами ГК РФ муниципальные образования, а также государственные предприятия не наделены правом заключения контрактов со статусом государственного. Между тем бухгалтерский и налоговый учет затрат, связанных с осуществлением строительных работ, финансируемых за счет бюджетов разных уровней или внебюджетных фондов, имеет свои особенности. Это замечание касается, в частности, вопроса применения отраслевых рекомендаций и указаний по определению себестоимости строительных работ.

Согласно п. 3 ст. 740 ГК РФ в тех случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору, соответственно, применяются нормы договора бытового подряда.

Гражданский кодекс РФ не дает исчерпывающий перечень субъектов договора строительного подряда. В частности, это касается инвесторов, финансирующих процесс капитального строительства. Определение, роль и место инвестора в процессе капитального строительства изложены в Федеральном законе N9 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В настоящее время имеет место неоднозначное толкование ГК РФ и Федеральным законом № 39-Ф3 некоторых понятий, используемых в ходе осуществления капитального строительства. Это, в частности, касается субъектного состава договора строительного подряда, понятийного аппарата и терминологии. Данные противоречия нередко затрудняют практическое применение отдельных типов договоров строительного подряда.

Представляется, что субъектами инвестиционной деятельности при применении договора строительного подряда необходимо его положения формировать в соответствии с требованиями Федерального закона N9 39-Ф3.

Кроме того, существуют противоречия в понятийном аппарате нормативных документов Госстроя России и Росстата. Данное замечание, в частности, касается таких понятий, как «здания», «сооружения», «стройка», «строительные работы».

Существующее положение, когда отсутствует четкая и однозначная трактовка понятий в различных действующих нормативно-правовых документах, нередко вызывает значительные трудности, связанные с юридическим толкованием и регулированием взаимо-

отношений участников капитального строительства.

При осуществлении сложных строительных работ субъектом договора строительного подряда может являться инженер или специализированная организация. Его место и роль регламентируются ст. 749 ГК РФ, где отмечено, что заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно, без согласия подрядчика, договор об оказании заказчику инженерных услуг с соответствующим инженером или инженерной организацией. Следовательно, в подобном случае в договоре строительного подряда должны быть определены функции инженера (инженерной организации), связанные с осуществлением им своих обязательств. Полномочия данного субъекта договора строительного подряда сводятся к осуществлению инженерного надзора и контроля за ходом строительных работ. Его указания и требования исходят от имени заказчика и обязательны для подрядной строительной организации. Смысл привлечения инженера (инженерной организации) заключается в том, что заказчик не обладает специальными знаниями, но желает получить объект надлежащего качества. Когда привлекается инженер (инженерная организация) заказчик идет на дополнительные затраты, связанные с оказанием инженерных услуг. В то же время в соответствии с п. 4 ст. 749 ГК РФ подрядчик, который ненадлежащим образом выполнил работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 748 если заказчиком обнаружены недостатки, но он не сделал такого заявления подрядчику, то он теряет в дальнейшем право ссылаться на обнаруженные им недостатки.

К особенностям договора строительного подряда можно отнести наличие в нем положений об условиях сдачи и приемки выполненных строительных работ или объекта строительства, если речь идет о строительстве "под ключ". Это требование договора осуществляется только в письменной форме, путем подписания сторонами договора строительного подряда актов установленных форм. Кроме того, юридически значимыми для сторон являются сроки начала и окончания строительства. В частности, с точки зрения организации бухгалтерского и налогового учета эти факторы имеют важнейшее значение.

Важным аспектом правового регулирования взаимоотношений субъектов договора строительного подряда, обусловленным технической сложностью предмета договора и тем, что возможные дефекты могут быть скрыты при производстве работ и их обнаружение при приемке может быть затруднено, является предельный срок обнаружения недостатков, т. е. гарантия качества исполнения строительных работ. В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок об-

наружения недостатков, допущенных подрядными организациями в ходе осуществления строительных работ, составляет пять лет.

Особенности, свойственные договору строительного подряда, обусловливают его функциональную направленность. В качестве основных функций договора строительного подряда можно выделить:

1) фондосоздающую;

2) инвестиционную;

3) социальную;

4) стабилизирующую.

Строительство удовлетворяет потребности хозяйствующих субъектов в строительстве или обновлении их основных фондов. Этим объясняется резкое увеличение спроса на строительную продукцию в периоды роста экономики отдельно взятой страны.

В соответствии с законодательством РФ инвестиционную деятельность в рамках договора строительного подряда могут осуществлять как физические лица, так и хозяйствующие субъекты, в том числе иностранные. Это позволяет развивать экономику строительной отрасли на основе негосударственных инвестиций, а также предоставляет заказчику выбор в подборе инвесторов в вопросах, связанных с реализацией строительных программ.

Социальная функция договора строительного подряда заключается в увеличении рабочих мест, связанных с выполнением строительных заказов, что позволяет снизить уровень безработицы. Общее число строительных организаций в России на 1 января 2003 г. превысило 145 ООО, в них занято более 3 500 000 работников. Кроме того, жилищное строительство по договорам строительного подряда в значительной мере способствует решению жилищного вопроса граждан страны.

Стабилизирующая функция договора строительного подряда обусловлена тем, что объекты законченного строительства служат длительное время, не требуя при этом значительных средств для поддержания их в состоянии, пригодном к использованию. Между тем в изготовлении строительной продукции косвенно или непосредственно принимают участие более 70 отраслей экономики страны, которые обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, средствами транспорта, топливом, энергетическими ресурсами и т. д. Таким образом, строительство "поглощает" около 50 % продукции промышленности стройматериалов, более 20 % металлопроката, 40 % пиломатериалов, более 10 % продукции машиностроения и т. д.

Нормативно-правовая основа договора строительного подряда включает в себя: федеральные законы, регулирующие данную деятельность; ГОСТы; подзаконные правовые акты; отраслевые указания, рекомендации, положения, приказы, инструкции; СНиПы и др. При этом основным документом, регу-

лирующим договор строительного подряда на федеральном уровне, является ГК РФ.

Как уже отмечалось, договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров с точки зрения широты охвата различных вопросов, возникающих при строительстве. В части регулирования договора строительного подряда ГК РФ содержит как обязательные, так и необязательные нормы, т. е. нормы, используемые применительно к конкретным ситуациям, с помощью которых учитываются специфика и все особенности, предъявляемые заказчиком к конкретному объекту капитального строительства. Содержание отдельного договора строительного подряда может зависеть от масштаба стройки, желаний сторон, состава субъектов договора и их юридической подготовки и т. д. Из этого можно сделать вывод о том, что нет формы договора строительного подряда «на все случаи» и практически всегда существует необходимость формирования структуры договора исходя из конкретных обстоятельств.

При любом сочетании субъектов процесса капитального строительства заказчик является основным. Данное утверждение основано на том, что именно он:

инициирует строительство; • определяет условия работы подрядных организаций;

отвечает за разработку проектно-сметной документации;

предоставляет для строительства земельный участок;

является потребителем законченного объекта строительства.

Кроме того, в лице заказчика выражается инвестиционная функция договора строительного подряда. В соответствии с выбранной им целью заказчик ставит задачи перед подрядной строительной организацией.

Деятельность подрядных строительных организаций можно подразделить на два вида: генподряд-ную и субподрядную. При этом следует иметь в виду, что генподрядная организация может и не проводить никакие строительные работы, а содержание ее функций может сводиться к: посредничеству, сбору и анализу экономической, управленческой или другой информации, связанной со строительством, организации, обеспечению ведения строительных работ и руководству процессом строительных работ.

Работодателем для субподрядной организации является генподрядная организация. Субподрядные организации являются непосредственными исполнителями строительных работ. Они, как правило, имеют узкую специализацию по видам строительных работ. Иными словами, генподрядчик поручает субподрядчику выполнение определенных видов строительных работ.

Практическая реализация договора строительного подряда по схеме «заказчик - генподрядчик — субподрядчик» может иметь различное юридическое построение в зависимости от конкретных условий, задач и це-

9 (81) - 2005

лей, стоящих перед участниками капитального строительства. Кроме того, разграничение взаимоотношений между участниками процесса капитального строительства, степень детализации обязательств и требований к их выполнению могут быть определены самими сторонами договора или основаны только на существующих нормативно-правовых актах общего назначения. Таким образом, если договором строительного подряда иное не предусмотрено, то отношения регулируются на основе действующего законодательства в области осуществления инвестиционной деятельности, связанной с капитальным строительством.

Следует учесть, что фигурировать в качестве генподрядчика или субподрядчика может только хозяйствующий субъект, обладающий специальной лицензией. Кроме того, для выполнения некоторых видов строительных работ требуется оформить дополнительную лицензию. Другими словами, организации, не имеющие соответствующих лицензий, не имеют право осуществлять строительство.

Как показывает практика, важнейшее правовое значение имеют условия, закрепленные договором строительного подряда, касающиеся сдачи и приемки строительных работ. Это вытекает из того, что с моментом сдачи и приемки строительных работ и подписания соответствующих актов происходит переход прав собственности на объект или его часть от подрядчика к заказчику. Момент перехода прав собственности на объект строительства влияет, в частности:

а) на определение ответственности за сохранность объекта или его части;

б) на выявление налогооблагаемой базы;

в) на момент истечения гарантийного срока

качества;

г) на срок исковой давности

д) на возникновение кредиторской задолженности заказчика.

Правовое регулирование приемки и сдачи строительных работ регламентируется ст. 753 ГК РФ, где, в частности, отмечено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Если иное не предусмотрено договором, то работы по сдаче выполненных строительных работ осуществляются за счет заказчика объекта строительства. Кроме того, заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Существенным элементом договора строительного подряда является порядок оплаты строительных работ, а также условия проведения взаимных расчетов, осуществляемые сторонами договора. Оплата работ по договору строительного подряда осуществляется на основе пра-

_ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

нвннннн^^нннаннн

вовых норм ст. 746 и 711 ГК РФ. В ст. 746 отмечено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Из этого следует, что субъекты договора строительного подряда могут применять те сроки, варианты, формы и порядок оплаты строительных работ, относительно которых они достигли согласия. Кроме того, согласно ст. 711, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненных строительных работ или отдельных их этапов, то заказчик обязан уплатить подрядчику договорную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо, с согласия заказчика, досрочно. То есть из текста ст. 711 ГК РФ невозможно определить, когда именно заказчик должен оплатить выполненные работы подрядчику. Формулировка «после окончательной сдачи результатов работ...» не определяет конкретный срок. Из этого следует вывод о том, что лучше вопросы, связанные с условиями и сроками оплаты, проработать на стадии заключения договора строительного подряда. Кроме того, важно указать в договоре форму оплаты строительных работ, так как ГК РФ не устанавливает, каким именно образом должен заказчик погасить свою задолженность перед подрядной организацией. Другими словами, субъектами строительного подряда могут быть предусмотрены любая форма и порядок оплаты стоимости строительных работ, не запрещенные законодательством РФ.

Если договором строительного подряда прямо не запрещено выполнение отдельных работ или всего объема работ третьей стороной, то законодательство допускает выполнение своих обязательств субъектами договора таким образом. Другими словами, генпод-рядная организация может привлекать подрядные, а подрядная - субподрядную, субподрядная - субсубподрядную. По такому же принципу могут образоваться довольно сложные хозяйственные отношения участников процесса капитального строительства. В связи с этим систему договорных отношений, связанных с осуществлением капитального строительства, необходимо рассматривать как сложную комбинацию договоров строительного подряда между рядом хозяйствующих субъектов.

Таким образом, особенности договора строительного подряда и юридическая незавершенность нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в ходе осуществления строительных работ, требуют значительных усилий, направленных на регламентацию взаимодействия участников процесса капитального строительства. Кроме того, особую актуальность при этом приобретают вопросы, связанные с организацией налогового, финансового, а также управленческого учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.