Научная статья на тему 'Особенности договора коммерческой концессии на современном этапе'

Особенности договора коммерческой концессии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1677
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
договор коммерческой концессии / франчайзинг / франчайзер / франчайзи / франшиза / commercial concession agreement / franchising / franchisor / franchisee / franchise

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуанет Набигулаевна Юсупова

В статье рассматриваются актуальные проблемы исполнения договора коммерческой концессии в контексте прав и обязанности сторон договора. Исследованы изменения, внесенные в ГК РФ, способствующие развитию коммерческой концессии, носящие прогрессивный характер для развития франчайзинга в России. Итогом стал анализ проблем развития и определение ключевых направлений развития коммерческой концессии в России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the contract of commercial concession at the present stage

In the presented article actual problems of execution of the contract of commercial concession are considered, in the context of rights and obligations of the parties to the contract. The changes introduced in the Civil Code of the Russian Federation, promoting the development of commercial concession, are investigated. They are progressive in nature for the development of franchising in Russia. The result was an analysis of the problems of development and the definition of key areas for the development of commercial concessions in Russia at the present stage

Текст научной работы на тему «Особенности договора коммерческой концессии на современном этапе»

УДК 347.44 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10104

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Шуанет Набигулаевна ЮСУПОВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: Shuanet16@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы исполнения договора коммерческой концессии в контексте прав и обязанности сторон договора. Исследованы изменения, внесенные в ГК РФ, способствующие развитию коммерческой концессии, носящие прогрессивный характер для развития франчайзинга в России. Итогом стал анализ проблем развития и определение ключевых направлений развития коммерческой концессии в России на современном этапе.

Ключевые слова: договор коммерческой концессии, франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза.

Annotation. In the presented article actual problems of execution of the contract of commercial concession are considered, in the context of rights and obligations of the parties to the contract. The changes introduced in the Civil Code of the Russian Federation, promoting the development of commercial concession, are investigated. They are progressive in nature for the development of franchising in Russia. The result was an analysis of the problems of development and the definition of key areas for the development of commercial concessions in Russia at the present stage.

Keywords: commercial concession agreement, franchising, franchisor, franchisee, franchise.

Исследования особенностей исполнения договора коммерческой концессии приобрели большую актуальность, что обусловлено распространением франчайзинга в России. Практика предоставления пользователю принадлежащих правообладателю исключительных прав на товарный знак, знак обслуживания и иных исключительных прав, в том числе на коммерческое обозначение, секреты производства, приобрела большую популярность.

Одной из существенных проблем, характерных для франчайзинга, является проблема правового регулирования отношений, связанных с ответственностью пользователя; именно данные проблемы в этой сфере гражданского оборота выходят на передний план1.

В настоящее время все, что связанно с коммерческой концессией, регулируется главой 54 Гражданского кодекса РФ.

Но при этом все еще сохраняются положения, которые вызывают множество противоречий и неудобств для участников гражданского оборота. Так, в п. 4 ст. 1029 ГК РФ закреплено положение о субсидиарной ответственности пользователя за вред, причиненный правообладателю, связанный с действиями вторичных пользователей.

Иными словами, франчайзер в подобной ситуации должен стать контролером всей франшизной сети и тем самым обеспечить себе защиту от серьезных претензий через суд. В результате дискредитируется сама сущность франчайзинга: в режиме жесткого контроля со стороны франчайзера всей франшизной системы она превращается в корпоративную. А ведь франчайзинг тем и хорош, что позволяет уйти от корпоративной системы ведения и развития бизнеса.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

Итак, на франчайзера возложена субсидиарная ответственность в случае выявления несоответствия качества товаров (работ, услуг), что прямо предусмотрено ст. 1034 ГК РФ.

Какой же смысл мы вкладываем в термин «субсидиарная ответственность» применительно к ст. 1034 ГК РФ?

Согласно ст. 399 ГК РФ под субсидиарной ответственностью франчайзера следует понимать необходимость оплаты, если пользователь не может внести долг, и кредитор (клиент) получает право взыскания суммы неполученного долга с франчайзера.

В статье 399 ГК РФ указано следующее: прежде чем предъявлять требования к франчайзеру, кредитор (клиент) обязан предъявить требование о выплате самому должнику (потребителю).

Из вышесказанного следует что наступление субсидиарной ответственности для франчайзера можно сформулировать как дополнительную ответственность, наступающую за результат противоправных действий потребителя, при этом у кредитора право на предъявление требований к франчайзеру как субсидиарному должнику может появиться лишь после отказа в удовлетворении требований основным должником2.

В контексте практического франчайзинга в качестве примера, позволяющего лучше уяснить подобного рода ситуации, можно привести следующие действия.

Франчайзи развивает услуги в сфере организации развлекательных мероприятий в форме модных среди молодежи приключенческих кве-стов, и для реалистичности использует пиротехнику и видеоэффекты.

В результате нарушения требований техники безопасности при работе с пиротехническими изделиями сотрудником франчайзи причинен вред здоровью группе участников квеста.

Потерпевшие обратились к франчайзи с требованием о возмещении ущерба; получив неполное возмещение или отказ по причине отсутствия средств или иной причине, они вправе обратиться как напрямую к франчайзеру, так и с иском в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба как частично, так и в полном объеме.

В связи с нормой закона ограничить наступление субсидиарной ответственности каким-либо рамочным соглашением или пунктом договора нельзя, франчайзер обязан возместить причиненный ущерб как во внесудебном поряд-

ке в качестве мирового соглашения, так и в судебном.

Положения ст. 1034 ГК РФ гарантируют клиентам франчайзи удовлетворение их законных требований за счет франчайзера в случае несостоятельности франчайзи.

Важно учитывать положения ст. 1034 ГК РФ при подборе партнеров и создании франчайзин-говой сети; ошибки в подборе партнеров могут стоить франчайзеру сотни тысяч, а порой и миллионов рублей убытков.

В качестве меры профилактики подобных ситуаций рекомендуется предусмотреть в договоре создание целевого фонда реагирования на подобные внештатные ситуации, при этом в единую систему вовлекаются все участники формируемой сети.

Субсидиарная ответственность в таком случае перестает быть обузой для франчайзера, а сама схема решения финансовых проблем способствует снижению финансовых потерь от претензий клиентов к качеству предоставляемых франчайзи товаров и услуг; финансовая устойчивость предлагаемой бизнес-модели при этом существенно возрастает.

Выше мы осветили проблемы, возникающие у франчайзера, связанные с недобросовестностью франчайзи, однако на практике встречаются и такие ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам франчайзером прекращается действие франшизы.

Последствиями таких действий очень часто становится разорение франчайзи. Поэтому при составлении договора коммерческой концессии важно предусмотреть линию защиты интересов франчайзи при ликвидации франшизы по инициативе франчайзера и выплат с его стороны издержек и убытков франчайзи в оговоренных договором пределах.

Субсидиарная ответственность, как и ликвидация франшизы по инициативе франчайзера, являются одними из существенных проблем, мешающих продвижению и популяризации в России договора коммерческой концессии.

Предложенные нами меры совершенствования договора помогут предпринимателям снизить риски, связанные с франчайзингом.

Проблемы франчайзинга не единичны, поэтому для их решения необходим комплексный подход.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

1 Дюкарева A.A. Договор коммерческой концессии: исторический анализ развития российского законодательства, пробелы законодательства // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. С. 88.

2 Потапов A.A. Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления. 2017. С. 347.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Боброва В.В, Бобров Ф.А. Развитие государственно-частного партнерства в России в форме концессии // Наука вчера, сегодня завтра: Мат-лы науч.-практ. конф. Воронеж: Воронежский гос. аграрный ун-т им. Императора Петра I, 2016. С. 360-362.

3. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: Монография. М.: Юстицинформ, 2017. 208 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Мнацаканян М.О. Постмодернизм. Происхождение, природа и место в современной социологии. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 335 с.

ISBN 978-5-238-02722-7

Впервые как в западной, так и российской специальной научной литературе в монографии исследованы и раскрыты проблемы происхождения, природы и проявлений социологического постмодернизма. Особое внимание уделено демонстрации глубинных оснований и побудительных мотивов его рождения и трансформаций, раскрытию их внутренней органической связи с процессами глобализации. Важное место в работе занимает критический анализ постмодернистских смыслов и способов интерпретации как глобальных общих процессов и явлений, так и конкретных социальных проблем (классов, наций, государства, культуры и т.д.).

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, прежде всего гуманитарных, для научных работников-обществоведов, для всех, кто интересуется проблемами глобализации, модернизации, их научной интерпретации. Представляет интерес для политиков, публицистов, дипломатов, широкого круга любителей мировой политики и международной жизни.

М.О. Мнацаканян

ПОСТМОДЕРНИЗМ

происхождение природа

МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.