Научная статья на тему 'Особенности дивидендных выплат в российских компаниях'

Особенности дивидендных выплат в российских компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВИДЕНДЫ / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕНДЕНЦИИ ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кери И. Т., Громова Е. И., Синельщикова Н. В.

В статье дана характеристика дивидендной политики, определены особенности российской практики выплаты дивидендов, рассмотрено влияние дивидендной политики на инвестиционную привлекательность компании, проведен анализ выплаты дивидендов в российских компаниях реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности дивидендных выплат в российских компаниях»

Список литературы:

1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1989.

3. Терелянский П.В., Андрейчиков А.В. Информационные технологии прогнозирования и принятия технических решений на основе нечетких и иерархических моделей: монография / ВолгГТУ - Волгоград, 2007.

ОСОБЕННОСТИ ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

© Кери И.Т.*, Громова Е.И.Ф, Синельщикова Н.В.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье дана характеристика дивидендной политики, определены особенности российской практики выплаты дивидендов, рассмотрено влияние дивидендной политики на инвестиционную привлекательность компании, проведен анализ выплаты дивидендов в российских компаниях реального сектора экономики.

Ключевые слова: дивиденды, дивидендная политика, тенденции дивидендных выплат, инвестиционная привлекательность, инвесторы.

Дивидендная политика компании призвана создать баланс между благоприятным инвестиционным имиджем и покрытием текущих инвестиционных потребностей компании. Основная цель дивидендной политики состоит в определении оптимального соотношения между реинвестируемой и выплачиваемой в виде дивидендов частями чистой прибыли компании [1]. В практике управления финансами выработаны определенные принципы осуществления этой цели: приоритетность учета интересов и менталитета собственников компании, стабильность политики распределения прибыли и ее предсказуемость [2].

Теоретически размер дивидендов, которые выплачивает акционерам компания, должен быть одним из ключевых факторов выбора направления вложения средств для потенциального инвестора [3]. Однако российская практика выплаты дивидендов имеет существенные особенности: размер дивидендов по большинству акций незначителен по сравнению с их рыночной стоимостью, размер дивидендов практически не зависит от финансовых показате-

* Доцент кафедры «Финансовый менеджмент»,

* Доцент кафедры «Финансовый менеджмент», " Доцент кафедры «Финансовый менеджмент»,

кандидат экономических наук. кандидат экономических наук. кандидат технических наук.

лей деятельности компаний. Такая ситуация объясняется следующими причинами.

Во-первых, большинство российских компаний, привлекающих инвестиционные ресурсы из различных сегментов финансового рынка, имеют ярко выраженную долговую структуру капитала и не используют для масштабного финансирования эмиссию акций по открытой подписке. Как следствие дивидендная политика компании не оказывает определяющего влияния на привлечение инвестиций [4].

Во-вторых, действующие в России стандарты бухгалтерского учета пока не обеспечивают необходимую степень прозрачности. Как показывает анализ финансовой отчетности, результаты по международным стандартам часто значительно отличаются от российской оценки финансового состояния компании. К тому же отчетность по международным стандартам пока составляют немногие российские компании. Поэтому и сравнение российских компаний с зарубежными возможно лишь по некоторым параметрам (капитализации, размеру дивидендов). Даже те компании, которые предоставляют инвесторам возможность ознакомиться с отчетностью по международным стандартам, делают это с осторожностью и избирательностью.

В третьих, российские компании не воспринимают миноритарных акционеров, купивших акции компаний на вторичном рынке, как инвесторов. Однако с точки зрения долгосрочного формирования финансовой структуры капитала таких акционеров следует рассматривать как потенциальных покупателей новых выпусков акций или облигаций.

И наконец, в четвертых, отсутствие у многих компаний эффективного собственника. Это в особенности касается компаний, имеющих в составе акционеров государство. Таких обществ у государства не одна тысяча, и найти для каждого из них эффективного менеджера достаточно сложно.

Таким образом, в современнных условиях привлекательность большинства российских акций заключается лишь в возможности получения дохода за счет курсовой разницы. Это вызывает интерес у инвесторов, использующих свои средства для краткосрочных вложений и получения спекулятивной прибыли, или акционеров, стремящихся получить крупный пакет акций с целью установления контроля над компанией. Результатом такой ситуации оказывается отсечение значительного слоя инвесторов от процесса финансирования реального сектора экономики, неэффективность финансовой структуры капитала российских компаний. Ситуация может измениться лишь, когда, приобретая акции, инвестор будет знать, на какую дивидендную политику он может рассчитывать в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

В последние годы наметился рост дивидендных выплат. Компании все более осознают роль дивидендов как сигнала инвесторам относительно общего состояния бизнеса и ожиданий дальнейшего развития. Крупные отечест-

венные компании начинают понимать важность цивилизованных отношений с акционерами для привлечения инвестиций. Это обеспечивает, например, выход отечественных компаний на международный рынок заимствований [5].

Российские компании в первые годы публичности не имели четкой дивидендной политики и за редким исключением поощряли акционеров дивидендными выплатами. Длительное время дивидендная политика российских компаний не давала инвесторам определенные сигналы. Часто высокий размер дивидендов был связан с легализацией доходов собственниками. Это в первую очередь касалось компаний с высокой долей участия ограниченного круга лиц. Классическими примерами являлись компании металлургии, традиционно отличавшиеся высокими долями чистой прибыли, направляемой на дивиденды.

Данные компаний, Bloomberg, оценки БКС по 50 крупнейшим публичным российским компаниям - отраслевым лидерам (табл. 1-3) показали, что ситуация начала меняться в предкризисный период (2006-2007 гг.), когда благодаря благоприятной внешней конъюнктуре денежные потоки крупнейших российских компаний стали значительно превышать их инвестиционные потребности, и как следствие, объем средств, направляемых на выплату дивидендов акционерам значительно увеличился. В кризисный период 20082009 гг. ситуация ухудшилась, и дивидендные выплаты сократились. Однако по сравнению со снижением капитализации российских компаний за период данное сокращение нельзя назвать слишком существенным, а по результатам 2010 года произошло возобновление роста дивидендов (табл. 1).

Таблица 1

Дивидендные выплаты российских компаний в 2006-2011 гг. млн. долл.

Сектора экономики 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Изм., % г-н-г

Нефть и газ 11828 10183 7306 11879 17059 22769 33 %

Металлургия 4431 4665 1870 1520 2325 2702 16 %

Электроэнергетика 110 112 56 66 270 248 -8 %

Банки 476 870 435 312 992 2026 104 %

Телекоммуникации 1090 1790 1669 1322 2073 2677 29 %

Недвижимость 2 6 22 33 87 112 28 %

Потребительский сектор - - - - 69 75 8 %

Удобрения 210 515 636 229 1494 1269 -15 %

Итого 18147 18140 11995 15360 24369 31878 31 %

Изменение, % г-н-г - 0 % -34 % 28 % 59 % 31 % -

Традиционно наиболее высокую дивидендную доходность обеспечивают российские компании нефтегазового сектора, низкая дивидендная доходность характерна для акций банковского сектора. В среднем дивидендная доходность по крупнейшим публичным российским компаниям за 20062011 гг. составила 2,83 % (табл. 2).

Таблица 2

Дивидендная доходность российских компаний*, %

Сектора экономики 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2006-2010(среднее)

Нефть и газ 5,65 3,93 8,94 5,76 6,72 7,19 6,20

Металлургия 5,12 2,57 5,43 0,71 1,29 3,02 3,02

Электроэнергетика 0,80 0,99 1,50 1,23 0,95 0,77 1,04

Банки 0,13 0,55 0,77 0,23 0,40 0,93 0,50

Телекоммуникации 2,03 2,50 5,85 3,33 4,77 5,12 3,93

Недвижимость - - 2,02 1,61 1,16 1,82 1,66

Потребительский сектор - - - - 1,15 1,41 1,28

Удобрения 3,69 2,13 3,60 1,83 2,63 7,63 3,59

Среднее арифметическое 2,90 2,11 4,02 2,10 2,38 3,49 2,83

Примечание: * среднее арифметическое по сектору рассчитывается только по обыкновенным акциям.

Доля чистой прибыли, направляемой российскими компаниями на выплату дивидендов в среднем составляет около 21 % (табл. 3).

Таблица 3

Доля дивидендов в чистой прибыли по IFRS/US GAAP

Сектора экономики 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2006-2010 (среднее)

Нефть и газ 23 15 10 21 23 22 19

Металлургия 35 35 26 47 31 26 35

Электроэнергетика 6 36 2 1 5 7 10

Банки 11 15 10 0 12 14 10

Телекоммуникации 48 48 45 51 68 59 52

Недвижимость 3 1 -9 13 70 41 15

Потребительский сектор - - - - 14 14 3

Удобрения 56 65 19 19 93 46 50

Итого 25 20 13 22 24 23 21

Выплаты дивидендов российскими компаниями по отраслям имеют определенные особенности, связанные с диспропорциями в развитии отдельных отраслей и структуре фондового рынка. Основной рост приходится на нефтегазовый сектор, металлургию и телекоммуникации. Неравномерное развитие различных отраслей оказывает влияние как на получаемые компаниями доходы, так и на их распределение.

Как правило, российские нефтегазовые компании обеспечивают инвесторам наиболее высокую дивидендную доходность, что связано с высокими ценами на энергоносители и значительными потребностями в дополнительных инвестициях, привлекаемых в основном из-за рубежа. В качестве примера можно привести компании «ТНК-ВР НоИ^»,«Башнефть» и «ЛУКОЙЛ», которые распределяют значительную часть свободного денежного потока среди акционеров в виде дивидендов. Кроме того, привлекательными в этом аспекте являются «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Нижнекам-скнефтехим», дивидендная доходность акций которых стабильно высока.

Инвестиционный кейс российских компаний металлургического и добывающего сектора («Норильский Никель», «Северсталь», «НЛМК», «Ме-чел») зависит от оценки стоимости компаний, а не от дивидендных доход-ностей, которые практически никогда не превышали 5 %. Тем не менее, доля дивидендов в консолидированной чистой прибыли в секторе традиционно высока - 20-30 %. Низкая дивидендная доходность сектора связана с высокими потребностями в капитале для модернизации мощностей и относительно высокой долговой нагрузкой. Учитывая, что большинство компаний металлургического и добывающего сектора планируют продолжить развитие инвестиционных проектов дивидендная доходность или дивидендные выплаты в среднесрочной перспективе существенно не увеличатся.

Глобально телекоммуникационные компании характеризуются невысокими темпами роста, что отчасти компенсируется высокими дивидендными выплатами. На российском рынке акций именно бумаги операторов связи исторически имеют один из максимальных уровней дивидендной доходности. Консолидационные процессы, произошедшие в отрасли, улучшили корпоративное управление и увеличили денежные потоки основных компаний отрасли (VimpelCom Ltd., МТС), позволив операторам направлять дополнительные денежные средства на выплату дивидендов.

История современных российских компаний электроэнергетики сравнительно короткая, так как все они были организованы в 2006-2008 гг. Из-за особенностей регулирования и / или масштабных инвестиционных программ энергокомпании либо не платят дивиденды, либо выплачивают в небольшом размере («РусГидро», «ФСК», «Интер РАО», энергетические «дочки» Газпрома, «МРСК»). В долгосрочном периоде позитивных изменений с точки зрения дивидендных выплат в российском секторе электроэнергетики не ожидается, в связи с потребностью компаний в финансировании масштабных инвестиционных программ и действующих ограничений на рост тарифов, что сдерживает рентабельность в секторе.

Банковский сектор является не слишком привлекательным для инвесторов с точки зрения дивидендов, поскольку предпочитают реинвестировать полученную прибыль в развитие бизнеса, придерживаясь консервативной дивидендной политики. Дивидендная доходность по акциям основных публично торгуемых банков («Сбербанк», «ВТЪ», «Возрождение», и Банк «Санкт-Петербург») традиционно низка, поскольку на выплату дивидендов направляется лишь небольшая часть прибыли. Даже в случае банков с государственным участием («Сбербанк»,«ВТЪ»), несмотря на двухзначный коэффициент выплат, дивидендная доходность незначительна.

Российские производители удобрений имеют официальную дивидендную политику, которая определяет минимальный показатель коэффициента дивидендных выплат в диапазоне от 30 % до 50 % чистой прибыли («Урал-калий», «Акрон»). При этом, объем дивидендных выплат подвержен резким

колебаниям, поскольку зависит от экспортной выручки компаний. В долгосрочном плане российский сектор производителей удобрений является привлекательным с точки зрения дивидендов. Если компании данной отрасли будут придерживаться заявленных показателей коэффициента дивидендных выплат, дивидендная доходность их акций будет расти.

Специфику дивидендной политики российских компаний определяет и состав собственников, обусловленный особенностями механизма приватизации копаний, в результате чего значительная доля акций принадлежит государству, узкому кругу лиц или менеджменту.

Отдельного внимания заслуживает дивидендная политика компаний с государственным участием. Правительство РФ в 2006 году (распоряжение Правительства от 29.05.2006 г. № 774-р) определило единые требования к формированию дивидендной политики таких компаний. Согласно данным требованиям компании с государственным участием обязаны направлять на дивиденды фиксированную часть чистой прибыли. Конкретный размер дивидендов в зависимости от отраслевой принадлежности устанавливается профильными министерствами, за исключением 15 крупнейших государственных компаний, объем выплат по которым Правительством РФ утверждается в индивидуальном порядке ежегодно. В случае, если государственная компания является холдингом, дивиденды должны выплачиваться из консолидированной чистой прибыли, включающей финансовый результат деятельности ее дочерних компаний. Так, в 2005 году Росимущество рекомендовало госкомпаниям направить на дивидендные выплаты не менее 20 % чистой прибыли, в 2006-2007 гг. - не менее 25 % чистой прибыли, а начиная с 2008 года, в результате негативного влияния мирового финансового кризиса, минимальная планка по дивидендным выплатам не устанавливалась. В настоящее время, в соответствии с предложениями Минэкономразвития РФ, планируется обязать государственные компании направлять на дивиденды минимум 25 % консолидированной чистой прибыли по РСБУ

Большинство российских компаний устанавливают дивидендные выплаты как определенный процент от чистой прибыли. В отличие от западных компаний, российские - не проводят различий между регулярными дивидендными выплатами (постоянный дивиденд, который компании обязуются выплачивать с поправкой, например, на уровень инфляции) и разовыми (или внеплановыми) дивидендами, которые используются для распределения денежных поступлений от продажи активов и распределения избыточных денежных средств акционерам. В результате дивидендные выплаты российских компаний едва ли можно назвать стабильными или предсказуемыми: на пике ценового цикла сырьевых рынков дивидендные выплаты достигают своих максимальных значений, а при падении цен на нефть снижаются также быстро, как и росли. Отсутствие стабильных дивидендных выплат со сто-

роны корпоративного сектора делает российский рынок существенно более волатильным по сравнению с другими развивающимися рынками.

Очевидно, для каждой отдельной компании выбор дивидендной политики субъективен и зависит от особенностей ее развития, интересов владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов.

Список литературы:

1. Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании: учебное пособие. - М.: Экономиста, 2010.

2. Синельщикова Н.В., Громова Е.И. Инновационная составляющая стратегического управления организациями // Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции «Экономика и управление в 21веке: тенденции развития». - Новосибирск, 2012.

3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2010.

4. Ружанская Л., Лукьянов С. Особенности дивидендной политики российских компаний и интересы инвесторов // Вопросы экономики. - 2010. -№ 3.

5. Петраков Н.Я. Некоторые особенности политики российских компаний в распределении доходов и использовании кредитных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cemi.rssi.ru/mei/articles/petr04-3.pdf.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

© Макурин И.В.*

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье рассматриваются особенности развития розничной торговли на современном этапе. Обосновывается необходимость построения новых систем управления на мезоуровне, предусматривающих практическую реализацию фрактального подхода.

Современный этап экономического развития характеризуется постоянным возрастанием роли сферы услуг. И это обстоятельство, на наш взгляд, является логическим следствием эволюции механизма рыночной конкуренции, которая сделала потребителя с его нуждами объектом постоянной заботы и внимания как со стороны государства, так и отдельных частных организаций.

* Доцент кафедры «Маркетинг и коммерция», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.