Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / УДАЛЕННАЯ РАБОТА / УДАЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родинова Надежда Петровна, Остроухов Владимир Михайлович, Березняковский Владимир Сергеевич

Статья посвящена дистанционному управлению как новой форме управления персоналом. Автором представлены различные аспекты применения данного вида управления в сравнении с традиционными, показаны преимущества и недостатки удаленного управления персоналом для организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родинова Надежда Петровна, Остроухов Владимир Михайлович, Березняковский Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REMOTE PERSONNEL MANAGEMENT

The article is devoted to the problem of remote control as a new form of personnel management. It presents various aspects of the application of this type of management compared to the traditional one, shows the advantages and disadvantages of a remote personnel manager for the organization, as well as the reasons for switching to this type of work activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_7_657 УДК 331

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

Родинова Надежда Петровна,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного муниципального управления, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия, е-mail: rodinovanp@mgutm.ru

Остроухов Владимир Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного муниципального управления, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия, е-mail: v.ostrouhov@mgutm.ru

Березняковский Владимир Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного муниципального управления, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия, е-mail: v.bereznyakovskiy@mgutm.ru

Статья посвящена дистанционному управлению как новой форме управления персоналом. Автором представлены различные аспекты применения данного вида управления в сравнении с традиционными, показаны преимущества и недостатки удаленного управления персоналом для организации.

Ключевые слова: дистанционное управление; управление персоналом; менеджмент; удаленная работа; удаленное управление; эффективность управления персоналом.

UDC 331

FEATURES OF REMOTE PERSONNEL MANAGEMENT

Rodinova Nadezhda Petrovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and State Municipal Administration, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia, e-mail: rodinovanp@mgutm. ru

Ostroukhov Vladimir Mikhailovich,

PhD in economics, Associate Professor, Department of Management and State Municipal Administration, Moscow State University of Technology and Management Named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia, e-mail: v.ostrouhov@mgutm.ru

Bereznyakovsky Vladimir Sergeevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and State Municipal Administration, Moscow State University of Technology and Management Omissions. Named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia, e-mail: v.bereznvakovskiy@mgutm.ru

The article is devoted to the problem of remote control as a new form of personnel management. It presents various aspects of the application of this type of management compared to the traditional one, shows the advantages and disadvantages of a remote personnel manager for the organization, as well as the reasons for switching to this type of work activity.

Keywords: remote control; personnel management; management; distant work; remote control; effectiveness of personnel management.

Развитие новых рыночных условий техники и технологий, с одной стороны, ставит перед компаниями задачи внедрения новых разработок в сферу управления, с другой стороны, для дальнейшего роста и развития необходимы радикальные изменения и быстрые реакции на вызовы.

Несмотря на то, что термин «дистанционное управление» применим во многих областях, в области управления персоналом это понятие достаточно новое. Как показал анализ теоретической и практической лите-ратуры,периодических изданий, материалов конференций, вопрос дистанционного управления в широком понимании не изучался.

В современных условиях пандемии многие организации малого и среднего бизнеса были вынуждены перейти на удаленную работу для обеспечения платежеспособности и для выполнения требований.

Даже если не брать в расчет данную эпидемиологическую ситуацию, можно утверждать, что в настоящее время процесс ведения бизнеса имеет больше возможностей стать виртуальным, так как многие сотрудники даже в крупных организациях имеют возможность работать, не выходя из дома. Дистанционный труд является новым видом трудовых отношений в России. Под данным видом работы понимается работа сотрудника организации вне офисного помещения с применением систем электронных коммуникаций. Регулирование удаленной работы предполагает создание условий труда, которые позволят с профессиональной отдачей подходить к своим рабочим обязанностям.

С точки зрения управления персоналом наиболее оптимальное использование кадров достигается благодаря выявлению основных интересов и характеристик каждого работника, а также за счет организации эффективного процесса мотивации и стимулирования.

Управление персоналом как система взаимосвязанных элементов осуществления кадрового менеджмента включает в себя:

- отбор сотрудников,

- проведение оценки и профессиональной аттестации персонала, решение вопросов адаптации, а также безопасности жизнедеятельности персонала, управление мотиваци-онной сферой и др. [1; 6].

Под термином «дистанционное управление персоналом» понимается не только использование современных компьютерных технологий в процессе управления кадрами, на практике это понятие охватывает разные аспекты управления.

Крупные компании, которые вынуждены организовывать процесс управления персоналом дистанционно, используют различные методы и средства управления человеческими ресурсами. Поэтому следует говорить о многоаспектности понятия «дистанционное управление персоналом».

Процесс этот многогранен, так как в нем задействованы различные компоненты. В компаниях процесс будет отличаться, так как следует учитывать сферу деятельности, географию компании, наличие корпоративной культуры и т.д. Однако есть общие компонен -ты, которые будут присутствовать в процессе управления любой крупной организации. Рассмотрим следующие составляющие дистанционного управления персоналом (см. табл. 1).

Таблица 1 - Составляющие дистанционного управления персоналом

Основные Вторичные

Технические средства Корпоративная среда

Система мотивации и оплаты труда Психологическая среда

Система контроля Методы учета и контроля

1. Технические средства организации управления (персональные компьютеры, программное обеспечение, принтеры, сканеры, системы видеонаблюдения, мини-АТС, доступ в Интернет и др.). Без хорошего технического оснащения практически невозможно наладить процесс дистанционного управле-

ния. Электронная почта, телефонные переговоры - это наиболее популярные средства передачи информации по внутрифирменным каналам. Реализация данной задачи может осуществляться с помощью программных продуктов, доступных для сотрудников.

2. Система мотивации и оплаты труда. Для каждого сотрудника большое значение имеет вопрос оплаты и мотивации труда. Особенно это характерно для крупных компаний, где сотрудникам предоставляют корпоративное обучение, возможности карьерного роста, социальные программы. Необходимо разрабатывать систему мотивации с учетом индивидуальных особенностей каждого сотрудника, работающего дистанционно, направленную на раскрытие потенциала сотрудников.

3. Система контроля в случае дистанционной работы имеет большое значение для управления, и здесь можно выделить несколько направлений контроля деятельности персонала. Самые актуальные - это должностные инструкции, система отчетности и служба безопасности. Должностные инструкции - необходимые документы, которые регламентируют поведение и уровни ответственности каждого сотрудника. Система отчетности также обязательный элемент в рабочем процессе. Благодаря отчетам можно судить о результатах каждого сотрудника, а также оценивать конкретное положение дел на предприятии. Во многих крупных компаниях есть служба безопасности. Ее функции четко определены, а в случае дистанционного управления роль этой службы увеличивается, так как контролировать процесс соблюдения всех регламентов сотрудниками компании весьма проблематично.

Рассмотренные выше основные составляющие оказывают непосредственное воздействие на процесс дистанционного управления персоналом.

Вторичные составляющие дистанционного управления.

1. Корпоративная среда компании зависит от руководства компании. Компании с четко выраженной корпоративной культурой гораздо эффективнее в использовании HR (человеческих ресурсов). Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе,

общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выходит корпоративная культура [2; 7].

2. Психологическая среда. На современном этапе психологические аспекты управления сводятся к современным понятиям (стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, командное мышление и др.).

3. Методы учета и контроля. С помощью этих методов можно управлять знаниями, умениями и навыками сотрудников, повысить стандарты обслуживания. Повысить эффективность использования рабочего времени поможет единый корпоративный стандарт планирования дня и четко прописанные рамки онлайн-общения с сотрудниками [4].

В сфере дистанционного управления персоналом на российских предприятиях существует множество проблем:

- низкий уровень технической оснащенности;

- плохой уровень подготовки сотрудников как пользователей ПК;

- отсутствие специалистов по персоналу и др.

Однако есть компании, которые успешно внедряют в свою деятельность новые технологии и разработки.

Существует несколько особенностей удаленной работы, отличающей этот вид занятости от привычной всем работы в офисе.

Первое, это местоположение сотрудника в его рабочее время. При традиционной организации труда работник обязан целый день находиться в офисе, если в его обязанности не входят разъезды по рабочим вопросам. При дистанционной работе сотрудник может выполнять данную ему работу дома.

Второй особенностью является график работы. У сотрудника в офисе есть четкий рабочий график, которому он должен следовать беспрекословно. У дистанционно работающего человека лишь обозначено время, когда он должен выходить на связь, следовательно, свою работу он может выполнять в любое время суток.

Третьей особенностью служит общение с трудовым коллективом. Служащий в офисе всегда взаимодействует с коллективом, будь то начальник или его коллеги по работе, в то время как удаленный работник может принимать участие в онлайн-совещаниях и то, если это необходимо.

Последней особенностью является дресс-код. Как известно, в большинстве компаний присутствует свой определенный стиль в одежде для сотрудников, которого каждый работник обязан придерживаться. Для удаленно работающего человека нет каких-то определенных правил. Однако он тоже обязан придерживаться некоторых правил, особенно во время удаленного общения [4].

Имеется целый ряд причин для распространения дистанционного управления:

- возможность экономии материальных и финансовых ресурсов на оборудование рабочего места сотрудника - затраты на сотрудника, регулярно находящегося в офисе, значительно выше, чем на работника, осуществляющего трудовую деятельность дистанционно;

- специфика деятельности организации, позволяющая организовывать работу удаленно;

- упрощенный подбор персонала для удаленной работы [3].

Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества распространения данного вида организации работы, существует ряд проблем:

- отсутствие возможности постоянного контроля выполнения

сотрудников своих должностных обязанностей (судят по результату) [5];

- осложнение процесса обмена опытом между сотрудниками за счет

ограниченной коммуникации;

- снижение уровня заинтересованности и вовлеченности сотрудников,

работающих дистанционно, в корпоративную жизнь компании;

- низкая вероятность карьерного роста «удаленных» сотрудников на предприятии.

Данные проблемы не только осложняют процесс управления персоналом в организации, но и отрицательно влияют на уровень профессиональной заинтересованности работников, что провоцирует текучесть кадров в компании [7].

Именно поэтому целью данной статьи является определение основных особенностей управления персоналом, работающим дистанционно, способствующих решению данных проблем. Все новые сотрудники, перешедшие на режим дистанционной работы, на первых этапах будут нуждаться в пристальном вни-

мании менеджера, который должен тщательно проинструктировать новоиспеченных работников и подробно ответить на все их вопросы.

Помимо этого, большое значение имеет создание единого информационного поля предприятия [5]. Также немаловажную роль играет мотивационная система управления персоналом, которая требует от руководителя выявления основных интересов сотрудников посредством анкетирования, проективных методик или интервью. Любой из способов поможет лучше понять и оценить работников, а также узнать об их возможном профессиональном развитии в будущем. Удаленная работа предполагает, что сотрудники, выполняющие свои функции вне офиса, теряют корпоративную культуру.

Поэтому руководству компании необходимо обеспечить регулярный контакт с сотрудниками, чтобы немедленно устранять возникающие проблемы и обеспечить максимально четкие и точные инструкции процесса работы для удаленного персонала [8; 9].

После анализа выявленных результатов руководство должно взять на себя инициативу в отношении повышения квалификации дистанционных работников.

Прежде всего необходимо внедрение системы обучения персонала, включающей применение дистанционных образовательных инструментов, наиболее эффективным из которых является проведение вебинаров.

Также для обеспечения большей вовлеченности работников можно проводить он-лайн-тренинги, направленные не только на изучение основ работы, но и на развитие личностных качеств.

Важным фактором эффективности управления персоналом в условиях дистанционной работы является компетентность руководителя данного сектора организации, которая подразумевает, помимо знания всех профессиональных моментов деятельности, владение основами психологии при общении с «удаленным» сотрудником.

Так как при дистанционной работе связь между руководством и подчиненными ослабевает, возрастает вероятность упущения некоторых важных моментов. Решение данной проблемы заключается не только в профессионализме работников, но и в организации систематических очных встреч, совещаний.

Список литературы_

1. Архангельский Г Искусство успевать, или корпоративный стандарт планирования дня // Справочник по управлению персоналом. 2006. № 9. С. 67-71.

2. Быкова Р.Г Дистанционное управление персоналом // КЭ. 2008. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-upravlenie-personalom (дата обращения: 15.04.2022).

3. Жаворонков Д.А. Система управления персоналом, работающим дистанционно // Профессиональная ориентация. 2017. № 1.

4. Колесникова О.С., Логвинова Е.П. Организационное развитие и особенности управления персоналом // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsionnoe-razvitie-i-osobennosti-upravleniya- personalom (дата обращения: 15.04.2022).

5. Конобевцев Ф.Д., Лаас Н.И., Гурова Е.В., Романова И.А. Удаленная работа: технологии и опыт организации // Вестник ГУУ. 2019. № 7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/udalennaya-rabota-tehnologii-iopyt-organizatsii (дата обращения: 11.04.2022).

6. Родинова Н.П., Остроухов В.М., Березняковский В.С. Современные тенденции в управлении персоналом //Индустриальная экономика. 2022. № 1.

7. Родинова Н.П., Остроухов В.М., Березняковский В.С. Формирование среды мотивационного процесса персонала // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 3. С. 19-26.

8. Сластя С.Д. Управление карьерой персонала, работающего на дистанционной работе // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-karieroy-personalarabotayuschego-na-distantsionnoy-rabote (дата обращения: 15.04.2022).

9. Чуйчук В.А. Дистанционный труд и управление карьерой // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/distantsionnyy-trud-i-upravlenie-karieroy (дата обращения: 15.04.2022).

References_

1. Arkhangelsk G. The Art of keeping up, or the corporate standard of day planning. Handbook of Personnel Management. 2006. No. 9. pp. 67-71.

2. Bykova R.G. Remote personnel management. KE. 2008. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-upravlenie-personalom (date of application: 04/15/2022).

3. Zhavoronkov D.A. Personnel management system working remotely. Professional orientation. 2017. № 1.

4. Kolesnikova O.S., Logvinova E.P. Organizational development and features of personnel management. Socioeconomic sciences and humanitarian studies. 2014. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-razvitie-i-osobennosti-upravleniya - personalom (accessed: 04/15/2022).

5. Konobevtsev F.D., Laas N.I., Gurova E.V., Romanova I.A. Remote work: technologies and experience of the organization. Bulletin of GUU. 2019. No. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udalennaya-rabota-tehnologii-iopyt-organizatsii (accessed: 11.04.2022).

6. Rodinova N.P., Ostroukhov V.M., Bereznyakovsky V.S. Modern trends in personnel management. Industrial economy. 2022. № 1.

7. Rodinova N.P., Ostroukhov V.M., Bereznyakovsky V.S. Formation of the environment of the motivational process of personnel. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 3. pp. 19-26.

8. Slastya S.D. Career management of personnel working on remote work. Professional orientation. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-karieroy-personalarabotayuschego-na-distantsionnoy-rabote (accessed: 04/15/2022).

9. Chuychuk V.A. Remote labor and career management. Professional orientation. 2017. No. 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-trud-i-upravlenie-karieroy (accessed: 04/15/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.