Научная статья на тему 'Особенности динамики профессионально важных качеств педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессионального становления)'

Особенности динамики профессионально важных качеств педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессионального становления) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности динамики профессионально важных качеств педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессионального становления)»

3. детям, находящимся на долгом лечении (реабилитация после оперативных вмешательств);

4. детям, поведение которых выходит за рамки принятых социальных норм, и которые в силу своего психоэмоционального состояния не могут участвовать в совместной деятельности «педагог -дети - ребенок» в присутствии родителей.

Помимо этого, не менее важной целью является удовлетворение потребностей ребенка с ОВЗ в культурном развитии, социализации, развитии творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности. И в то же время решается следующая задача: принять родителями своего ребенка таким, какой он есть и помочь ему найти оптимальный для себя способ успешной адаптации в жизни и обществе.

Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и консультирования их родителей необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения с помощью компьютерных технологий как особого вида коммуникации, появившегося в современности.

Возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры при дистанционном общении практически исчезают. Большая часть детей при реальном общении в рамках группы испытывают стресс, страх и подавленность из-за несоответствия с ожиданиями педагога, неуверенности при публичном выступлении, а также соперничество при сравнении либо себя с другими, либо оценки педагога с другим ребенком. При дистанционном общении ребенок не обращает внимание на мнение окружающих, он получает личностное непосредственное взаимодействие с педагогом один на один. Дети с ОВЗ очень быстро утомляемы, возбуждаемы и поэтому могут при необходимости самостоятельно покинуть занятие и также вернуться к нему по мере возникновения желания.

В целом основная идея дистанционного развития ребенка с ОВЗ - это учет возможностей и интересов каждого ребенка, т. е. оказание помощи в выборе индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения и воспитания.

В. Н. Поникарова

Особенности динамики профессионально важных качеств педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессионального становления)

В современной практике инклюзивного образования отмечается недостаточная сформированность профессионально важных

206

качеств (ПВК) педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Под ПВК понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения Педагоги, которые работают в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, нуждаются не только в знаниях в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, но и в формировании профессионально важных качеств педагога инклюзивного образования.

Анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в организации и осуществлении инклюзивного образования детей, следовательно, необходима пропедевтическая теоретическая и практическая подготовка будущего педагога, ориентирующегося в вопросах инклюзивного образования. Сложность решения данной проблемы обусловлена отсутствием в вузе системы профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию как значимого компонента формирования их готовности к профессиональнопедагогической деятельности в условиях инклюзии.

В течение 2012-2014 гг. мы изучали ПВК педагога инклюзивного образования. В констатирующей части исследования участвовало 1500 педагогов специальных и общеобразовательных учебных заведений - оптанты, адаптанты, интерналы и мастера.

Нами использовались методы наблюдения и экспертной оценки, анализ документации, методы анкетирования, интервьюирования и опроса. Была проведена экспертная оценка профессионально важных качеств педагога инклюзивного образования. Были условно выделены следующие уровни сформированности ПВК педагога инклюзивного образования: оптимальный; продвинутый; допустимый; критический.

Анализ полученных результатов показал, что среди необходимых ПВК наиболее существенными являются направленность на работу в условиях инклюзивного образования, умения и навыки продуктивного педагогического общения. Среди значимых качества можно выделить умение изменять свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации. Недопустимыми качествами педагога инклюзивного образования являются трудности взаимодействия в коллективе, недостаточно высокий уровень эмпатии, конфликтность.

На стадии оптации ведущими являются преимущественно ПВК, связанные с деятельностью определенных анализаторов (способность к быстрой перестройке двигательных навыков, умение быстро и правильно читать с дисплея, способность к оценке замедления движения). На стадии адаптации к таковым относятся соблюдение моральных норм поведения, способность к долгому пребыванию в

207

одиночестве и отсутствии возможности общения, а также умение узнавать и различать цвета, т. е. преимущественное значение приобретают ПВК, связанные с конвенциальным поведением и фруст-рационной толерантностью. На стадии интернализации наиболее значимыми являются способность понимать людей, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношения между ними, умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения. Сходный выбор демонстрируют и педагоги-мастера.

Статистически наиболее значимые результаты с использованием коэффициента Спирмена получены при сравнении данных ПВК между данными студентов и педагогов общеобразовательных учреждений (г = 0,82, р < 0,01), а также между данными педагогов общеобразовательных учреждений и обобщенными результатами изучения ПВК (г = 0,93, р < 0,01).

Наибольшее количество испытуемых с оптимальным уровнем ПВК отмечается на стадиях интернализации (20 %) и мастерства (32 %). Критический уровень в большей степени представлен у оптантов (25,5 %) и интерналов (26,6 %). Следовательно, наиболее уязвимыми оказываются педагоги на стадии оптации и интернализации.

Наиболее значимые статистические различия отмечены между результатами оптантов и адаптантов (г = 0,88, р < 0,01), а также интерналов и мастеров (г = 0,77, р < 0, 01). Следовательно, с увеличением профессионального стажа педагогической деятельности достоверно изменяется и динамика ПВК.

Полученные результаты позволяют отметить, что с увеличением стажа педагогической деятельности наибольшую значимость приобретают такие ПВК, как умение работать в коллективе, конвен-циальность поведения, фрустрационная толерантность.

Качественная характеристика ПВК педагога инклюзивного образования представлена ниже.

Оптимальный уровень характеризуется полным объемом сфор-мированности профессионально важных (необходимых и значимых) качеств, педагог способен к их критическому переосмыслению, творческому изменению. Сформированные ПВК обеспечивают наиболее оптимальное социальное и профессиональное функционирование личности педагога в условиях инклюзивного образования.

Продвинутый уровень характеризуется достаточным объемом сформированности профессионально важных (преимущественно значимых) качеств. Сформированные ПВК обеспечивают социально-адаптивное поведение и достаточно продуктивное профессиональное функционирование личности педагога в условиях инклюзивного образования.

208

Допустимый уровень характеризуется недостаточным объемом профессионально важных качеств. Частично сформированы преимущественно значимые ПВК. Они обеспечивают социальноадаптивное поведение и достаточно профессиональное функционирование личности педагога в условиях инклюзивного образования.

Критический уровень характеризуется начальной стадией формирования профессионально важных качеств. Возможно преобладание недопустимых ПВК. Дезадаптивное поведение не обеспечивает оптимальное функционирование личности педагога в условиях инклюзивного образования.

На основании полученных данных нами было разработано и реализовано содержание сопровождения формирования профессионально важных качеств педагогов инклюзивного образования, а также разработаны, апробированы и внедрены технологии, гарантирующие качество подготовки педагогических кадров инклюзивного образования.

Структура ПВК педагогов инклюзивного образования может быть представлена следующими взаимосвязанными компонентами.

Операционально-мотивационный компонент содержательно включает в себя личностную ценность образовательной деятельности в инклюзивном образовании. Когнитивный компонент предполагает овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о сущности инклюзивного образования, вариантах его осуществления, педагогических средствах, обеспечивающих организацию в учебном процессе и вне учебной деятельности (технологии и техники обучения). Поведенческий компонент включает разнообразные умения и навыки: организационные; коммуникационные; прогностические; рефлексивные; проективные, а также паттерны продуктивного копинг-поведения педагога инклюзивного образования. Аффективный компонент - чувства, эмоции, переживания, обусловленные осуществлением инклюзивного образования; возможности регуляция переживаний, связанных с эффективным разрешением проблемных ситуаций инклюзивного образования.

Психологическое сопровождение формирования ПВК педагогов инклюзивного образования включает горизонтальное (модули сопровождения), вертикальное (стадии становления профессионала) и «диагональное» сопровождение в рамках формирования соответствующих структурных компонентов ПВК педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования.

Проведенная оценка эффективности реализации системы психологического сопровождения формирования ПВК педагогов инклюзивного образования с помощью методов многомерного математико-статистического анализа показали наличие положи-

209

тельной динамики в полученных результатах. По данным контрольно-оценочного эксперимента отмечается рост как количественных, так и качественных показателей ПВК к осуществлению педагогической деятельности инклюзивного образования.

А. Э. Профатилова

Теоретическое обоснование дифференцированного подхода в процессе изучения английского языка учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу.

Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт гарантирует каждому ребенку право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям и вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Все дети с ЗПР испытывают существенные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями либо специфическими расстройствами психологического развития. Для значительной части детей типичен и дефицит социальных способностей, проявляющийся в трудностях усвоения школьных норм, взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, нарушениями поведения.

Для упорядочения разнообразных трудностей развития детей с ЗПР, исходящего из задач построения дифференцированной модели их образования, в настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у ребенка с ЗПР. В ней заложены достаточно отчетливые основания для выделения четырех групп детей, различающихся качеством указанных способностей, предпосылок их

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.