Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скиба Д.Д.

В данной статье рассмотрена проблема диагностики эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, представлены методики, позволяющие оценить уровень сформированности эмоциональной регуляции поведения у старших дошкольников с аутизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скиба Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DIAGNOSIS OF EMOTIONAL REGULATION OF BEHAVIOR IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

This article deals with the problem of diagnosing emotional regulation of behavior in older preschool children with autism spectrum disorders, and presents methods that allow us to assess the level of formation of emotional regulation of behavior in older preschoolers with autism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Скиба Д. Д. студент Научный руководитель: Филипович Е.И., кандидат психологических наук

доцент

кафедра дефектологии г.Ставрополь

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ключевые слова: диагностические методики, расстройства аутистического спектра, старший дошкольный возраст, эмоциональная регуляция поведения.

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема диагностики эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, представлены методики, позволяющие оценить уровень сформированности эмоциональной регуляции поведения у старших дошкольников с аутизмом.

Skiba D.D. student

Scientific adviser: Filipovich E.I., candidate of psychological sciences

assistant professor Department of Defectology Stavropol

FEATURES OF THE DIAGNOSIS OF EMOTIONAL REGULATION OF BEHAVIOR IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Abstract: This article deals with the problem of diagnosing emotional regulation of behavior in older preschool children with autism spectrum disorders, and presents methods that allow us to assess the level of formation of emotional regulation of behavior in older preschoolers with autism.

Key words: diagnostic techniques, autism spectrum disorders, senior preschool age, emotional regulation of behavior.

Аутизм представляет собой расстройство развития ребенка, которое проявляется качественными нарушениями в коммуникативной сфере, в установлении социального взаимодействия. Стереотипность является

одной из отличительных черт детей с аутизмом [4]. Аутизм проявляется в детском возрасте и в разной степени сохраняется на протяжении всей последующей жизни ребенка. При аутизме наблюдаются нарушения реакции ребенка на окружающих людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией.

К особенностям эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра относятся трудности социального взаимодействия, выражающиеся в неумении ребенка устанавливать адекватно зрительный контакт с окружающими, мимических выражениях, жестикуляции, нарушении реакции на окружающих людей, не способности установить взаимообщение с другими детьми, отсутствии общих интересов со сверстниками.

Для эффективной организации коррекционно-педагогической работы по эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации целесообразно исследовать способности обучающихся к эмоциональному реагированию, восприятию и пониманию детьми эмоциональных состояний других людей, умения выражать и объяснять свои эмоции.

К диагностическим методикам изучения уровня сформированности эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста относятся:

Методика «Метаморфоза» (И.Б. Карвасарская), которая проводится с целью изучения сформированности эмоционального реагирования у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом [2].

Инструкция 1: «Представь, что мы играем в волшебника. И в этой игре волшебник предлагает тебе превратиться в какое-нибудь животное. Каким животным ты хотел бы стать больше всего?» После ответа ребенка необходимо обязательно спросить: «а почему, почему именно в?» При этом в вопросах взрослого ребенок должен услышать именно интерес, а не осуждение или непонимание.

Детям с аутизмом имеет смысл сказать при этом, что потом он (ребенок) снова станет самим собой, превратится в мальчика (девочку). Все ответы ребенка должны либо фиксироваться в протоколе, либо записываться на магнитофон, и впоследствии переноситься в протокол. В таком же ключе ребенку задаются вопросы по категориям: растения, посуда, мебель, одежда, игрушки. Однако не следует задавать вопросы излишне подробно. Все данные категории предъявляются всем детям как основные и обязательные.

Инструкция 2. На этом этапе ребенку задаются как бы противоположные вопросы, то есть оценивается выбор ребенка в негативной форме. «Если волшебник спросит тебя, в какое животное ты не

хочешь превращаться ни за что, что ты скажешь?», «А в какое животное ты не превратился бы ни за что?»

После этого вновь нужно спросить, почему ребенок дал такой ответ. Процедура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.

При интерпретации важно различать объективную и субъективную символизацию, общепринятые и индивидуальные символы. Оценка в 0 баллов означает протестные или негативистские ответы или защитный выбор (и примыкающий к нему агрессивный выбор), в 1 балл -демонстративный выбор или самоутверждаемый выбор; в 2 балла -социально одобряемый выбор.

Проективная методика «Три желания» (О.С. Богдашина) ставит своей целью изучение сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом [1].

Согласно инструкции к проведению данной методики экспериментатор говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».

Для детей с аутизмом экспериментатор вначале проведения методики рассматривает с ребенком картинку с изображением золотой рыбки, знакомит его с необходимыми материалами для рисования -альбомом и карандашами, привлекает внимание фразой: «Посмотри на меня», затем произносит фразу: «Покажи золотую рыбку». Если ребенок не проявляет самостоятельность, экспериментатор вкладывает рисунок рыбки в руку ребенку, использует метод «Рука в руке». Проговаривает фразу: «Давай нарисуем, чтобы ты хотел попросить у волшебной рыбки?» Экспериментатор поощряет выполнение задания ребенком самостоятельно.

Анализ результатов: 0 баллов - рисунок отсутствует; 1 балл -рисунок связан с желанием «для себя»; 2 балла - рисунок связан с желанием «для других людей».

Методика «Выбери правильно» (А.С. Спиваковская) проводится с целью изучения умения детей старшего дошкольного возраста выражать и объяснять свои эмоции [3].

В ходе проведения данной методики ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание. Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации и объяснить свои эмоции.

Оценка результатов: 0 баллов - ребенок не ответил на вопросы, не смог выразить и объяснить свои эмоции; 1 балл - дошкольник ответил на большинство вопросов, смог выразить свои эмоции, но затруднялся объяснить их; 2 балла - ребенок ответил на все вопросы, смог выразить и

объяснить свои эмоции.

Вышеперечисленные методики позволяют выявить уровни сформированности эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра:

Низкий (0-1 баллов) дошкольник с аутизмом не проявляет эмоциональное реагирование, не воспринимает и не понимает эмоциональных состояний других людей, не умеет выражать и объяснять свои эмоции.

Средний (2-3 баллов) обучающийся проявляет эмоциональное реагирование, воспринимает эмоциональные состояния других людей, однако, некоторые из эмоциональных состояний не понимает, умеет выражать свои эмоции, но затрудняется их объяснять.

Высокий (4-6 баллов) ребенок проявляет эмоциональное реагирование, воспринимает и понимает эмоциональное состояние других людей, умеет выражать и объяснять свои эмоции.

Таким образом, на основе данных методик исследования возможно в полной мере оценить сформированность эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Использованные источники:

1. Богдашина О.С. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк: Лебедь, 1999. - 124 с.

2. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. -М.: Теревинф, 2003. - 70 с.

3. Спиваковская A.C. Психическое развитие детей с синдромом аутизма //Детский аутизм. Хрестоматия. - СПб., 2003. - 548 с.

4. Феррари П. Детский аутизм. - М.: РОО «Образование и здоровье», 2006. - 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.