Научная статья на тему 'Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии коронавируса в России'

Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии коронавируса в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование (ДПО) / учреждение ДПО / жизнеспособность учреждения ДПО / пандемия / коронавирус / дистанционное обучение. / additional professional education (APE) / APE institution / viability of APE institution / pandemic / coronavirus / distance learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшин Айрат Адикович

Пандемия коронавируса в России в 2020 году оказала влияние на многие отрасли экономики, в том числе и на сферу дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрены воздействие карантина как внешнего фактора на учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО), его последствия и принимаемые действия в ближайшей перспективе на примере частного образовательного учреждения «Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве» (ЧОУ «Межотраслевой институт»). Показана связь элементов жизнеспособности учреждений ДПО с изменением конъюнктуры рынка, на основе анализа которой представлено видение дальнейшего развития учреждений ДПО в нынешних условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшин Айрат Адикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of activity of institutions of additional professional education in conditions of coronavirus pandemic in Russia

The coronavirus pandemic in Russia in 2020 had an impact on many sectors of the economy , including area of additional professional education. The article discusses the impact of quarantine as an external factor on institutions of additional professional education (APE), its consequences and actions taken in the near future on the example of private educational institution «Bashkir inter-industry institute of labor protection, ecology and safety» (PEI « Inter-industry institute»). The link between the elements of viability of APE institutions and changes in the market conjuncture is shown, based on the analysis of which the vision of further development of APE institutions in the current conditions is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии коронавируса в России»

Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии коронавируса в России

Ахметшин Айрат Адикович

соискатель, Государственный университет управления

Пандемия коронавируса в России в 2020 году оказала влияние на многие отрасли экономики, в том числе и на сферу дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрены воздействие карантина как внешнего фактора на учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО), его последствия и принимаемые действия в ближайшей перспективе на примере частного образовательного учреждения «Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве» (ЧОУ «Межотраслевой институт»). Показана связь элементов жизнеспособности учреждений ДПО с изменением конъюнктуры рынка, на основе анализа которой представлено видение дальнейшего развития учреждений ДПО в нынешних условиях.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование (ДПО), учреждение ДПО, жизнеспособность учреждения ДПО, пандемия, коронавирус, дистанционное обучение.

Приход в Россию пандемии коронавируса отразился на многих отраслях экономики, форматах взаимодействия между людьми в общественной и деловой среде, трудовых коллективах и т.д.. Связанные с этим ограничения повлекли за собой необходимость введения различных норм и изменения в организации деятельности хозяйствующих субъектов, как правило и во внутренней и во внешней среде. Не обошло стороной это обстоятельство и сферу ДПО, в которой согласно типологии профессий Е.А. Климова [9] объектом труда является человек и, большая часть профессий относится к группе человек-человек.

На учреждения ДПО факторы, связанные с карантином по коронавирусу, начали действовать сразу же с 30 марта 2020 г. в первую неделю введения ограничительных мер. На примере ЧОУ «Межотраслевой институт» можно увидеть, что в это время произошло резкое падение объемов по сравнению с предыдущими годами, связанное с отменой очного обучения на этот период (см. рис. 1). Вместе с очным обучение были переведены да дистанционный формат проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства. Сложившуюся ситуацию можно назвать чрезвычайной по аналогии с системами высшего и среднего образования, где в марте-апреле 2020 г. в течение нескольких недель 95% студентам на планете пришлось вынужденно перейти в дистанционный или смешанный формат обучения. Если такая ситуация произошла бы лет 30 назад, то университеты полностью прекратили бы свою работу [10]. Также, как и в вузах в этих условиях появились сложности и препятствия для продолжения работы по реализации образовательного процесса с основным упором на преобладание очного обучения. Но в отличие от системы среднего и высшего образования, где подготовка студентов длится несколько лет, в сфере ДПО продолжительность курсов обучения как правило в несколько раз или на порядок короче. В ЧОУ «Межотраслевой институт», например, реализуются востребованные заказчиками программы обучения трудоёмкостью от 4 до 526 часов. Это обстоятельство повлияло на то, что большая часть заказчиков в основном из числа коммерческих и некоммерческих организаций, предпочитающих очную форму обучения своих сотрудников как наиболее эффективную по сравнению с дистанционной, приняли решение отложить, перенести по возможности обучение, в то время как в учебных заведениях среднего и высшего образования такой полной отмены и переноса не наблюдалось. Предпочтение же очной форме обучения перед дистанционной по многим курсам обосновывается необходимостью овладения конкретными практическими навыками работы, например методам и приемам выполнения работ на высоте, контроля воздушной среды на объектах магистральных трубопроводов, техническим устройством и эксплуатацией приборов, оборудования, разнообразной техники, например систем охранно-по-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

жарнои сигнализации, установок автоматического пожаротушения, газоанализаторов, аппаратуры волоконно-оптических линиИ передачи. Поэтому также в этот период практически приостановилось обучение по рабочим профессиям, требующим практических занятий.

о см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

Рис. 1 Динамика еженедельной подготовки кадров в ЧОУ «Межотраслевой институт» за 2018-2020 гг. (чел.) Источник: сформировано автором по данным ЧОУ «Межотраслевой институт»

Данная ситуация затронула кроме самих учреждений ДПО также большинство потребителей их образовательных услуг. К примеру приостановление деятельности предприятий приводило к определенной потере их дохода, что отражалось на сокращении или полному отказу от вложений средств на обучение своих сотрудников на этапе соответствующих ограничительных мер. В этот же период ЧОУ «Межотраслевой институт» тоже был вынужден приостановить оказание образовательных услуг по очной форме обучения. Вследствие этого обучение перешло на дистанционные формы, такие как вебинар, работа с учащимися с помощью электронной системы дистанционного обучения, электронные кейсы с учебными материалами для подготовки и проверки знаний. Это в свою очередь вызвало срочную необходимость разработки и технической реализации по переводу обучающих курсов для загрузки в электронную систему дистанционного обучения или в виде обучающих материалов для передачи учащимся. Таким образом, к имеющимся на тот момент дистанционным курсам обучения потребовалось дополнительно создать новые, по востребованным заказчиками и реализуемым ранее в формате очного обучения. Здесь стоит отметить, что не по всем курсам обучения это возможно было сделать. Причиной тому является крайняя необходимость практических занятий на полигоне, проведения индивидуальных и коллективных тренировок по отработке действий в условиях, имитирующих опасность для жизни и здоровья людей в условиях чрезвычайной ситуации. К таким программам обучения в ЧОУ «Межотраслевой институт», например, относятся подготовка нештатных газоспасательных формирований, повышение квалификации в области организации службы по охране объектов и линейной части магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов.

Карантинные ограничительные меры сказались и на организации работы многих компаний, снижении востребованности одних профессий в наибольшей степени пострадавших отраслях экономики в условиях ухудшения

ситуации в результате распространения новой корона-вирусной инфекции [4] и возрастании популярности других [11]. Возникшая в этой связи проблема роста числа зарегистрированных безработных на 29% до 1,66 млн человек потребовала принятия на государственном уровне мер поддержки для помощи с трудоустройством гражданам, оставшимся без работы. Для этих целей правительство решило направить почти 3 млрд руб. на переобучение россиян. Предполагается, что граждане смогут бесплатно пройти обучение для дальнейшего трудоустройства. По плану данной возможностью воспользуются примерно 110 тыс. человек [7]. Определяющую же роль по всей видимости в выборе программ обучения будут иметь требования работодателей в работниках с необходимой им соответствующей квалификацией. В этих условиях именно учреждения ДПО на наш взгляд должны будут сыграть важную роль в обеспечении переподготовки кадров для нужд работодателей. Например, о значимой роли ДПО в решении кадровых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве говорится в работе профессора Валиева Ш.З. [2].

Перечисленные выше факторы потребуют от учреждений ДПО разработки востребованных в изменившихся условиях новых образовательных программ, развития и расширения использования в процессе обучения современных дистанционных образовательных технологий. Но, электронное обучение имеет в данный момент как и негативное отношение, так и уверенность в его стратегической силе и самостоятельности со стороны методологов образования всего мира и педагогов-практиков [3]. Также электронное обучение может иметь самые разнообразные формы: блоги, сетевые энциклопедии, дискуссионные онлайн-клубы, игры-имитации и симуляторы, вебинары, воркшопы, подкасты, образовательные программы, выступления ярких спикеров, занимательные и полезные вкладки и другие обучающие материалы [3]. По мере улучшения эпидемиологической ситуации и снятии ограничений на проведение обучения в очной форме при условии соблюдения среди работников и обучающихся мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) согласно Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организаций [8] можно предположить, что доля очного обучения будет постепенно увеличиваться. Но с учётом необходимости выполнения рекомендаций по профилактике новой корона-вирусной инфекции (CoVID-19), в том числе в учреждениях ДПО, снижается возможная численность учащихся в аудиторных помещениях, учебных мастерских, лабораториях и т.д. по сравнению с деятельностью в обычном режиме до наступления пандемии, что будет отражаться на повышении себестоимости образовательных услуг во время снижения доходов большого числа клиентов. В этой ситуации на наш взгляд тоже необходимо совершенствовать, находить и внедрять новые формы и технологии обучения. Например, проводить теоретическую часть учебной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, технологий открытого обучения (видеолекции), т.е. осуществлять образовательный процесс по смешанной форме обучения. При реализации образовательных программ в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» на период 2019-2024 гг., в которой чОу «Межотраслевой институт» также принимает

участие, интересен подход к форме обучения с использованием интегративов, предложенный Поповым В.Л. и Александровой Т.В. [5].

С точки зрения понятия жизнеспособности учреждения ДПО, которое определяется как комплексная характеристика составных частей его маркетинговой, учебной, методической, организационной, финансовой деятельности, качество которых определяется руководством и персоналом, их способностью своевременно реагировать на запросы потребителей, удовлетворенностью сотрудников, учащихся, заказчиков и стейкхолде-ров, от чего в конечном итоге зависит успешное функционирование в долгосрочной перспективе [1], сложившаяся ситуация с пандемией коронавируса затрагивает практически все элементы жизнеспособности учреждений ДПО. Маркетинговая деятельность связана с продвижением на рынке образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий, новых востребованных программ обучения. Учебная деятельность подразумевает подбор, совершенствование и применение наиболее подходящих технологий и форм обучения, взаимодействия педагогических работников и учащихся. В методической деятельности становится важным разработка новых и пересмотр существующих учебных программ с возможным изменением при необходимости тематических планов, полной или частичной смены форм обучения. Организационная составляющая предопределяет форматы работы подразделений и сотрудников, их взаимодействия между собой и клиентами, адаптацию организационной структуры и структуры управления компании, распределения обязанностей и полномочий, способы документооборота, ведения расчёта рабочего времени, трудоучастия работников и т.д.. В финансовой деятельности остро встают вопросы выполнения финансовых обязательств перед арендодателями (при снижении загруженности учебных аудиторий, мастерских, лабораторий и т.д.), кредиторами, бюджетом, поиска и выделения средств для дальнейшего обновления и усовершенствования материальной-технической базы и инфраструктуры обеспечения дистанционного обучения, мониторинг и подача обращений с целью получения полагающихся льгот, отсрочек по уплате налогов и других платежей, субсидий, иных мер поддержки, как одной из отраслей экономики наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирус-ной инфекции [6].

Вызванные ситуацией пандемии изменения на рынке отразились и на хозяйственной деятельности организаций, в том числе и в сфере. Данная тенденция, по нашему мнению, будет продолжаться, что повлечёт за собой новые требования и запросы к учреждениям ДПО по предлагаемым образовательным программам, технологии и качеству обучения. Для соответствия этим требованиям и предложения на рынке своевременных и актуальных образовательных услуг в долгосрочном плане учреждениям ДПО следует стремиться к поддержания высокого уровня жизнеспособности.

Литература

1. Ахметшин, А.А. Понятие жизнеспособности учреждений дополнительного профессионального образования: обзор и определение // Креативная экономика. -2018. - Том 12. - № 3. - С. 315-328.

2. Валиев, Ш.З. О роли дополнительных образовательных услуг в решении кадровых проблем ЖКХ //

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №1 (11). - С. 27-32.

3. Кротенко, Т.Ю. Проблемы и возможности системы электронного обучения // Вестник университета. - 2020. - № 5. - С. 65-70.

4. Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коро-навирусной инфекции [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/perechen _otrasley_ekonomiki_postradavshih_v_rezultate_rasprostr aneniya_koronavirusnoy_infekcii.html (Дата обращения 25.08.2020).

5. Попов, В.Л., Александрова, Т.В. Интегративы как форма обучения персонала в условиях реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2020. - № 6. -С. 28-35.

6. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

7. Правительство выделило 3 млрд рублей на переобучение безработных [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://yandex.rU/turbo/s/vedomosti.ru/economics/news/20 20/08/20/837196-3-mlrd-na-pereobuchenie-bezrabotnih (Дата обращения 27.08.2020).

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 28 августа 2020 г. N 1133 "Об организации начала 2020/21 учебного года в подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациях в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVlD-19) на территории Российской Федерации"

9. Типы профессий [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.grandars.ru/college/biznes/tipy-professiy.html (Дата обращения 25.08.2020).

10. Уроки «стресс-теста» вузы в условиях пандемии и после нее : аналитический доклад - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, 2020. - 52 с.

11. 18 востребованных профессий на время и после карантина [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://miridei.com/sucess-ideas/business-ideas/18-vostrebovannyh-professij-na-vremya-i-posle-karantina/ (Дата обращения 26.08.2020).

Features of activity of institutions of additional professional education in conditions of Coronavirus pandemic in Russia Akhmetshin A.A.

State University of Management

The coronavirus pandemic in Russia in 2020 had an impact on many sectors of the economy , including area of additional professional education. The article discusses the impact of quarantine as an external factor on institutions of additional professional education (APE), its consequences and actions taken in the near future on the example of private educational institution «Bashkir inter-industry institute of labor protection, ecology and safety» (PEI « Inter-industry institute»). The link between the elements of viability of APE institutions and changes in the market conjuncture is shown, based on the analysis of which the vision of further development of APE institutions in the current conditions is presented.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

Keywords: additional professional education (APE), APE institution, viability of APE institution, pandemic, coronavirus, distance learning. References

1. Akhmetshin, A.A. The concept of the viability of institutions of ad-

ditional professional education: an overview and definition // Creative Economy. - 2018. - Volume 12. - No. 3. - P. 315-328.

2. Valiev, Sh.Z. On the role of additional educational services in

solving personnel problems of housing and communal services // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. - 2015. - No. 1 (11). - S. 27-32.

3. Krotenko, T.Yu. Problems and opportunities of the e-learning sys-

tem // Bulletin of the University. - 2020. - No. 5. - P. 65-70.

4. The list of sectors of the Russian economy most affected by the

deterioration of the situation as a result of the spread of the new coronavirus infection [Electronic resource] // Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/perechen_ot-rasley_ekonomiki_postradavshih_v_rezultate_raspros-traneniya_koronavirus ( Date of treatment 08/25/2020).

5. Popov, V.L., Alexandrova, T.V. Integratives as a form of person-

nel training in the context of the implementation of the national project "Labor productivity and employment support" // Bulletin of the University (State University of Management). - 2020. - No. 6. - P. 28-35.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of April 3, 2020

N 434 "On approval of the list of sectors of the Russian economy that are most affected in the context of a worsening situation as a result of the spread of a new coronavirus infection"

7. The government allocated 3 billion rubles for retraining the unem-

ployed [Electronic resource] // Access mode: https://yan-dex.ru/turbo/s/vedomosti.ru/econom-

ics/news/2020/08/20/837196-3-mlrd -na-pereobuchenie-bez-rabotnih (Date of treatment 08/27/2020).

8. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Rus-

sian Federation of August 28, 2020 N 1133 "On the organization of the beginning of the 2020/21 academic year in organizations subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) in the territory Russian Federation"

9. Types of professions [Electronic resource] // Access mode:

http://www.grandars.ru/college/biznes/tipy-professiy.html (Date of treatment 08/25/2020).

10. Lessons from the "stress test" universities in a pandemic and after it: analytical report - Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, 2020. - 52 p.

11. 18 professions in demand during and after quarantine [Electronic resource] // Access mode: https://miridei.com/sucess-ideas/business-ideas/18-vostrebovannyh-professij-na-vremya-i-posle-karantina / (Date of treatment 08/26/2020).

o

CS

o

CS cd

O LH

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.