Научная статья на тему 'Особенности деятельности религиозного объединения "свидетели Иеговы" в Казахстане'

Особенности деятельности религиозного объединения "свидетели Иеговы" в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
74
13
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩИНА / COMMUNITY / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RELIGIOUS ORGANIZATION / СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ / JEHOVAH''S WITNESSES / РЕЛИГИЯ / RELIGION

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Мухамбетова Д.Р.

Статья посвящена рассмотрению основных аспектов деятельности Свидетели Иеговы в Казахстане. В частности, производится его социальные парадигмы, особенностей миссионерской деятельности, ритуалов и выявляется характер воздействия данного учения на стиль жизни их последователей.

FEATURES OF THE ACTIVITIES OF THE RELIGIOUS ASSOCIATION JEHOVAH''S WITNESSES IN KAZAKHSTAN

The article is devoted to the main aspects of Jehovah's Witnesses activity in Kazakhstan. In particular, it produces its social paradigms, features of missionary activity, rituals, and reveals the nature of the impact of this teaching on the lifestyle of their followers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности религиозного объединения "свидетели Иеговы" в Казахстане»

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» В КАЗАХСТАНЕ

Д.Р. Мухамбетова, магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных аспектов деятельности Свидетели Иеговы в Казахстане. В частности, производится его социальные парадигмы, особенностей миссионерской деятельности, ритуалов и выявляется характер воздействия данного учения на стиль жизни их последователей.

Ключевые слова: община, религиозная организация, Свидетелей Иеговы, религия.

В Казахстане «Свидетели Иеговы» официально появились в 1997, но фактически гораздо раньше. В советское время они отбывали наказание в лагерях, расположенных на территории Казахстана за свою деятельность, некоторые после освобождения остались жить здесь. По имеющейся информации в Казахстане проживает более 17 000 членов религиозной организации «Свидетели Иеговы».

Вокруг свидетелей витает множество слухов и домыслов. Но, исходя из изученного материала никто не пытается эти слухи развеять. Даже когда происходит очередной громкий инцидент (чаще всего связанный с переливанием крови), к ним никто не обращается за комментарием - в том числе и журналисты. В то же время Свидетелям Иеговы (далее СИ) всегда есть что ответить [2].

Главные отличия Свидетелей Иеговы от других религиозных организаций:

- религиозная организация в Казахстане не считается сектой, у неё есть все разрешительные документы;

- СИ, хоть и считают себя христианами, но не поклоняются крестам, мощам, иконам и прочим атрибутам христианской веры. Храмов, монастырей, часовен и профессиональных священнослужителей у них тоже нет;

- СИ крестятся во взрослом возрасте и только после того, как точно определятся в своём стремлении служить Иегове;

- СИ не отмечают привычные нам праздники, они считают, что радоваться

жизни и дарить друг другу подарки можно в любой день;

- тем не менее у свидетелей есть один официальный праздник в году -вечер памяти Иисуса Христа (накануне его распятия);

- свидетели с уважением относятся к госсимволам и законам государства, в котором живут. Например, брак между свидетелями не считается действительным без свидетельства о браке, выданного в загсе;

- Свидетели Иеговы - пацифисты, но немного в иносказательном смысле, они не относятся к официальному движению пацифистов. Потому что сторонники движения в качестве методов отстаивания идеи ненасилия используют мирные демонстрации, шествия, политические процессы, лоббирование, а свидетели - нет. Но из-за неприятия насилия свидетели неоднократно подвергались гонениям в ХХ веке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Свидетели Иеговы отказываются от любого вида военной службы по соображениям совести. Они считают, что не могут поддерживать вооружённые силы и боевые действия даже косвенно, путем несения нестроевой службы. Но они соглашаются на альтернативную гражданскую службу, которая приносит пользу гражданскому обществу (больницы, общественные работы, хосписы);

- служение по улицам и домам, которое всех так раздражает - для Свидетелей Иеговы завет, который важно исполнять;

- у свидетелей нет национальности, поэтому вы можете увидеть семейные

пары с самыми невероятными сочетаниями цветов кожи и разрезов глаз;

- все свидетели обращаются друг к другу "брат" и "сестра", обращаются по имени и на ты, независимо от возраста;

- СИ очень трепетно относятся к своему здоровью, огромное внимание уделяют личной гигиене, правильному питанию и спорту (на территории Ве-филя, который находится в Алма-ате есть футбольное поле) [6].

Как они появились на территории Казахстана?

Возникновение первых общин исследователей Библии было спровоцировано советским правительством. Во время строительства коммунизма любая религия была вне закона [4].

Так как казахские степи считались наказанием, сюда товарными вагонами отправляли ссыльных со всей России. Исследователи Библии духом не упали и продолжили свою деятельность на новой родине, позже к ним примкнули уже местные жители.

Первые общины ссыльные образовали в Караганде и Жезказгане в 1940-х годах, а затем распространились практически по всему Казахстану. В те времена, когда заканчивался срок ссылки, человек имел право покинуть спецпоселение, но вернуться домой ему было нельзя. Поэтому многие оставались там же, где провели 15-20 лет наказания. Кроме того, в Казахстан приезжали и люди, в своё время сосланные в Сибирь, - здесь климат был мягче.

В советское время деятельность СИ жёстко пресекалась, поэтому им приходилось действовать подпольно. Владислав рассказал, что ещё помнит, как в 80-е годы приходилось вставать в пять утра и идти на встречи собрания. Кроме того, дети обводили ручками скопированный на печатной машинке текст религиозной литературы. Яркие глянцевые журналы появились в Казахстане лишь в 1991 году. Сейчас их уже нет, такие журналы запрещены мегодня в Казахстане.

Общины на местном уровне начали регистрироваться уже с 1992 года (пер-

вой была община в городе Чу Жамбыл-ской области), а позже - другие. В 1997 году официальный статус получил Республиканский центр - Министерство юстиции зарегистрировало религиозный центр свидетелей Иеговы в Республике Казахстан [12].

В 2012 общины во всех 14 областях и двух городах республиканского значения успешно прошли перерегистрацию. С самого начала в них стали проводиться встречи на казахском языке, а в 2014 состоялся первый республиканский конгресс на казахском языке.

В Вефиле все вывески и вся информация - на казахском и русском языках, по словам старейшин, это сделано для удобства казахскоязычных адептов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как они живут сегодня?

О свидетелях ходит много слухов, например, что им запрещено смотреть телевизор, читать книги помимо специальной литературы, нельзя общаться с родственниками, которые не разделяют их религиозных взглядов. Также многие свидетели не работают, а только ходят и служат по домам, а живут за счёт финансирования из главного центра свидетелей в Бруклине.

Региональный управленческий центр по СНГ базируется в Санкт-Петербурге. Казахстанское руководство находится в Алматы, в мкр. «Калкаман-2». Оно координирует и контролирует филиалы, имеющиеся во всех областных центрах Казахстана. Наиболее крупные общины расположены в Алматы, ЮКО, ВКО, Жамбылской, Карагандинской, Коста-найской и Актюбинской областях.

Деятельность членов Свидетелей Иеговы отличает активная прозелитиче-ская деятельность среди представителей иных конфессий (ислам и православие). Ежемесячно все члены организации в обязательном порядке вносят «добровольные» пожертвования так называемую «десятину» в размере 10 процентов от имеющихся доходов. Учреждается строгий контроль за тем, чтобы каждый из братьев и сестер настойчиво самоутверждался в знании доктрины организации и ее активной пропаганде.

Несмотря на многочисленные нару- ла антитеррористической защищенно-шения организация прошла процесс ре- сти и была приостановлена на 3 месяца. гистрации в качестве религиозного объ- Казахстанцы просят запретить дея-

единения в Казахстане в 2012 году. тельность этой организации на террито-

Что касается недавнего приостанов- рии республики, в адрес Ассоциации ления деятельности Свидетелей Иеговы центров исследования религий пришли в Алма-ате - то это временно. Регио- сотни таких обращений. нальная организация не соблюла прави-

Библиографический список

1. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года 1128-XII О свободе вероисповедания и религиозных объединениях (с изменениями, внесенными Указами Президента РК от 05.10.95 г. 2488; от 05.10.95 г. 2489; Законами РК от 11.07.97 г. 154-I; от 20.12.04 г. 13-III; от 23.02.05 г. 33-III; от 08.07.05 г. 67-III)

2. Даниленко Л. М. Роль религиоведческой экспертизы в профилактике распространения идей религиозного экстремизма. /Религия и право: Информационный бюллетень Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, 2(10)/2009 - Астана: Комитет по делам религий МЮ РК, 2009. - 148 с.

3. Жетписов С.К. О религиозной ситуации и некоторых проблемах взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республики Казахстан. /Религия и право: Информационный бюллетень Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, 1(9)/2009 - Астана: Комитет по делам религий МЮ РК, 2009. - 148 с.

4. Из выступления заместителя Председателя Комитета по делам религий Министерства юстиции республики Казахстан А. М. Мухашева на Совещании БДБИЧ/ОБСЕ по человеческому измерению г. Варшава 26 сентября 2007 г. /Религия и право: Информационный бюллетень Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, 4/2007 - Астана: Комитет по делам религий МЮ РК, 2007. - 162 с.

5. Асанбаев время М. - www. aspect. m. kz / rus

6. Джалилов А. Религиозная ситуация в Казахстане. // Панорама, 16 мая 2003 года-www. freeas.org

7. Котов Ф. http://www.ampravda.ru/2010/04/24/025654.htmlwww. antisekta. kz / node /38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. "Религия и СМИ", О социальной концепции русского православия. Под. общ.ред. М.П. Мчедлова; ИЦ "Религия в современном обществе"Республика, 2002. -41-67с. http://www.archipelag.ru/

9. Свобода слова и религий в Казахстане-www.humanrights.kz/press=review_47.php

10. http//knb.kz/page-id= 12&lang= 1 &article_id=3950

11. www.ombudsman.kz/puhlish/docs/doklad

12. www. tumba. kz

FEATURES OF THE ACTIVITIES OF THE RELIGIOUS ASSOCIATION JEHOVAH'S WITNESSES IN KAZAKHSTAN

D.R. Mukhambetova, graduate student Kazan (Volga region) federal university (Russia, Kazan)

Abstract. The article is devoted to the main aspects of Jehovah's Witnesses activity in Kazakhstan. In particular, it produces its social paradigms, features of missionary activity, rituals, and reveals the nature of the impact of this teaching on the lifestyle of their followers.

Keywords: community, religious organization, Jehovah's Witnesses, religion.