Научная статья на тему 'Особенности деятельности психологической службы при экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях'

Особенности деятельности психологической службы при экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2099
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА / ПСИХОКОРРЕКЦИОН-НЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / AN EMERGENCY SITUATION / THE EMERGENCY PSYCHOLOGICAL HELP / SYSTEM OF THE ORGANISATION OF THE COMPLEX APPROACH TO RENDERING OF THE PSYCHOLOGICAL HELP / A PSYCHOLOGICAL TRAUMA / PSYCHOCORRECTIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матафонова Т. Ю.

Модификация системы организации психологической помощи пострадавшим в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций оптимальна лишь при соответствии ее определенным стадиям развития ЧС с учетом эшелонированости мероприятий осуществления коррекционных психотехнологий, тесного взаимодействия с различными структурами, участвующими в осуществлении аварийно-спасательных работ и, прежде всего, со спасателями, подразделениями МВД и медицинскими специалистами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матафонова Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological services for urgent psychological help to victims in emergency situations

Modification of system of the organisation of the psychological help to the victim during liquidation of consequences of emergency situations is optimum only at conformity to its certain stages of development of Emergency situations, taking into account sequence of actions of realisation of correctional psychotechnologies, close interaction with the various structures participating in realisation under abnormal condition-salvage operations and, first of all, with rescuers, divisions of the Ministry of Internal Affairs, and medical experts.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности психологической службы при экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях»

тельности депутата невозможно ясно представить себе его специфику. Особенность данному мышлению придает не только конкретный предмет, но и психологический способ рационального и рефлексивного выражения этого предмета. Владение психотехникой использования речевых и неречевых средств в парламентской деятельности — показатель высокого профессионализма депутатов.

Литература

1. Лепешко Б.М. Логические основы правовой практики: моногр. Брест, 2003.

2. Березкина О.П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайны ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб., 1997.

3. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. Пособие. М., 2007.

4. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие // под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Культура парламентской речи // под ред. С.И. Виноградова. М., 1994.

6. Роберт Г.М. Азы парламентской культуры; пер. с англ. Нью-Йорк, 1992.

7. Малахов В.П. Логика для юристов. М., 2002.

8. Сидорчук И.П. Динамика и логика законотворческого процесса / Белорус. рынок. 2001, 5 фев.

9. Демичев Д. Законотворческая деятельность и профессионализм / Судовы весшк. 1998. № 3.

10. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1946.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Т.Ю. МАТАФОНОВА,

начальник отдела психологического обеспечения Управления медико-психологического обеспечения МЧС России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: t.matafonova@gmail.com Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии

Московского университета МВД России Д.Б. Белинская; директор Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ З.Г. Данилова

Аннотация. Модификация системы организации психологической помощи пострадавшим в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций оптимальна лишь при соответствии ее определенным стадиям развития ЧС с учетом эшелонированости мероприятий осуществления коррекционных психотехнологий, тесного взаимодействия с различными структурами, участвующими в осуществлении аварийно-спасательных работ и, прежде всего, со спасателями, подразделениями МВД и медицинскими специалистами.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экстренная психологическая помощь, система организации комплексного подхода к оказанию психологической помощи, психологическая травма, психокоррекцион-ные мероприятия.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SERVICES FOR URGENT PSYCHOLOGICAL HELP TO VICTIMS IN EMERGENCY SITUATIONS

T.YU. MATAFONOVA,

head of the Department of Psychological Support Management of medical-psychological support

of Russian Ministry of Emergency Measures of Russia

Annotation. Modification of system of the organisation of the psychological help to the victim during liquidation of consequences of emergency situations is optimum only at conformity to its certain stages of development of Emergency situations, taking into account sequence of actions of realisation of correctional psychotechnologies, close interaction with the various structures participating in realisation under abnormal condition-salvage operations and, first of all, with rescuers, divisions of the Ministry of Internal Affairs, and medical experts.

Keywords: an emergency situation, the emergency psychological help, system of the organisation of the complex approach to rendering of the psychological help, a psychological trauma, psychocorrectional actions.

Бурное развитие техники и новых технологий в XIX и XX вв. привело к росту числа чрезвычайных ситуаций и трагических последствий в результате возникновения аварий и катастроф техногенного характера: взрывы, пожары, аварии на транспорте и производстве занимают в современном мире лидирующее положение среди причин чрезвычайных ситуаций. Особое место принадлежит чрезвычайным ситуациям социального характера: войны, террористические акты, похищения людей, преступность.

Традиционные формы оказания психологической помощи (стационарная, полустационарная, амбулаторная) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) оказались недостаточными: как показывает статистика, к специалистам в момент ликвидации чрезвычайных ситуаций сегодня самостоятельно обращаются не более 25% лиц, нуждающихся в такой помощи.

Модификация системы организации психологической помощи пострадавшим в ходе данной работы оптимальна при соответствии ее пяти стадиям развития чрезвычайной ситуации с учетом эшелонированности мероприятий осуществления коррекционных психотехнологий и тесного взаимодействия между различными структурами, участвующими в осуществлении аварийно-спасательных работ: МЧС России, МВД России и медицинскими специалистами.

Изучая и анализируя стиль работы психологов в чрезвычайной ситуации при проведении аварийно-спасательных работ на практике обнаружи-

вается разорванность и непоследовательность действий специалистов. Это зачастую оправдывается неопределенностью обстановки, быстрой сменой ситуации, высокой оперативностью в связи с осуществлением экстренной психологической помощи в условиях цейтнота.

Рассматривая причинно-следственные связи данных условий деятельности психологов обнаруживается упущенное на психодиагностическом этапе важное направление, связанное с учетом возрастной динамики процесса индентификации (по Э. Эриксону).

Диагностическими признаками психологических проблем при проведении аварийно-спасательных работ могут служить следующие параметры:

♦ недоверие к людям, эмоциональная изоляция;

♦ сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда;

♦ чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения;

♦ чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков, конформность;

♦ диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смешение временных перспектив, смешение норм поло-ролевого поведения;

♦ изоляция, избегание других людей (первичные симптомы изменения психики человека — трудных характер, непредсказуемое поведение);

^¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

♦ застой (особенно в труде), эгоцентризм, эгоизм, непродуктивность в работе, ранняя инвалидность.

Таким образом, при осуществлении задач психологической помощи в ходе выполнения аварийно-восстановительных работ, психолог может с высокой степенью вероятности столкнуться с четырьмя видами изменений психологического статуса пострадавших:

первый вид — приобретенные личностью в результате нарушений индентификации до событий чрезвычайной ситуации;

второй вид — нарушения психического состояния, связанные с нарушением индентифика-ции непосредственно в результате воздействия стресс-факторов чрезвычайной ситуации;

третий вид — нарушения различного рода, возникающие в результате психотравмы при воз-

действии стресс-факторов чрезвычайной ситуации, как результат дезадаптации личности;

четвертый вид — пограничные состояния, свойственные личности до чрезвычайной ситуации и являющиеся его личностными специфическими особенностями.

Любая модификация организационно-управленческой системы, требует структурных и содержательных изменений. Ясно, что при новых обстоятельствах становятся востребованными структурное реформирование и модернизация содержательного наполнения деятельности специалистов, введение в практику новых психокор-рекционных техник (табл. 1).

Опыт показал, что для успешного проведения мероприятий психологической помощи в ходе аварийно-спасательных работ в чрезвычайной ситуации требуется организация работ психологов,

Таблица 1

Новые психокоррекционные технологии

Сущность идентификации Возраст Метод, методика психологической помощи

Инкорпоративная до года Рациональная психотерапия с матерью (с близким людьми при ее гибели), направленная на усиление заботы о ребенке. Методика снятия страха, тревоги, напряжения с заботящихся о ребенке людей методами NLP, релаксационными техниками

Автономность от 1 года до 3 лет Поручить ребенку выполнение посильных для него задач: «поцеловать маму сказать, чтобы она не боялась, все будет хорошо» и т.п.

Локомоторно-генитальная от 3 до 5 лет Обеспечить активность ребенка, похвалить за успехи и поведение, в котором найти позитив самостоятельности. Артерапия, игроте-рапия, нагрузка тактильного анализатора с элементами суггестии

Научение и трудолюбие от 6 до 12 лет Стимулировать положительное самовосприятие среди сверстников, «потому, что сам справлялся и способен помочь другим»

Формирование целостности, идентично сти от 12 до 20 лет Рациональная психотерапия с обсуждением личностных достижений, повышение уверенности в себе, укрепление плана действий. Методика «Круги силы», «Переориентация жизненных целей», ДДГ, Дибрифинг критической ситуации и др.

Сформированной идентично сти от 21 до 25 лет Ориентация на поддержку и заботу мужа (жены). Ориентация на заботу об окружающих, недопущения замыкания в себе. Методика «Изменение отношения к объекту», «Визуальные проблемы»

Взрослость от 25 до 50 лет Повысить ответственность за действия в ситуации, заботу о более младшем поколении, развивать чувство коллективизма. Методики гештальтерапии, «Линия времени», NLP

Завершение жизненного пути после 50 — 60 лет Подчеркнуть жизненные достижения, проанализировать извлеченные уроки из жизненных неудач, сформировать удовлетворение от пройденного пути

В других случаях

Психокоррекционные техники в зависимости от сущности и выраженности психологической проблемы (горе, депрессия, фобии и т.п.)

этапирование психологическом деятельности, эшелонирование всех средств и возможностей психологического обеспечения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также организация продуманного и эффективного взаимодействия в интересах обеспечения комплексности мероприятий по оказанию помощи и поддержки пострадавшему населению. В связи с этим можно предложить модифицированное видение системы организации психологической помощи при проведении аварийно-спасательных работ (рис. 1).

При этом необходимо предложить следующие этапы деятельности психологической службы при аварийно-спасательных работах в чрезвычайной ситуации (рис. 2).

Исходя из изложенного, этапы деятельности психологов должны выглядеть следующим образом.

На подготовительном этапе проходит стажировка волонтеров, профессиональная подготовка и усовершенствование знаний штатными психологами и непосредственная подготовка к деятельности в ЧС.

На этапе реагирования психологи, выезжающие на ЧС, распределяются на первичную, мобильную и экстренную группы, группу оперативного реагирования, группу горячей линии; уточняются задачи, организуется взаимодействие.

На основном этапе, реализуются основные задачи психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации. К ним относится: первичная помощь, психодиагностика, разработка индивидуального психореабилитационного плана для пролонгированного психокоррекционного воздействия, планирование и организация потока пострадавших по контуру системы организации психологической помощи; оказание помощи пострадавшим с признаками дезадаптации, дистресса, острого стрессового расстройства, организация взаимодействия с медицинской службой; работа на телефоне горячей линии; психологическая помощь пострадавшим с демонстративным поведением, пострадавшим с наиболее сложными случаями деформации психологического статуса личности.

На заключительном этапе происходит итоговая аналитическая работа, пишутся отчеты, идет про-

о ^

рр §

Рч

^

н

у

£ н о м

о д к

ДЦ

к

ПОСТРАДАВШИЙ

ПСИХОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА НЕПСИХОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ДИАГНОСТИКА

Когнитивно-бихевиоральное направление Психодинамическое направление Гуманистически-экзистенциальное направление Краткосрочные специализированные психотехники

Звено первичной психологической помощи Мобильная группа психологической помощи Группа экстренной психологической помощи

Группа управления

Основные задачи психологической помощи

«Сортировка» пострадавших, диагностика и первичная психологическая помощь Психологическая помощь находящимся в состоянии дезадаптации, организация взаимодействия с медицинской и другими структурами ЧС Экстренная психологическая помощь лицам с демонстративным поведением

Группа оперативного реагирования (решение возникающих по динамике аварийно-спасательных работ, задач)

Рис. 1. Общий вид нового подхода к системе психологической помощи -Вестник Московского университета МВД России-

Подготовительный этап Этап реагирования Основной этап Заключительный этап Пролонгированный этап

g

К Ес

ОС

m ^

О s

£ Ü

О =Е

U g

о р

с о

« aJ

Ü &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 с

3 и

Н I

5

Мобильные пункты психологической помощи

Мобильные группы

психологической помощи

Группа экстренной психологической помощи

Производственная практика в учебном заведении

г 1 « Ц-

KpqfL

м Рч < р-

КС ^^

ОС

XX

сс сс

Самоанализ, рефлексия

es н

о ^

Ю И CS С

к

W 2 CS Е

S и

S I

г U

Н Ч К U и и

а ч к о

CS С

Ii

§1 н

й £

Н X

О I

Ю

CS fS CS

я &

X

CS

cc

с

CS f-

a с

S^

К tr

о О

§ Ü3 а g С s

CS I

а s

« fl CS g

Л

x Oes

Л SU

4 HO

§ Ü 8 s s

«1С

К CS

s g а

Рис. 2. Этапы деятельности психологической службы

цесс самоанализа, рефлексии, осуществляются мероприятия самовосстановления и снятия нервно-психического напряжения.

Пролонгированный этап включает в себя работу местных психологов с пострадавшими по разработанным индивидуальным психокоррекцион-но-реабилитационным планам; психологическую помощь спасателям в восстановлении профессионального здоровья.

Таким образом, модернизация системы организации психологической помощи при проведении аварийно-спасательных работ естественным образом требует совершенствования этапности и содержания деятельности психологов МЧС России и МВД России в чрезвычайной ситуации. Только в единстве всех составляющих этой работы, можно повысить эффективность спасательных работ, результативность деятельности всех участников.

Введение новой системы организации психологической помощи и модифицированного содержания психокоррекционных технологий обеспечит повышение коэффициента полезного действия подразделений психологов. Отказ от экстенсивных методов спасательных работ в пользу интенсивного

метода деятельности приводит к нежелательному увеличению числа ошибок по «Человеческому фактору» и требует развертывания системы доподго-товки специалистов к работе с применением новых технологий.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1990.

2. Александров О.И. Взорванный мозг. Новосибирск, 2001.

3. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. № 4.

4. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М., 1998.

5. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М., 1991.

6. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. М.,2003.

7. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие. М., 2000.

8. Кипор Г.В. Проблемы психофизиологии лиц, принимающих решения // Медицина катастроф. 1998. № 3—4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.