Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна, Зияудинова Оксана Магомедовна, Мархиева Мадина Висангереевна

В статье выявлены особенности деятельности педагога высшей школы в условиях дистанционной работы. В данной работе особое внимание уделено профессиональному потенциалу преподавателей, работающих в высшей школе, так как именно от профессионализма педагога во многом зависит подготовка молодых специалистов. Сделан вывод о том, что профессиональный потенциал педагога высшей школы должен включать как традиционные компетенции педагога, так и его личностные свойства. А в настоящее время, характеризующееся значительными изменениями и высокой степенью неопределенности, на первый план выходят психологическая устойчивость, регуляторная гибкость, осознаваемая система саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна, Зияудинова Оксана Магомедовна, Мархиева Мадина Висангереевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE WORK

The article reveals the features of the activity of a higher school teacher in the conditions of distance work. In this work, special attention is paid to the professional potential of teachers working in higher education, since the training of young specialists largely depends on the professionalism of the teacher. It is concluded that the professional potential of a teacher in higher education should include both the traditional competencies of the teacher and his personal properties. And at the present time, characterized by significant changes and a high degree of uncertainty, psychological stability, regulatory flexibility, and a conscious system of self-regulation come to the fore.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Литература:

1. Биба, А.Г. Содержание профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации системно-деятельностного подхода в начальном образовании [Текст] / А.Г. Биба // Вестник Калужского университета. - 2018, №4. - С. 93-95.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Гекст|: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 105 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

информационных технологий, экономики и дизайна Зияудинова Оксана Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Мархиева Мадина Висангереевна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье выявлены особенности деятельности педагога высшей школы в условиях дистанционной работы. В данной работе особое внимание уделено профессиональному потенциалу преподавателей, работающих в высшей школе, так как именно от профессионализма педагога во многом зависит подготовка молодых специалистов. Сделан вывод о том, что профессиональный потенциал педагога высшей школы должен включать как традиционные компетенции педагога, так и его личностные свойства. А в настоящее время, характеризующееся значительными изменениями и высокой степенью неопределенности, на первый план выходят психологическая устойчивость, регуляторная гибкость, осознаваемая система саморегуляции.

Ключевые слова: педагог высшей школы, дистанционное обучение, педагог, профессионально-педагогическая компетентность.

Annotation. The article reveals the features of the activity of a higher school teacher in the conditions of distance work. In this work, special attention is paid to the professional potential of teachers working in higher education, since the training of young specialists largely depends on the professionalism of the teacher. It is concluded that the professional potential of a teacher in higher education should include both the traditional competencies of the teacher and his personal properties. And at the present time, characterized by significant changes and a high degree of uncertainty, psychological stability, regulatory flexibility, and a conscious system of self-regulation come to the fore.

Keywords: higher education teacher, distance learning, teacher, professional and pedagogical competence.

Введение. В настоящее время важное значение приобретают не только те изменения, которые происходят в системе высшего образования, но и те явления, которые вызваны к жизни этими многоплановыми преобразованиями. Идет слом стереотипов в педагогической деятельности, а также в образе жизни педагогов, в их сознании. Любые нововведения, даже если они направлены на улучшение ситуации и носят позитивный характер, тем не менее, создают стрессовую ситуацию, ощущение неопределенности в реформируемом педагогическом процессе.

В современных условиях зачастую бывает достаточно сложно сохранить свой профессиональный потенциал на высоком уровне. Требуются определенная перестройка в подходах к преподаванию, приобретение новых профессиональных навыков. Помочь справиться с современными вызовами в образовании, успешно адаптироваться к меняющимся условиям, могут развитые навыки саморегуляции [1]. Многие педагоги в условиях дистанционной работы испытывают повышенные психоэмоциональные нагрузки. Представляется необходимым исследовать способы саморегуляции, которыми пользуются педагоги для оптимизации своей работы, в целях сохранения не только профессионального потенциала, но и своего здоровья, определить, насколько они разнообразны и эффективны.

Изложение основного материала статьи. Современный этап развития системы высшего образования характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями. В педагогической практике они сопровождаются ломкой стереотипов в деятельности, сознании и образе жизни педагогов. Изменения в профессиональной деятельности оказывают влияние на процесс обучения студентов, создают стрессовую ситуацию, ощущение неопределенности в реформируемом педагогическом процессе.

У каждого педагога существует свой профессиональный потенциал, сложившийся за определенное время; это главная характеристика педагога, позволяющая судить о его профессионализме. Во многом именно от профессионального потенциала педагога зависит качество подготовки молодых специалистов.

Однако, столь кардинальные изменения в процессе преподавания, среди которых особо хотелось бы отметить введение дистанционного формата работы, приводят к тому, что у ряда педагогов возникает феномен психоэмоционального выгорания или отдельные негативные состояния, стрессовые реакции.

Это проявляется в том, что происходит снижение обычного уровня активности, человек чувствует себя разбитым, уставшим, при этом могут возникнуть проблемы со сном. Также можно отметить, что повышается нервозность, человек становится более раздражительным, резче реагирует на нестандартные ситуации, не может сосредоточиться. Все это существенно снижает эффективность педагогической деятельности, разрушительно действует на профессиональный потенциал педагога высшей школы.

Целый ряд отечественных исследователей отмечает, что именно в продуктивной профессиональной деятельности раскрывается такое понятие, как «профессионализм». Данное утверждение мы можем найти в работах таких авторов, как В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, В.Т. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и другие.

По мнению Н.В. Кузьминой, для обеспечения успешной педагогической деятельности, а, следовательно, формирования и развития профессионального потенциала, наиболее важна мотивация. Залогом успешной деятельности педагога С.В. Пазухина видит развитое профессиональное сознание, тогда как К.К. Платонов делает акцент на педагогических способностях, а Н.Ю. Певзнер - на психологической культуре педагога. И.Н. Семенов считает, что высокий уровень профессионализма достигается, в первую очередь, благодаря рефлексивной культуре. А.К. Маркова и Л.М. Митина на первый план выводят педагогическую направленность. Представляется интересной концепция управления развитием профессионального опыта Ф.С. Исмагиловой. А такие педагоги-ученые, как М.Н. Певзнер и П.А. Петряков говорят об успешности деятельности педагога в русле метатеории многообразия, включающей в себя педагогику многообразия и менеджмент многообразия [5].

Движущей силой современности являются профессиональные навыки в виде различных технологий. Резко возрос уровень трансформации социально-экономического характера, стремительно распространяются новые технологии, в первую очередь компьютерные.

Необходимо непрерывно пополнять свои знания в течение всей жизни. Достижение высокого уровня профессионализма - главная стратегическая задача педагога высшей школы.

Деятельность педагога высшей школы направлена на решение большого количества задач и достаточно сложно организована. Очевидно, что ведущая деятельность - это педагогическая (как учебная, так и методическая), но, помимо нее, преподаватель ведет также организационно-управленческую, научно-исследовательскую, воспитательную деятельность [3].

Кроме того, «фактором профессионализма педагогических кадров выступает общая культура преподавателя, а психологическая культура является ее ядром. Психологическая культура современного педагога рассматривается в качестве специфической модели, включающей в себя профессиональное социальное общение, взаимодействие, высокий уровень профессиональной и нравственной мотивации. Все это обеспечивает успешность личности, как в профессии, так и в рамках жизненной стратегии в целом» [4].

Можно выделить некоторые особенности, характерные для педагога высшей школы. Так, нами отмечается высокая автономность профессии, что требует напряженного умственного труда. Следует также помнить о повышенной степени профессиональной ответственности педагога.

Помимо этого, необходимо осознавать потребность в непрерывном саморазвитии, так как преподаватель, как правило, занимается не только педагогической деятельностью (хотя и для нее требуется постоянное самосовершенствование, освоение новых знаний), но и научной. А в последние годы к функциям педагога и исследователя добавилась функция менеджера.

И еще одна особенность деятельности в сфере образования - это зависимость ее эффективности не только от того, кто обучает, но и от того, кого обучают [6, С. 4].

Таким образом, на современном этапе педагог является ученым, обучающим, воспитателем и менеджером одновременно. Это подразумевает наличие высокой квалификации и в своей предметной области, и в других областях знаний.

Обратим внимание на особенности педагогической работы с молодежью в настоящее время. Возрастная психология и смежные дисциплины достаточно подробно описывают особенности юношеского возраста. Однако, личность студента в современных условиях во многом отличается от того образа, который складывается под влиянием учебной литературы.

Очевидно, что интернет оказывает воздействие на формирование и развитие коммуникативной компетентности. Еще до школы ребенок начинает постепенно погружаться в информационную среду. К окончанию школьного обучения в подавляющем большинстве молодые люди не могут представить свою жизнь без социальных сетей.

Это имеет смысл, когда у человека присутствуют ограниченные возможности здоровья. Тогда интернет-общение становится средством социализации личности, позволяет взаимодействовать с социумом. Интернет важен и для поддержания удаленных контактов. Если же формируется интернет-зависимость, то остальные виды деятельности постепенно вытесняются, нарушаются реальные связи, ухудшается их качество. Специалистами отмечается проявление различных личностных деформаций, что, в конечном счете, может привести к дезадаптации личности [1].

Также надо отметить, что интернет не всегда способствует активизации познавательной деятельности студентов высшей школы. Во многих случаях он выступает в качестве шпаргалки, позволяет использовать информацию, найденную простейшим способом по ключевым словам. Это хорошо известно научным руководителям студенческих работ. Целью выступает не создание нового, актуального продукта, а прохождение системы «антиплагиат» и получение оценки.

Требования, предъявляемые к студентам в учебной деятельности, не всегда выполнимы, так как в среднем уровень познавательных возможностей снижен. Зачастую обучающимся сложно формулировать свои мысли, воспринимать информацию, использовать понятийный аппарат.

Сложности, возникающие в процессе общения, необходимо учитывать в педагогической деятельности. Требуется большее количество часов для отработки коммуникативных навыков. Для этого не обязательно кардинально менять учебные планы. Преподавателю достаточно в рамках своей учебной дисциплины использовать различные интерактивные формы обучения. Это и работа в малых группах, и обсуждение кейсов, и деловые игры, круглые столы, дискуссии, - любые варианты на усмотрение педагога.

К подготовке и проведению таких занятий привлекаются как малоактивные, так и заинтересованные студенты. В некоторых случаях целесообразно создавать смешанные группы с участниками, обладающими разным уровнем знаний и способностей, в других предпочтительнее использовать индивидуальный подход в обучении. Однако, использование подобных форм работы в настоящее время затруднено, о чем будет сказано далее.

На современном этапе обращает на себя внимание отсутствие безусловного принятия педагога в качестве источника правильной, истинной информации. Ранее также встречались студенты, которые не соглашались, например, с предложенной трактовкой каких-либо событий, но их было намного меньше.

Сейчас же информация, которую предоставляет преподаватель, может быть сразу же проверена любым студентом в сети интернет. В случае разночтений от педагога требуется способность найти сильные аргументы в защиту своей позиции, так как директивный стиль подачи материала зачастую вызывает его отторжение у обучающихся. В результате педагог должен уметь с достоинством выходить из сложных ситуаций, иметь широкий кругозор, в совершенстве владеть ораторским искусством, особенно искусством аргументации [2].

Для умелого преподавателя подобные ситуации являются вызовом, они позволяют оживить учебный процесс, делают его более эффективным, заставляют думать. Студент уже не является пассивным объектом педагогического воздействия, в него не «вкладывают» знания. Он -полноценный субъект, а «деятельность субъекта формируется и развивается в человеческих отношениях» [5, С. 54-58], при этом обучение трансформируется в увлекательное совместное познание, сотворчество. Если при этом педагог критично относится не только к студентам, но и к себе, является профессионалом в своей области, но может признать свои ошибки, - это вызывает чувство уважения и принятия.

Особое внимание следует обратить на изменившийся формат работы преподавателей в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). 14 марта 2020 года на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации был размещен приказ о новых правилах организации образовательной деятельности в российских вузах. Согласно данному приказу, с 16 марта 2020 года руководителям университетов было предписано перевести в дистанционный формат весь образовательный процесс. То есть лекционные и семинарские занятия, практика, сессия, защита курсовых и выпускных квалификационных работ, Государственная итоговая аттестация со второй половины второго семестра 2019-2020 учебного года проводились дистанционно.

Ранее высшая школа использовала дистанционные образовательные технологии, но, как правило, объем предлагаемых в дистанционном формате открытых научно-популярных онлайн-лекций, каких-либо дистанционных курсов, носящих чаще всего профориентационный характер, был невелик. Исключение составляли некоторые негосударственные образовательные учреждения, которые предлагали дистанционно получить высшее профессиональное образование, однако подавляющее большинство абитуриентов не рассматривали данную форму обучения в связи с недостаточным качеством образования [7].

После 16 марта 2020 года дистанционное образование становится способом защиты студентов и преподавателей в условиях пандемии и высшие учебные заведения были вынуждены перейти на удаленную работу.

Ведущие российские вузы в короткие сроки организовали массовое дистанционное обучение. Согласно учебным планам, проводились онлайн-трансляции лекций и дистанционные семинарские занятия. В работе также использовались электронные учебники.

Высшим учебным заведениям приходилось быстро находить новые решения для продолжения образовательного процесса в кардинально изменившихся условиях, но глобальных технических проблем не возникало: перейти полностью на удаленный формат в кратчайшие сроки позволили и технические средства, и скорость интернета в большинстве регионов страны [7].

В процессе перехода на дистанционное обучение проявились проблемы скорее не технического плана, а педагогического. Необходимо было практически индивидуально решать вопросы методической разработки занятий и модификации программ в зависимости от характера дисциплины. Студентов, обучающихся по гуманитарным программам (юристов, историков, экономистов, филологов и пр.), а также дизайнеров, программистов было менее сложно перевести на дистанционное обучение. Проблемы возникли с переводом в дистанционный формат технических и естественно-научных программ. Для качественной подготовки молодых специалистов данных направлений нужна материально-техническая база для практики и лабораторных работ. Невозможно представить, например, инженера, биолога, археолога или хирурга, обучающегося только в дистанционном формате.

За прошедшие полтора года многое сделано. Созданы виртуальные лаборатории, которые представляют собой компьютерные программы-симуляторы, позволяющие проводить эксперименты и лабораторные работы, максимально приближенно к реальным условиям. Но все-таки виртуальная лаборатория - это всего лишь компьютерная модель, она не сможет в полной мере заменить собой реальную. По ряду дисциплин нельзя приобрести профессиональные навыки дистанционно. В виртуальную форму проще переводить теорию, а не практику. Вызывает опасение тот факт, что студенты инженерных и естественно-научных программ могут отстать от учебного плана по некоторым предметам, требующих очного присутствия на семинарских и лабораторно-практических занятиях.

Обратим внимание на следующие особенности дистанционной работы. Студенты, находясь на занятиях удаленно, могут демонстрировать недостаточную мотивацию к обучению, особенно если есть возможность сослаться на технические проблемы (реальные или мнимые). При переходе на дистанционное обучение важно не только техническое сопровождение, но и тьюторская поддержка дистанционного учебного процесса. В качестве примера хочется привести дистанционную защиту выпускных квалификационных работ или сдачу государственных экзаменов. В данном случае студентов выпускных групп на протяжении всего процесса сопровождает проктор, а при появлении у студента технических или других проблем, он связывается с секретарем комиссии или специалистом по технической поддержке.

Следует отметить, что технические проблемы в процессе дистанционной работы возникают и у педагогов высшей школы. Это могут быть и неполадки в сети Интернет, и проблемы с личным оборудованием, в том числе его выход из строя. Многие педагоги при появлении подобных проблем переходили со стационарного компьютера или ноутбука на мобильный телефон и продолжали вести занятия.

В качестве следующей особенности дистанционной работы можно назвать изменившееся общение педагога со студентами. В традиционном очном формате педагог отслеживает реакции аудитории, реагирует на снижение интереса к изучаемой теме, принимая соответствующие меры. Происходит живое, личное общение преподавателя и студентов. В случае использования дистанционного формата происходит обезличивание как студента, так и преподавателя. И для того, чтобы не превратиться в «говорящую голову», педагогу требуются значительные усилия и большее количество времени для перевода в онлайн аудиторных занятий.

Также, особенно в случае проведения практических занятий, семинаров, при отсутствии непосредственного контакта с педагогом, возникает своего рода отстраненное восприятие материала. Нельзя увидеть, насколько студенты понимают то, о чем говорит преподаватель, особенно студенты младших курсов, так как у них еще небольшой опыт самостоятельной учебной деятельности, а некоторые, не разобравшись в теме, стесняются или просто не хотят задавать уточняющие вопросы, что приводит к отставанию и плохому усвоению учебного материала.

Выводы. Таким образом, отметим еще раз важность непрерывного пополнения своих знаний в течение всей жизни, а кроме того, необходимость приобрести компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых сложно предвидеть. Поэтому профессиональный потенциал педагога высшей школы должен включать как традиционные компетенции педагога, так и его личностные свойства. А в настоящее время, характеризующееся значительными изменениями и высокой степенью неопределенности, на первый план выходят психологическая устойчивость, регуляторная гибкость, осознаваемая система саморегуляции.

Литература:

1. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самарский государственный педагогический университет. - Самара, 2008

2. Айсувакова Т.П., Дмитриев М.М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации // Педагогический вестник. - 2019. - № 8. - С. 12-14.

3. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

4. Кокоева, Р.Т., Хетагов, В.К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №3. URL: hrtp://science-education.ru/m/artide/view?id=28800

5. Остапенко, И.А. Деятельность современного педагога высшей школы в свете изменений в психологической организации студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 40. - С. 54-58. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56900.htm

6. Преподаватель в XXI веке: рек. указ. / О.П. Шрейн, Е.А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. - 147 с.

7. Штыхно, Д.А., Константинова, Л.В., Гагиев, Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. - 2020. - №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-vuzov-v-distantsionnyy-rezhim-v-period-pandemii-problemy-i-vozmozhnye-riski

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, профессор Ахметов Линар Гимазетдинович

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); магистрант 3 курса, профиль подготовки «Инженерная педагогика» Колпаков Евгений Александрович

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. В современную эпоху рынок труда ощущает востребованность в наличии квалифицированных специалистов. Особенно остро ощущается кадровый голод в инженерно-технических профессиях. При этом стоит отметить, что самыми востребованными инженерными вакансиями являются инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры по робототехническим установкам, IT системам, управления искусственным интеллектом и др. Отмеченное определяет значимость профессиональной ориентации подрастающего поколения в мире современных инженерно-технических профессий и самоопределении в выборе будущей профессии в сфере IT и конструкторских разработок. Целью данной работы является теоретическое обоснование актуальности проблемы самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций в системе довузовской подготовки будущих инженеров. Методами исследования выступают теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, обобщения независимых характеристик объекта исследования, анкетирование обучающихся 8-11 классов, ориентированных на выбор профессии инженера.

Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, инженерное образование, профессиологическая компетентность, организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.

Annotation. In the modern era, the labor market is in demand for the availability of qualified specialists. The staff shortage is especially acute in engineering and technical professions. It should be noted that the most in-demand engineering vacancies are design engineers, process engineers, engineers for robotic installations, IT systems, artificial intelligence management, etc. The abovementioned determines the importance of vocational guidance of the younger generation in the world of modern engineering and technical professions and self-determination in choosing a future profession in the field of IT and design developments. The purpose of this work is a theoretical substantiation of the relevance of the problem of self-determination and professional orientation of students of general educational organizations in the system of pre-university training of future engineers. The research methods are theoretical analysis of scientific and educational-methodical literature, generalization of independent characteristics of the research object, questioning of students in grades 8-11, focused on the choice of the profession of an engineer.

Keywords: profession, professional self-determination, professional orientation, engineering education, professional competence, organizational and pedagogical support of professional self-determination.

Введение. В современной теории и методике профессионального образования рассматриваются особенности профессиональной ориентации будущих инженеров, проявляющиеся в интегрированном виде как устойчивое, осознанное и позитивное отношение личности к своей профессии, понимание тенденций развития науки и техники, влияние научно-технического прогресса на окружающую среду и жизнедеятельность человека и общества, коммуникативную готовность к работе в профессиональной среде (производственной, научно-технической, информационной). Отмеченные особенности профессиональной ориентации будущих инженеров определяют необходимость разработки комплекса социально-экономических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на содействие личности в формировании профессионально-ориентированных интересов и возможности реализации себя в профессии.

Профориентационная работа с будущими инженерами предполагает не только их серьезную подготовку к поступлению в профессиональные организации технических профилей подготовки, т.е. обучение в профильных, большей частью физико-математических классах, но и разработку комплекса мер по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения будущих инженеров уровня основного и среднего общего образования, направленного на содействие в формировании профессионально-ориентированных интересов у будущих инженеров и возможности реализации своих возможностей в будущей профессии.

При этом профессиональное самоопределение мы рассматриваем как интегративное личностное новообразование, достижимое в результате обеспечения педагогического сопровождения обучающихся-будущих инженеров в процессе профориентационной деятельности через осмысление ими правильности выбора профессии и осознания своего предназначения в этой профессии. Соответственно профориентация является одним из ведущих направлений в деятельности педагогов и их партнеров (психологов, специалистов в сфере инженерной практики, преподавателей образовательных организаций профессионального образования (вузов, СПО), занимающихся подготовкой студентов к профессии инженера и др.). Профессиональное самоопределение в этом отношении будет выступать конечным этапом, которому предшествовал весь комплекс организованных мероприятий по профориентации будущих инженеров.

В связи с необходимостью реализации эффективных мер по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения будущих инженеров уровня основного и среднего общего образования (обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.