Научная статья на тему 'Особенности деятельности менеджера в стоматологической организации'

Особенности деятельности менеджера в стоматологической организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1382
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургамбаева А.К., Жанабекова А.Ж., Сарсенова С.В., Кулов Д.Б.

На сегодняшний день, менеджмент это искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности [1,2]. Все более широкое внедрение в практику работы стоматологических учреждений рыночных отношений показало, что прежние административно-командные методы управления постепенно отходят на задний план и на их смену закономерно приходят экономические методы управления и хозяйствования. Однако, в большинстве своем стоматологические учреждения по своей структуре, штатному расписанию, специфике внутрихозяйственных взаимосвязей структурных подразделений и даже по нормам приема врачей различной специальности по-прежнему ориентированы на старый стиль управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности менеджера в стоматологической организации»

Р. Щеглов К., обозреватель «МГ». Донорство останется безвозмездным. В России будет создана единая система службы крови /Медицинская газета, 47. 4 июль,2012г. - С.4

10. Hurley CK, Setterholm M, Lau M, Pollack MS, Noreen H, Howard A, Fernandez-Vina M, Kukuruga D, Müller CR, Venance M, Wade JA, Oudshoorn M, Raffoux C, Enczmann J, Wernet P, Maiers M. Hematopoietic stem cell donor registry strategies for assigning search determinants and matching relationships.// Bone Marrow Transplant. 2004 Feb;33(4):443-50.

11. Motivating and educating donors. / Strategies for Safe Blood Transfusion

12. Zito E., Sara , Marconi A.M., Saturni V., Cremonesi G. Adolescents and blood donation: motivations, hurdles and possible recruitment strategies.//Blood Transfus. 2012 January; 10(1): 45-58.

Материал поступил в редакцию 25.12.2012 г.

УДК 614;6142;616.31;617.52-089

А.К. Тургамбаева, А. Ж. Жанабекова^.В. Сарсенова, Д.Б. Кулов АО «Медицинский университет Астана», г. Астана, Казахстан

особенности деятельности менеджера в стоматологической организации

На сегодняшний день, менеджмент - это искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности [1,2].

Все более широкое внедрение в практику работы стоматологических учреждений рыночных отношений показало, что прежние административно-командные методы управления постепенно отходят на задний план и на их смену закономерно приходят экономические методы управления и хозяйствования. Однако, в большинстве своем стоматологические учреждения по своей структуре, штатному расписанию, специфике внутрихозяйственных взаимосвязей структурных подразделений и даже по нормам приема врачей различной специальности по-прежнему ориентированы на старый стиль управления.

Таким образом, прежняя структура как бы входит в противоречие с новыми функциями [3,4,5] и введение системы оказания платных медицинских услуг населению не подкреплено сейчас новыми организационными формами работы стоматологических учреждений. Она наиболее широко и с успехом применяется за рубежом. В этой связи, видимо, необходимо рассмотреть вопрос о введении в номенклатуру специальностей стоматологических учреждений должности менеджера. В его задачи должны входить не только разработка и осуществление самого механизма отслеживания и реализации новых взаимосвязей структурных подразделений, обеспечение более слаженной их работы, но и оптимизация приема стоматологических боль-

ных. Тем самым он принципиально отличается по своему назначению, например, от главного врача, который сейчас все больше приобретает черты хозяйственника, и более правильно его было бы уже именовать директором, топ - менеджером стоматологического учреждения. Но его первейшая задача - обеспечить равномерную нагрузку всех врачей работой и построить ее таким образом, чтобы наилучшим способом повысить отдачу каждого врача и поставить ее в зависимость от уровня его квалификации, стажа работы, а так, же психологических особенностей. В этом он значительно превышает возможности нынешней регистратуры, которая сейчас работает по старинке и крайне неэффективно. Это и понятно: в настоящее время там работают, как правило, лица пред- и пенсионного возрастов, которые не заинтересованы в конечных результатах работы стоматологических учреждений [6,7,8,9].

Актуальность проблемы: авторы П.В. Про-шин, И.В. Бондаренко, Е.В. Ворохина, Э.А. Ха-ратян отмечают, что вопросы менеджмента в стоматологии стали приобретать всё большую актуальность в последнее десятилетие, что связано с новой ориентацией экономики на развитие рынка и рыночных отношений. Эти процессы существенно меняют роль руководителей, обусловливая рост их самостоятельности в решении вопросов функционирования и развития управляемых объектов. При этом одновременно возрастает ответственность руководства за достижение поставленных целей и задач [10,11,12].

Возможно, что особенностью современного стоматологического бизнеса является то, что ру-

86

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

ководителями организации часто являются сами врачи, то есть люди, имеющие высшее медицинское образование, но, как правило, не обладающие достаточными знаниями и практическими навыками предпринимательской и управленческой деятельности [13,14,15]. Проблемы же руководителей клиник, заключается в следующем: непонимание значения термина «Менеджмент организации»: его функции и структуры, подмена управлением; отсутствие алгоритма бизнес-мышления (мышления менеджера, предпринимателя); неумение грамотно ставить и формулировать задачи в бизнесе (перед собой, перед коллективом, перед внешними партнерами и консультантами, неумение планировать и достигать цели, проблема «самоменеджмента» и делегирования полномочий).

Цель менеджмента: получение прибыли для организации деятельности клиники сегодня и развития ее завтра [16,17]. Поэтому, при формировании менеджмента стоматологической организации возникает острая необходимость в создании новой должности менеджера [18]. Следовательно, задачами стоматологических организаций являются: 1) Создание единого блока менеджмента для сети стоматологической организации; 2) Разделение административного аппарата организации на 2 части: блока менеджмента (управляющий, главные администраторы, менеджеры); блока организации медицинской деятельности (глав. врач, нач. мед., старшая медицинская сестра); 3) Создание новых должностей: менеджер по работе с персоналом; менеджер по рекламе; менеджер по работе с клиентами.

К примеру, в экономически развитых странах менеджмент получил своё развитие в коммерческих структурах, которые действуют как в сферах производства, так и в отраслях, производящих услуги, к которым относится здравоохранение и бурно развивающаяся в последние годы система стоматологической помощи насе-лению[19]. Сегодня отечественные специалисты по управлению все чаще говорят о наступлении «эпохи менеджмента», в рамках которой проходит «тихая управленческая революция». Менеджмент коренным образом меняет всю управленческую систему. Стоматологическое учреждение сегодня является центральным звеном системы, самостоятельным субъектом управления, а не частью какой-либо иерархической пирамиды, как было в отрасли здравоохранения бывшего СССР [20,21,22].

Необходимо отметить, что менеджмент как конструктивная концепция управления характеризуется, прежде всего, возможностью выбора, позволяющего изыскать конкретные и реальные

пути и методы руководства. Стремясь найти и разработать средства, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей, менеджмент обусловил появление и развитие различных подходов к управлению, ориентированных на факторы внутренней и внешней среды. На разных этапах формирования менеджмента разработаны целевой и системный подходы, успешно применяющиеся в практике управления, и самый современный - ситуационный, применение которого чрезвычайно перспективно [23,24].

Рынок стоматологических услуг относится к числу наиболее динамично развивающихся секторов рынка медицинских услуг. Характерным для него является рост числа стоматологических организаций и, прежде всего, негосударственных, появление элементов конкуренции, изменение самих медицинских организаций, их структуры и размеров. В новых хозяйственных условиях неотъемлемой частью работы любой стоматологической организации является развитие практического менеджмента и маркетинга [25,26]. Трактовка управления как процесса, представляющего собой целостную совокупность функций, имеет давнюю историю. Фактически с начала формирования основ менеджмента в 20-х годах прошлого века, когда Анри Файолем был разработан первый перечень, и до сих пор создаются различные классификации, отличающиеся только числом и наименованием управленческих функций. Но сейчас речь должна идти не столько о классификациях, сколько о содержании и реализации этих функций в управлении стоматологическим учреждением [27,28]. Областью функционального совершенствования управления является планирование и прогнозирование (рис.).

Рисунок - Планирование и прогнозирование в рамках функционального совершенствования управления

Таким образом, знание структуры системы здравоохранения в целом, стоматологических медицинских учреждений, технологических процессов могут позволить постоянно улучшать эти процессы, а это является единственным предсказуемым способом улучшения результатов деятельности в стоматологии [29,30].

Исходя из выше изложенного можно сделать следующий вывод: современный управляющий стоматологической организацией должен обладать алгоритмом мышления предпринимателя, необходимым объемом знаний и практических навыков менеджера в данной сфере деятельности.

Литература

1. Пивень Д.В., Кицул И.С., Даценко С.О. Современные правовые механизмы совершенствования деятельности стоматологической службы //Менеджер №2. 2010 - 30

с.

2. Щербина В.В., Ермолаев В.Н. Организационное развитие стоматологических клиник Москвы: теоретические модели и реальность. Социология /Журнал российской социологической ассоциации. 2005.1.-С42-45

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Издательство: Новое знание, 2009 - 336с.

4. Абчук В.А. Менеджмент. Издательство: Союз, 2006. - 463 с.

5. Кузнецов В.В. Менеджмент стоматологической организации. - М.: Медицинская книга, Стоматология, 2007. -664 с.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада, 2005.-С.59-61

7. Н.В. Гинали. Экономика и менеджмент в стоматологии - №3 (32) - 2010.-С25-28.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Основы менеджмента. - Минск: Новое Знание, 2005

9. Стратегический менеджмент: Учебник /Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2007. - 336 с.

10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2006. - 448 с.

11. Лукиных Л.М., Золотухиным В.А. Оценка качества ведения Медицинской карты стоматологического больного // Нижегородский медицинский журнал. - 2006. - №5. -С.166-169.

12. Бондаренко Н.Н. Анализ существующих стандартов оказания медицинской помощи в стоматологии //Нижегородский медицинский журнал. - 2006. - №5.-С.74-76

13. Алиева А.О., Курбанов О.Р., Абдурахманов А.И. Управление стоматологическими учреждениями: методологические подходы и новые тенде-ции: Материалы VII Всероссийского научного форума с международным участием «Стоматология 2005». М., 2005. - С. 17-19.

14. Беззубов Е.А. Организация и управление амбулаторной и стационарной стоматологической службой в районе крупного города. Автореф. дисс.канд.мед.наук. М.,

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ МЕДИЦИНСКИМ ЖУРНАЛ

88

2005. - 24 с.

15. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. -СПб.:Питер,2007.-416с.

16. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», -2008.-560с.

17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 288 с.

18. Егоршин А.П. Управление персоналом - Н.Новгород: НИМБ, 2007. - 720с. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 359 с.

19. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 208с.

20. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2007. - 432с.

21. Комисарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. -312с.

22. Лебедев О.Г., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 2009. - 339с.

23. Менеджмент организации: Учебное пособие /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина, Р.З. Акберина. - Минск: МП «Эникс», 2009. - 193с.

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2009. - 371с.

25. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 648с.

26. Милъор Г. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла. - СПб.: Питер, 2008. - 247с.

27. Никитин Г. Хозяйственная деятельность предприятий //ЭКО. - 2004. - № 3. - С. 25-38с

28. Организация производства и управление предприятием: Учебник/Под ред. О.Г. Туровцева. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 268с.

Пригожин А.И. Методы развития организации. - М.: МЦФЭР, 2008. - 864с.

Материал поступил в редакцию 17.11.2012 г.

УДК 61:575 Ж. Абдрахманова

АО «Медицинский университет Астана», г. Астана, Казахстан

механизмы формирования мутации в гене дистрофина при

МИОДИСТРОФИИ ДЮШЕHHА

Локализация и клонирование последовательности к ДНК гена дистрофина открывают принципиально новые возможности диагностики мышечная дистрофия Дюшенна (МДД), основанные на исследовании мутантных аллелей у пациентов, членов их семей или у предполагаемых гетерозиготных носителей патологических мутаций. Это в равной степени относиться к перинатальной диагностике, которая может быть проведена с использование молекулярных методов анализа на самых ранних стадиях развития плода. Эти же подходы вполне приемлемы для доклинической диагностики болезни, что позволяет выработать и начать рациональную тактику лечения, а также эффективно выявлять гетерозиготных носителей в семьях высокого риска для профилактики миодистрофии Дюшенна. Решающим преимуществом молекулярной диагностики является ее универсальность, возмож-

ность использовать для анализа любые ДНК-содержащие клетки или ткани и при этом анализ в принципе может быть произведен на любых стадиях онтогенеза, начиная со стадии зиготы [1].

В настоящее время для гена дистрофина описано свыше 20 внутригенных полиморфных маркеров [2]. В эту группу входят как ПДРФ-маркеры с двумя аллелями, так и высокопо-лиморфорные микросаттилитные маркеры с числом аллелей до 19 (STR-49). В идеале, при проведении анализа на носительства гена используются маркеры с 5'и 3' концов гена и один маркер между интронами 3 и 44, которые являются "горячими" районами возникновения рекомбинаций, для того, чтобы исключить вероятность незамеченных двойных рекомбинантов. Однако, на практике не все семьи информативно с такой комбинацией маркеров. Поэтому, при оцен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.