Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ «ГИБРИДНЫХ» ВОЙН'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ «ГИБРИДНЫХ» ВОЙН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«ГИБРИДНАЯ» ВОЙНА / ВОЙНА НОВОГО ТИПА / МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ВС РФ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / САНИТАРНЫЕ ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тришкин Дмитрий Вячеславович, Калачёв Олег Владимирович, Крайнюков Павел Евгеньевич, Булатов Марат Равкатович

Представлен анализ воздействия факторов «гибридной» войны на деятельность медицинской службы ВС РФ, определено их влияние на выполнение задач медицинского обеспечения и сформулированы направления деятельности с учетом угроз войн нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTINCTIVE FEATURES OF THE RF AF MEDICAL SERVICE WORK UNDER HYBRID WARFARE CONDITIONS

The paper analyzes the effect from hybrid warfare factors on the work of the RF AF medical service, discovers the degree of their influence on fulfillment of medical support tasks, and formulates activity lines, given the threats of new-type warfare.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ «ГИБРИДНЫХ» ВОЙН»

Особенности деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях «гибридных» войн

Д.В. ТРИШКИН, кандидат медицинских наук

Генерал-майор медицинской службы О.В. КАЛАЧЁВ

Генерал-майор медицинской службы П.Е. КРАЙНЮКОВ, доктор медицинских наук

Полковник медицинской службы М.Р. БУЛАТОВ, кандидат медицинских наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Представлен анализ воздействия факторов «гибридной» войны на деятельность медицинской службы ВС РФ, определено их влияние на выполнение задач медицинского обеспечения и сформулированы направления деятельности с учетом угроз войн нового типа.

The paper analyzes the effect from hybrid warfare factors on the work of the RF AF medical service, discovers the degree of their influence on fulfillment of medical support tasks, and formulates activity lines, given the threats of new-type warfare.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

«Гибридная» война, война нового типа, медицинская служба ВС РФ, медицинское обеспечение, система здравоохранения, санитарные потери.

Hybrid warfare, new-type warfare, RF AF medical service, medical support, healthcare system, casualties.

СОВРЕМЕННЫЕ геополитические условия эпохи глобализации проявляются ослаблением государственных границ, развитием средств коммуникации, ростом потребности в источниках энергии и природных ресурсах, а также рядом других факторов. При этом прослеживается четкая тенденция стремления определенных стран к обеспечению себе гегемонии в масштабах мирового сообщества. Борьба за ресурсную базу, достижение экономических и политических целей приобрели в последние десятилетия все больший размах и реализуются не только и не столько путем различных способов невоенного воздействия, сколько с использованием силовых методов разрешения межгосударственных противоречий1'2.

Применительно к Российской Федерации международные отношения характеризуются резким увеличением претензий политического, экономического и социального характера, в ряде случаев имеют место территориальные споры. Очевидно, что существующие противоречия являются основанием для выдвижения ряда требований по отношению к России, при невыполнении которых применяются различные санкции и способы давления в рамках установленных правовых средств и не противоречащие нормам межгосударственных отношений. Вместе с тем в случае отсутствия ожидаемого эффекта от применяемых мер не исключено использование силовых методов. При этом формы, способы и масштабы силового воздействия будут зависеть от поставленных целей и в значительной степени — от возможности Российской Федерации парировать угрозы национальной и военной безопасности страны3'4'5'6.

24 февраля 2021 года на заседании коллегии ФСБ Президент Российской Федерации В.В. Путин конкретизировал перечень глобальных вызовов и угроз национальной безопасности страны на современном историческом этапе. Отмечено, что не снижается уровень таких глобальных угроз, как терроризм, трансгранич-

ная преступность, киберпреступ-ность, при этом особое внимание обращено на роль специальных служб в их деятельности7. Так, например, в документах альянса НАТО и Пентагона широко используется концепция «гибридных угроз», одним из авторов которой является научный сотрудник Минобороны США Фрэнк Г. Хофф-ман. Последний в одной из своих работ писал: «...Связь между преступными и террористическими организациями хорошо себя зарекомендовала, а рост нарко-террористических и транснациональных организаций, использующих контрабанду, наркотики, торговлю людьми, вымогательство и т. д., для подрыва легитимности местного или национального правительства достаточно очевиден», далее в тексте гибридная угроза определена так: «Любой противник, который одновременно и адаптивно использует сочетание обычных вооружений, нерегулярную тактику, терроризм и преступное поведение в зоне боевых действий для достижения своих политических целей»8.

В части, касающейся так называемой «политики сдерживания», применяются меры экономического характера, санкции различного характера, попытки вмешательства в политическую и общественную жизнь, методы деструктивной про-

паганды и другие действия. Целью такого комплексного воздействия следует рассматривать создание условий внутренней нестабильности в стране, снижение возможностей по защите своих национальных интересов, противодействие внутренним и внешним угрозам9,10.

Рассмотренные выше угрозы национальной безопасности по своей сути являются элементами так называемых «гибридных» войн или войн нового типа, рассмотрению которых посвящен ряд научных работ11—16. Несмотря на то что до настоящего времени нет единой общепринятой трактовки понятия, в рамках настоящей статьи под гибридной войной понимается определение ее феномена, приведенного А.А. Бартошом и рассматриваемого как скрытый конфликт, обладающий сложной внутренней структурой и протекающий в виде интегрированного военно-политического, финансово-экономического, информационного и культурно-мировоззренческого противостояния, не имеющего определенного статуса, с целью взятия страны — объекта «гибридной» агрессии под внешнее управление при минимальном уровне военного насилия за счет концентрированного давления в финансово-экономической, информационно-психологической сферах и использования кибероружия".

А.В. Сержантов и соавторы в статье «Трансформация содержания войны: от прошлого к настоящему — технологии «гибридных» войн» приводят принципиальную структуру и последовательность решения задач в войне нового типа, включающую в себя восемь фаз ее ведения, в рамках которых существенно меняется не только содержание, но и сама идеология ведения войны. Не вдаваясь глубоко в анализ содержания «гибридной» войны, в рамках настоящей статьи представляется целесообраз-

ным остановиться на конкретизации факторов, оказывающих влияние на деятельность системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ)18,19.

Применительно к специфике выполнения задач медицинского обеспечения войск (сил) с учетом последовательности решения задач противоборствующими сторонами фазы «гибридной» войны нами сгруппированы в два условных периода: скрытого противоборства и открытого военного противостояния с применением регулярных и (или) иррегулярных вооруженных формирований. На первом этапе предпринимаются меры по подготовке условий для смены режима объекта ведения «гибридной» войны и осуществления государственного переворота (применение технологий «цветных революций») — этап мягкой силы. На втором этапе, фактически носящем характер открытого противостояния с применением военной силы, создаются условия для демонтажа политической системы и взятия под контроль объекта агрессии20.

Период скрытого противоборства характеризуется комплексным воздействием агрессора на объект ведения войны с использованием мер политического, социально-экономического, информационно-психологического характера. При этом высока вероятность дезорганизации деятельности систем управления и жизнеобеспечения, проведения ди-версионно-террористических актов в отношении критически важных объектов, генерирования вспышек инфекционных и массовых неинфекционных заболевания и др. С учетом того, что рассматриваемый период представляет собой комбинацию угроз без боевого столкновения с поражением наиболее уязвимых мест объекта агрессии в политической, экономической, мировоззренческой, образовательной, морально-психо-

логической, медико-социальной и др. сферах, его следует рассматривать как кризисную ситуацию.

Очевидно, что в условиях кризисной ситуации на деятельность медицинской службы ВС РФ будет оказывать существенное влияние ряд общих факторов, на характеристике которых следует остановиться отдельно.

Дезорганизация работы органов государственной власти и военного управления, в том числе и медицинской службы. Реализация этого фактора будет осуществляться не только путем воздействия на ключевых должностных лиц, но и за счет принятия мер по нарушению каналов связи, в том числе путем насыщения их ложной информацией. Указанное обстоятельство может повлечь за собой принятие необоснованных, не соответствующих складывающейся обстановке решений и, как следствие, нерациональное использование сил и средств медицинского обеспечения.

Нарушение работы транспортных коммуникаций в условиях, диктующих необходимость оперативного реагирования на возникающие угрозы, способно существенно затруднить маневр силами, средствами, а также привести к перебоям в обеспечении запасами материальных средств.

Применительно к специфике выполнения задач медицинского обеспечения войск (сил) с учетом последовательности решения задач противоборствующими сторонами фазы «гибридной» войны нами сгруппированы

в два условных периода: скрытого противоборства и открытого военного противостояния с применением регулярных и (или) иррегулярных вооруженных формирований.

Воздействие на информационную сферу, т. е. дезинформация политических лидеров и населения, провоцирование острых культурных и социальных противоречий в обществе в сочетании с воздействием на социально-экономическую сферу, в целом направленные на ухудшение социального и материального положения широких слоев населения, рост сепаратистских и оппозиционных настроений способны оказать влияние на деятельность военно-медицинских организаций за счет психоэмоциональных факторов, таких как:

• снижение мотивации сотрудников к выполнению своих профессиональных функций;

• увеличение числа конфликтных ситуаций в коллективах;

• риск саботажа выполнения задач со стороны отдельных работников.

Кроме того, меры экономического характера сами по себе способны существенно осложнить выполнение задач медицинского обеспечения за счет формирования дефицита материальных ресурсов.

Несмотря на то что скрытый период «гибридной» войны не предполагает прямого применения военной силы, методы вооруженной борьбы в отношении объекта агрессии будут реализовываться путем ди-версионно-террористической деятельности силами криминальных сообществ и иррегулярных вооруженных формирований. При этом следует ожидать попыток первоочередного воздействия на критически важные объекты, разрушение либо вывод которых из строя способны привести к возникновению чрезвычайных ситуаций или техногенных катастроф. С одной стороны, это может привести к одномоментному возникновению массовых санитарных потерь, а с другой, при выборе в качестве цели диверсии объекта системы жизнеобеспечения, — к су-

щественному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

Рассмотренные общие факторы, наряду с применением целевых мер «гибридной» войны, непосредственно направленных на ухудшение состояния здоровья и (или) провоцирование массовых заболеваний среди населения и военнослужащих, формируют специфические условия деятельности системы военного здравоохранения в кризисный период.

Остановимся на организационном аспекте. В связи с тем, что одна из основных проблем периода скрытого противоборства состоит в своевременности определения момента времени, когда государство становится объектом «гибридной» агрессии, возможности по ее отражению зависят от скоординированной деятельности органов управления, быстрой и адекватной реакции на возникающие угрозы.

Дезорганизация системы управления здравоохранением в кризисный период способна привести к фактическому параличу деятельности отдельных лечебно-профилактических организаций и невозможности оказания в них необходимых объемов медицинской помощи в соответствии с формирующейся потребностью в ней. Аналогичный результат может быть достигнут при выводе из строя отдельных объектов здравоохранения либо нарушении системы их всестороннего ресурсного обеспечения.

Изменение величины и структуры входящих потоков пациентов способно оказать непосредственное влияние на условия выполнения профессиональных функций медицинскими работниками. Потенциальный риск возникновения очагов массовых санитарных последствий обусловлен вероятным разрушением химически- и радиационно-опасных промышленных объектов. Ликвидация медико-санитар-

ных последствий в этом случае будет существенно затруднена ввиду дефицита средств защиты населения от воздействия поражающих факторов. С другой стороны, не только население, но зачастую и персонал военно-медицинских организаций не обучены действиям в условиях химического или радиационного заражения. В той или иной мере данные положения относятся и к медицинской службе ВС РФ, являющейся неотъемлемой частью государственной системы здравоохранения.

Следует прогнозировать существенное изменение профиля инфекционной патологии за счет возникновения вспышек инфекций, не характерных для конкретной местности. Не является секретом тот факт, что на территории ряда государств, сопредельных с Российской Федерацией, развернуто значительное количество лабораторий с запасами патогенных биологических агентов, которые при определенных условиях могут послужить источником вспышки инфекционных заболеваний. Кроме того, к ухудшению санитарно-эпидемической обстановки может привести наплыв незащищенного в иммунном отношении контингента при провоцировании миграционных процессов, а также выход из строя систем жизнеобеспечения и дезорганизация работы коммунальных служб.

В перспективе нельзя исключить воздействие технологий, основанных на методиках генной инженерии (культивация генно-модифици-рованных продуктов, использование специфических биологических агентов вирусной природы и т. п.), которые могут быть направлены в том числе на провоцирование определенных «экзотических» заболеваний, формирование заданных параметров физического и психического здоровья на уровне популяции. Указанное обстоятельство влечет за собой необ-

ходимость заблаговременной разработки мер реагирования на рассматриваемую угрозу.

За счет масштабного информационно-психологического воздействия

будут провоцироваться массовые психотические расстройства среди населения, а в целевых группах, к которым в первую очередь следует отнести воинские формирования, — социально-обусловленные психические расстройства, прежде всего «пограничные» (в том числе аддиктивное, суицидальное, гетероагрессивное поведение). Указанный фактор не только воздействует в определенный период времени, но и определяет в конечном итоге психическое здоровье будущих поколений и, по мнению ведущих экспертов, представляет непосредственную угрозу национальной безопасности страны.

Следует иметь в виду одно очень важное обстоятельство. В период скрытого противоборства войн нового типа весьма высока вероятность дезорганизации работы системы гражданского здравоохранения. Исходя из этого, военно-медицинским организациям следует быть в готовности к выполнению задач по оказанию помощи гражданскому населению, в первую очередь — привлечению формирований медицинской службы к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и работе в условиях массовых поступлений санитарных потерь.

Очевидно, что ответом на вызовы войн нового типа в части, касающейся медицинской службы ВС РФ, должны послужить четкие, слаженные действия, согласованные с действиями федеральных органов исполнительной власти, других ведомств и направленные на нейтрализацию возникающих угроз.

Особое значение в скрытый период приобретает реализация мер информационного противоборства

в медийной сфере, отдельные задачи которого могут выполняться медицинской службой ВС РФ. К таким задачам относятся:

• взаимодействие уполномоченных должностных лиц медицинской службы с органами информационного обеспечения, имеющее целью широкое распространение и обеспечение доминирования положительной информации о деятельности военного здравоохранения;

• непрерывный мониторинг информационного поля, оперативное реагирование на возникающие информационные угрозы с целью снижения репутационного ущерба и имиджевых потерь для медицинской службы ВС РФ при событиях, имеющих общественную значимость, а также опровержение ложной (фей-ковой) информации;

• формирование благоприятного общественного мнения в отношении подразделений медицинской службы, работающих в условиях кризисных ситуаций.

В целом суть мероприятий информационного противоборства можно сформулировать как предупреждение отрицательного влияния на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп и населения в целом, профилактику заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды, приобретение специалистами компетенций по информационному обеспечению деятельности медицинской службы.

Необходимо акцентировать внимание на проблеме подготовки системы управления медицинским обеспечением к деятельности в рассматриваемых условиях с целью оперативного реагирования на возникающие угрозы «гибридной» войны, обеспечения своевременности и обоснованности принимаемых решений, а также устойчи-

вости и бесперебойности управления на всех уровнях медицинской службы. В рамках реализации озвученной цели наиболее приоритетными мероприятиями являются:

• подготовка кадрового резерва специалистов в области управления медицинской службы ВС РФ;

• организация и поддержание взаимодействия с органами исполнительной власти, силовыми министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления в части, касающейся непрерывного обмена информацией, использования ресурсной базы, выработки и реализации согласованных мер противодействия явным или скрытым угрозам;

• совершенствование каналов связи и информационного взаимодействия (в первую очередь — защищенного сегмента), в том числе путем создания систем поддержки принятия решений с использованием технологий искусственного интеллекта;

• обеспечение защиты информации от утечки, а также несанкционированного доступа и искажения — совместно с уполномоченными службами.

Суть мероприятий информационного противоборства можно сформулировать

как предупреждение отрицательного влияния на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды, приобретение специалистами компетенций по информационному обеспечению деятельности медицинской службы.

Комплексное воздействие противника в период скрытого противостояния способно привести к возникновению ситуации, при которой возможно нарушение систем энергообеспечения и водоснабжения военно-медицинских организаций вследствие дивер-сионно-террористических актов. В сочетании с провоцированием массовых беспорядков, нарушением системы транспортного сообщения это создаст необходимость обеспечения работы объектов медицинской службы в автономном режиме, фактически в «осадных» условиях. Последнее обусловливает необходимость обеспечения бесперебойности функционирования военно-медицинских организаций и формирований медицинской службы, а также выполнение ими задач медицинского обеспечения в условиях «гибридной» войны. Выполнение такой задачи следует достигать путем:

• накопления необходимого запаса материальных средств;

• обеспечения средствами индивидуальной и групповой защиты от поражающих факторов химической, радиационной и биологической природы;

• создания необходимого количества и содержания в готовности к применению защитных сооружений (убежищ, укрытий);

• наличия технических средств, обеспечивающих возможность автономной работы в условиях нарушения работоспособности систем жизнеобеспечения военно-медицинских организаций;

• полноценного проведения комплекса антитеррористических мероприятий, защиты, охраны и обороны объектов.

Следует обратить особое внимание на то, что готовность к выполнению задач при возникновении массовых санитарных потерь вследствие разрушения опасных промышленных объектов в скрытом периоде «гибридной» войны предусматривает

не только заблаговременную разработку, производство и накопление запасов антидотов, радиопротекторов, антибактериальных и противовирусных лекарственных средств, но и обучение личного состава действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

Деятельность медицинской службы по противодействию применению способов ведения «гибридной» войны, направленных непосредственно на развитие заболеваний среди населения и воинских контингентов, помимо постоянного мониторинга состояния здоровья и проведения традиционных лечебно-профилактических мероприятий, должна вестись по ряду направлений.

Во-первых, необходима разработка методик выявления преднамеренного характера возникновения вспышек заболеваний инфекционной и психосоматической природы, а также профилактики, диагностики и лечения такой патологии.

Во-вторых, следует повышать оперативность реагирования сил и средств медицинского обеспечения на изменения обстановки путем дополнительного создания мобильных медицинских формирований, имеющих на оснащении современные образцы медицинской техники и имущества, способных в кратчайшие сроки приступить к выполнению задач в очагах санитарных потерь. В рамках реализации рассматриваемого направления деятельности необходимо принимать меры по расширению профессиональных компетенций специалистов медицинской службы за счет повышения эффективности профессионально-должностной и специальной подготовки.

В-третьих, необходима разработка средств индикации генно-модифицированной продукции и микробиологических агентов, способных оказать влияние на состояние здоровья населения.

В-четвертых, с целью недопущения психогенных расстройств, актуальна проблема разработки методик групповой и индивидуальной информационно-психологической защиты. Последняя, применительно к военнослужащим, предполагает, наряду с идеологической составляющей, профессиональной контрпропагандой и активной работой в области «информационной гигиены», решение задач, ориентированных на:

• оптимизацию системы отбора кандидатов на военную службу;

• создание системы активного выявления «информационно уязвимых» лиц;

• эффективный мониторинг психического здоровья и профессиональной надежности военнослужащих.

Отдельной проблемой следует считать разработку эффективных методов информационной гигиены и медико-психологической защиты от деструктивной информации (включая технические средства противодействия), а также способов коррекции ее последствий.

Своевременность, адекватность и успешность выполнения мероприятий противодействия угрозам скрытого периода «гибридной» войны будут определять в конечном итоге эффективность медицинского обеспечения ВС РФ в периоде открытого военного противоборства.

Следует иметь в виду то, что при перерастании конфликта в «горячую» фазу, «гибридные» способы ведения войны нового типа будут применяться наряду с классическими методами ведения вооруженной борьбы. При этом в определенных условиях в ходе военных действий применение конвенционального оружия может перерасти в применение оружия массового поражения, что в том числе обусловлено получением доступа негосударственных структур к технологиям для создания оружия массового

поражения и средств его доставки. Указанное обстоятельство определяет необходимость подготовки специалистов медицинской службы к оказанию помощи лицам с радиационными поражениями, пострадавшим от применения отравляющих и химически опасных веществ и пораженным биологическим оружием.

Как показал анализ опыта войн начала XXI века, собственно боевые действия в современных условиях имеют ряд особенностей, оказывающих влияние на организацию медицинского обеспечения войск (сил).

Как правило, при совершении агрессии со стороны государств, развитых в технологическом отношении, военные операции отличаются скоротечностью, одномоментностью нанесения ударов по критически важным объектам с использованием высокоточных средств поражения на всю глубину построения обороняющихся войск. Указанное обстоятельство ведет к росту риска вывода из строя сил и средств медицинского обеспечения и высоких потерь среди личного состава медицинской службы. Одновременно с этим имеет место тенденция к изменению структуры санитарных потерь в сторону увеличения доли сочетанных повреждений, что, в свою очередь, приводит к росту числа ранений тяжелой и крайне тяжелой степени, требующих проведения широкого

комплекса мероприятий специализированной медицинской помощи в кратчайшие сроки.

В условиях локальных войн последние десятилетия показали тенденцию перехода от позиционных способов ведения боевых действий, при которых формируется четкая линия соприкосновения с противником, к выполнению задач отдельными формированиями, как правило, в отрыве от основных сил. При этом тактическая обстановка, в основном определяющая построение системы лечебно-эвакуационного обеспечения, характеризуется ее быстрыми изменениями.

Очевидно, что в период открытого вооруженного противоборства в войне нового типа приоритетные усилия необходимо сосредоточить на формировании адекватной группировки сил и средств медицинского обеспечения, создании запасов медицинской техники и имущества. Традиционная система этапного лечения раненых с их эвакуацией по предназначению должна быть гибко адаптирована к конкретным условиям и характеру военных действий. В свою очередь, гибкости такой адаптации способствует оснащение медицинских подразделений и частей современными мобильными и (или) быстровозводимыми средствами развертывания этапов медицинской эвакуации. Весьма значимы-

Отдельной проблемой следует считать разработку эффективных методов информационной гигиены и медико-психологической защиты от деструктивной информации (включая технические средства противодействия), а также способов коррекции ее последствий. Своевременность, адекватность и успешность выполнения мероприятий противодействия угрозам скрытого периода

«гибридной» войны будут определять в конечном итоге эффективность медицинского обеспечения ВС РФ в периоде открытого военного противоборства.

ми являются проблемы обеспечения живучести этапов медицинской эвакуации, что ужесточает требования к защите, охране, обороне и маскировке. При этом необходимо стремиться развертывать медицинские формирования в условиях, исключающих воздействие противника, что, в свою очередь, позволит расширить объемы оказания специализированной медицинской помощи. Целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационно-штатной структуры медицинских частей и организаций, формируемых на военное время с целью приведения их возможностей в соответствие с перспективами адаптации системы медицинского обеспечения войск (сил) к условиям военных конфликтов нового типа.

В организации помощи раненым в ходе боевых действий акцент следует сделать на расширении возможностей военнослужащих по оказанию первой помощи, а также на оптимизации системы медицинской эвакуации в части, касающейся сокращения сроков доставки раненых на этапы оказания медицинской помощи. Реа-

В условиях локальных войн последние десятилетия показали тенденцию перехода от позиционных способов ведения боевых действий, при которых формируется четкая линия соприкосновения с противником, к выполнению задач отдельными формированиями, как правило, в отрыве от основных сил. При этом тактическая обстановка, в основном определяющая построение системы лечебно-эвакуационного обеспечения, характеризуется ее быстрыми изменениями.

лизации последнего положения должно способствовать оснащение подразделений бронированной медицинской техникой как для эвакуации раненых с поля боя, так и для работы медицинских специалистов в боевых условиях.

Таким образом, в войнах нового типа эффективность деятельности медицинской службы ВС РФ, медицинского обеспечения войск (сил) будет находиться в прямой зависимости от своевременного выявления скрытых, неявных «гибридных» угроз, оперативного реагирования на них, основанного на гибкой адаптации фундаментальных подходов организации медицинского обеспечения к складывающимся условиям обстановки, характеризующейся неочевидностью и неустойчивостью.

В заключение материала целесообразно конкретизировать направления деятельности по обеспечению готовности медицинской службы ВС РФ выполнять задачи в условиях «гибридных» войн:

1. Участие должностных лиц медицинской службы ВС РФ в мероприятиях информационного противоборства в рамках определенных полномочий.

2. Обеспечение готовности системы управления медицинским обеспечением ВС РФ к работе в условиях войн нового типа.

3. Обеспечение готовности деятельности военно-медицинских организаций к работе в автономных условиях при применении агрессором мер воздействия в ходе скрытого периода «гибридной» войны.

4. Оптимизация организационно-штатной структуры медицинских частей и организаций, формируемых на военное время с целью приведения их возможностей в соответствие с перспективами адаптации системы медицинского обеспечения войск (сил) к условиям военных конфликтов нового типа.

5. Совершенствование методик индикации поражающих факторов, профилактики, диагностики и лечения инфекционных и психосоматических заболеваний, возникновение которых может быть обусловлено преднамеренным воздействием на здоровье людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Разработка современных средств оснащения личного состава, медицинской техники, имущества и средств

развертывания этапов медицинской эвакуации.

7. Целенаправленная подготовка личного состава к действиям в условиях кризисных ситуаций, а также повышение эффективности системы профессионально-должностной и специальной подготовки персонала медицинской службы, направленные на расширение профессиональных компетенций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Герасимов В.В. Мир на гранях войны // Военно-промышленный курьер. 2017. № 10 (674). 15 марта.

2 Сафарян Е.В. Военные вызовы и угрозы для Российской Федерации (на период 2030—2040 годов) // Военная Мысль. 2021. № 3. С. 25—37.

3 Бартош А.А. «Серые зоны» как ключевой элемент современного операционного пространства гибридной войны // Военная Мысль. 2021. № 2. С. 6—20, № 3. С. 25—37.

4 Герасимов В.В. Мир на гранях войны.

5 Герасимов В.В. Организация обороны Российской Федерации в условиях применения противником «традиционных» и «гибридных» методов ведения войны // Вестник Академии военных наук. 2016. № 2 (55). С. 20.

6 Зарудницкий В.Б. Характер и содержание военных конфликтов в современных условиях и обозримой перспективе // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 34—44.

7 Выступление Президента Российской Федерации Путина В.В. на заседании коллегии ФСБ России 24 февраля 2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/65068 (дата обращения: 20.03.2021).

8 Савин Л. Кто придумал гибридную войну? URL: http://www.stoletie.ru/vzglyad/ kto_pridumal_gibridnuju_vojnu_615.htm (дата обращения: 18.03.2021).

9 Сержантов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к совре-

менному // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 45—57.

10 Сержантов А.В., Смоловый А.В., Долгополов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к настоящему — технологии «гибридных» войн // Военная Мысль. 2021. № 2. С. 20—27.

11 Бартош А.А. «Серые зоны» как ключевой элемент.

12 Герасимов В.В. Мир на гранях войны.

13 Герасимов В.В. Организация обороны Российской Федерации. С. 20.

14 Герасимов В.В. По опыту Сирии. Гибридная война требует высокотехнологичного оружия и научного обоснования // Военно-промышленный курьер. 2016. № 9 (624). 9 марта.

15 Сержантов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному // Военная мысль. 2021. № 1. С. 45—57.

16 Тиханычев О.В. Гибридные войны: новое слово в военном искусстве или хорошо забытое старое? // Вопросы безопасности. 2020. № 1. С. 30—43.

17 Бартош А.А. Стратегия и контрстратегия гибридной войны // Военная Мысль. 2018. № 10. С. 34—45, 5—20.

18 Сержантов А.В. Трансформация содержания войны.

19 Сержантов А.В., Смоловый А.В., Долгополов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к настоящему.

20 Сержантов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.