Из ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
О. Е. Мисечко С. И. Хмеливская
Особенности
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩ в КИЕВСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ В КОНЦЕ Х1Х -НАЧАЛЕ XX ВВ.
УДК 377 ББК 74.56
В статье излагаются и анализируются факты, характеризующие процесс развития коммерческого образования в общем в Российской империи и в частности в Киевском учебном округе в конце Х1Х - начале ХХ в. Авторы пользовались как опубликованными, так и не использованными ранее архивными источниками.
Ключевые слова: коммерческое училище, общее образование, специальное коммерческое образование.
O. E. Misechko -V S. I. Hmelivskaya
Distinguishing characteristics
OF COMMERCIAL SCHOOLS IN KIEV EDUCATIONAL DISTRICT FROM THE
END OF THE 19TH CENTURY TO THE BEGINNING
OF 20TH CENTURY
The article presents and analyses facts concerning the process of development of the commercial education in general in the Russian Empire and specifically in Kiev school district at the end of the XlXth -begin. of the XXth c. The article is built both on the previously published and unpublished archive sources.
Key words: commercial college, general education, special commercial education.
Современный постсоветский период развития Украины происходит в условиях смены экономической модели, перехода к рыночной структуре хозяйствования, появления на рынке труда новых сфер деятельности и профессий. Неотъемлемым элементом жизни страны становятся коммерческие знания и умения. Потребность в таких знаниях и умениях стала столь необходимой, а проблема цивилизованного осуществления коммерческой деятельности усугубилась до такой степени, что никаких сомнений в важности профессиональной подготовки квалифицированных кадров в этой области не возникает. Об этом свидетельствует и непрекращающийся процесс создания учебных заведений, факультетов и отделений, готовящих менеджеров, бухгалтеров и других специалистов коммерческого направления.
Вместе с тем опыт функционирования отечественной системы народного образования конца Х1Х — начала ХХ в. содержит яркие примеры деятельности среднеобразовательных учебных заведений — коммерческих училищ, возникших как естественный отклик на результаты социально-экономического развития дореволюционной России.
Как отмечает С. П. Костриков в своем исследовании проблемы становления и развития коммерческого и управленческого образования в России, в связи с недостаточным уровнем развития российской экономики в XVШ—ХІХ вв. подготовка специалистов в сфере коммерции носила весьма ограниченный характер, поскольку спрос на них был весьма
невысок. Однако в условиях укрепления буржуазных отношений ситуация существенно изменилась. Завершение промышленной революции, разворачивание транспортной инфраструктуры, расширение внутренней и внешней торговли, развитие банковского дела требовали коммерческих работников разного уровня квалификации. постоянно возрастающий спрос на коммерческие кадры в новых условиях оказалось сложно удовлетворить [6. С. 2]. Эти и другие аспекты истории формирования звена коммерческого образования в системе учебных заведений Российской империи стали привлекать к себе возрастающее внимание российских и украинских ученых в последние десятилетия (О. В. Гуръянова, С. П. Костриков, Н. Н. Калинина, Ю. М. Маслов, Н. А. Разманова, В. В. Постолатий и др.). Однако каждое новое исследование открывает новые страницы в этой истории. Целью данной статьи является обобщение регионального опыта создания и работы коммерческих училищ на территории Киевского учебного округа в конце Х1Х — начале ХХ в.
Условия промышленного подъема 90-х годов Х1Х в. дали толчок к стремительному выделению из контекста реальных училищ отделений коммерческого образования и учреждению на их основе отдельных средних учебных заведений коммерческого направления (коммерческих училищ). Сначала в этой сфере проявилась частная инициатива — купеческих и других подобных обществ. По инициативе и на средства промышленной и торговой буржуазии
коммерческие училища были открыты в разных городах России. До 1894 г. коммерческие училища находились в ведении Министерства народного образования. Поскольку никаких нормативных документов, которые бы регламентировали их деятельность, в то время не было, частным лицам, обращающимся в министерство за разрешением на открытие таких учебных заведений, рекомендовалось до утверждения соответствующего положения «в точности руководствоваться уставом реальных училищ» [13. С. 225]. Однако уже с первых шагов новых учебных заведений стало понятно, что они нуждаются в отдельных принципах своей деятельности. Уже на первом Всероссийском съезде русских деятелей технического и профессионального образования (26 декабря 1889 г. — 6 января 1890 г.), где ставился вопрос коммерческого образования, единогласно было поддержано пожелание — создать отдельный самостоятельный план общеобразовательного курса коммерческих училищ, более приспособленного к их специальным заданиям, чем план реальных училищ. Ставился также вопрос о необходимости достижения, с одной стороны, «большего однообразия» общеобразовательных учебных планов и программ коммерческих училищ. С другой стороны, подчеркивалась необходимость разработки собственных планов и программ каждым коммерческим училищем (в зависимости от особенных условий и потребностей местной торговли) для большинства специальных предметов, в том числе иностранных языков, которые для
будущих коммерсантов становились элементом профессии [8. С. 109]. В 1893 году министерство поручило отделению технического и профессионального образования Ученого комитета разработать отдельное положение о коммерческих училищах.
В 1894 г. коммерческие училища перешли в ведение Министерства финансов, а с 1906 г. ими заведовало Министерство торговли и промышленности. Министерство финансов инициировало принятие 15 апреля 1896 г. Положения о коммерческих учебных заведениях. Этот документ определял главные принципы содержания и характер коммерческого образования и оставался действующим до 1917 г. с небольшими изменениями (например, 10 июня 1900 года, с учетом мнения Государственного Совета, в него были внесены некоторые изменения ). В целом, Министерство финансов предоставило основателям коммерческих учебных заведений (обществам и частным лицам) максимальную свободу относительно организации и направления учебновоспитательной работы в них.
В соответствии с Положением 1896 года, учреждалось четыре типа коммерческих учебных заведений: торговые классы; торговые школы; коммерческие училища; курсы коммерческих знаний. Для каждого из них разрабатывался отдельный устав, который утверждался министром финансов [5].
Целью торговых классов было предоставить тем, кто имел начальное общее образование, коммерческие знания, необходимые в торговом деле.
В торговых классах ученики имели право выбирать предметы для изучения. Учебный курс каждого предмета составлял два года. Занятия распределяли таким образом, чтобы не препятствовать посещению классов служащими торгово-промышленных учреждений [5].
Целью торговых школ было готовить учеников к службе в торговопромышленных учреждениях. Они принадлежали к разряду низших учебных заведений и были одноклассными и трехклассными. Их курс мог быть продолжен на один год с разрешения министра финансов. В одноклассных школах преподавались Закон Божий, русский язык, коммерческая арифметика, бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая география России (преимущественно местный торговый район), каллиграфия, а также другие сведения, которые были необходимы для торгового дела. В содержание обучения в трехклассных торговых школах входили Закон Божий, русский язык, бухгалтерия, коммерция в связи со сведениями по торговому и промышленному законодательству, коммерческая арифметика в связи с необходимыми сведениями из алгебры, основания геометрии, отечественная история, коммерческая география россии, коммерческая корреспонденция, сведения о товарах местного торгового района, каллиграфия и иностранные языки. В торговые школы принимались дети, которые получили образование не ниже двухклассного сельского училища. В этих школах имели право учиться дети крестьян, мещан, ремесленников и мелких торговцев [5].
Курсы коммерческих знаний подразделялись на а) коммерческие и б) конторские, бухгалтерские, а также курсы различных предметов коммерческой специальности [5]. На коммерческих курсах преподавались такие предметы, как бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая арифметика, политическая экономия, законоведение и коммерческая география, а также другие специальные предметы (с разрешения министра финансов). На эти курсы принимались лишь те, кто имел среднее образование. Объем преподаваемых предметов также соответствовал уровню среднего специального образования. Целью конторских и других курсов было предоставить знания по одному или нескольким предметам коммерческой специальности. Выбор предметов и объем их преподавания согласовывался с министром финансов.
Что касается коммерческих училищ, то Положение 1896 года определило их статус как средних общеобразовательных учебных заведений, предназначенных, кроме среднего, предоставлять учащимся и специальное коммерческое образование. При этом оно лишь давало перечень обязательных учебных предметов, которые должны были изучаться в училищах. Учебный план, программы учебных дисциплин, направленность учебновоспитательной работы разрабатывались самостоятельно педагогическими комитетами училищ со следующим их утверждением в министерстве. Таким образом, как утверждает исследовательница истории развития коммерческого образования в Украине
О. Гуръянова, учредители и педагоги коммерческих училищ получили свободу в организации учебно-воспитательной работы, не виданную до сих пор в заведениях системы Министерства народного образования. По ее мнению, такая протекционистская политика Министерства финансов стала важным фактором быстрого развертывания и развития системы среднего коммерческого образования [1. С. 8].
Коммерческие училища были семиклассными и трехклассными. Целью первых было дать учащимся как общее среднее, так и специальное коммерческое образование, а вторых — лишь коммерческое образование. По утверждению одного из первых исследователей истории развития коммерческого образования в Украине В. В. Пос-толатия (1996), перестройка коммерческого звена среднего образования на украинских землях на 95—98 % осуществлялась на общественные и частные средства [10. С. 10—11]. Поэтому, хотя содержание общеобразовательного цикла обучения в коммерческих и реальных училищах совпадало, преподавание этих предметов в коммерческих училищах было поставлено лучше, чем в реальных училищах и гимназиях. Подтверждение этой мысли находим и в более ранних историко-педагогических трудах советского периода. На пожертвования благотворителей возводились хорошо оборудованные здания коммерческих училищ, обустраивались кабинеты физических и естественных наук. Особенное внимание уделялось изучению новых иностранных языков (немецкого, французского), необходимых для ведения коммерческих операций.
В результате высокой заинтересованности торговой и промышленной буржуазии в подготовке коммерческих кадров количество коммерческих училищ стремительно росло. По данным Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона, к 1894 г. на всей территории России насчитывалось лишь 8 коммерческих училищ, а к 1 января 1905 г. — уже 68 (47 общественных и 21 частное ) [5]. Плата за учебу в коммерческих училищах была высокой, потому большинство учащихся составляли дети крупной и средней буржуазии. Выпускники этих заведений имели право продолжать обучение в коммерческих институтах или в высших технических учебных заведениях, а после 1914 года — в университетах. В 1918 году коммерческие училища были реорганизованы в трудовые школы.
В 1896 г. в Киеве было учреждено Общество распространения коммерческого образования (сначала в его названии использовалось определение «низшее» коммерческое образование, которое затем исчезло), на нужды которого, а именно на открытие мужской и женской торговой школы в составе подготовительного и 3-х основных классов и торговых класов при мужской торговой школе, тайный советник
Н. А. Терещенко пожертвовал 100 тысяч рублей, составивших пассивный капитал Общества. Общество продолжало успешно содержать эти учебные заведения и в последующие десятилетия. В 1909 г. его возглавлял еще один значительный украинский промышленник и благотворитель Б. И. Ханенко [2].
По нашему мнению, достаточно показательной иллюстрацией разви-
тия коммерческих средних учебных заведений в Киевском учебном округе может стать пример Киевского частного коммерческого училища П. Натансона, основанного в 1896 г. сначала как 3-классное коммерческое училище при содействии министра финансов Витте. Дух и цель коммерческого училища как новой общеобразовательной и специальной школы были доведены до членов училищного педагогического совета на его заседании 24 ноября 1897 г. окружным инспектором, который изложил разные существующие на то время взгляды на содержание и преподавание специальных предметов и предоставил материалы, необходимые для разработки программ и учебного плана [4. Л. 174]. Содержание обучения в этом, как и во всех в коммерческих училищах, состояло из следующих учебных курсов: 1) Закон Божий; 2) русский язык и словесность; 3) немецкий язык; 4) французский язык; 5) математика; 6) физика; 7) химия; 8) история и география; 9) естественная история; 10) бухгалтерия и коммерческая корреспонденция (на русском и иностранных языках); 11) коммерческая арифметика; 12) коммерческая география (преимущественно России); 13) товароведение; 14) законоведение преимущественно торговое и промышленное; 15) политическая экономия и 16) чистописание. Для желающих допускалось преподавание английского языка, рисования, стенографии, пения, музыки и танцев (за отдельную плату) [4. Л. 37-38]. Норма учеников в классе не должна была превышать 40 лиц, если же принималось больше
учеников, то требовалось открытие параллельных классов. По образовательным требованиям, необходимым для поступления в 3-х классное коммерческое училище Натансона, его можно приравнять к коммерческому отделению реальных училищ или старшим классам других средних учебных заведений. В первый класс этого училища принимались лица, которые имели свидетельство об окончании 4-х классов реального училища. Оплата обучения составляла 200 рублей в год и была выше, чем в классических гимназиях или реальных училищах округа [12. С. 3]. Выпускники 4-го класса реальных училищ или гимназий принимались при условии дополнительного вступительного экзамена по новым языкам, что свидетельствовало о большом значении, которое придавалось иностранным языкам в этом заведении. Однако опыт первых двух лет работы училища показал, что достаточно подготовленных по новым языкам детей было чрезвычайно мало. Большинство абитуриентов изучали в гимназиях лишь один язык, да и тот по другой программе и на основе иной методики обучения, чем в данном коммерческом училище. Поэтому с августа в 1898 г. в училище был открыт подготовительный класс.
Таким образом, к началу 3-го года деятельности коммерческого училища Натансона в его структуре существовали: подготовительный класс (младшее отделение — 15 учеников, старшее отделение — 10), общий класс — 12 учеников, 1-й специальный класс — 25 учеников и 2-й специальный класс
— 7 учеников), т. е. в целом обучалось
69 лиц. Воспитанники, которые оканчивали училище с отличием, получали звание кандидата коммерции. Выпускники училища пользовались правами, предоставляемыми выпускникам реальных училищ. Иностранные языки в училище преподавали иностранцы, уже осевшие в Российской империи: немецкий — надворный советник Р. О. Волтнер и преподаватель Л. В. Винтер, французский — статский советник Х. А. Гришот, а после него бывший преподаватель Одесского Ришельевского лицея Л. Л. Дени, английский —
О. Е. Розенбаум. На изучение немецкого языка отводилось 20 час. в неделю во всех классах, французского — 19 час.; кроме того, в специальных классах — еще по 1 часу занятий по коммерческой корреспонденции на каждом из языков (этот учебный курс относился к числу специальных предметов) [9. С. 8]. Занятия по коммерческой корреспонденции проводились без специального учебника. Интересно, что в то время как годовая успеваемость по немецкому и французскому языкам составляла соответственно 65 % и 69 % (эти показатели были самыми низкими среди других общеобразовательных предметов), по коммерческой корреспонденции она достигла 100 %. Подобное отличие в уровне успеваемости можно расценивать как свидетельство особенно ответственного отношения учащихся к получению профессионально важных умений, поскольку в целом уровень требований к успеваемости учащихся был в одинаковой степени высоким ко всем изучавшимся предметам.
В августе 1899 в учебную часть Департамента торговли и мануфакту-
ры Министерства финансов поступила просьба о превращении 3-классного коммерческого училища Натансона в 7-классное и установление верхнего предела допустимого количества учеников иудейского вероисповедания в размере 40 % (при норме 10 % в других средних учебных заведениях) от общего количества воспитанников. Просьба была удовлетворена, и с 1899 года училище стало действовать как 7-классное с подготовительным классом, 5-ю общеобразовательными классами и 2-мя специальными. В уставе училища отмечалась его цель — дать ученикам общее и коммерческое образование. В первый класс принимались дети 10—13 лет со знаниями, необходимыми для вступления в 1-й класс реальных училищ, в подготовительный класс — дети 9—11 лет [4. Л. 65-66]. Т. е. это коммерческое училище стало действовать как полноценное заведение коммерческого образования со всеми последовательными образовательными уровнями.
Постепенно возрастало количество учеников: в начале 1899/1900 уч. г. в училище обучалось 159 лиц, а в начале 1900/1901 уч. г. — уже 269. Был обновлен состав преподавателей, увеличивалось количество часов на изучение иностранных языков — оно стало даже выше, чем в мужских гимназиях и реальных училищах: 31 час в коммерческом училище против 23 — 24 час. в гимназиях и 21—26 час. в реальных училищах. Для преподавания бухгалтерии и коммерческой корреспонденции на русском, немецком и французском языках был приглашен специалист-практик — помощ-
ник главного бухгалтера Киевского отделения Волжско-Камского банка Р. Якобовский.
В преподавании предметов в коммерческих училищах использовались прогрессивные методики. Например, изучение иностранных языков осуществлялось с помощью инновационного по тем временам «натурального» (или как его еще называли — «практического») метода. Причем его внедрение в практику преподавания было не спорадическим явлением, зависящим от индивидуальной инициативы отдельных учителей, а устанавливалось как общепринятая норма. Так, дирекция Киевского коммерческого училища Натансона очень благосклонно отнеслась к обязательному внедрению натурального метода — в качестве такого, который «требует сравнительно немного времени и дает практическое знание языка» — в противовес «старому школьному грамматическому методу», который «поглощает массу времени и в конце концов знаний не дает». К использованию этого метода обязывались все учителя, а тем, которые не владели им, советовалось или научиться ему, или уступить свое место другим, «более умелым» [4. Л. 65-66]. В коммерческих училищах Киевского учебного округа нашли активное применение учебные книги для преподавания иностранных языков, приспособленные к их изучению согласно натуральному методу (например, учебники немецкого языка Глезера и Пецольда, Рунге; практический курс французского языка Фюмеля и другие). Т. е, на основании изученных нами опубликованных и
архивных документов можем утверждать, что внедрение натурального метода в обучение иностранным языкам в коммерческих училищах Киевского учебного округа было начато гораздо раньше, чем в других среднеобразовательных учебных заведениях.
Практические цели обучения выступали определяющими при выборе метода преподавания. Те практические умения, которые считались для гимназий недосягаемыми, для коммерческих училищ были необходимостью, поскольку отвечали потребностям будущей профессиональной деятельности их выпускников. Например, главной целью обучения иностранным языкам было «понимать иностранный язык и высказываться на языках, которые изучаются, устно и в письменном виде» [7. С. 21], в то время как в гимназиях обучение концентрировалось на чтении авторов и усвоении грамматических правил.
Обучение ведению коммерческой корреспонденции на иностранных языках в специальных классах коммерческих училищ включало усвоение общих знаний о значении корреспонденции, расположении и изложении материла деловых писем, особенностях коммерческого стиля, датирования, копирования и кувертирования писем, ведения регистрационных книг, составления архива. Практические упражнения заключались в составлении писем с предложением услуг, писем-сообщений, писем-заказов и писем об использовании услуг, писем, которые касались расчетов при покупке и продаже товаров, писем-напоминаний и т. п. Ученики занимались также со-
ставлением писем относительно тех коммерческих случаев, которые рассматривались при изучении торговой и банковской бухгалтерии [4. Л. 102, 150].
Особенное значения в образовании учеников коммерческих училищ уделялось развитию у них умений самостоятельной работы, особенно с помощью домашних заданий. Из статьи и.о. директора Киевского коммерческого училища Натансона Е. Ноллена «Заметка по поводу практической постановки классного преподавания» [4. Л. 119-122] узнаем, что домашние задания в училище воспринимались как средство воспитания привычки к регулярному самостоятельному труду. При этом отмечалось, что от таких заданий требовалась посильность как по количеству, так и по качеству, чтобы оставлять детям достаточно времени для отдыха и избегать избыточной перегрузки. Автором высказывалась также идея необходимости индивидуального подхода к каждому ученику, личных бесед учителя с каждым учеником во внеурочное время, для того чтобы понять его сильные стороны, интересы и посредством них мотивировать к обучению.
В целом, атмосфера учебно-воспитательной работы в коммерческом училище Натансона была достаточно благоприятной для учеников, поощряющей к успешной учебе и не перегруженной лишними формальными требованиями. Например, количество ежегодных переводных экзаменов было уменьшено и ограничивалось экзаменами лишь по тем предметам, изучение которых завершалось
в этом классе; письменные экзамены по возможности отменялись особенно такие, которые побуждают учеников к неморальным поступкам, а там, где они оставались, все равно уступали по своему значению устным экзаменам. Благодаря сокращению числа экзаменов достигался выигрыш во времени на учебные занятия. Ученики с хорошей успеваемостью вообще освобождались от экзаменов. Пересдача неуспешных экзаменов планировалась исключительно после каникул, чтобы дать возможность ученикам достаточно подготовиться к ним. Среди главных воспитательных принципов, которые исповедовались педагогическим коллективом училища, были прямые, открытые и добрые отношения с учениками, основанные на взаимном уважении человеческих прав; соблюдение уважения и справедливости; воспитание полезных для общества людей; достижение преподавателем авторитета среди учеников за счет своих знаний и моральных качеств, а не за счет должности. Однако гуманное отношение вовсе не мешало предъявлять к ученикам достаточно суровые требования и ежегодно освобождать значительное их количество за неуспеваемость или несоответствующие моральные качества. Педагогический комитет училища не считал возможным понижать свои требования в угоду распространенным в то время во многих учебных заведениях, особенно классических гимназиях, которые находились в кризисном состоянии из-за проблем с успеваемостью по древним языкам, проявлениям «несправедливой снисходительности». Рассчитывая в будущем
на крепкую и уважаемую репутацию благодаря качеству подготовки своих учеников и уровню требовательности, Киевское коммерческое училище Натансона не хотело превращаться в «фабрику аттестатов» и потому ежегодно публиковало для общественного обзора отчеты о своей деятельности, не боясь подавать в них невыгодные для рекламы заведения цифры и «раскрывать свои раны» [4. Л. 176].
В коммерческих училищах обучались как ребята, так и девочки, достигшие возраста десяти лет. Одним из первых женских коммерческих училищ в Киевском учебном округе было частное женское коммерческое училище Л. Н. Володкевич в Киеве, устав которого был утвержден Министерством финансов 1 сентября 1900 г. Его деятельность строилась соответственно Положению о коммерческих учебных заведениях 1896 г. и по целям обучения полностью совпадала с мужскими кроммерческими училищами — «дать учащимся общее и коммерческое образование». Полный курс обучения продолжался 7 лет, с разделением его на 7 классов: 5 общеобразовательных («общих») и 2 последних — специальных. Для приготовления к поступленню в училище при нем существовал подготовительный класс для детей от 8 до 10 лет (с двумя отделениями — младшим и старшим).
При училище имелись: 1) библиотека (фундаментальная и ученическая), 2) собрание необходимых учебных пособий, 3) физический кабинет, 4) музей образцов товаров и 5) лаборатория для практических занятий учениц по химии и товароведению.
Перечень обязательных учебных предметов в этом женском коммерческом училище не отличался от мужских, с той небольшой разницей, что в их число входило обучение некоторым традиционно женским занятиям: домоводству (вместе с преподаванием товароведения), рукоделию, изящным работам, а также гимнастике. В списке необязательных и потому платных предметов назывались английский язык, черчение, стенография, письмо на пишущей машинке, пение, танцы и музыка [3. Л. 9].
Плата за обучение устанавливалась в следующем размере за год: в подготовительном классе 80 руб., в 1— 3 классах по 100 руб., во всех остальных класах по 125 руб. Окончившие полный курс обучения пользовались правами поступления в высшие учебные заведения, предоставляемыми выпускницам женских гимназий ведомства императрицы Марии [3.
Л. 10].
Как свидетельствуют документы, знание иностранных языков расценивалось как одно из главных профессиональных умений будущих коммерческих работников. Иностранные языки не только изучались как обязательный учебный предмет, но и служили поводом для открытия новых видов коммерческих учебных заведений. В частности, в 1909—1910 учебном году в Киеве были открыты курсы торговых иностранных корреспондентов, предназначенные для подготовки специалистов для ведения корреспонденции на французском, немецком и английском языках. Организация курсов и план преподавания на них, как говори-
лось в проекте Устава курсов, разрабатывались «по образцу заграничных институтов с некоторыми дополнениями, применительно к условиям русской жизни» [11. Л. 220]. Обучение на курсах длилось два года: в течение 1-го года обращалось внимание на практическое усвоение избранного учащимися языка и соответственную теорию корреспонденции, во 2-м году учащимся проходился теоретический курс языка, иностранная корреспонденция и бухгалтерия (так называемая двойная итальянская бухгалтерия и коммерческая арифметика). Учащиеся распределялись на группы не более 10—12 человек в каждой, что, в отличии от общепринятой численности учащихся в классах коммерческих училищ (до 40 человек), позволяло индивидуализировать процесс обучения и достигать лучших результатов при изучении иностранного языка. Один язык избирался учащимися как главный, остальные — как вспомогательные. На главный язык отводилось 2 часа ежедневно, а на вспомогательные — по 1 часу 3 раза в неделю. Для лиц с недостаточным знанием русского языка (что нередко встречалось в регионе с коренным нерусским населением) вводились специальные уроки для изучения составления коммерческих писем на русском языке, а затем уже проходилась иностранная корреспонденция [11. Л. 220220 об.]. На курсы торговых иностранных корреспондентов принимались лица обоего пола, без различия вероисповедания, национальности и звания, окончившие низшие учебные заведения (прогимназии, городские
двуклассные училища, ремесленные училища, железнодорожные училища, школы десятников и т. д.) или же с домашним образованием (последние выдерживали соответственное испытание), т. е. курсы носили характер среднего специального учебного заведения.
История деятельности этого и описанных выше коммерческих учебных заведений Киевского учебного округа подтверждают выводы других исследователей о том, что в конце XIX — начале XX в. внимание государственных и местных органов управления образованием, общественных организаций, частных лиц к развитию коммерческого образования постоянно возрастало, их усилия объединялись для достижения единой цели — развития коммерческого образования как системы и расширения сети коммерческих учреждений. Мы считаем, что это стало возможным благодаря осознанию обществом роли коммерческого образования в повышении эффективности промышленности, торговли и в совершенствовании экономики государства в целом.
Как известно, критический анализ опыта, приобретенного предыдущими поколениями, является одним из важнейших факторов социального развития. На материале проведенного нами исследования убеждаемся, что определенные моменты более раннего развития общества подталкивают к наложению полученных исторических знаний на современные социально-экономические условия и вычленению не потерявших актуальность в этих условиях идей, форм, методов. Таким образом, в историко-педагогическом опыте развития
коммерческих училищ в региональном контексте Украины обнаруживаются полезные уроки, которые могут дать толчок к размышлениям о сотрудничестве государства, общественных организаций, частного капитала, промышленных и торговых корпораций в
Список
1. Гурьянова, О. В. Організація навчально-виховного процесу в комерційних училищах України (1894—1920 рр.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 загальна педагогіка та історія педагогіки. — Киев, 2007. — 22 с.
2. Дело об учреждении общества распространения коммерческого образования в г. Киеве, 9 декабря 1896 г.— 4 февраля 1909 г. // Центр. гос. ист. архив в г. Киеве. — Ф. 442. — Оп. 626. — Д. 500. —
61 л.
3. Дело по ходатайству Людмилы Володкевич о разрешении ей открыть в Киеве женское коммерческое училище,
11 июля 1900 г. — 23 марта 1902 г. //
Центр. гос. ист. архив в г. Киеве. —
Ф. 442. - Оп. 630. - Д. 297. - 18 л.
4. Дело по ходатайству учителя Натансона о разрешении ему открыть коммерческое училище, 10 мая 1895 г. — 5 июня 1902 г. // Центр. гос. ист. архив в г. Киеве. — Ф. 442. — Оп. 625. — Д.
161. - 200 л.
5. Коммерческое образование.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://
dic.academic.ru/ dic.nsf/brokgauz_ efron/54351/Коммерческое. — Дата обращения: 04.10.12.
6. Костриков, С. П. Становление и развитие коммерческого и управленческо-
обеспечении высокого уровня современного коммерческого образования, отвечающего требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, хорошо оснащенного технически и методически и гарантирующего необходимые знания и практические умения.
литературы
го образования в России (конец XVIII — начало XX вв.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / С. П. Костриков. — М., 2012.
- 43 с.
7. Ней, П. И. О преподавании новых языков в коммерческих и реальных училищах / П. И. Ней. - К., 1902. - 40 с.
8. Нужды коммерческого образования в России // Русская школа. — 1891. — № 3. - С. 103-111.
9. отчет о состоянии трехклассного коммерческого училища, учрежденного П. М. Натансоном в г. Киеве, за 18981899 учебный год. - К. : Типография Императорского университета Св. Владимира, 1899 г. - 34 с.
10. Постолатій, В. В. Розвиток комерційної освіти в Україні (1804-1920 рр.) : автореф. дис. ... канд. пед.. наук : 13.00.01 загальна педагогіка та історія педагогіки.
- Киев, 1996. - 25 с.
11. Протоколы заседаний Совета при Попечителе округа за 1909 г. 15 января 1909 г. - 19 декабря 1909 г. // Центр. гос. ист. архив в г. Киеве. - Ф. 707. -Оп. 317. - Д. 512. - 341 л.
12. Устав частного трехклассного коммерческого училища, учрежденного в Киеве П. М. Натансоном. - К. : Тип. «Киевского Слова», 1897. - 7 с.
13. Частные коммерческие училища // Русская школа. - 1894. - № 1. - С. 225.