Научная статья на тему 'Особенности деятельности члена экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на примере составления экспертного заключения по обоснованию норм (лимитов) добычи лицензионных видов охотничьих животных в сезон охоты 2012-2013 гг'

Особенности деятельности члена экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на примере составления экспертного заключения по обоснованию норм (лимитов) добычи лицензионных видов охотничьих животных в сезон охоты 2012-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
128
36
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ENVIRONMENTAL ASSESSMENT / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / EXPERT OPINION

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Путин Андрей Викторович, Сидоров Геннадий Николаевич

При проведении экологической экспертизы эксперты руководствуются обязательным пакетом нормативно-правовых документов. В Омской области экологическая экспертиза осуществляется при Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области. Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. Главными «внутренними» сложностями в осуществлении экспертных оценок являются несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров окружающей среды (ОС). Однако самым узким местом экологической экспертной деятельности остается проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Путин Андрей Викторович, Сидоров Геннадий Николаевич,

Features of activity of the member of the commission of experts the state environmental assessment on the example drawing up the expert opinion on justification of norms (limits) of withdrawal on license species of hunting animals during the season of hunting 2012-2013 gg

When carrying out environmental assessment experts are guided by an obligatory package of standard and legal documents provided on their consideration. In the Omsk region environmental assessment is carried out at the ministry of natural resources and ecology of the Omsk region. Today ecological examination in Russia is one of the most effective administrative levers of rational use of natural resources and protection of environment. There are some successes and deficiencies, problems and difficulties in the development of this institute. One of the main “internal” complexities in the realization of expert estimations is their somewhat subjective nature and difficulty with the quantitative interpretation of the evaluated ecological parameters OS. The very bottleneck for ecological expert activity remains “internal” estimation problem of qualitative environmental parameters, not only real, but, the main thing, forecast.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности члена экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на примере составления экспертного заключения по обоснованию норм (лимитов) добычи лицензионных видов охотничьих животных в сезон охоты 2012-2013 гг»

ВЕТЕРИНАРНЫЕ НА УКИ

УДК 574:639.1.02

А.В. Путин, Г.Н. Сидоров

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ПРИМЕРЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ НОРМ (ЛИМИТОВ) ДОБЫЧИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДОВ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ

В СЕЗОН ОХОТЫ 2012-2013 гг.

При проведении экологической экспертизы эксперты руководствуются обязательным пакетом нормативно-правовых документов. В Омской области экологическая экспертиза осуществляется при Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области.

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. Главными «внутренними» сложностями в осуществлении экспертных оценок являются несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров окружающей среды (ОС). Однако самым узким местом экологической экспертной деятельности остается проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

Ключевые слова: экологическая экспертиза, рациональное природопользование, охрана окружающей среды, экспертное заключение.

Согласно закону РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Экспертная комиссия состоит из экспертов, специалистов-биологов, в сферу научных интересов которых попадают в том числе и вопросы прикладной экологии, природопользования. Экологические эксперты, формирующие ядро рассматриваемой комиссии, имеют ученые степени докторов и кандидатов биологических наук, ученые звания «профессор» и «доцент» и специализируются на изучении животных различных систематических категорий, как позвоночных, так и беспозвоночных. В своей деятельности эксперты руководствуются правовыми предписаниями закона РФ «Об экологической экспертизе», обязательным пакетом нормативно-правовых документов, предоставляемых на их рассмотрение.

В Омской области экологическая экспертиза осуществляется при Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области.

© Путин А.В., Сидоров Г.Н., 2013

Рассмотрим механизм работы экспертов, действующий при составлении экспертного заключения по обоснованию норм (лимитов) добычи лицензионных видов охотничьих животных в сезон охоты 2012-2013 гг.

Материалы и методы

1. Полное наименование объекта ГЭЭ: материалы, обосновывающие объемы (лимиты) добычи лицензионных видов охотничьих животных на территории Омской области в сезон охоты 2012-2013 гг.

2. Район осуществления намечаемой деятельности: Омская область.

3. Наименование и юридический адрес организации-заказчика: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области; адрес: 644001, г. Омск, ул. Куйбышева, 63.

4. Форма собственности организации-заказчика: государственная.

5. Представленные материалы:

- Пояснительная записка по обоснованию норм (лимитов) добычи лося, косули, марала, бурого медведя, соболя в сезон охоты 2012-2013 гг. на территории Омской области;

- материалы по оценке воздействия на окружающую среду вследствие проведения сезона охоты 2011-2012 гг.;

- предложения по объемам (лимитам) добычи животных в сезон охоты 2011-2012 гг. на территории Омской области;

- численность охотничье-промысловых животных на территории Омской области на основании учетных данных за период 1995-2012 гг.

- предполагаемый лимит добычи охотничье-промысловых животных на территории Омской области в сезон охоты 2011-2012 гг.

- отчет о результатах обработки материалов зимнего маршрутного учета охотничьих животных по Омской области Западно-Сибирского филиала ВНИИОЗ (январь - март 2012 г.).

6. Рассмотрение представленных материалов было произведено на основании следующих источников:

- Закон «Об экологической экспертизе» (1995);

- Федеральный закон РФ «Об особоохраняемых природных территориях» (1995);

- Федеральный закон РФ от 22.03.1995 «О животном мире»;

- Федеральный закон РФ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

- Красная книга Омской области / отв. ред. Г.Н. Сидоров, В.Н. Русаков. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. - 460 с.

- Нормирование использования ресурсов охотничьих животных. - Киров : ВНИИОЗ РАСХН, 2008. - 175 с.

- Состояние ресурсов охотничьих животных в Российской Федерации в 2003-2007 гг. -Вып. 8. Охотничьи животные России : информационно-аналитические материалы / под ред. В.П. Губаря. - М. : Центрохотконтроль, 2007. - 163 с.

- Учеты и ресурсы охотничьих животных России. - Киров : ВНИИОЗ РАСХН, 2007. -302 с.

7. Назначение намечаемой деятельности: оценка воздействия на окружающую среду вследствие проведения сезона охоты 2012-2013 гг. на лицензионные виды охотничьих животных.

8. Местонахождение и характеристика объекта: животные, отнесенные к объектам охоты на территории Омской области: лось, косуля, марал, кабан, бурый медведь, соболь.

9. Основные положения рецензируемых материалов:

По предоставленным на экспертизу материалам с учетом статистических данных прошлых лет проведен комплексный анализ экологической ситуации в местах обитания перечисленных видов лицензионных охотничьих животных, на основании которого сделаны выводы.

Экспертному заключению подлежат материалы, обосновывающие установление лимитов и квот добычи охотничьих видов животных на территории Омской области на период с 1 августа 2012 г. до 1 августа 2013 г., и оценка воздействия добычи на окружающую среду.

Результаты

Лось - численность вида по материалам зимнего маршрутного учета (ЗМУ) 2012 г. увеличилась относительно уровня 2011 г. и составила 5046 особей (рост численности на 51,4% по отношению к 2011 г.).

Такой показатель численности, по данным Западно-Сибирского филиала ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, является завышенным из-за недостоверности учетных сведений в связи с внесением жировочных следов в карточку учета, многоследицей животных из-за отсутствия длительного времени пороши, а также перераспределением животных по территории области в связи с низким снеговым покровом. Численность вида по оценке сотрудников филиала составляет не более 3000-3100 особей. Лимит возможной добычи животных на основании полученных данных не должен превышать 177 особей.

С учетом заявок охотпользователей на территории области возможна добыча 113 особей лося в 9 районах, в том числе на территории 12 закрепленных охотугодий и 8 общедоступных.

С учетом предложений охотхозяйственного совета и с целью достижения наибольшей продуктивности популяции предлагается не производить добычу лося на всей территории области и не устанавливать лимит и квоты его добычи на период с 1 августа 2012 г. до 1 августа 2013 г.

Косуля - отмечается увеличение численности вида на территории области. По расчетным данным она составляет 9159 особей (увеличение на 1,7% по сравнению с 2011 г.). В предстоящем охотничьем сезоне 2012 г. возможный лимит добычи животных составляет до 720 особей.

С учетом заявок охотпользователей на территории области возможна добыча 404 особей косули сибирской в 16 районах, в том числе на территории 37 закрепленных охотугодий и 11 общедоступных.

В связи с низкой плотностью популяции косули сибирской в общедоступных охот-угодьях предлагается квоты в указанных угодьях не определять.

В закрепленных охотничьих угодьях запланировано установление лимита добычи косули сибирской до 327 особей, что составляет 3,6% от общей численности.

Кабан - в период учетных работ следы жизнедеятельности животных зарегистрированы в 16 районах области. По расчетным данным численность кабана в области продолжает увеличиваться и имеет устойчивую тенденцию к росту. Рост численности животных, которая по данным учета составляет 3680 особей, обусловлен организацией подкормки и разведением животных в охотничьих хозяйствах области. Возможна добыча до 1126 особей кабана.

С учетом заявок охотпользователей на территории области возможна добыча 509 особей кабана в 15 районах, в том числе на территории 29 закрепленных охотугодий и 6 общедоступных.

В связи с низкой плотностью популяции кабана в общедоступных охотугодьях предлагается квоты в указанных угодьях не определять.

В закрепленных охотничьих угодьях запланировано установление лимита добычи кабана до 468 особей, что составляет 12,7% от общей численности.

Марал - в настоящее время марал сохраняется в районе охотхозяйства «Бобровская Дача». Численность животных по материалам ЗМУ оценивается в 430 особей.

В соответствии с заявкой от Омского областного общества охотников и рыболовов планируется добыча 8 особей марала в охотхозяйстве «Бобровская Дача», что составляет 1,9% от численности.

Соболь - численность соболя по материалам ЗМУ составила 4730 особей, что несколько ниже уровня прошлого года. Изменение численности соболя в отдельных районах в настоящее время зависит больше от обеспеченности кормами, погодных факторов, чем от охотничьего промысла. Материалы по учету соболя позволяют делать вывод о стабильном состоянии ресурсов. В настоящее время реальная добыча соболя (официальная и нелегальная) не превышает биологически допустимого уровня изъятия - до 1649 особей соболя.

В связи с отсутствием заявок от охотпользователей квота добычи соболя определена только в общедоступных охотугодьях и общий лимит составляет 1631 особь (34,5% от численности). Добыча соболя планируется в 5 районах.

Медведь бурый - согласно современным представлениям бурый медведь, обитающий в Омской области, относится к подвиду, распространенному в европейской части России и Западной Сибири, вплоть до Енисея. На территории области его распространение ограничивается лесной (южно-таежной) зоной и участками северной лесостепи. Учет численности медведя на территории области проводится с 1 по 30 июля. По учетным данным 2011 г. численность животного сохраняется на достаточно высоком уровне и оценивается специалистами в 400-450 особей. Животные встречаются в 12 районах области: Усть-Ишимском, Тевризском, Тарском, Знаменском, Седельниковском, Большеуковском, Муромцевском, Крутинском, Тюкалинском, Колосовском, Большереченском и Саргатском.

Планируется добыча 38 особей, что составляет 9,6% от численности. Добыча планируется в 10 районах на территории 9 закрепленных охотугодий и 6 общедоступных.

Предложения и рекомендации

1. Закрыть охоту на лося на территории Омской области для обеспечения наибольшей продуктивности его популяции.

2. Охоту на косулю и кабана производить только в закрепленных охотничьих угодьях с наибольшей плотностью животных.

3. Охоту на марала проводить в охотхозяйстве «Бобровская Дача», имеющем наибольшую плотность животных.

4. Охоту на медведя проводить во всех охотничьих угодьях Омской области, где его численность достаточна для определения квоты: в Большереченском, Большеуковском, Знаменском, Колосовском, Крутинском, Седельниковском, Тарском, Тевризском, Тюкалинском и Усть-Ишимском районах.

5. Провести охоту на соболя в общедоступных охотничьих угодьях Знаменского, Се-дельниковского, Тарского, Тевризского и Усть-Ишимского районов.

6. Предоставить более точный объем данных по незаконной добыче промысловых видов. Особенно тревожной в угодьях области является ситуация с косулей.

7. Одобрить проект лимитов и квот добычи охотничьих животных на территории Омской области на период с 1 августа 2012 г. до 1 августа 2013 г. в общем объеме: лось - 0, косуля - 327, кабан - 468, марал - 8, соболь - 1631, медведь - 38.

8. Закрытие охоты на территории общедоступных охотничьих угодий на лося, косулю, кабана, а также предложенные проекты лимитов и квот добычи будут способствовать уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

Экспертный вывод

По нашему мнению, исходя из анализа представленных учетных данных необходимо поддержать предложения по закрытию охоты на лося. В прошлом году охота на этого зверя была закрыта, запрет следует продолжить, важно также проследить состояние популяции, которая чутко реагирует на антропогенное воздействие.

По косуле установлен большой процент неучтенного браконьерского промысла, поэтому нужно согласиться по установлению запрета охоты в общедоступных охотничьих угодьях.

Следует поддержать предложение по установлению запрета охоты на кабана в общедоступных охотничьих угодьях.

Марал - завезенный с Алтая вид, численность которого никогда не будет высокой, так как природные условия Омской области не совсем подходят для его воспроизводства. Необходимо согласиться с установленной квотой добычи 8 голов.

По соболю и медведю лимиты и квоты установлены в соответствии с допустимыми нормативами.

Представленные материалы по объему и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов РФ и Омской области и нормативно-техническим документам по охране животного мира.

Заявленная деятельность может быть реализована при соблюдении природоохранного законодательства.

Заключение

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. Главными «внутренними» сложностями в осуществлении экспертных оценок являются несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. Однако самым узким местом экологической экспертной деятельности остается проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.

Список литературы

1. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы : Постановление Правительства РФ от 11.06.96 № 698 // СЗРФ. - 1996. - № 40. - Ст. 4648. - С. 7.

2. Букс, И.И. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса и учебно-методические материалы / И.И. Букс, С.Л. Фомин. - М. : Изд-во МНЭПУ, 1999. - 146 с.

3. Безопасность России : словарь терминов и определений. - М. : Знание, 1999. - 267 с.

4. Об охране окружающей природной среды : закон РФ от 20.12.01 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Об экологической экспертизе : закон РФ от 23.11.95 № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15.04.98 № 65-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утверждена 29.12.98 № 539 // Экологическое право России : сб. нормат. правовых актов и документов. - М. : БЕК, 1998. -269 с.

SUMMARY

A.V. Putin, G.N. Sidorov

Features of activity of the member of the commission of experts the state environmental assessment on the example drawing up the expert opinion on justification of norms (limits) of withdrawal on license species of hunting animals during the season of hunting 2012-2013 gg.

When carrying out environmental assessment experts are guided by an obligatory package of standard and legal documents provided on their consideration. In the Omsk region environmental assessment is carried out at the ministry of natural resources and ecology of the Omsk region.

Today ecological examination in Russia is one of the most effective administrative levers of rational use of natural resources and protection of environment. There are some successes and deficiencies, problems and difficulties in the development of this institute. One of the main "internal" complexities in the realization of expert estimations is their somewhat subjective nature and difficulty with the quantitative interpretation of the evaluated ecological parameters OS. The very bottleneck for ecological expert activity remains "internal" estimation problem of qualitative environme n-tal parameters, not only real, but, the main thing, forecast.

Key words: environmental assessment, rational environmental management, environmental protection, expert opinion.