Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСТРАХАНСКОГО ДВОРЯНСКОГО ДЕПУТАТСКОГО СОБРАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСТРАХАНСКОГО ДВОРЯНСКОГО ДЕПУТАТСКОГО СОБРАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Астраханская губерния / уезд / дворянство / дворянское депутатское собрание / корпорация / выборы / имущественный ценз. / Astrakhan province / district / nobility / noble deputy assembly / corporation / elections / property qualifi cation.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самохвалов В.А., Курапов А.А.

В статье анализируются особенности функционирования Астраханского дворянского депутатского собрания первой половины XIX в., в сравнении с деятельностью дворянских депутатских собраний губерний центральной части Российской империи. Источниковой основой исследования послужил комплекс документов, выявленных в фондах Государственного архива Астраханской области, опубликованные документы. Рассмотрено введение особых избирательных прав в Астраханском дворянском депутатском собрании, которое было вызвано малочисленностью дворянского сословия в регионе. Отдельным аспектом исследования выступил вопрос деятельности органов дворянской кооперации в рамках системы местного самоуправления. В Астраханской губернии по выбору дворянства определялись некоторые должностные лица, которые играли значительную роль в управлении губернию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ACTIVITIES OF THE ASTRAKHAN NOBLE DEPUTY ASSEMBLY IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article analyzes the features of the functioning of the Astrakhan noble deputy assembly of the fi rst half of the 19th century, in comparison with the activities of noble deputy assemblies of the provinces of the central part of the Russian Empire. The source basis of the study was a set of documents identifi ed in the funds of the State Archives of the Astrakhan Region, published documents. The introduction of special electoral rights in the Astrakhan noble deputy assembly, which was caused by the small number of nobles in the region, is considered. A separate aspect of the study was the issue of the activities of noble cooperation bodies within the local government system. In the Astrakhan province, some offi cials were determined by the election of the nobility, who played a signifi cant role in the governance of the province.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСТРАХАНСКОГО ДВОРЯНСКОГО ДЕПУТАТСКОГО СОБРАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.»

УДК 908 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-63-3-28-34

ББК 63.3(2...)

В.А. Самохвалов1, А.А. Курапов2

'Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева 2Астраханский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСТРАХАНСКОГО ДВОРЯНСКОГО ДЕПУТАТСКОГО СОБРАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В статье анализируются особенности функционирования Астраханского дворянского депутатского собрания первой половины XIX в., в сравнении с деятельностью дворянских депутатских собраний губерний центральной части Российской империи. Источниковой основой исследования послужил комплекс документов, выявленных в фондах Государственного архива Астраханской области, опубликованные документы. Рассмотрено введение особых избирательных прав в Астраханском дворянском депутатском собрании, которое было вызвано малочисленностью дворянского сословия в регионе. Отдельным аспектом исследования выступил вопрос деятельности органов дворянской кооперации в рамках системы местного самоуправления. В Астраханской губернии по выбору дворянства определялись некоторые должностные лица, которые играли значительную роль в управлении губернию.

Ключевые слова: Астраханская губерния, уезд, дворянство, дворянское депутатское собрание, корпорация, выборы, имущественный ценз.

V.A. Samokhvalov1, A.A. Kurapov2

'Tatishchev Astrakhan State University 2Astrakhan State Technical University

FEATURES OF THE ACTIVITIES OF THE ASTRAKHAN NOBLE DEPUTY ASSEMBLY IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article analyzes the features of the functioning of the Astrakhan noble deputy assembly of the first half of the '9th century, in comparison with the activities of noble deputy assemblies of the provinces of the central part of the Russian Empire. The source basis of the study was a set of documents identified in the funds of the State Archives of the Astrakhan Region, published documents. The introduction of special electoral rights in the Astrakhan noble deputy assembly, which was caused by the small number of nobles in the region, is considered. A separate aspect of the study was the issue of the activities of noble cooperation bodies within the local government system. In the Astrakhan province, some officials were determined by the election of the nobility, who played a significant role in the governance of the province.

Key words: Astrakhan province, district, nobility, noble deputy assembly, corporation, elections, property qualification.

Введение

Дворянство на протяжении всего периода существования Российской империи являлось привилегированным сословием, активно влияя как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства.

В 1785 году, после принятия Жалованной грамоты дворянству, правительство Российской империи на законодательном уровне предоставило дворянскому сословию право на создание органов сословной кооперации на уровне местного самоуправления,

а именно в губерниях и уездах [13, с. 349]. При Николае I дворянские собрания окончательно приобрели вид корпоративной организации благодаря манифесту «О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них», 1831 г. [18, с. 247-273]. В течение второй половины XIX - начала XX века в эти правовые акты было внесено множество изменений и дополнений, однако они продолжали служить основой для деятельности дворянских депутатских собраний на всей территории Российской империи, включая Астраханскую губернию. Учитывая влияние дворянского сословия на становление гражданского общества, интересным представляется анализ исторических особенностей функционирования дворянских депутатских собраний, позволяющий выявить степень их влияния на органы местного самоуправления. В данной статье нами рассматриваются правовые особенности деятельности дворянского собрания Астраханской губернии в XIX - начале XX в.

Деятельность Астраханского дворянского депутатского собрания. Астраханское дворянское собрание создается в 1785 г. на основании городской реформы и просуществовало вплоть до 1917 г. [6]

Формы дворянских собраний различались в зависимости от региона и могли включать уездные, губернские, обычные и чрезвычайные собрания [18, с. 248-249]. В положении «О порядке дворянских собраний, выборов и службе» прописан регламент проведения губернских собраний, согласно которому собирались они каждые три года в установленное время. Глава губернии играл не последнюю роль в работе органа дворянской кооперации. В особенности, именно он давал разрешение на проведение собрания, как обычных, так и чрезвычайных. Необходимость получения одобрения со стороны губернской администрации подтверждает, что, несмотря на высокую долю автономии, дворянские организации все же находились под определенным контролем со стороны центральных органов местного самоуправления [18, с. 249].

Возвращаясь к основным видам дворянских собраний, стоит отметить, что в случае с обыкновенными заседаниями дворяне оповещали об их проведении за 4 месяца до срока съезда. Основными каналами, сообщавшими сословным представителям о начале подготовки к заседанию, выступали земская и городская полиция, губернские ведомости, а в случае отсутствия или отъезда - через публичные ведомости. Даты проведения обычно назначались на декабрь и январь, но могли смещаться в зависимости от местных обстоятельств и потребностей. Изменение сроков проведения собрания осуществлялось по представлению начальника губернии и с разрешения Министра внутренних дел [18, с. 249].

Чрезвычайные собрания созывались редко, в основном по наиболее значимым и актуальным вопросам. Основным инициатором их организации выступал губернский предводитель дворянства, с разрешения губернатора [18, с. 249].

В первой половине XIX века дворянскую службу было сложно назвать назвать престижной. Очень часто на выборные должности избирались либо люди невежественные, либо обедневшие дворяне. Выборы могли и вовсе не состояться из-за того, что выбранные всячески уклонялись от службы. Но даже если выборы происходили, то избранные дворяне очень часто пренебрегали своими обязанностями или отказывались от должности. Как пишет в своем труде барон С.А. Корф, «... если выборы производились, то выборные должности замещались или людьми прямо недостойными, или жалкими бедняками, унижавшимися пред всем и каждым власть имеющим, и ужавшими занимающие должности» [16, с. 643].

В 1831 г. был принят манифест «О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них», который внес серьезные изменения в порядок деятельности дворянских собраний. Особенное внимание было уделено процедуре выборов.

Согласно положению «О лицах, из которых собрания дворянства составляются» принимать участие в заседаниях могут только потомственные дворяне. Правом голоса обладали граждане, которые попадали под следующие критерии: старше 21 года, чин не ниже XIV класса, есть образование, отсутствуют судимости и подозрения в совершении преступлений, в собственности - недвижимое имущество в губернии. Все вышеописанные требования обязательно подтверждались документально, при этом возраст можно было удостоверить несколькими способами, а чин обязательно необходимо было получить в результате действительной или трехлетней службы по выбору дворянства [18, с. 250].

Отдельно стоит остановиться на имущественном вопросе. Помимо наличия недвижимости, имя дворянина обязательно должно присутствовать в родословной книге той губернии, где он собирается участвовать в заседаниях. При этом представители сословия делились на две категории, исходя из количества и качества недвижимой собственности [18, с. 251]. Обе категории обладали правом голоса и могли принимать участие в принятии решений по всем вопросам, рассматриваемым на заседании. Но в отличие от первой, более состоятельной категории депутатов, вторая не обладала правом участия в выборах дворянского депутатского собрания. Согласно правилам, установленным в 1831 г. и просуществовавшим вплоть до 1870 г., «поводом лично избирать в должности пользуются дворяне, имеющие не менее ста душ крепостных мужского пола [...]; а также имеющие не менее 3 тыс. дес. земли, хоть и незаселенной, но в одной губернии» [18, с. 251].

Необходимо отметить, что в Астраханской губернии дворянская общественная прослойка была изначально малочисленна. Причины, из-за которых данное сословие было не так ярко представлено в регионе, в первую очередь связаны с географическим положением и социально-экономическим развитием Астраханской губернии [14, с. 44]. Социальный состав Астрахани традиционно был очень разнообразным, как в сословном, так и в этно-конфессиональном плане. Социальную основу региона составляли крестьяне, мещане и ремесленники. Особым статусом в регионе пользовались купцы, занимавшиеся торговлей со странами востока [3, с. 13-15]. Отдельно стоит обратить внимание на слабое развитие крепостного права, что также сказывалось на положении помещичьего сословия в регионе. Крепостное население губернии к 1861 г. не достигало и 6 тыс. человек мужского пола, а по отношению к общей численности населения составляло чуть более 2% [15, с. 321]. В связи с чем, согласно данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., потомственное дворянство Астраханской губернии было представлено 2778 представителями (1315 - муж., 1463 - жен.), что составляло лишь 0,28% от общего числа губернского населения. Даже при учете личных дворян, которые не имели право выбора в дворянском собрании, количество дворян не достигало даже 0,5% населения [22, с. 58-61].

Узость дворянского сообщества вносила коррективы в избирательные права Астраханского депутатского собрания, способствуя снижению имущественного ценза. Для отдельных областей, в которых дворянское сообщество было представлено малочисленным контингентом, в декабре 1831 г. были приняты специальные, расширенные избирательные права. Список регионов с особым дворянским законодательством составляли Кавказская область, Таврическая губерния и Бессарабская область. Но в мае 1837 г. благодаря прошению в Высочайший совет астраханского военного губернатора И. С. Тимирязева этот перечень пополнился Астраханской губернией. Согласно Полному собранию законов Российской империи, «в губерниях, ниже сего означенных, право избрания сверх того принадлежит дворянам и по другим

недвижимым имуществам, приносящим не менее 2000 рублей ежегодного дохода или могущими приносить доход сей по справедливой оценке, а именно:... 3) по Астраханской губернии: владеющим домами, садами и другими недвижимыми имуществами» [19, с. 312]. Стоит отдельно отметить, что владельцы обозначенной собственности обязаны были за три месяца до начала выборов представить представителю того уезда, где они находятся, надлежащее доказательство о том, что таковая собственность действительно состоит в их владении и что она приносит не менее шестисот рублей ежегодного дохода или может приносить такой доход.

Наиболее серьезной проблемой оставался численный состав дворянского сословия, оказывающий влияние на участие дворян в работе собраний.

Права и полномочия участников дворянских собраний были очень тщательно регламентированы. В законе «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» официальными причинами, по которым дворянин мог отсутствовать на собрании, являлись ситуации, в которых он был задействован в рассмотрении судебных дел или находился при исполнении своих прямых обязанностей по службе. Также уважительной причиной являлась болезнь участника собрания или одного из его близких родственников [18, с. 255]. С другой стороны, многие дворяне сознательно отказывались от участия в дворянских собраниях, что в условиях малочисленного дворянского сообщества Астраханской губернии приводило к увеличению времени принятия решения по некоторым вопросам.

На дворянских собраниях рассматривалось множество различных проблем, включавших в себя вопросы выбора и назначения на различные должности «достойнейших» представителей сообщества [1, с. 55], решение споров из-за дворянских родословных книг, а также управление общественным имуществом дворян [17, с. 517]. Проблемы, которые волновали многих участников собрания, а также затрагивали потребности представителей сословия, могли выноситься на всеобщее обсуждение. В случае, если для решения вопроса необходимо было участие представителей государственной или местной власти, губернский предводитель дворянства мог направить обращение к губернатору или в Министерство внутренних дел. В особых случаях доходило до личного участия в вопросе императора [18, с. 249]. Кроме прочего, в соответствии с законом 1893 года имущество, остающееся после смерти потомственных дворян, у которых не было наследников, имеющих право претендовать на него, стало передаваться в пользу дворянских организаций [21, с. 392].

Первоочередной темой дворянских собраний были выборы. В Астраханской губернии путем голосования определялись должности губернских и уездных предводителей, депутатов и секретарей дворянства. В губерниях с более многочисленным дворянским населением также выбирали заседателей палаты уголовного и гражданского суда, приказа общественного призрения, судей и заседателей уездных судов и заседателей земских судов. Но небольшая численность дворянского сословия Астраханской губернии не позволяла производить выборы на вышеуказанные посты, из-за чего назначения на эти должности производились губернским начальством. Конечно, в законе была оговорка: «по умножении в Астрахани дворян и чиновников, соединяющих требуемые для собрания в должности качества, войти с представлением о замещении и сих должностей по выборам дворянства» [19, с. 312].

В 1836 г. в г. Астрахани была открыта Мариинская женская гимназия, образование в которой получали в основном девушки дворянского и купеческого происхождения [23]. Из состава дворянства Астраханской губернии избирался заведующий хозяйственной частью [2, с. 28]. Депутаты дворянского собрания также назначались для контроля доходов и расходов Городской думы на городские повинности.

Отдельно стоит остановиться на роли дворянских организаций в появившихся в начале XIX в. квартирных комиссиях. Они были призваны следить за справедливым распределением на постой военных и гражданских чинов. В связи с нахождением астраханской губернии на границе Российской империи особым статусом в регионе пользовалось военное служилое сословие. В вопросах размещения военного контингента возникало множество жалоб горожан на неравномерное распределение мест для постоя, предоставление квартир военным без соблюдения очереди между гражданами, у которых есть собственные дома, а также на отсутствие чёткого порядка в этом вопросе. Согласно положению, принятому 25 июня 1808 г., в состав комиссии входили полицмейстер или городничий, а также два представителя от горожан: один из состава дворянства и второй - депутат от купечества и мещанства [20, с. 344]. Кандидатура из состава дворянского сословия определялась на выборах, организацией которых занималось дворянское собрание.

На примере выборов в квартирную комиссию можно определить серьезную проблему, которая сопровождала деятельность органов дворянской корпорации в астраханской губернии. Для наглядности рассмотрим процесс избрания дворянского представителя в состав комиссии 1866 г. В конце мая были составлены списки дворян, имеющих право на избрание депутата. Всего список потомственных дворян с правом голоса состоял из 32-х имен. Выборы были назначены на 28 июня, но из числа дворян по имеющимся в том списке лиц явились только коллежский асессор Григорий Сергеевич Киреев, титулярный советник Александр Львовича Морозов и коллежские секретари - Исай Александрович Киреев и Никита Герасимович Попов. За неявкой прочих представителей дворян выборы не состоялись [5]. Из-за малочисленности дворянского собрания решение вопроса об избрании представителя от дворянства в квартирную комиссию было перенесено на 18 августа 1866 г.: «озадачиваясь приведением в действительное исполнение вышеупомянутых узаконений и соглашаясь с ходатайством председателя квартирной комиссии, назначаю для выбора из среды дворянства депутата в ту комиссию. Место - зал дворянского депутатского собрания, четверг, 18 августа, в 11 утра. Покорнейше прошу <...> принять участие в выборах. В случае, если кто из вас не может присутствовать на собрании, оставить роспись с объяснениями уважительных причин отсутствия» [5]. По итогам голосования, на котором присутствовало 17 человек из списка потомственных дворян, депутатом был избран Никита Герасимович Попов. Вышеописанная ситуация демонстрирует одну из центральных проблем деятельности астраханского дворянского собрания - малочисленность потомственного дворянства, которая очень часто приводила к невозможности реализации избирательного процесса.

Однако в случае избрания на должность многие дворяне предпочитали отказываться от ответственности, ссылаясь на занятость. Нежеланию дворян возлагать на себя дополнительные обязанности можно найти множество объяснения, наиболее распространенными из которых были безвозмездность и высокая трудоемкость. Кроме прочего, дворяне, которые избирались на должности, «подлежали равной ответственности с чиновниками, определенными от правительства и за упущения их по должности подвергались замечаниям, выговорам и взысканиям на основании общих узаконений» [18, с. 265].

Показательным примером отказа от должности является история коллежского асессора В.И. Копытовского. В 1856 г. по итогам дворянских выборов ревизором в Приказ общественного презрения был назначен уважаемый в астраханском дворянском сообществе, коллежский асессор В.И. Копытовский [10]. В том же году он был награжден орденом Святого Владимира I степени [9]. Но это радостное событие могло

и не состояться из-за скандала, связанного с растратой 384 р. 78 к. писарем Шендяти-ным. Эти деньги должны были направить в приказ общественного призрения как благотворительные отчисления. В конечном итоге, когда виновник был найден, часть ответственности легла и на ревизора, не проконтролировавшего нехватку средств в бюджете. Ревизором был уже известным нам В.И. Копытовский. Сложно сказать, повлияла ли эта ситуация на его судьбу в дальнейшем, но в 1861 г. состоялись очередные выборы представителя от дворянства для ревизии доходов и расходов Городской думы, на которых коллежский асессор, сославшись на занятость, отказался от должности. Этот отказ привел к повторным выборам, которые состоялись лишь через несколько месяцев [11].

Были и те, кто сознательно уклонялся от участия в делах дворянского собрания. Об этом свидетельствует указ Правительствующего сената от 13 марта 1843 г., копия которого была направлена исполняющему должность астраханского губернского предводителя дворянства. 18 апреля 1843 г. министр внутренних дел направил рапорт Правительствующему сенату о неисполнении дворянством правил, согласно которым лица дворянского сословия обязаны непременно присутствовать в общих губернских сословных собраниях и участвовать в выборах, а в случае их отсутствия предоставлять законные на то причины. Губернские дворянские собрания рассматривали доводы, согласно которым дворяне не посещали съезды, и в случае, если они оказывались безосновательными, имели право сделать замечание. Если же невыполнение обязанностей без уважительных на то причин носило систематический характер, то собрание имело право и вовсе наложить денежные взыскания или на время исключить из дворянского собрания провинившихся представителей сословия [4, с. 4-5]. Подобные случаи уклонения от участия в делах дворянской корпорации встречались во многих регионах Российской империи, но особенно остро эта проблема стояла в Астраханской губернии. Из-за малочисленности дворянского представительства решение многих вопросов, рассматриваемых в рамках дворянского депутатского съезда, очень сильно затягивалось, будь то выборы представителя в квартирную комиссию либо же назначение ревизора в городскую думу.

Выводы

Деятельность дворянского собрания Астраханской губернии была связана со множеством сложностей: малочисленность сословных представителей, нежелание дворян принимать активное участие в деятельности съездов, уклонение от исполнения возложенных обязанностей. Но все эти трудности не мешали данному органу принимать активное участие в системе местного самоуправления. В отличие от губерний, в которых малочисленность дворянского сообщества вовсе не позволяла организовать деятельность местных сословных органов (например, в губерниях Архангельской, Олонецкой, Вятской, Пермской и Сибирских) [1, с. 68], астраханское дворянское собрание занималось избранием и назначением дворян в городскую думу для проверки доходов и расходов [7], в комитет по мощению улиц [8]. Участники дворянского собрания входили в комиссию для раскладки (расчета) налога с недвижимого имущества [12], а также принимали участие в деятельности квартирной комиссии [5]. Малочисленность и местные особенности определенно повлияли на деятельность и правовую организацию местного депутатского собрания.

Список литературы

1. Блосфельдт Г. Сборник законов о российском дворянстве: на основании официального издания Законов о состояниях 1899 г., с дополнениями из других частей свода

законов, из полного собрания законов и по новейшим узаконениям, и с разъяснениями по решениям и определениям Правительствующего Сената и по циркулярам МВД. -СПб.: Д. В. Чичинадзе, 1901. - 443 с.

2. Высочайше утвержденный устав Астраханского Института для воспитания девиц // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Т. XXIII. 1848. - СПб.: тип. 2 Отд-ния Собст. Е. И. В. канцелярии, 1830-1851. - 664 с.

3. Герасимиди Е. И. Роль купечества в культурном развитии Нижнего Поволжья в XIX в.: автореф... дис. кан. ист. наук. - Астрахань: 2012. - 20 с.

4. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 374. Оп. 1. 1843 г. Д. 221.

5. ГААО. Ф. 374. Оп. 1. 1866 г. Д. 1140.

6. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1785 г. Д. 1.

7. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1785 г. Д. 1966.

8. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1785 г. Д. 1967.

9. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1856 г. Д. 1658.

10. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1856 г. Д. 1659.

11. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1861 г. Д. 1845.

12. ГААО. Ф. 375. Оп. 1. 1861 г. Д. 1895.

13. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Т. XXII. 1784-1788. - СПб.: тип. 2 Отд-ния Собст. Е. И. В. канцелярии, 1830 - 1851. - 1168 с.

14. Губернии Российской империи. История и руководители. 1708 - 1917. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. - 535 с.

15. История Астраханского края Монография. - Астрахань, 2000. - 1119 с.

16. Корф С. А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762-1855 годов. -СПб., 1906. - 720 с.

17. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): генезис личности, демократ. Семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 тт. Т. 1. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - 547 с.

18. О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Второе. Т. VI. Отделение 2. 1831. - СПб.: тип. 2 Отд-ния Собст. Е. И. В. канцелярии, 1832. - 710 с.

19. О порядке производства дворянских выборов в Астраханской губернии // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье. Т. XII. 1890. - СПб.: тип. 2 Отд-ния Собст. Е. И. В. канцелярии, 1893. - 822 с.

20. О уравнении постоя в городах и об утверждении квартирных комиссий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Т. XXX. 1808 - 1809. -СПб.: тип. 2 Отд-ния Собст. Е. И. В. канцелярии, 1830 - 1851. - 1402 с.

21. Об изменении и дополнении узаконений, касающихся обращения в пользу дворянских обществ выморочных имуществ, остающихся после потомственных дворян // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье. Т. XIII. 1893. - СПб.: тип. 2 Отд-ния Собст. Е. И. В. канцелярии, 1897. - 1382 с.

22. Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Под ред. Н.А. Тройницкого. XI. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. - СПб, 1905. - 71 с.

23. Тарабановская, Е. А. «Воспитывать будущих добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек» (к истории Астраханской Мариинской женской гимназии) // Гуманитарные исследования. Воспитание. Образование. Школа. 2013. № 4. С. 151-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.