Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / RESPECT FOR PARENTS / CHILD-PARENT RELATIONS / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марченко А.И., Босенко Ю.М.

Исследование посвящено изучению детско-родительских отношений у современных подростков. Уважение к родителям связано с гордостью за них и их поступки. Отношения матери и отца с подростками можно охарактеризовать как принимающие и эмпатичные, в меру контролирующие и автономные, с низким уровнем конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марченко А.И., Босенко Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS

The study is devoted to the study of child-parent relationships in modern adolescents. Respect for parents is associated with pride in them and their actions. Mother-father relationships with adolescents can be described as accepting and empathetic, moderately controlling and Autonomous, with a low level of conflict.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Марченко А.И. студент 4 курса факультет «Спортивного менеджмента, педагогики и психологии» Босенко Ю. М., к. психол. н.

доцент кафедра психологии Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Россия, г. Краснодар ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Исследование посвящено изучению детско-родительских отношений у современных подростков. Уважение к родителям связано с гордостью за них и их поступки. Отношения матери и отца с подростками можно охарактеризовать как принимающие и эмпатичные, в меру контролирующие и автономные, с низким уровнем конфликтности.

Ключевые слова: уважение к родителям, детско-родительские отношения, подростки.

Marchenko A.I. student

4th year, faculty of " Sports management, pedagogy and psychology» Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Russia, Krasnodar Bosenko Yu.M., candidate of psychological Sciences

associate Professor of psychology Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Russia, Krasnodar FEATURES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS

Annotation. The study is devoted to the study of child-parent relationships in modern adolescents. Respect for parents is associated with pride in them and their actions. Mother-father relationships with adolescents can be described as accepting and empathetic, moderately controlling and Autonomous, with a low level of conflict.

Keywords: respect for parents, child-parent relations, adolescents.

Детско-родительские отношения - это непрерывные, длительные и опосредованные возрастными и личностными особенностями ребенка и его родителей отношения [1]. Одним из интересным феноменом в аспекте детско-родительских отношений является феномен уважения к родителям [3]. В психологии показало, что понятие «уважение к родителям» близко по

значению к понятию «уважение», однако эти феномены не всегда связаны друг с другом [2]. Предпосылками становления уважения к родителям в подростковом возрасте является то, что в этом возрасте ребёнка, родители становятся объектом не только любви, но и оценивания, поскольку развитие самосознания, появление чувства взрослости, формирование собственной системы ценностей происходят в процессе сравнения себя с другими, попытками отделить себя от других, а иногда и противопоставить. К тому же важнейшими задачами развития подросткового возраста являются достижение автономии и эмоциональной дифференцированности личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно иной основе как отношений взаимного уважения и равноправия [4]. Поэтому мы полагаем, что именно в подростковом возрасте у детей развивается уважительное или неуважительное отношение к родителям. Цель исследования - выявление психологического содержания и специфики детско-родительские отношения современных подростков.

В ходе исследовании принимали участие респонденты Колледжа КГУФКСТ и МБОУ Гимназии № 8 города Тихорецка (п=42). Возраст испытуемых от 16 до 18 лет. Для изучения психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями использовались следующие методики: методика «Уважение к родителям» разработанная А. М. Коноваловой, методика «Детско-родительские отношения подростка (ДРОП)», разработанная О.А. Карабановой и П. В. Трояновской.

В результате исследования подростков, полученных по методике «Уважение к родителям» А. М. Коноваловой, нами было установлено, что связь любви с оценочным уважением по отношению к родителям в старшем подростковом возрасте объясняется началом общей перестройки детско-родительских отношений, изменением самого представления о том, что значит любить родителя. Остальные шкалы находятся на среднем уровне развития: удовлетворение материальных потребностей (х=13,62); социальная успешность (х=13,88); предписанное уважение (х=14,04). Можно сказать, что каждый из респондентов доволен тем, как материальные потребности удовлетворяются его семьей. У респондентов колледжа данные ниже, чем у школьников, но находятся на среднем уровне, исходя из этого можно сказать, что респонденты колледжа к материальным потребностям относятся немного легче, чем школьники; школьники считают, что материальные ценности, которые достаются от родителей намного лучше. У подростков из колледжа зависимость уважения от наличия успеха выше, чем у школьников. Изученные подростки характеризуют свои отношения с родителями как отношения с высоким уровнем уважения, т.е. по мнению подростков, они уважают родителей только потому, что их есть за что уважать.

Следующая методика, которой мы воспользовались для того, чтобы выяснить характер отношений подростков - методика «Детско-родительские отношения подростка». Исходя от полученных данных по данной методике, мы сделали вывод о том, что поведение отца в восприятии подростка,

наиболее высоко ребята оценивают «конфликтность», «требовательность», «контроль» и «авторитарность». Отношения подростков с отцами складываются достаточно сложно по сравнению с матерями.

Отцы воспринимаются подростками как излишне директивные и склонные к авторитарно-командному стилю общения. Они считают, что отец более требователен к ним, в более жесткой форме навязывает свою волю, лишая ребенка возможности принимать решения без его участия, но крупных конфликтов все же не происходит. Наименьшие оценки были выявлены по шкале «эмпатия», т.е. ребятам кажется, что отец их не очень хорошо понимает, не вникает в их эмоциональные состояния и чувства, слишком строго контролирует.

Мать же, по мнению подростков с большим пониманием относится, в большей степени понимает их чувства и эмоциональные состояния. Эмоциональная близость, как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию, выступает как условие и следствие развития продуктивного делового сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество взаимно обусловливают друг друга таким образом, что высокая степень эмпатии позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ориентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства «Мы».

Использованные источники:

1. Босенко, Ю.М. Детско-родительские отношения как ресурс самоактуализации подростков, занимающихся акробатикой и спортивной гимнастикой / Ю.М. Босенко // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. Москва, 2018. -С. 446-451.

2. Коновалова А.М. Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте / А.М.Коновалова, Е.И. Захарова // Национальный психологический журнал.- 2017. -№ 1(25). - С. 91-96

3. Коновалова, А. М. Методика диагностики уважения к родителям у подростков/ А. М. Коновалова // Психологическая диагностика.- 2017. -Т. 14, № 3-4. - С. 54-73.

4. Распопова, А.С. Изучение коммуникативных регуляторов конфликтного поведения обучающихся подросткового и юношеского возраста в работе службы школьной медиации / А.С. Распопова, Ю.М. Босенко // Прикладная психология на службе развивающейся личности Сборник научных статей и материалов XVI научно -практической конференции с международным участием. -2019. -С. 151-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.