Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / депрессивные расстройства / личностные особенности / акцентуации характера / тревога / дисфория / дисморфофобия / астения / апатия / семейные конфликты / суицидальные попытки / мотивы / суицидальные тенденции / adolescents / depressive disorders / personal characteristics / character accentuation / anxiety / dysphoria / dysmorphophobia / asthenia / apathy / family conflicts / suicidal attempts / motives / suicidal tendencies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В.К. Абдуллаева, С.Б. Бабарахимова

В данной статье рассматриваются результаты исследования, которые позволяют выявить особенности суицидального поведения подростков, мотивы суицидальных тенденций, роль конфликтогенных ситуаций в риске развития подростковых суицидов. Обследовано 61 подросток, 44 мальчиков и 17 девочек со средним возрастом 16,9+1,48, поступивших на стационарное лечение в подростковые отделения городской клинической психиатрической больницы города Ташкента. Экспериментально-психологический метод включал в себя исследование трех основных параметров личностных особенностей подростков, депрессивной симптоматики и суицидальных тенденций. Резюмируя результаты исследований особенностей суицидальных тенденций, установили, что в группу риска по развитию суицидального поведения входят подростки с эпилептоидной и циклоидной акцентуациями характера с дисфорической и тревожной депрессивной симптоматикой с демонстративно-шантажной мотивацией и наличием внутрисемейных конфликтных взаимоотношений. Полученные результаты позволят провести своевременную психопрофилактику и превенцию детско-подростковых суицидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

This article discusses the results of the study, which allow to identify the features of suicidal behavior of adolescents, the motives of suicidal tendencies, the role of conflictogenic situations in the risk of developing adolescent suicides. 61 teenagers, 44 boys and 17 girls with an average age of 16.9 +1.48, admitted for inpatient treatment in the adolescent departments of the city clinical psychiatric hospital of Tashkent, were examined. The experimental psychological method included the study of three main parameters the personality characteristics of adolescents, depressive symptoms and suicidal tendencies. Summarizing the results of studies of the features of suicidal tendencies, it was found that the risk group for the development of suicidal behavior includes adolescents with epileptoid and cycloid accentuations of character with dysphoric and anxious depressive symptoms with demonstrative-blackmail motivation and the presence of intrafamilial conflict relationships. The results obtained will allow for timely psychoprophylaxis and prevention of child and adolescent suicides.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ»

УДК: 616.89-008.441.44: 616.895.4 МРНТИ: 76.29.52.

ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ

* В.К. Абдуллаева, С.Б. Бабарахимова

Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан, г. Ташкент

*Корреспондирующий автор: В.К. Абдуллаева. E-mail: vasila.abdullaeva@tashpmi.uz

Аннотация

В данной статье рассматриваются результаты исследования, которые позволяют выявить особенности суицидального поведения подростков, мотивы суицидальных тенденций, роль конфликтогенных ситуаций в риске развития подростковых суицидов. Обследовано 61 подросток, 44 мальчиков и 17 девочек со средним возрастом 16,9+1,48, поступивших на стационарное лечение в подростковые отделения городской клинической психиатрической больницы города Ташкента. Экспериментально-психологический метод включал в себя исследование трех основных параметров - личностных особенностей подростков, депрессивной симптоматики и суицидальных тенденций. Резюмируя результаты исследований особенностей суицидальных тенденций, установили, что в группу риска по развитию суицидального поведения входят подростки с эпилептоидной и циклоидной акцентуациями характера с дисфорической и тревожной депрессивной симптоматикой с демонстративно-шантажной мотивацией и наличием внутрисемейных конфликтных взаимоотношений. Полученные результаты позволят провести своевременную психопрофилактику и превенцию детско-подростковых суицидов.

Ключевые слова: подростки; депрессивные расстройства; личностные особенности; акцентуации характера; тревога; дисфория; дисморфофобия; астения; апатия; семейные конфликты; суицидальные попытки; мотивы; суицидальные тенденции.

Введение. Своевременная диагностика и идентификация суицидального риска является одной из важнейших задач общественного здравоохранения. Согласно статистическим данным ВОЗ, в мире наблюдается стремительный рост детско-подростковых самоубийств, вызванный информационной освещенностью суицидов, доступностью кибернетической среды виртуального пространства Интернета, созданием компьютерных игр и сайтов соответствующего контента [4]. Во всём мире раннее выявление суицидальных тенденций и эквивалентных ему ауто-агрессивных и деструктивных действий, превенция риска развития суицидального поведения являются основными задачами суицидологии [5]. В научных исследованиях зарубежных и российских учёных отмечаются пусковые механизмы суицидальной активности у детей и подростков, рассматриваются различные теории формирования моделей суицидального поведения, но до сих пор нет единого взгляда на данную проблему [3]. Предикторами суицидальных тенденций являются стили родительского руководства, особенности семейных взаимоотношений, конфликты со сверстниками и педагогами, состояние здоровья, трудности адаптации в социуме [1]. У детей и подростков депрессивная патология, в отличие от взрослой популяции населения, в редких случаях клинически протекает с классической симптоматикой депрессивной триады - снижения настроения, замедление мышления и двигательной активности [6]. В пубертатном периоде отмечается нарастание депрессивной симптоматики на фоне идей собственной неполноценности и дисморфо-фобических включений со склонностью к асоциальному поведению, своевременно не диагностированных вслед-

ствие присутствия нездорового микроклимата в семье и отсутствия взаимопонимания между детьми и родителями [2]. В первую очередь депрессивные состояния в подростковом и юношеском возрасте сопряжены с деструктивными формами поведением [7].

Цель исследования: изучить особенности депрессивных расстройств у подростков с суицидальными тенденциями для оптимизации своевременной психопрофилактики, медико-педагогической помощи и превенции детско-подростковых суицидов.

Материал и методы исследования: в данной статье отражены результаты наблюдений за период с 2019 по 2021 годы, выполненных на базе подростковых отделений Городской клинической психиатрической больницы города Ташкента. Обследовано 61 подросток, 44 мальчиков и 17 девочек со средним возрастом 16,9+1,48, поступивших на стационарное лечение в подростковые отделения городской клинической психиатрической больницы города Ташкента. Все установленные диагнозы основывались согласно критериям Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). В Согласно нозологическому распределению острая реакция на стресс была выявлена в 4 (6,6%) случаях, смешанное расстройство адаптации (эмоций и поведения) - в 3 (4,9%), расстройство адаптации с преобладанием нарушения поведения - в 2 (3,3%), пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации - в 2 (3,3%), посттравматическое стрессовое расстройство - у 1 (1,6%) пациентов, расстройство поведения в рамках семьи - у 1 подростка (1,6%), несоциализированное расстройство поведения было выявлено в 16 (26, 2%)

ггэ

случаях, социализированное расстройство поведения было выявлено в 30 (49, 2%) случаях, депрессивное расстройство поведения - у 2 (3,3%) пациентов. Экспериментально-психологический метод включал в себя исследование трех основных параметров - личностных особенностей подростков, депрессивной симптоматики и суицидальных тенденций. Личностные особенности подростков (ЛОП) мы определяли при помощи Модифицированного Патохарактерологического Диагностического Опросника (МДПО Личко А.Е., Иванов Н.Я. 2001 г.). Депрессивные расстройства нами были выявлены с помощью шкалы самооценки депрессии Цунга (ZDRS) (Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 1995), созданной для психометрического шкалирования формализованной оценки психопатологических нарушении депрессивного спектра. С целью выявления особенностей суицидального поведения у подростков использована шкала оценки тяжести суицидальных действий - Колумбийская шкала суицидального риска (С-SSRS). Математико-статисти-ческий метод использовался для обработки материала и математических подсчётов выявленных результатов исследования. Применены методы вариационной параметрической и непараметрической статистики с расчётом средней арифметической изучаемого показателя (М), среднего квадратического отклонения (о), стандартной ошибки среднего (т), относительных величин (частота, %). Статистическую значимость полученных измерений при сравнении средних величин определяли по критерию Стьюдента (^ с вычислением вероятности ошибки (Р) при проверке нормальности распределения (по критерию эксцесса) и равенства генеральных дисперсий ^

- критерий Фишера). За статистически значимые изменения принимали уровень достоверности Р <0.05.

Результаты и их обсуждение: у всех обследованных подростков при психометрическом исследовании с помощью шкалы Цунга установлены расстройства аффективной сферы-депрессивные состояния легкой степени в 11,47% случаев (7 пациентов), умеренной степени тяжести - в 55,7% случаев (34 пациентов), депрессия тяжелой степени выявлена у 20 подростков (32,8% случаев). По определению Тихоненко В.А., Амбрумовой А.Г., суицидальное поведение включает в себя проявление любых внутренних и внешних форм психических актов, направленных представлениями о лишении себя жизни. Психометрическое тестирование по Колумбийской шкале оценки тяжести суицидального риска проводилось в период выхода пациентов из критического состояния на фоне стабилизации психоэмоционального статуса. Опрос проводился по четырем блокам вопросов. При оценке ответов на вопросы из первого кластера, было установлено, что пассивные суицидальные мысли регистрировались у 5 подростков (8,19% случаев), активные неспецифические мысли о самоубийстве (мысли о том, чтобы убить себя при отсутствии размышлений о конкретных способах) - у 8 подростков (13,11% случаев), актуальные суицидальные идеи, включая размышления о способе самоубийства - у 14 подростков (22,95% случаев), актуальные суицидальные идеи, включая некоторое намерение действовать при отсутствии конкретного плана - у 12 подростков (19,67% случаев), актуальные суицидальные идеи с конкретным планом и намерением

- у 22 (36,06%) пациентов (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация суицидальных идей.

Нами было изучено распределение суицидальных идей в зависимости от личностных особенностей подростков. Анализируя полученные результаты, установили, что актуальные суицидальные идеи с конкретным планом и намерением преимущественно наблюдаются у подростков с эпилептоидной и циклоидной акцентуациями характера в то время, как у истероидных ак-центуантов в большей степени отмечаются пассивные суицидальные идеи и активные неспецифические мысли о самоубийстве, а также формирование актуальных суицидальных идей, включая размышления о способе самоубийства. Следует отметить, что лабильным ак-

центуантам в большей мере свойственно формирование актуальных суицидальных идей, включая размышления о способе самоубийства, а лицам с психастеническим складом личности - актуальные суицидальные идеи при отсутствии конкретного плана (таблица 1).

Обобщая полученные результаты, определили, что наиболее суицидоопасные мысли в плане риска совершения самоубийства формируются у подростков с эпилептоидной и циклоидной акцентуациями характера, для подростков с лабильной акцентуацией характера в большей мере свойственно развитие актуальных суицидальных идей, включая размышления о способе

Таблица 1. Структура суицидальных идей у пациентов основной группы.

Суицидальные идеи Вид акцентуации характера

Истероидный Циклоидный Эпилептоидный Лабильный Психастенический Гипертимный Неустойчивый Сензитивный Всего

абс.% абс.% абс.% абс.% абс.% абс.% абс.% абс.% абс.%

Пассивные суицидальные мысли 5/9,8 - - - - - - - 5/9,8

Активные неспецифические мысли о самоубийстве 7/11,5 1/1,6 8/13,1

Актуальные суицидальные идеи, включая размышления о способе самоубийства 9/14,8 1/1,6 3/4,9 1/1,6 14/23,0

Актуальные суицидальные идеи при отсутствии конкретного плана 3/4,9 4/6,6 1/1,6 2/3,3 1/1,6 11/18,0

Актуальные суицидальные идеи с конкретным планом и намерением 7/11,5 14/23,0 1/1,6 22/36,1

самоубийства. Одной из задач нашего исследования явилось изучение мотивации суицидальных тенденций и характера конфликтных ситуаций, повышающих риск развития суицидального поведения. Идентификация причин суицидогенного конфликта проводилась по классификации Амбрумовой А.Г., Тихоненко В.А., по мнению которых в основе риска развития суицидальной активности в виде реализации суицидальных попыток находится суицидогенный конфликт, обусловленный факторами микросоциального (семья и стили родительского воспитания) и макросоциаль-ного (межличностные взаимоотношения со сверстниками, педагогами, лицами противоположного пола) уровней. При детальном изучении характера причин конфликтов у обследуемых подростков установлено, что они основаны на реальных фактах и играли значимую роль в жизни подростков. На первом месте по частоте встречаемости причин формирования суицидальных тенденций стоят внутрисемейные конфликты - у 42 (68,85%) подростков. В ходе опроса, выявлено, что у 16 (26,22%) подростков причиной семейного конфликта послужило сиблинговое соперничество в результате ревности к младшим братьям и сёстрам и вариант стиля родительского воспитания по типу эмоционального отвержения. Неправильный вид ро-

дительского воспитания по типу «ежовых рукавиц», жестокое обращение с ребёнком с применением физического насилия как причина формирования суицидальных тенденций установлена у 12 (19,67%) обследованных. Проживание в дисфункциональной семье с материально-бытовыми проблемами выявлено у 20 (32,78%) подростков. У 13 (21,31%) обследуемых причиной семейного конфликта явилось негативное отношение родителей к эпизодической алкоголизации подростков, раннее пристрастие к курению сигарет, неприятие дружбы с лицами противоположного пола. Конфликты в межличностных взаимоотношениях ма-кросоциального уровня имели место у 19 (31,14%) обследованных, среди которых у 9 (14,75%) подростков - проблемами во взаимоотношениях в образовательном учреждении (в виде буллинга и дидактогений), у 6 (9,83%) подростков - в результате конфликтов с лицами противоположного пола на почве неразделённой любви. У 4 (6,55%) обследованных подростков основной конфликт сочетался с действием дополнительных психогений (смерть домашнего питомца, проигрыш футбольной команды, угон машины, потеря близких). Внутригрупповой анализ причин конфликтов свидетельствуют о преобладании преимущественно внутрисемейном характере конфликтов (таблица 2).

1В ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Таблица 2. Структура причин суицидогенных конфликтов.

Причины суицидогенных конфликтов Основная (п=61) %

Внутрисемейные конфликты 42 68,9

Конфликты во взаимоотношениях в образовательном учреждении 9 14,8

Конфликты с лицами противоположного пола на почве неразделённой любви 6 9,8

Воздействие дополнительных психогений 4 6,6

Всего 61 100

Ъ1 ,7

■ истероиды циклоиды эпилептоиды лабильные

16,4 ■ психастеники ■ гипертимные ■ неустойчивые ■ сензитивные

9,8 1 1,6 1,6 1,6 6,6 4,9 1,6 3,3 3,3 3 3 1,6 ' 1,6 3,3 1,6 1,6 1,6

Внутрисемейные конфликты Конфликты во взаимоотношениях в образовательном учреждении Конфликты с лицами противоположного пола на почве неразделённой любви Воздействие дополнительных психогений

Рисунок 2. Исследование причин суицидогенных конфликтов с учётом личностных особенностей.

Анализ причин конфликтов с учётом личностных особенностей подростков свидетельствуют о преобладании преимущественно внутрисемейном характере конфликтов у пациентов с истероидными, эпилептоидными и циклоидными чертами характера, что позволяет отнести их к группе риска по потенциальному развитию суицидоо-пасного поведения.

В задачи нашего исследования входило изучение особенностей личностной мотивации суицидальных тенденций подростков, определение взаимосвязи мотивов суицидального поведения с видом депрессивной симптоматики и характерологическими особенностями подростков. Распределение мотивов суицидального поведения проводилось на основании классификации российских

исследователей Амбрумовой А.Г., Тихоненко В.А. Изучение личностной мотивации суицидальных тенденций у госпитализированных основной группы выявило, что у 22 (36,06%) подростков она имела демонстративно-шантажный характер манипулятивного регистра, у 12 (19,67%) подростков - мотивом был отказ от жизни, у 10 (16,39%) - протест, у 6 (9,83%) лиц - устранение, у 3 (4,91%) обследованных мотивом суицидального поведения оказалась месть. Следует отметить 8 (13,14%) подростков, у которых мотивом суицидального поведения оказался призыв к своей личности, желание привлечь внимание окружающих, крик о помощи (рисунок 3).

На следующем этапе исследования для изучения взаимосвязи между мотивами суицидальных тенден-

Рисунок 3. Структура мотивов суицидальных тенденций.

ций и видов депрессивной симптоматики нами были распределены подростки по данным параметрам в количественном соотношении, которое определило, что у подростков с дисфорической депрессией мотивация суицидального поведения имела преимущественно демонстративно-шантажный характер, реже наблюдались мотивы протеста, призыва и мести. Аналогичная картина имела место у обследованных подростков с тревожной симптоматикой, то есть они также стремились путем собственных суицидальных действий изменить ситуации суицидогенных конфликтов, воздействуя на инициаторов стрессовых факторов. Личностная мотивация у подростков с тревожной депрессией представлена мотивами демонстративно-шантажного характера, протеста, призыва, при этом не выявлены мотивы отказа от жизни и мести. У подростков с депрессивной симптоматикой астено - апатического уровня преобладали суицидальные тенденции преимущественно по мотиву отказа от жизни, суицидальные действия у них имели истинный характер, и только в 2 случаях наблюдалась демонстративно-шантажная и протестная мотивация. Истинный характер суицидальных тенденций наблюдался и у подростков с дисморфофобической и маскированной депрессией, у которых наблюдалась личностная мотивация в виде отказа от жизни и мотива устранения. Демонстративно-шантажный характер

определён, как и наиболее частый вариант личностной мотивации суицидальных тенденций у обследованных подростков (36,06%). При этом мотивация суицидального поведения по типу призыва, протеста, устранения и отказа от жизни встречалось достаточно часто во всех видах представленной депрессивной симптоматики (рисунок 4).

Сравнительный анализ распределения наиболее потенциально опасных мотивов (отказ от жизни и устранение), определил их преобладание у подростков с дисморфофобической, астено-апатической и маскированной депрессиями.

Нами было произведено распределение подростков основной группы в зависимости от мотивов суицидальных тенденций и личностных особенностей, которое выявило, что у 19 (31,14% случаев) подростков с истеро-идной акцентуацией характера в большей частоте случаев установлены мотивы суицидальных тенденций демонстративно - шантажного характера, а в 8,19% (п=9) случаев - мотивы суицидального поведения по типу призыва. У подростков с эпилептоидной акцентуацией характера выявлены мотивы отказа от жизни в 11,47% случаев, у 5 (8,19%) подростков установлен мотив протеста. Личностная мотивация суицидальных тенденций по типу мести констатировалась только у 3 (4,91%) подростков с эпилептоидными чертами характера.

26,2

7,7

8,2 9'6 7,7 8,2 I || II

3,3

4 9

^ 3,3 3

I II

8,2

3,31

■ I

4,9

I

шантажные отказ от жизни протест устранение призыв

' дисфорическая ■ тревожная астнеоапатическая ■ дисморфофобическая ■ маскированная

31

1,6 1,6 1,6

■истероиды ■ психастеники

11,4

циклоиды гипертимные

эпилептоиды ■ неустойчивые

лабильные ■ сензитивные

8,1 7,6

8,1

8,1

4,8 £||

шантажные отказ от жизни протест устранение

призыв

4,8

I

Рисунок 5. Взаимосвязь личностных особенностей и мотивов суицидальных тенденций.

Рисунок 4. Взаимосвязь мотивов и видов депрессий.

m

При сравнительном анализе взаимосвязи между мотивами суицидальных тенденций и личностными особенностями подростков установлено, что наиболее су-ицидоопасные мотивы - отказ от жизни и устранение преимущественно наблюдались у эпилептоидных, лабильных, циклоидных, сензитивных и неустойчивых акцентуантов (рисунок 5).

Нами были изучены способы совершённых и остановленных суицидальных попыток на момент поступления в стационар и наличие их взаимосвязи с личностными особенностями пациентов, с целью выявления показателей риска совершения суицида при определённом типе личности. Тщательный анализ полученных результатов исследования установил, что среди подростков суицидальные попытки совершили представители истероидного, эпилептоидного, циклоидного, лабильного и психастеничекого типов. В то же время, как у представителей гипертимного, неустойчивого и сензитивного типов не регистрировались суицидальные попытки и на момент исследования, так и анамнезе. Склонность к порезам в большей степени определяется у подростков с истероидной акцентуацией характера (23, 1% случаев). А комбинированные способы совершения суицидальных попыток в большей степени встречались у подростков с эпилептоид-ными чертами характера (15, 4% случаев).

Выводы. Таким образом, резюмируя полученные результаты исследований особенностей депрессивных расстройств у подростков с суицидальными тенденциями, установили, что в группу риска по развитию суицидального поведения входят подростки с эпи-лептоидной и циклоидной акцентуациями характера

с дисфорической и тревожной депрессивной симптоматикой с демонстративно-шантажной мотивацией и наличием внутрисемейных конфликтных взаимоотношений.

References:

1. Abdullaeva V.K. The influence of parenting styles on the formation of suicidal tendencies in adolescents / Sciences of Europe. Vol 1., No 37, (2019). - рр. 7-8.

2. Abdullaeva V.K., Abbasova D.S. et al. Predict depressive disorders at the earliest stages of its formation in adolescents"// Annali d/ Italia (2020). Vol 1., No 7. - pp 15-18.

3. Abdullaeva V.K., Babarakhimova S.B. Analisys of psychosocial factors in development of suicidal tendencies at adolescents / Central Asian Journal оf Pediatrics 2. -2019. (1): 201-204.

4. Babarakhimova S.B., Abdullaeva V.K., Sultonova K.B., et al. Role of psychological research of suicidal behavior in adolescents / Sciences of Europe. Vol 2, No 36 (2019). - pp. 52-55.

5. Babarakhimova S.B., Abdullaeva V.K., Abbasova D.S., et al. Research of influence personal characteristics in adolescents in development types of suicidal tendencie // Austria-science. Vol.1, No 24 (2019). - pp. 16-18.

6. Matveeva A.A., Sultonova K.B., Abbasova D.S. et al. Optimization of psycho-diagnostics of emotional states // Danish Scientific Journal. Vol 3, No 5. - pp. 24-27.

7. Nurkhodjaev S., Babarakhimova S., Abdullaeva V. Early Detection and Prevention of Suicidal Behavior in Adolescents - Indian Jornal of Forensic medicine & Toxicology. Vol 14, No 3 (2020). - pp.7258-7263.

СУИЦИДТ1К YРДIСТЕРI БАР ЖАС0СП1РШДЕРДЕГ1 ДЕПРЕССИЯЛЬЩ Б¥ЗЫЛУЛАРДЬЩ

ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* В.К. Абдуллаева, С.Б. Бабарахимова

Ташкент Педиатрияльщ Медицинальщ Институты, бзбекстан, Ташкент rç.

^Корреспондент автор: В.К. Абдуллаева. E-mail: vasila.abdullaeva@tashpmi.uz

ТYЙiндi

Б^л макалада жасeсmрiмдердщ суицидпк мшез-кулкыныц ерекшелктерш, суицид тенденцияларыньщ себептерш, жасeсmрiмдердщ суицидгщ даму кдушндеп конфликтогендак жагдайлардыц релш аныктауга мYмкiндiк беретш Зерт-теу нэтижелерi карастырылады. Ташкент каласыныц калалык клиникалык психиатриялык ауруханасыныц жасeспiрiмдер бeлiмшелерiне стационарлык емделуге тускен 61 жасесшрм, орташа жасы 16,9+1,48 болган 44 ^л жэне 17 кыз тексершд! Экспериментпк-психологиялык эдю Yш негiзгi параметрдi - жасeсmрiмдердщ жеке ерекшелiктерiн, депрессиялык симптомдарды жэне суицидтiк Yрдiстердi зерттеудi камтиды. Суицидтiк Yрдiстердiн ерекшелiктерiн зерттеу нэтижелерш корытындылай келе, суицидпк мшез-кулыкты дамыту Yшiн кауiптi топка эпилептоидты жэне циклоидты мшез-кулык белгiлерi бар, дисфориялык жэне депрессиялык белгiлерi бар жасeспiрiмдер, демонстрациялык-бопсалау мотивациясы жэне отбасылык жанжалдардыц бо-луы кiредi. Алынган нэтижелер уакытылы психопрофилактика мен балалар-жасeспiрiмдер суицидтершщ алдын алуга мYмкiндiк бередi.

Клт свздер: жасвспiрiмдер; депрессиялыц бузылулар; жеке ерекшелiктер; Miнез-ЦYЛЫЦ екпiндерi; мазасыздыц; дисфория; дисморфофобия; астения; апатия; отбасылыц цсщтъшыстар; суицидтж зрекеттер; мотивтер; суицидтж тенденциялар.

FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

* V.K. Abdullaeva, S.B. Babarakhimova

Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, Tashkent

*Corresponding author: V.K. Abdullaeva. E-mail: vasila.abdullaeva@tashpmi.uz

Summary

This article discusses the results of the study, which allow to identify the features of suicidal behavior of adolescents, the motives of suicidal tendencies, the role of conflictogenic situations in the risk of developing adolescent suicides. 61 teenagers, 44 boys and 17 girls with an average age of 16.9 +1.48, admitted for inpatient treatment in the adolescent departments of the city clinical psychiatric hospital of Tashkent, were examined. The experimental psychological method included the study of three main parameters - the personality characteristics of adolescents, depressive symptoms and suicidal tendencies. Summarizing the results of studies of the features of suicidal tendencies, it was found that the risk group for the development of suicidal behavior includes adolescents with epileptoid and cycloid accentuations of character with dysphoric and anxious depressive symptoms with demonstrative-blackmail motivation and the presence of intrafamilial conflict relationships. The results obtained will allow for timely psychoprophylaxis and prevention of child and adolescent suicides.

Key words: adolescents; depressive disorders; personal characteristics; character accentuation; anxiety; dysphoria; dysmorphophobia; asthenia; apathy; family conflicts; suicidal attempts; motives; suicidal tendencies.

УДК: 616.314-72 МРНТИ: 76.29.55.

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

(ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)

М. К. Искакова, * Г.Н. Ережепова, Л.Б. Сейдуанова

НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы

*Корреспондирующий автор: Г.Н. Ережепова. E-mail: gulyonosh@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ данных анкетирования преподавателей в отношении внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Анкетирование проводилось среди преподавателей кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Использование в образовательном процессе инновационных методов обучения был положительно оценен преподавателями кафедры.

Был изучен опыт внедрения инновационных методов обучения в образовательный процесс по данным онлайн-анкетирования.

Проведено онлайн-анкетирование у 31 преподавателя кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Анкета в онлайн-формате содержала 19 вопросов, включающая такие разделы, как релевантность, рефлективное мышление, инновация и поддержка инновационного метода. По разделу «релевантность» были предоставлены 4 вопроса; по разделу «рефлективное мышление» - 4 вопроса; по разделу «инновация и поддержка инновационного метода» - 11 вопросов. Два последних пункта в анкете предназначены для указания времени онлайн-анкетирования, комментариев и предложений. В каждом вопросе респондент должен из 5 вариантов ответа выбрать только один вариант в градациях «почти всегда», «часто», «иногда», «редко», «почти никогда».

Результаты анкетирования доказали эффективность применения инновационных методов обучения, которые позволяют улучшить качество обучения. Использование инновационных методов отражают уровень профессиональной компетенции преподавателей, их заинтересованность в подготовке квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: образование, онлайн-анкетирование, внедрение, инновационные технологии.

Введение. В современную жизнь человека стремительно врываются инновационные технологии, что плодотворно сказывается на уровне и качестве жизни современного общества [1]. Инновационные технологии охватили все спектры деятельности человека (образование, медицина, экономика и т.д.). За счёт активного внедрения инновационных технологий обучение в высших медицинских заведениях перешло на новый уровень,

что позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов, способных соответствовать потребностям постоянно изменчивого рынка труда, обеспечить дальнейшее развитие нашей страны, ее интеграцию в мировое пространство [2].

Усовершенствование качества обучения в высших медицинских заведениях, на наш взгляд, может быть достигнуто за счёт синхронизации обучения и иннова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.