Научная статья на тему 'Особенности частного лесоводства в Республике Казахстан'

Особенности частного лесоводства в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1091
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ЛЕСОВОДСТВО / ЧАСТНОЕ ЛЕСОВОДСТВО / СОБСТВЕННОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ / ЛЕСНОЙ ФОНД / ЛЕСИСТОСТЬ / ЛЕСНОЙ БИЗНЕС / ЛЕСНЫЕ ПЛАНТАЦИИ / ЛЕСНОЙ ПИТОМНИК / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / FORESTRY / PRIVATELY OWNERSHIP FORESTRY / OWNERSHIP / ARTIFICIAL FOREST STANDS / FOREST FUND / FOREST BUSINESS / FOREST PLANTATIONS / NURSERY / FOREST GROWING / PERCENTAGE OF FOREST LAND

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Байзаков С.В., Балахонцев В.Н., Залесов С.В.

В статье проанализирован опыт разных стран мира по развитию частного лесоводства. Отмечено, что по причине низкой лесистости (4,5 %) формирование частного лесоводства в Республике Казахстан происходит не за счет приватизации имеющегося лесного фонда, а за счет создания искусственных насаждений различного целевого назначения, лесных питомников и плантаций физическими и негосударственными юридическими лицами на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан для лесовыращивания. Отмечается, что введение института частного лесоводства будет способствовать увеличению лесистости республики за счет низкопроизводительных и непригодных для сельскохозяйственного использования земель, даст толчок для развития лесного бизнеса, создаст новые рабочие места для сельского населения, обеспечит посадочным материалом нужды озеленения и улучшит экологическую обстановку. Особое внимание уделено факторам, сдерживающим эффективное развитие частного лесоводства в Республике Казахстан. В связи с отсутствием соответствующих административно-экономических механизмов поддержки, частное лесоводство в Республике Казахстан до настоящего времени не получило широкого практического распространения. Для изменения сложившейся ситуации в частном лесоводстве необходимо распространить порядок государственной поддержки товаропроизводителей, используемой в сельском хозяйстве, на развитие лесовыращивания в частном порядке с установлением повышенных ставок от произведенных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Байзаков С.В., Балахонцев В.Н., Залесов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC PROPERTIES OF PRIVATELY OWNERSHIP FORESTRY IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The experience of some world countries as concerns privately ownership forestry has been analyzed. It has been noted that as percentage of forest lands is rather low (4.5 %) privately ownership forestry setting up in Republic of Kazakhstan takes place not at the expense of the available forest fund privatization but at the expense special artificial forest stands setting up, forest nurseries and plantations by physical and non-governmental juridical persons (individuals) on lands that has been given to them as privately ownership or as long-term ownership in accordance with legislative act of Republic of Kazakhstan for forest cultivation. It is noted that privately ownership institute setting up will favor percentage of forest lands increasing at the expense of low-productive and until for agriculture using of soles, give impetus to business development set up new working places for rural population, provide material for landscape gardening and improve ecology. Special attention is given to factors slowing down effective development of privately ownership forestry in Republic of Kazakhstan. Due to the lack of appropriate administrative and economic mechanisms to support private forestry in the Republic of Kazakhstan to date has not found wide practical development. To change the situation in the private foresters need to extend the order-state support for commodity producers used in agriculture, the development of private forest growing in a row with the establishment of elevated rates of costs incurred.

Текст научной работы на тему «Особенности частного лесоводства в Республике Казахстан»

^Аграрный вестник Урала № 6 (124), 2014 г. - < JJJ^^L /

Лесное хозяйство

УДК 630.923(574)

ОСОБЕННОСТИ ЧАСТНОГО ЛЕСОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

С. В. БАЙЗАКОВ,

доктор экономических наук, профессор, Казахский национальный аграрный университет

(050010, Казахстан, г. Алматы, пр. Абая, д. 8),

B. Н. БАЛАХОНЦЕВ, аспирант,

C. В. ЗАЛЕСОВ,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Уральский государственный лесотехнический университет

(620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 37; e-mail: zalesov@usfeu.ru)

Ключевые слова: Республика Казахстан, лесоводство, частное лесоводство, собственность, искусственные насаждения, лесоразведение, лесной фонд, лесистость, лесной бизнес, лесные плантации, лесной питомник.

В статье проанализирован опыт разных стран мира по развитию частного лесоводства. Отмечено, что по причине низкой лесистости (4,5 %) формирование частного лесоводства в Республике Казахстан происходит не за счет приватизации имеющегося лесного фонда, а за счет создания искусственных насаждений различного целевого назначения, лесных питомников и плантаций физическими и негосударственными юридическими лицами на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан для лесовыращивания. Отмечается, что введение института частного лесоводства будет способствовать увеличению лесистости республики за счет низкопроизводительных и непригодных для сельскохозяйственного использования земель, даст толчок для развития лесного бизнеса, создаст новые рабочие места для сельского населения, обеспечит посадочным материалом нужды озеленения и улучшит экологическую обстановку. Особое внимание уделено факторам, сдерживающим эффективное развитие частного лесоводства в Республике Казахстан. В связи с отсутствием соответствующих административно-экономических механизмов поддержки, частное лесоводство в Республике Казахстан до настоящего времени не получило широкого практического распространения. Для изменения сложившейся ситуации в частном лесоводстве необходимо распространить порядок государственной поддержки товаропроизводителей, используемой в сельском хозяйстве, на развитие лесовыращивания в частном порядке с установлением повышенных ставок от произведенных затрат.

CHARACTERISTIC PROPERTIES OF PRIVATELY OWNERSHIP FORESTRY IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

S. V. BAIZAKOV,

doctor of economical sciences, professor, Kazakh National Agrarian University

(8 Abaya Str., Almaty, 050010, Kazakhstan),

V. N. BALAHONTSEV, graduate student, S. V. ZALESOV,

doctor of agricultural sciences, professor, Ural State Forest Engineering University

(37 Sibirskiy tr. Str., 620100, Ekaterinburg; e-mail: zalesov@usfeu.ru)

Keywords: Republic of Kazakhstan, forestry, privately ownership forestry, ownership, artificial forest stands, forest growing, forest fund, percentage of forest land, forest business, forest plantations, nursery.

The experience of some world countries as concerns privately ownership forestry has been analyzed. It has been noted that as percentage of forest lands is rather low (4.5 %) privately ownership forestry setting up in Republic of Kazakhstan takes place not at the expense of the available forest fund privatization but at the expense special artificial forest stands setting up, forest nurseries and plantations by physical and non-governmental juridical persons (individuals) on lands that has been given to them as privately ownership or as long-term ownership in accordance with legislative act of Republic of Kazakhstan for forest cultivation. It is noted that privately ownership institute setting up will favor percentage of forest lands increasing at the expense of low-productive and until for agriculture using of soles, give impetus to business development set up new working places for rural population, provide material for landscape gardening and improve ecology. Special attention is given to factors slowing down effective development of privately ownership forestry in Republic of Kazakhstan. Due to the lack of appropriate administrative and economic mechanisms to support private forestry in the Republic of Kazakhstan to date has not found wide practical development. To change the situation in the private foresters need to extend the order-state support for commodity producers used in agriculture, the development of private forest growing in a row with the establishment of elevated rates of costs incurred.

Положительная рецензия представлена А. П. Кожевниковым, доктором сельскохозяйственных наук, профессором, ведущим научным сотрудником лаборатории экологии древесных растений Ботанического сада Уральского отделения Российской академии наук.

Аграрный вестник Урала № 6 (124), 2014 г. - <

Лесное хозяйство

Республика Казахстан характеризуется низким показателем лесистости, который не превышает 4,5 %. В связи с этим население республики испытывает сильный дефицит в лесной продукции, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска путей расширения лесоразведения [1, 4, 5]. Общеизвестно, что помимо государственной, существует частная собственность на леса. Именно наличие разных форм собственности, позволяет минимизировать расходы государства на лесовосстановление, лесоразведение, охрану и защиту лесов.

Республика Казахстан с первых дней своего суверенного развития провозгласила равенство всех форм собственности, закрепила его в конституции [2] и стала на путь рыночной экономики. Однако процесс адаптации отдельных сфер производства к рыночным отношениям происходит по-разному. Особенно сложным он был для лесного хозяйства республики, поскольку именно лесное хозяйство, больше других отраслей, нуждается в ежегодном бюджетном финансировании.

Несмотря на ряд проведенных реформ, вплоть до 2012 г. заметных сдвигов в развитии частного лесоводства в республике не произошло. Последнее вызвало необходимость анализа существующего лесного законодательства по вопросам частного лесоводства и накопленного опыта, как в Республике Казахстан, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья с целью разработки предложений по его развитию.

Цель и методика исследований.

Целью работы являлась разработка предложений по развитию частного лесоводства в Республике Казахстан (РК).

В соответствии с целью исследований был изучен опыт стран ближнего и дальнего зарубежья по вопросам частной собственности на леса и выполнен сравнительный анализ принципиальных подходов к организации частного лесоводства в странах с разным уровнем развития рыночных отношений и в Республике Казахстан. Определены принципы организации частного лесоводства и факторы, сдерживающие его развитие на территории республики.

Методы выполнения работы состояли из сбора и изучения литературных источников, норм и правил по вопросам организации и развития частного лесоводства в странах ближнего и дальнего зарубежья с целью оценки их приемлемости в условиях Казахстана. При этом учитывались не только уровни экономического развития страны, но и их географическое положение, показатель лесистости, отношение к собственности и рынку.

Проанализированы законодательные и подзаконные акты РК, направленные на развитие частного предпринимательства и отдельных сфер производства, как исходная основа поиска решений по поддержке частного лесоводства со стороны государства.

В процессе исследований широко использовались сопоставительные и абстрактно-логические методы анализа фактических данных.

Результаты исследований.

При анализе частного лесоводства в зарубежных странах, последние, условно, были распределены нами на три группы. В первую группу были отнесены страны с традиционно рыночной экономикой (США, Канада, Германия, Швеция, Финляндия). Во вто-

рую — страны, вернувшиеся к рыночной экономике спустя значительный период действия плановой экономики (Прибалтийские государства, Польша, Чехия, Российская Федерация, Украина, Монголия). В третью группу стран вошли Китай и Беларусь, которые сохранили как систему государственного управления лесами, так и плановое развитие лесных производств.

Анализ показал, что к странам, сохранившим леса в государственном управлении, относятся Беларусь, Турция, Российская Федерация, Украина, Монголия, Республика Казахстан и др. В абсолютном большинстве стран при этом леса находятся в государственной, муниципальной, церковной, общественной (коллективной) и частной собственности.

Практически во всех странах имеющих частные леса, последние сформировались в результате приватизации государственного лесного фонда. Последнее во многом объясняется значительной лесистостью, что делает неперспективным создание частных лесов за счет лесоразведения на бывших сельскохозяйственных угодьях и землях других категорий. В то же время опыт лесоразведения на нелесных площадях имеют Финляндия, Дания, Польша и ряд других стран.

Согласно Лесному кодексу Республики Казахстан [2], частное лесоводство формируется за счет искусственных насаждений различного целевого назначения, лесных питомников и плантаций, создаваемых за счет физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательным актом о земле, с целевым назначением для лесоразведения.

Минимальный размер частного лесоразведения определяется площадью 0,05 га, при этом ширина создаваемых насаждений не должна быть менее 10 м.

Особо следует отметить, что возникновение института частного лесоводства на территории Республики Казахстан, ни в коей мере не ущемляет и не сужает статуса государственной собственности на имеющиеся леса, поскольку последние относятся к объектам государственной собственности и находятся в республиканской собственности. Отчуждение земель государственного лесного фонда путем купли-продажи, залога и совершения других сделок не допускается [3].

Другими словами, в отличие от абсолютного большинства других стран, в Республике Казахстан формирование частного лесопользования (лесоводства) происходит не за счет приватизации имеющегося лесного фонда, а за счет лесоразведения на низкопроизводительных или непригодных для сельского хозяйства землях. При этом лесовладелец имеет право:

— владеть, пользоваться и распоряжаться участками частного лесного фонда, находящимися в их собственности или в долгосрочном землепользовании, в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

— осуществлять лесопользование на участках частного лесного фонда, находящихся в их собственности или долгосрочном землепользовании;

— возводить строения и сооружения на участках частного лесного фонда, в том числе необходимые

Аграрный вестник Урала № 6 (124), 2014 г. - </

Лесное хозяйство Тр^

для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования, в соответствии с проектной и технической документацией по согласованию с соответствующими государственными органами;

— собственности на заготовленную ими продукцию и доход от ее реализации.

К обязанностям частных лесовладельцев Лесным кодексом Республики Казахстан отнесены:

— ведение лесного хозяйства и лесопользования на участках частного лесного фонда, находящихся в их собственности или долгосрочном землепользовании, экологически приемлемыми способами и методами, предусмотренными Лесным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан;

— обеспечение охраны, защиты, улучшение санитарного состояния лесов, находящихся в их собственности, уход за ними;

— предоставление уполномоченному органу материалов, необходимых для ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

— обеспечение противопожарного и санитарного обустройства участков частного лесного фонда, находящихся в их собственности или долгосрочном землепользовании, принятие мер по тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса;

— ведение регистрации лесных пожаров на участках частного лесного фонда, находящихся в их собственности и последствий от них в порядке определенном законодательством Республики Казахстан.

Низкая лесистость территории республики обусловила необходимость использовать при разработке законодательной базы частного лесоводства следующих основополагающих принципов:

— исключить любые виды рисков и угроз, которые могут привести к снижению устойчивости развития лесов и лесного хозяйства;

— не способствовать сокращению площадей и запасов лесов, общей продуктивности, других их количественных и качественных характеристик, общественно полезных свойств и экологических функций;

— обеспечивать эффективное использование лесных (древесных и недревесных) ресурсов в пределах, предоставленных для лесопользования участков лесного фонда и других полезных свойств лесов с привлечением широкого круга частных предпринимателей;

— содействовать максимальному раскрытию и мобилизации потенциальных возможностей государственных структур (сельское и водное хозяйство, железнодорожные, автотранспортные, озеленительные предприятия и др.), частного сектора (предприниматели) и общественных организаций в области воспроизводства лесов, лесоразведения и озеленения городов, населенных мест и сельских территорий.

Развитие частного лесоводства через лесоразведение на базе земель средств негосударственных юридических и физических лиц нацелено на решение следующих крупных задач:

— сбережение малочисленных лесов от раздела и последующего расхищения;

— увеличение площадей лесных ресурсов в стране;

— расширение базы частного лесного предпринимательства;

— постепенное превращение деятельности по лесовыращиванию в обширное частное лесохозяй-ственное производство, состоящее из комплекса работ по охране и защите лесов, уходу за ними, ведению разных видов рубок, переработке древесины и реализации лесоматериалов и другой продукции древесного происхождения.

Развитие частного лесоводство связано с наличием трудовых ресурсов, свободных земель, воды для орошения, адаптированных к природным особенностям древесных и кустарниковых растений, соответствующих технологий, техники и оборудования. Данные условия в той или иной степени обеспечены в большинстве регионов республики. Однако, как показал опыт, для развития частного лесоводства необходима государственная поддержка (кредиты, дотации, льготы и др.).

Законодательством Республики Казахстан предусмотрены меры поддержки отечественных товаропроизводителей. В частности, предусмотрено субсидирование развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции, удешевления стоимости горюче-смазочных материалов на период проведения весенне-летних полевых и уборочных работ, подачи воды сельскохозяйственным производителям, а также повышения продуктивности и качества растениеводческой и животноводческой продукции и др.

В аграрный сектор экономики вводится обязательное страхование предпринимательской деятельности в связи со сложными природно-климатическими условиями, обеспечивающими большие риски. Кроме того установлена адресная поддержка развития семеноводства и племенного животноводства, хлопководства, закладки и выращивания многолетних насаждений плодовых культур и винограда и др.

К сожалению, введение государственной поддержки частному лесоводству путем возмещения половины его расходов еще не претворено в жизнь, что является основным сдерживающим фактором его развития в республике.

Не вызывает сомнения необходимость государственной поддержки частного лесоразведения на уровне не только льгот установленных сельхозпроизводителям, но и более высокого уровня компенсации затрат, поскольку лесовыращивание характеризуется несравненно более длительным периодом выращивания продукции, чем сельхозпроизводство.

Выводы.

1. При создании частного лесоводства Республика Казахстан выбрала индивидуальный путь развития. Частные леса создаются не путем приватизации государственного лесного фонда, а лесоразведения на низкопроизводительных, непригодных для сельского хозяйства и других землях.

2. Лесоразведение физическими и негосударственными юридическими лицами частных лесов позволяет увеличить лесистость республики, снизить дефицит в лесоматериалах, улучшить экологические условия жизни населения, дает возможность создать новые рабочие места.

3. Несмотря на то, что для жителей Республики Казахстан частное лесоводство имеет большое значение, оно до настоящего времени не получило широкого практического распространения, в связи с от-

333^»— Аграрный вестник Урала № 6 (124), 2014 г. - < JJJf^L 4

Лесное хозяйство Тр^

сутствием соответствующих административно-эко- государственной поддержки товаропроизводителей,

номических механизмов его поддержки. используемой в сельском хозяйстве, на развитие ле-

4. Для изменения ситуации в частном лесоводстве совыращивания в частном порядке с установлением

необходимо, прежде всего, распространить порядок повышенных ставок от произведенных затрат.

Литература

1. Кан В. Н., Рахимжанов А. Н., Залесов С. В. Повышение плодородия почв лесного питомника «АК Кайын» Республики Казахстан // Аграрный вестник Урала. 2013. № 8 (114). С. 39-43.

2. Конституция Республики Казахстан : принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Алматы, 1995. 36 с.

3. Лесной кодекс Республики Казахстан. Алматы : Юрист, 2004. 72 с.

4. Маленко А. А. Рост и продуктивность искусственных насаждений в ленточных борах Западной Сибири : автореф. дис... д-ра с.-х. наук. Екатеринбург, 2012. 40 с.

5. Фрейберг И. А., Залесов С. В., Толкач О. В. Опыт создания искусственных насаждений в лесостепи Зауралья : монография. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2012. 121 с.

References

1. Kan V N., Rakhimzhanov A. N., Zalesov S. V Improvement of soil fertility forest nursery "AK Kaiyn" Republic of Kazakhstan // Agrarian bulletin of the Urals. 2013. № 8 (114). P. 39-43.

2. Constitution of the Republic of Kazakhstan : adopted at national referendum 30 August 1995. Almaty, 1995. 36 p.

3. Forest Code of the Republic of Kazakhstan. Almaty : Lawyer, 2004. 72 p.

4. Malenko A. A. Growth and productivity of artificial plantations in the belt forests of Western Siberia : author. dis. ... dr. of agricult. sciences. Ekaterinburg, 2012. 40 p.

5. Freyberg I. A., Zalesov S. V, Tolkach O. V. Experience creating artificial planted forest in the Urals : monograph. Ekaterinburg : USFEU, 2012. 121 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.