Научная статья на тему 'Особенности бюджетной политики государства в условиях современной Российской экономики'

Особенности бюджетной политики государства в условиях современной Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОХОД / БЮДЖЕТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА / КОНЪЮКТУРНЫЕ ДОХОДЫ / ЦЕНА / СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / НЕФТЬ / ГАЗ / INCOME / BUDGET / EXTERNAL ECONOMIC CONJUNCTURE / PRICE / STABILITY FUND / OIL / GAS / CONJUNCTURE INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагиахметов М. Р.

В современных условиях бюджетная политика России определяется внешнеэкономической конъюнктурой, связанной со значительными колебаниями мировых цен на энергоносители. В статье выполнен анализ проблем использования конъюнктурных доходов и формирования средств Стабилизационного фонда в современных условиях российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE STATE BUDGET POLICY UNDER THE MODERN RUSSIAN ECONOMIC CONDITIONS

Under the modern conditions the Russian budget policy is determined by the external economic conjuncture connected with sufficient fluctuations on the world prices on energy resources. The article presents the analyses of the problems of conjuncture incomes utilization and the formation of Stability Fund under the modern Russian economic conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетной политики государства в условиях современной Российской экономики»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.14

М.Р. ШАГИАХМЕТОВ, руководитель Управления, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, кандидат экономических наук

Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В современных условиях бюджетная политика России определяется внешнеэкономической конъюнктурой, связанной со значительными колебаниями мировых цен на энергоносители. В статье выполнен анализ проблем использования конъюнктурных доходов и формирования средств Стабилизационного фонда в современных условиях российской экономики.

Экономическая политика государства в условиях роста конъюнктурных доходов имеет ряд особенностей, связанных с формированием и использованием бюджетных средств. Как показывает опыт стран, добывающих и экспортирующих природно-сырьевые ресурсы, доходы бюджетов в таких странах, как правило, подвержены весьма значительным колебаниям из-за непредсказуемой ситуации с мировыми ценами на рынках сырьевых ресурсов. В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к серьезным политическим и социально-экономическим последствиям. В этой связи возникает необходимость проведения долгосрочной бюджетной политики и стратегии государственных расходов.

В экономической науке известно, что в добывающих отраслях экономики образуется значительно варьируемая по размерам дифференциальная рента. При реализации отдельных видов полезных ископаемых возникает суще-

ственная по величине ценовая рента, экономическая природа которой определяется мировым распределением природных ресурсов. Одни государства имеют, добывают и экспортируют, например, нефть, а другие в силу ее отсутствия являются только потребителями нефти. В результате баланса производства-потребления нефти на международных биржах устанавливается мировая цена на сырую нефть и нефтепродукты. Вместе с тем в добывающих и экспортирующих странах формируется внутренняя цена на нефть, исходя из присущих им специфических экономических отношений, системы налогообложения, уровня оплаты кредитных, материальных и трудовых ресурсов. Соответственно разность между внешними (мировыми) и внутренними ценами на отдельные виды минерального сырья и продукты их передела и определяет ценовую ренту.

В последние годы в терминологии данной проблематики возник показатель «конъюнктурные доходы», определяемый как разность между фактическими доходами экономики

(бюджета) и расчетными доходами при «стандартных» мировых ценах. Использование таких доходов направлено на решение двух задач. Во-первых, на сглаживание воздействия внешней конъюнктуры на экономику и, во-вторых, на перераспределение части доходов от эксплуатации природных ресурсов в пользу будущих поколений, что можно считать сглаживанием расходов в рамках более длительного периода. В этих условиях важнейшим параметром фискальной политики служит структурный (латентный) дефицит бюджета, представляющий собой бюджетный баланс за вычетом конъюнктурных доходов бюджета. В процессе управления бюджетным процессом все доходы экономики страны подразделяют на сырьевые и несырьевые. Для России используется уточненная категория - «нефтегазовые доходы», а в качестве индикатора на макроэкономическом уровне - «нефтегазовый ВВП». Поддержание пропорциональности и сбалансированности между сырьевыми и несырьевыми отраслями экономики является задачей первостепенной важности.

В современных условиях существующей зависимости российского бюджета от нефтегазовых доходов одной из главных проблем бюджетной политики становится поддержание устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления в длительной перспективе, а также предотвращение колебания таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках. Для решения этой задачи необходимо обеспечение равномерного распределения бюджетных доходов, полное или частичное сбережение нефтегазовых доходов в условиях колебания конъюнктуры мировых рынков природно-сырьевых ресурсов.

Для снижения зависимости макроэкономической и бюджетной политики от колебаний мировых цен на тот или иной вид сырья в нефтедобывающих странах создаются стабилизационные фонды, которые позволяют регулировать денежное предложение в периоды высоких цен на основе не только инструментов центральных

банков, но и проведения жесткой бюджетной политики и накапливания избыточных для экономики денег.

Для обеспечения устойчивости бюджетной системы при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре за счет стабилизационных фондов финансируются расходы бюджета. Динамика относительной величины Стабилизационного фонда РФ в 2004-2020 гг. представлена на рисунке, данные которого говорят о прогнозируемой на длительный период тенденции сохранения этого фонда.

Минфин России на протяжении 2006 г. настойчиво подчеркивал необходимость продолжения политики аккумулирования конъюнктурных доходов бюджета в Стабилизационном фонде. В этой связи предлагается вести раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов бюджета, а также выделить в Стабфонде две части - резервный фонд и «фонд будущих поколений». Предполагается расширить поступления в Стабфонд за счет не только нефтяного экспорта, но и экспорта газа, а возможно, и металлов. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку отражает реальное состояние бюджета и эффективности экономики, ее способности генерировать реальные, а не конъюнктурные доходы.

В экономической литературе обсуждается также вопрос о перспективах этих средств в случае возможного снижения мировых цен на нефть и газ. Так, вполне, на взгляд автора, обоснованы выводы руководителя Экономической экспертной группы Е. Гурвича о том, что средства Стабфонда абсолютно ликвидны. В период ухудшения экономической конъюнктуры наличие средств в нем позволит компенсировать потери бюджета, тогда как долгосрочное погашение будущего долга лишь незначительно снижает платежи бюджета в неблагоприятные годы. Таким образом, установление минимальной «резервной» суммы может рассматриваться как компромисс: она должна гарантировать возможность покрытия потерь, поэтому только средства сверх этой суммы могут использоваться на досрочное погашение долга или замещение новых заимствований.

Расчеты Е. Гурвича показывают, что в отличие от предыдущих лет в ближайший период зависимость бюджетных доходов от мировых цен будет более устойчива в долларовом выражении, чем в процентах ВВП. При ожидаемом стабильном обменном курсе оказываются стабильными и расчетные потери, выраженные в рублях, однако это справедливо лишь при достижении прогнозных ориентиров инфляции.

В таблице приведены оценки потерь бюджетной системы при гипотетическом снижении цены на нефть с 50 до 20 долл./барр. и цены на газ - с 200 долл./тыс. куб. м до 80 долл./тыс. куб. м. В приведенных расчетах возможное изменение объемов производства и экспорта при снижении цен приняты в качестве постоянных величин.

Почти все нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Центральной Азии в той или

3,5-| 32,521,510,5-

0

3,1

й

2,7

2,3

2,1

1,8

1,6

1,5

1,3

1,2

1,1

11

0,9

m 0,8

°,7 0,7 о,6

Т-"—Г-"—Г-"—Г-"—Р-"—Г-"—Г-"—Г-"—Г-"—Г-"—Г-"—Г-"—Г-"—Р-"—Г-"—Г""—г

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. Динамика относительной величины Стабилизационного фонда РФ в 2004-2020 гг. при его базовом объеме в 500 млрд руб., % ВВП [1]

Таблица

Расчетные потери бюджета при снижении цен на нефть и газ [2]

Годы Бюджет, всего Федеральный бюджет Стабилизационный фонд Федеральный бюджет без учета Стабилизационного фонда

млрд долл. млрд долл. млрд руб. % ВВП

2005 73,3 66,6 51,2 15,4 436 2,0

2006 74,6 68,0 42,2 25,8 714 2,8

2007 75,7 69,1 43,3 25,9 707 2,4

2008 76,2 69,5 43,4 26,1 711 2,2

иной форме создали стабилизационные фонды, в которых накапливается большая доля сверхдоходов. Часть средств расходуется на погашение внешней задолженности. Лишь некоторые страны - Азербайджан, Казахстан, Иран, Ливия - пошли по пути использования значительной части дополнительных доходов на пополнение текущих бюджетов, что фактически означает увеличение «ненефтяного» дефицита национальных бюджетов.

Задача бюджетной политики в РФ должна состоять в определении величины ненефтега-

зового дефицита за счет перераспределения поступлений от нефтегазовых доходов в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Доклад директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ «О направлениях использования средств Стабилизационного фонда» / http:// www.tchirkounov.ru/articles/files/napr_isp_stabfond.ppt

2. Гурвич Е. Формирование и использование стабилизационного фонда. - Вопросы экономики. - 2006. -№4. - С. 43.

В редакцию материал поступил 19.05.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.