Научная статья на тему 'Особенности бюджета Кыргызстана в трансформационный период'

Особенности бюджета Кыргызстана в трансформационный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / БЮДЖЕТ КЫРГЫЗСТАНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ / ТРУДОИЗБЫТОЧНОСТЬ В КЫРГЫЗСТАНЕ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ / ДИНАМИКА БЮДЖЕТА / ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / BUDGET / KYRGYZSTAN / SOCIAL AND ECONOMIC RELATIONSHIP / SURPLUS OF LABOUR / CRISIS PHENOMENA / DYNAMICS / STRUCTURE OF EXPENSES / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байтереков Усенбек Абдырахманович

В статье рассматриваются общие для всех постсоветских государств трансформационные последствия, усугубленные тем, что Кыргызская Республика в советский период, учитывая трудоизбыточность, практическое отсутствие легкодоступных месторождений полезных ископаемых, была дотационной республикой, страной с малой экономикой. В результате исследования делается вывод о том, что для устранения негативных тенденций в бюджетной политике необходимы повышение эффективности организации расходов бюджета и увеличение его доходной части, проведение рациональной бюджетно-налоговой политики в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kyrgyzstan budget peculiarities during the transformation period

In the article reformation consequences characteristic of all post-Soviet republics are considered. However, they are somewhat aggravated in the Republic of Kyrgyzstan due to the fact that during the Soviet power period the Republic suffered of unemployment, there were few easy-to-reach mineral deposits, the economy was not developed enough, and, as a result, Kyrgyzstan was a republic subsidized by the federal government. On the basis of the research the author comes to the conclusion that in order to eradicate negative tendencies in the budgeting policy of the country it is necessary to raise the efficiency of budget spending, to increase state budget revenues and to pursue a rational budget-tax policy all over the country. Recommendations are formulated in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджета Кыргызстана в трансформационный период»

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСТАНА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

У.А. Байтереков

Бюджет, Кыргызстан, социально-экономические отношения, трудоизбы точность, кризис-

ные явления, динамика, структура расходов, планирование.

Национальный суверенитет Кыргызстана с первых дней был осложнен наступлением переходного периода, который сопровождался ломкой существовавших социально-экономических отношений, разрывом наработанных хозяйственных связей в рамках общесоюзного разделения труда и специализации производства и упадком морали в обществе из-за потери нравственных ориентиров.

Эти общие для всех постсоветских государств трансформационные последствия были усугублены тем. что Кыргызская Республика в советский период, учитывая трудоизбыточность, практическое отсутствие легкодоступных месторождений полезных ископаемых, была дотационной республикой. Кроме того, она является страной с малой экономикой, относительно небольшой численностью населения (немногим более о млн. человек) и узким внутренним рынком. Это предопределило необходимость использования во внешней политике принципов открытости экономики и поиск международных источников финансирования.

Тяжелые кризисные явления в стране наблюдались до середины 90-х годов прошлого века, последующие годы (за исключением финансового кризиса 1998-1999 гг.) характеризуются постепенной макроэкономической стабилизацией и ростом в отдельных приоритетных отраслях.

Изменения, происходившие в экономике, напрямую отражались и на состоянии государственного бюджета (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика государственного бюджета (в % к ВВН)

Доходы госбюджета Расходы госбюджета Дефицит (-), профицит бюджета Внешнее финансирование Внутреннее финансирование Государстве нный внешний долг (на конец года)

1994 15.7 23,4 -7,7 4,3 3,7 ПГ 32,3

1995 17.0 28,6 -11,5 5,3 6,3 33,8

1996 16,8 22,2 -5,4 2,8 2,5 37,1

1997 16.6 21.8 -5,2 4,3 0,9 53,8

1998 18.3 21,4 -3,0 2,8 0,1 66,9

1999 16,6 19,1 -2,5 3,2 -0.4 107,2

2000 15,3 17,3 -2,0 2,5 -0,2 102,3

2001 17.0 16.6 0.4 -0,3 0,1 94,2

2005 20,2 20.0 0,2 0.2 -0,04 82,4

2006 22,2 22,4 -0,2 -0,02 0,8 ...

Источники: Кыргызстан к цифрах: статсборник. - Я., 2002. 2007; Нацбанк КР: Головой отчет. - Б.. 2000. 2002.

В результате проведенной налоговой реформы и принятия нового Налогового кодекса страны произошли серьезные изменения в структуре доходов госбюджета (табл. 2). С 70-х годов XX века все более важное место в доходах государства занимали платежи из прибыли предприятий и организаций, но после появления в 11)90 году косвенных налогов основную долю госбюджета составляют налог на добавленную стоимость и акцизы. В настоящее время весомым источником доходов наряд\т с НДС стали неналоговые поступления, которые в структуре доходов 2006 года составили 18,7 %, а также таможенные пошлины (11.2 %).

Т а б л н ц а 2

Структура государственного бюджета Кыргызстана (в % к итогу)

1990 I 1995 [ 2002 Л 2006 |

Доходы 100 100 | 100 | 100

в том числе: _□ 1

- налог с оборота 34,2 6.1 [ 2,8 3,1

- налог на прибыль 10,5 15,8 6.7 4,8

-НДС 34,5 26,9 33,3 36,5

- подоходный налог с физических лиц 5,7 | 10.5 | 7,5 7,3

- акцизы 11.2 7,5 4,8

Расходы 100 100 100 100

в том числе на финансирование: 1

-реального сектора экономики 48,4 7,9 12,5 9.3

- социально-культурной сферы 50,6 64,9 57,6 60.1

мл них:

-образование 19,9 23,1 22.1 25,0

- здра воохра не н не 10,0 13,(5 10,1 12,1

-социальное страхование и социальное обеспечение 13,1 19,9 15,4 14,3

-организации отдыха и культурно-релнгиоз. деят-ть 2,5 | 3'5 | „ 3,2

-гос.услугн общего назначения, оборона, общественный порядок и др. 1,6 19,5 28,4 . 27,5 -----

Источник: Кыргызская государстпенность: статистика векоп. 1>.: Нацетатномнтет, 2003. -С. 218: Кыргызстан в цифрах. - Б.. 2007. - С. 210-220.

Если посмотреть на динамику структуры расходов, то можно отметить резкое снижение финансирования отраслей экономики. В современных условиях зто объясняется, с одной стороны, небольшим присутствием государства в .жономи-ке. так как в Кыргызстане государственная собственность практически вся приватизирована (по итогам 2006 года государственными являются всего 2.3 % хозяйствующих субъектов). С другой стороны, большое влияние оказывают проблемы в реализации государственной инвестиционной политики, связанные с отсутствием реально разработанных крупных проектов общенационального значения и высоким уровнем коррупции. Третий серьезный фактор - это необходимость жесткого управления ситуацией с внешним долгом, что привело к сниже-

Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2008 (2)

нию общего объема финансирования программы государственных инвестиций до уровня 3,2 % к ВВП.

Рост расходов на государственные услуги общего назначения, оборону, общественный порядок и безопасность был вызван объективными причинами: становлением в первые годы независимости всех необходимых государственных институтов и ускоренным укреплением кыргызской армии в связи с вторжением боевиков в Баткенскую область страны, а также военными действиями, которые происходили в Таджикистане и Афганистане. В настоящее время эти расходы стабилизировались.

Приоритетным направлением использования средств государства является социально-культурная сфера (преимущественно образование и здравоохранение), где в основном сосредоточены государственные организации, которые проводят государственную политику социальных гарантий по отношению к населению.

Одновременно неуклонно снижаются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. в частности, в структу ре расходов 2006 года они составили всего 5,6 %. Здесь следует заметить, что. в отличие от России, структура жилищного фонда республики резко изменилась. На это повлияли как акционирование (или их банкротство) предприятий и организаций, которые спешно избавлялись от дотационного ведомственного жилья и общежитий, так и ускоренные темпы приватизации населением социального жилья, полученного еще в советский период. К концу 2006 года 97 % жилищного фонда республики находилось в частной собственности граждан.

Анализ утвержденного на 2008 год бюджета Кыргызстана показывает, что сохраняются все вышеозначенные тенденции. Республиканский бюджет остается по-прежнему социально направленным. В то же время отличительной особенностью нового бюджета является трехлетний период планирования. При его верстке также были учтены мировые экономические тенденции и рост цен. В частности, предполагается дальнейший рост стоимости золота, нефти, газа и пшеницы, что неизбежно приведет к росту инфляции (на уровне 12 %).

Свое воздействие оказывают и негативные последствия финансовых кризисов у ведущих партнеров, например ипотечного кризиса в Казахстане. В частности, ./го может повлиять на объемы экспорта Кыргызстана в ряд стран и приток внешних инвестиций в экономику республики. В конечном счете все это влияет на наполняемость государственною бюджета.

Здесь следует остановиться на проблеме государственного долга. Как уже указывалось выше, субвенции советского периода в последующие годы были заменены на грантовую помощь и кредиты государств-доноров (Кувейт. Пакистан. Турция, ФРГ, Япония и др.), а также кредиты международных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк. Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк реконструкции и развития и др.).

Это потребовало энергичных усилий гю реструктуризации долга. В рамках соглашений с Парижским клубом часть долгов была реструктуризирована первый раз в 2001 году, вторично - в марте 2005 года. Были реструктуризированы долги перед двусторонними кредиторами (Россией, Германией. Данией. Тур-

цией, Францией и Японией), что позволило значительно сократить объемы обслуживания долга. Проводится работа по реструктуризации долга с Индией. Китаем. Кувейтом, Пакистаном. Узбекистаном и Южной Кореей.

Все это позволило снизить величину внешней задолженности страны. Так. на конец 2007 года внешний долг Кыргызстана составил 66 % к ВВП. или 2076.85 млн. долларов США. Однако, несмотря на проделанную большую работу по облегчению долгового бремени перед многосторонними кредиторами, на его обслуживание отвлекается немалая часть средств государственного бюджета. В 2008 году на эти цели в соответствии с графиками кредитных соглашений предполагается направить 52,35 млн. долларов США бюджетных средств.

В 2007 году в связи с ростом цен и достижением уровня инфляции 20.1 % не удалось начать работу- по переводу отечественной экономики из формата потребительского в инвестиционный. Пока у нас 86 % госбюджета идет на потребление и только 14 % инвестируется в реальный сектор. Для увеличения финансовых вливаний в развитие реального сектора экономики необходимо провести реформирование социального сектора и пересмотреть правила субсидирования граждан, так как. по данным социальных служб, около полумиллиона кыргыз-станцев получают социальные выплаты и каждый третий человек имеет льготы.

Однако, несмотря на то что основным потребителем средств государственного бюджета является социальная сфера и вроде бы имеется такая армия льготников. положение дел оставляет желать лучшего. Так, к 2007 году удалось достичь уровня производства и размеров госбюджета, превышающих уровень середины 90-х годов прошлого века в 1.6 раза и 4,5 раза соответственно. Хотя при этом и не удалось превзойти показатели 1990 года1. В то же время в 2006 году средний размер заработной платы составил 3270.0 сом (81,1 долл. США), средний размер пенсии - 906,0 сом (22,5 долл.), средний ра.шер назначенной) государственного месячного пособия по видам социального обеспечения- 164,9 сом (4.1 долл.), максимальный размер пособия по безработице не превысил 625 сом (15,6 долл.).

Кроме того, все высшее образование является платным (96 % от общего числа студентов); существует официальная сооплата практически всех видов медицинских услуг при наличии фонда медицинского страхования (и даже это не гарантирует, что не будет теневого оборота денежных средств и необходимости закупать все требуемое по врачебному списку); ликвидирован фонд социального страхования, а оплата больничных листов переведена на республиканский бюджет и независимо от трудового стажа составляет 525 сом, или 13,1 долл. (по тяжелым заболеваниям типа онкологических - 700 сом), при этом частные работодатели не оплачивают и этот минимум; в каждой пятой школе Кыргызстана в начальных классах один учебник приходится на пятерых учеников и др.

Внедрение .этих критериев является неотложной задачей государства по предупреждению коррупции в системе государственного управления. Меры по борьбе с коррупцией предполагают становление как государственных, так и независимых систем мониторинга и оценки проводимых реформ в области управления. Это также будет способствовать достижению одной из целей повышения

1 Стратегия развития страны (2001 2010 гг.). - Б., 2007. - С.8.

Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2000 [2)

эффективности расходов - соблюдению бюджетной дисциплины, в том числе целевому использованию бюджетных средств.

Сложившаяся ситуация в социально-экономическом развитии страны ставит проблему устранения существенных недостатков в управлении бюджетными расходами в трансформационный период, которые в общих чертах можно представить в следующем виде:

1) планирование бюджета осуществляется от достигнутого или на основе устаревших нормативов;

2) действенный контроль эффективности бюджетных расходов не проводится, несмотря на формальное закрепление эффективности использования бюджетных средств в качестве одного из принципов бюджетной системы страны;

3) как у бюджетораспорядителей. так и бюджетополучателей отсутствуют стимулы аффективно использовать средства;

4) в настоящее время система официальной статистики не ориентирована на представление информации, которой было бы достаточно для оценки эффективности использования бюджетных средств;

о) отсутствует информация о результативности деятельности по целевым использованиям бюджетных средств и полноте их освоения.

Для устранения негативных тенденций в бюджетной политике возникает необходимость повышения эффективности организации расходов бюджета и увеличения его доходной части и проведения рациональной бюджетно-налоговой политики в стране в целом.

Думается, что в целях обеспечения роста доходной части государственного бюджета необходимо создавать условия для максимального охвата и учета потенциальной налогооблагаемой балы. Это предполагает процесс легализации неформального сектора экономики, который достигает, согласно исследованиям ПРООН. 50 % ВВП Кыргызстана. Теневая экономика ведет к увеличению налогового бремени на зарегистрированные предприятия, возникновению несправедливой конкуренции и в целом, к снижению общей суммы налоговых поступлений в государственный бюджет.

Так как налоговые поступления являются основным источником доходов госбюджета (21.5% ВВП), это предопределяет повышенные требования к системе налогообложения. В идеале данная система должна быть ориентирована на равномерное поступление доходов в бюджет, с тем чтобы обеспечить необходимый уровень государственных расходов. Этот процесс осуществляется на основе укрепления макроэкономической стабилизации и стимулирования деловой активности в стране. Дальнейшее проведение фискальной реформы предполагает, на наш взгляд, осуществление следующих мер:

- улучшение администрирования налогов и ужесточение исполнения налоговых обязательств;

совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость, в том числе освобождение от его уплаты на импорт оборудования для производственных целей;

- расширение налоговой балы путем отмены существующих освобождений при сохранении плоской шкалы подоходного налога (10 %) и налога на прибыль (10 %);

- усовершенствование и упрощение налогообложения через введение единого вмененного налога с предоставлением ежегодной финансовой отчетности для повышения прозрачности;

- поэтапная отмена каскадных налогов и др.

В целом к основным направлениям бюджетной политики в Кыргызстане на

предстоящий среднесрочный период следует отнести:

- совершенствование методики программного бюджетирования при сохранении приоритета за программами, реализуемыми бюджетными учреждениями;

- повышение эффективности межбюджетных отношений, в том числе через четкое разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы;

- усиление контроля за расходами министерств и ведомств:

- совершенствование методики среднесрочного прогнозирования бюджета, оптимизация бюджетного календаря:

- снижение дефицита государственного бюджета и устойчивое обслуживание государственного внешнего долга с учетом оптимизации системы формирования бюджетных доходов;

- внедрение системы оценки и контроля эффективности бюджетных расходов;

- укрепление системы казначейства и обеспечение контроля за расходованием средств на местах в строгом соответствии с утвержденной сметой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.