Таблица 3
Типология финансовой несостоятельности сельскохозяйственной организации
Степень финансовой несостоя- тельности Процессы благополучного финансового состояния, % Симптомы финансовой несо-стоятель-ности,% Рентабельность Платежеспособность и погашение обязательств Тип финансового состояния, установленный на основе показателей обеспеченности запасов и затрат нормальными источниками их формирования
Состоя- тельность 80...90 0.10 Прибыльные организации, рентабельность выше уровня самофинансирования Платежеспособность, соблюдение платежного календаря Абсолютная финансовая устойчивость Бес- кри- зис- ное разви- тие
Эпизодические нарушения сроков выполнения обязательств Нормальная финансовая устойчивость (хорошее финансовое состояние)
Стадия предпосылок финансовой несо-стоятель-ности 60...80 0.10 Прибыльные организации, рентабельность ниже уровня самофинансирования, но выше самоокупаемости Увеличение периода оборота кредиторской задолженности Нормальная устойчивость (условно хорошее финансовое состояние)
Стадия развития финансовой несо-стоятель-ности 10.40 30.60 Эпизодические убытки (по рентабельности, близкой к самоокупаемости) Систематические нарушения сроков выполнения обязательств с нарастанием их суммы Неустойчивое финансовое состояние (допустимое) Кри- зис- ное разви- тие
Безубыточная деятельность, прибыль приблизительно равна нулю Неустойчивое финансовое состояние (недопустимое)
Финансовая несо-стоятель-ность 0.10 6 О 9 О Хроническая убыточность Хроническая неплатежеспособность, отдельные платежи погашаются с опозданием на три месяца Кризисное финансовое состояние с целесообразностью финансового оздоровления
Явное банкрот- ство 0 90.100 Сумма неплатежей достигла критической точки, для их погашения организация не имеет возможности привлечения финансовых ресурсов Кризисное финансовое состояние, финансовое оздоровление нецелесообразно
2. Илларионова, Н.Ф. Анализ финансовых рисков деятельности сельскохозяйственного предприятия: учеб. пособие / Н.Ф. Илларионова. — Пос. Персиановский: Изд-во Донского ГАУ, 2010. — 160 с.
3. Карапетян, А.Л. Классификация научного инструментария оценки финансовой состоятельности коммер-
ческой организации / А.Л. Карапетян // Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 19 (76). — С. 7-15.
4. Юрзинова, И.Л. Новые подходы к диагностике финансового состояния хозяйствующих субъектов / И.Л. Юрзинова // Экономический анализ: теория и практика. — 2005. — № 14. — С. 58-64.
УДК 657+336.2
И.И. Кружкова, канд. экон. наук
Орловский государственный аграрный университет
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ
Попытки организаций сэкономить на налоге на имущество не раз приводили к злоупотреблению правом, поскольку они связывают момент отражения объекта недвижимости в составе
основных средств с моментом государственной регистрации прав собственности на него. Ведь сроки подачи документов на регистрацию Федеральным законом № 122-ФЗ не определены, а сама регист-
рация прав на недвижимость и сделок с ней в силу п. 2 ст. 4 названного Закона хотя и является обязательной, однако носит заявительный характер [1].
Согласно п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ (НК РФ) уплачивать налог на имущество организации (в том числе российские) обязаны, имеющие имущество, которое признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Статьей 374 п. 1. НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса. В старой редакции этой статьи НК РФ отсутствовало имущество, полученное по концессионному соглашению.
В Законе № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» дается следующее определение: концессионное соглашение — это договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из самого закона.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности <...>.
Согласно п. 4 ст. 374 не признаются объектами налогообложения:
• земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
• имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органом исполнитель-
ной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
С введением изменений Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ из этого перечня было исключено имущество, принадлежащее организации на праве хозяйственного ведения.
Законодатель по-новому определил состав имущества, являющегося объектом концессионного соглашения. Если ранее под ним понималось только недвижимое имущество, то теперь объектом соглашения может быть:
• недвижимое имущество;
• недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Теперь четко оговорено, что передача объекта соглашения в установленный контрактом срок является обязанностью концедента. Срок такой передачи отнесен к числу существенных условий и оговаривается в конкурсной документации (пп. 4.1 п. 1 ст. 10, пп. 25 п. 1 ст. 23 Закона о концессиях). Сама передача осуществляется по акту, как и возвращение объекта после прекращения соглашения (п. 4.1 ст. 3, п. 3 ст. 14 Закона о концессиях).
Концессионер получил гарантию соблюдения своих прав в случае смены собственника объекта концессионного соглашения. Согласно п. 4 ст. 18 Закона о концессиях № 152-ФЗ это обстоятельство не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения.
Необходимо отметить, что концессионер не может приобрести право на объект концессии.
Объектами концессионного соглашения являются:
• автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств;
• объекты железнодорожного транспорта;
• объекты трубопроводного транспорта;
• морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
• морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографи-
ческую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
• аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
• объекты производственной и инженерной инфраструктуры аэропортов;
• гидротехнические сооружения;
• объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
• системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
• метрополитен и другой транспорт общего пользования;
• объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
• объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социальнокультурного назначения.
Концессионное соглашение представляет собой несколько сделок, которые осуществляются поэтапно. Первый этап — это период создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, второй этап — это период его эксплуатации.
В целях бухгалтерского учета не было принято ни нового ПБУ, ни изменений в действующие ПБУ, ни какого-либо другого нормативного акта, устанавливающего порядок отражения хозяйственных операций, осуществляемых в рамках концессионного соглашения.
Единственным руководящим документом можно считать Письмо от 19.12.2007 № 07-05-06/324, в котором специалисты Минфина РФ предприняли попытку заполнить образовавшийся пробел.
Пример. Объектом концессионного соглашения является освещение территории сельского поселения д. Тростань Брянской области Новозыб-ковского района. В соответствии с соглашением концессионер СХПК «Новозыбковский» обязан провести освещение в течение 1 года, а затем осуществлять техническое обслуживание этого объ-
48
екта и его эксплуатацию в соответствии с установленными стандартами качества в течение последующих 5 лет, т. е. со 2-го по 5-й год. Освещение поселения будет использоваться как самим поселением, так и организацией, подписавшей договор концессии.
Согласно условиям концессионного соглашения, концессионер также принимает на себя затраты по передаче объекта по окончании периода концессионного соглашения. В конце 5 года срок действия соглашения истечет и объект соглашения (освещение сельской территории) будет передан концеденту (Тростаньская сельская администрация). В течение срока действия концессионного соглашения концедент контролирует, какие услуги, кому и по какой цене должен оказывать концессионер (например, устанавливая верхний предел дохода, получаемого концессионером).
На первом этапе сделки концессионер либо получает имущество по концессионному соглашению с целью проведения работ по реконструкции либо начинает строительство объекта, права на который будут принадлежать концеденту.
Учет этого имущества отражается у концессионера на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
В учетной политике концессионера следует выделить отдельный раздел, в котором будет регламентирован порядок учета по договору коммерческой концессии.
В данном разделе необходимо отразить следующие вопросы.
1. Указать на необходимость ведения отдельного баланса по каждому договору коммерческой концессии.
Данные об объекте соглашения, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе, который представляет собой совокупность стоимостных показателей по объекту концессионного соглашения и сумме начисленного по нему износа, а также иных соответствующих показателей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.
Показатели и пояснения о праве владения и пользования объектом концессионного соглашения, включая сумму начисленной амортизации, о хозяйственных операциях, связанных с ведением деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, и иные показатели и пояснения, связанные с исполнением концессионного соглашения, раскрываются в бухгалтерской отчетности концессионера отдельно в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н).
В бухгалтерскую отчетность концессионера, по мнению Минфина РФ, должны быть включе-
ны как минимум следующие дополнительные показатели и пояснения:
• о затратах концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
• сумме амортизации права владения и пользования объектом концессионного соглашения;
• задолженности по плате, вносимой концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
• доходах от ведения деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
• расходах концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
2. Утвердить рабочий план счетов и типовые хозяйственные операции.
Исходя из Инструкции по применению Плана счетов, объект концессионного соглашения принимается концессионером к учету на забалансовом счете. На отдельном забалансовом счете также отражается сумма износа объекта концессионного соглашения, исчисляемого по установленным амортизационным нормам.
Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено специального счета для учета полученных в пользование объектов концессионного соглашения и износа по ним, поэтому организация может самостоятельно дополнить свой рабочий План счетов необходимым количеством забалансовых счетов.
3. Утвердить формы первичных учетных документов, по которым не установлена типовая форма постановлениями Госкомстата.
4. Утвердить график документооборота.
5. Предусмотреть порядок отражения и учета доходов и расходов, возникающих в процессе осуществления деятельности по соглашению.
Учет доходов и расходов, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а также платы, вносимой концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, ведется концессионером в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н) и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом имущества, полученного по концессионному соглашению, учитываются в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». При этом учетной политикой должен быть предусмотрен порядок распределения общехозяйственных расходов концессионера по видам деятельности.
Так, например, порядок распределения общехозяйственных расходов может быть определен:
• пропорционально выручке от продаж;
• пропорционально сумме прямых расходов;
• иным способом.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях за период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения концессионер вносит концеденту концессионную плату, которая может быть установлена в одной из следующих форм (либо их сочетании):
• в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
• в виде доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
• в виде передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера [2].
Созданная в процессе осуществления деятельности по концессионному соглашению готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги, а также приобретенные товарно-материальные ценности отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на создание, изготовление, приобретение и т. п.
При определении финансового результата расходы, учтенные на счетах 20 и 26, могут ежемесячно списываться в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», формируя финансовый результат по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов);
6) предусмотреть порядок учета отдельных активов, например, утвердить порядок учета объектов концессионного соглашения.
При возврате концеденту объекта соглашения в бухгалтерском учете концессионера производится запись по кредиту счета учета права владения и пользования объектом концессионного соглашения в корреспонденции со счетом учета амортизации этого объекта. Одновременно с забалансовых счетов списываются объект концессионного соглашения и сумма его износа.
При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с ведением деятельности по концессионному соглашению, возможно использовать для расчетов с концедентом счет 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с концеден-том», а для внутренних расчетов по соглашению — счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по концессионному соглашению».
Имущество, полученное от концедента, учитывается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 76 «Расчеты с дебиторами и креди-
торами», субсчет «Расчеты с концедентом» по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете концеден-та на дату вступления концессионного соглашения в действие. Одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с концедентом».
Если по концессионному соглашению передано имущество, которое требует достройки, то в бухгалтерском учете концессионера затраты организации на приобретение не завершенного строительством объекта и его достройку, подрядным или хозяйственным способом отражаются в порядке, установленном ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство».
До окончания работ по строительству объекта затраты по его возведению учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств» и составляют незавершенное строительство.
Передача не завершенного строительством объекта отражается в бухгалтерском учете организации записью по дебету счета 08, субсчет 08-3 и кредиту счета расчетов, например, используют счет 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с концедентом».
После ввода в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения затраты, учтенные на счете 08, списываются на счет 01 «Основные средства».
После получения организацией свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости сформированная первоначальная стоимость объекта переносится с субсчета 01-1 на субсчет, например, 01-2 «Объекты недвижимости, по которым процедура регистрации прав собственности завершена».
Начисление амортизации по вновь построенному объекту в рамках концессионного соглашения осуществляется в общеустановленном порядке и отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств». Срок полезного использования объектов концессионного соглашения определяется концессионером при их принятии к бухгалтерскому учету.
Пример. Объект концессионного соглашения (освещение сельского поселения) стоимостью 8 млн р. и сроком полезного использования 25 лет после 10 лет эксплуатации передан концессионеру и подвергся реконструкции, затраты на проведение которой у концессионера составили 3 млн р. Пересматривается срок полезного использования в сторону увеличения на 5 лет. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется следующим образом:
(8000000 - I 8000000 • 10 | + 3000000) 25 + 5
= 60000 р.
Начисление амортизации по переданному имуществу в рамках концессионного соглашения отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств».
Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета поступления имущества по концессионному соглашению, его реконструкцию и порядок начисления амортизации (таблица).
Учитывая, что элементы концессионного соглашения на стадии эксплуатации объекта концессии соответствуют существенным условиям договора аренды, концессионер признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию из доходов конце-дента в виде концессионной платы и уплате в бюджет соответствующих сумм НДС на основании п. 3 ст. 161 НК РФ.
Указанная операция подлежит обложению НДС на дату передачи концессионной платы по налоговой ставке 18/118 с включением в нее сумм НДС (п. 4 ст. 164 и п. 1 ст. 167 НК РФ).
Концессионер также выставляет счета-фактуры (п. 2 ст. 174.1 НК РФ) и принимает к вычету «входной» НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым в рамках осуществления деятельности по концессионному соглашению (п. 3 ст. 174.1 НК РФ).
Если концессионер ведет также иную деятельность, на него возложена обязанность организации раздельного учета, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при совершении операций по концессионному соглашению (письмо Минфина России от 27.03.2009 № 03-03-05/51). В противном случае «входной» налог к вычету предъявить не удастся. У концессионера, осуществляющего как свою уставную деятельность, так и операции в рамках договора концессии, имеется право на вычет по НДС по каждому виду деятельности (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2007 № А56-44217/2006) [3].
Получаемый в виде права владения и использования активов и передаваемый концедентом объект концессионного соглашения не должны учитываться в составе основных средств концессионера, можно найти в положениях гл. 30 «Налог на имущество» НК РФ, в которой с 1 января 2009 г. введена специальная норма, устанавливающая порядок налогообложения налогом на имущество объектов концессионного соглашения, переданных концессионеру.
В плане налогообложения момент признания активов основными средствами в бухгалтер-
Поступление имущества
Корреспонденция счетов (Дт — дебет, Кт — кредит) Сумма, р. Содержание хозяйственной операции
Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт сч. 76 «Расчеты с концендентом» 8 000 000 Передан объект концессионного соглашения
Дт сч. 08 Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками (подрядчиками)» 3 000 000 Переданы работы подрядчика по реконструкции объекта
Дт сч. 01 «Основные средства» Кт сч. 08 4 800 000 Принят к учету объект основных средств, переданный по концессионному соглашению
Дт сч. 26 «Основное производство» Кт сч. 02 «Амортизация основных средств» 60 000 Начисленная амортизация по объекту концессионного соглашения за месяц, следующий после месяца принятия объекта в эксплуатацию
Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт сч. 90.1 «Выручка от продаж» 2 000 000 Признана выручка от продажи продукции
Дт сч. 90.3 «НДС с продаж» Кт сч. 68. 2 «Расчеты по налогам и сборам» 305 085 200 000 105 085 Начислен НДС с продаж*: по основной деятельности по деятельности в соответствии с концессионным соглашением
Дт сч. 51 «Расчетный счет» Кт сч. 62.1 2 000 000 Поступила выручка от продажи продукции
Дт сч. 76 «Расчеты по концессионному соглашению» Кт сч. 26 60 000 Отнесена часть общехозяйственных расходов на деятельность, связанную с соглашением
Дт сч. 90. 2 «Себестоимость продаж» Кт сч. 26 300 000 (240 000 + + 60 000) Отнесены общехозяйственные расходы на финансовые результаты разных видов деятельности
Дт сч. 90.9 «Выручка от продаж» Кт сч. 99 «Прибыли и убытки» 1 394 915 Определен финансовый результат
Дт сч. 20 «Основное производство» Кт сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 120 000 Начислена заработная плата работникам, занятым в основной деятельности
Дт сч. 20 Кт сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 40 800 Начислены взносы от заработной платы работников, занятых в основной деятельности
Дт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт сч. 70 15 600 Удержан НДФЛ с заработной платы работников, занятых в основной деятельности
Дт сч. 76 «Расчеты по концессионному соглашению» Кт сч. 70 40 000 Произведено начисление заработной платы работникам, занятым в деятельности по концессионному соглашению
Дт сч. 76 «Расчеты по концессионному соглашению» Кт сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 13 600 Начислены взносы от заработной платы работников, занятых в деятельности по концессионному соглашению
Дт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт сч. 76 5200 Удержан НДФЛ с заработной платы работникам, занятым в деятельности по концессионному соглашению
Дт сч. 76 «Расчеты по концессионному соглашению» Кт сч. 50 «Касса» 34 800 Произведена выплата заработной платы работникам, занятым в деятельности по концессионному соглашению
Дт сч. 68, 69 Кт сч. 51 «Расчетный счет» 256 400 (200 000 + + 40 800 + 15 600) Уплачены налоги и взносы по основной деятельности
Дт сч. 76 «Расчеты по концессионному соглашению» Кт сч. 51 123 885 (105 085 + + 13 600 + 5200 Уплачены налоги и взносы с расчетного счета по основной деятельности, но начисленные по соглашению
* Передача концедентом здания на реконструкцию в рамках концессионного соглашения обложению НДС не подлежат, поскольку такая передача реализацией не признается. А вот концессионная плата является доходом концедента, полученным им за оказанные услуги по предоставлению концессионеру права владения и пользования зданием.
ском учете важен в связи с тем, что от этого зависят обязательства по налогу на имущество. Объектом обложения данным налогом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, признается объектом обложения налогом на имущество в момент приведения его в состояние, пригодное для использования, т. е. независимо от ввода его в эксплуатацию (фактического использования) (письма Минфина России от 09.06.2009 № 03-0505-01/31, от 18.04.2007 № 03-05-06-01/33). Данное правило действует с 2006 г. Ранее, до того как п. 4 ПБУ 6/01 был изменен приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н, к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств принимались фактически используемые активы.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты,
перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признается движимым имуществом.
Другими словами, в контексте данной статьи критерием для отнесения недвижимого имущества к объекту обложения налогом на имущество является его учет на балансе в качестве основного средства в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Список литературы
1. Гришина, О.П. Об учете объектов недвижимости: позиция Президиума ВАС РФ / О.П. Гришина // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2011. — № 1. — С. 88-98.
2. Никитин, В.В. Концессионер: особенности налогообложения / В.В. Никитин // НДС: проблемы и решения. — 2010. — № 9. — С. 19-28.
3. Зуйкова, Л.П. Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов / Л.П. Зуйкова // Экономико-правовой бюллетень. — 2009. — № 10. — С. 7-159.
УДК 657
Н.В. Королькова, канд. экон. наук Е.И. Мартемьянова
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В последнее время отдел внутреннего аудита все чаще рассматривается как важная предпосылка для успешного ведения бизнеса, так как выполняет широкий спектр функций помимо контрольных. Основным фактором создания отдела внутреннего аудита является желание акционеров и высшего руководства повысить эффективность деятельности путем более рационального использования ресурсов и тщательного анализа рисков и управления ими. Зачастую между органами государственного контроля и руководством экономического субъекта также возникают споры по взысканию финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Отсюда следует необходимость повседневного контроля за рациональным расходованием по назначению материально-денежных средств, выполнением обязательств, а также за правильностью организации и ведения бухгалтерского учета.
Для квалифицированной проверки необходима специальная служба, работники которой должны хорошо знать специфику организации,
52
ее организационно-экономическую структуру и структуру управления, объекты контроля, круг вопросов, которые должны быть раскрыты в проверках, владеть техникой и методикой проведения проверок, хорошо знать законодательные и нормативные акты, уметь обобщать материалы проверок и потерь, резервы эффективности всех видов деятельности организации и т. д. Воплотить контроль в реальность и организовать его действенность в системе управления могут быть только специалисты в области аудита, имеющие специальную подготовку, а не формально созданные в организации ревизионная комиссия или наблюдательный совет.
На взгляд авторов статьи, наиболее приемлемым является формирование отдела внутреннего аудита в качестве обособленной и независимой структуры — отдельного структурного звена в системе управления организации. Опыт и исследования показывают необходимость более высокого уровня в системе управления для отдела внутрен-