Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского и налогового учета финансового обеспечения государственных контрактов'

Особенности бухгалтерского и налогового учета финансового обеспечения государственных контрактов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный заказ / муниципальный заказ / обеспечение контракта / бухгалтерский учет / налоговый учет / закон 44-ФЗ. / state order / municipal order / contract security / accounting / tax accounting / law 44-FL.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Николенко

Система государственных или муниципальных закупок и проведение подрядных работ или оказание услуг для государственных и муниципальных заказчиков в настоящее время получила широкое распространение и является прибыльным направлением предпринимательской деятельности. Однако зачастую перед бухгалтером встает вопрос, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете перечисление и возврат обратно денежных средств, вносимых в качестве финансового обеспечения исполнения государственного контракта? Учитывать ли данные суммы в составе доходов или расходов в налоговой отчетности? Данная статья раскрывает актуальные вопросы бухгалтерского и налогового учета финансового обеспечения государственных контрактов – необходимой составляющей закупочной деятельности и пути их решения, а именно: 1. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения исполнения контракта; 2. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах; 3. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции, связанные с обеспечением заявки и исполнением контракта в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF FINANCIAL PROVISION OF STATE CONTRACTS

The system of state or municipal procurement and carrying out contract works or rendering services for state and municipal customers is now widely spread and is a profitable business activity. However, the accountant often faces the question of how to correctly reflect in accounting and tax accounting the transfer and refund of funds deposited as financial security for the execution of a state contract? Should these amounts be included in income or expenses in tax reports? This article reveals the current issues of accounting and tax accounting for securing applications for participation in procurement – a necessary component of procurement activities and ways to solve them, namely: 1. What laws and regulations govern the provision and accounting of contract security; 2. What you need to know accountant about the security of applications for participation in tenders and auctions; 3. How to reflect in accounting and tax accounting operations related to securing the application and execution of the contract, depending on the method of providing such security.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского и налогового учета финансового обеспечения государственных контрактов»

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

Д.В. Николенко, магистрант

Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова (Россия, г. Курск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10659

Аннотация. Система государственных или муниципальных закупок и проведение подрядных работ или оказание услуг для государственных и муниципальных заказчиков в настоящее время получила широкое распространение и является прибыльным направлением предпринимательской деятельности. Однако зачастую перед бухгалтером встает вопрос, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете перечисление и возврат обратно денежных средств, вносимых в качестве финансового обеспечения исполнения государственного контракта? Учитывать ли данные суммы в составе доходов или расходов в налоговой отчетности? Данная статья раскрывает актуальные вопросы бухгалтерского и налогового учета финансового обеспечения государственных контрактов -необходимой составляющей закупочной деятельности и пути их решения, а именно:

1. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения исполнения контракта;

2. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах;

3. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции, связанные с обеспечением заявки и исполнением контракта в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

Ключевые слова: государственный заказ; муниципальный заказ; обеспечение контракта; бухгалтерский учет; налоговый учет; закон 44-ФЗ.

Государственный контракт является ба- Законодательная база в отношении за-

зовым документом при осуществлении хо- ключения и подготовки государственного

зяйствующими субъектами закупочных контракта представлена на рисунке. мероприятий.

Рис. Законодательное регулирование заключения государственных контрактов

Стоит отметить Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, положения которого обладают приоритетом перед нормами гражданско-правового законодательства по ч. 1 ст. 2 44-ФЗ [1].

Государственный контракт по существу представляет собой стандартный гражданско-правовой договор, наделенный уникальными характеристиками по причине участия особого субъекта - государственного заказчика.

Главные отличительные черты государственного контракта:

1. Подписание осуществляется на основании тендера;

2. Сроки подписания государственного контракта строго регламентируются законодательно в 44-ФЗ. При стандартном договоре сроки подписания определяются по соглашению сторон.

3. Существенные условия договоров в обоих случаях регламентированы ГК, но применительно к госзаказу они дополнены прочими положениями.

4. Ответственность сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении государственного договора определена по ст. 34 44-ФЗ, и она не подлежит пересмотру. При обычном договоре стороны могут устанавливать ответственность по Гражданскому кодексу [2] или корректировать ее по своему усмотрению.

5. Стороны в рамках обычного контракта наделены правом внесения изменений через подписание дополнительных соглашений или в иной оговоренной форме. Существенные условия по государственному контракту менять строго запрещено, кроме ряда исключений по ст. 95 44-ФЗ.

Финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта выступают неотъемлемыми составляющими государственных закупок. Для государственного заказчика обеспечение заявки и последующего исполнения контракта участником является гарантией того, что победитель торгов не откажется от подписания контракта и его исполнения.

Обеспечение заявки на участие - требование, которое устанавливает заказчик или уполномоченный орган в конкурсах и аукционах дороже 5 млн. рублей. Обеспечительная сумма заявки зависит от начальной цены контракта.

Участник вправе сам выбрать способ обеспечения - путем внесения денежных средств на специальный счет или предоставления банковской гарантии. В таком случае деньги блокируются на специальном счете до момента заключения контракта с победителем торгов.

После объявления итогов закупки сумма финансового обеспечения заявки подлежит возврату всем участникам в течение 1 рабочего дня. Победителю денежные средства, направленные в качестве обеспечения, подлежат возврату после подписания контракта. В случае уклонения победителем от заключения контракта, заказчиком осуществляется перечисление обеспечения его заявки в бюджет.

Обеспечение исполнения контракта является денежным обязательством, предоставляемым победителем закупки при заключении контракта в целях покрытия вероятного ущерба заказчика, если таковой наступит вследствие некачественного исполнения или неисполнения своих обязательств поставщиком.

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки может определить самостоятельно. Существует два вида обеспечения:

1. Обеспечение заявки перечисляется на счет государственного заказчика.

Денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта вносятся поставщиком на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Например, ИП Сорокина О.М. 22.05. 2020 перечислила для обеспечения контракта на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для ОБУЗ «К-ская городская поликлиника №5» на специальный счет заказчика сумму 3 232 руб. 00 коп.

В таком случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе деби-

торской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете (табл. 1).

Таблица 1. Бухгалтерский учет обеспечения контракта при перечислении денежных средств на счет государственного заказчика

Дебет Кредит Дата операции Содержание

76 / Комитет финансов Курской области (ОБУЗ «К-ская городская поликлиника № 5») 51 ПАО АКБ «Авангард» 22.05.2020 Перечисляются денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки

009 / ОБУЗ «К-ская городская поликлиника № 5» 22.05.2020 Отражается сумма выданного обеспечения заявки

51 ПАО АКБ «Авангард» 76 / Комитет финансов Курской области (ОБУЗ «К-ская городская поликлиника № 5») 09.08.2020 Заказчик осуществил возврат суммы обеспечения заявки

009 / ОБУЗ «К-ская городская поликлиника № 5» 09.08.2020 Списана сумма обеспечения

В случае если победитель конкурса или учета невозвращенной суммы финансово-аукциона не намерен заключать контракт, го обеспечения заявки осуществляется то отражение на счетах бухгалтерского следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Бухгалтерский учет сумм финансового обеспечения в случае отказа победителя заключать контракт_

Дебет Кредит Дата операции Содержание

91-2 76 / Комитет финансов К-ской области (ОБУЗ «К-ская городская поликлиника №5») Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Списана на прочие расходы сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки

Следует отметить, что доходы и расходы по государственным контрактам учитывают обособленно. Если этого не сделать, организации грозит штраф [3].

Кроме того, также стоит отметить особенности налогового учета суммы обеспечительного платежа. Например, обеспечительный платеж не учитывается в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

Главным недостатком данного способа финансового обеспечения заявки является вывод денежных средств из оборота и их «замораживание» в случае, если контракт заключается на длительный период времени и на большую сумму.

2. Банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта.

Банковская гарантия в качестве исполнения контракта выдается банками, соответствующими требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации №440 от 12.04.2018 г., и включенными в перечень банков, соответствующих таким требованиям.

Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе

или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. Дополнительные требования к банковской гарантии установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. № 1005 [4].

Например, ИП Сорокина О.М. 09.04.2020 перечислила денежные средства ЗАО Сбербанк АСТ для обеспечения заявок на участие в электронных аукционах в рамках 44-ФЗ на сумму 2 000 рублей. В таком случае бухгалтерский учет данной хозяйственной операции будет выглядеть следующим образом (табл. 3).

Таблица 3. Бухгалтерский учет финансового обеспечения контракта с использованием

банковской гарантии

Дебет Кредит Дата операции Содержание

91-2 76 / ЗАО Сбербанк АСТ 05.04.2020 (Дата предоставления банковской гарантии) Отражена сумма комиссии банка за предоставление банковской гарантии

76 / ЗАО Сбербанк АСТ 51 ПАО АКБ «Авангард» 09.04.2020 (Дата списания денежных средств в оплату комиссии банка) Погашена задолженность за услуги банка по выдаче банковской гарантии

Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

Ответственность по долгам заемщика при невыполнении обязательств несет гарант - банк, который выдал гарантию.

Победитель закупки, который не предоставил обеспечение, считается уклонившимся от заключения контракта: теряет обеспечение заявки и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков на два го-

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах, финансовым обеспечением исполнения государственного контракта. Учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки.

да [5].

Библиографический список

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

3. Давудов Д.А., Меркуленко И.Н. Финансовое обеспечение контракта в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Философия социальных коммуникаций. - 2019. - №4 (49). - С. 35-39.

4. Гусейнли И.А.В.О. Финансовое обеспечение контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // В сборнике: Актуальные проблемы частного и публичного права. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 32-39.

5. Овчинников И.А. Государственный контракт: способы обеспечения исполнения / И.А. Овчинников, С В. Зимнева // Молодой ученый. - 2016. - № 5 (109). - С. 512-514.

FEATURES OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF FINANCIAL PROVISION OF STATE CONTRACTS

D.V. Nikolenko, Graduate Student Ivanova Kursk State Agricultural (Russia, Kursk)

Abstract. The system of state or municipal procurement and carrying out contract works or rendering services for state and municipal customers is now widely spread and is a profitable business activity. However, the accountant often faces the question of how to correctly reflect in accounting and tax accounting the transfer and refund of funds deposited as financial security for the execution of a state contract? Should these amounts be included in income or expenses in tax reports? This article reveals the current issues of accounting and tax accounting for securing applications for participation in procurement - a necessary component of procurement activities and ways to solve them, namely:

1. What laws and regulations govern the provision and accounting of contract security;

2. What you need to know accountant about the security of applications for participation in tenders and auctions;

3. How to reflect in accounting and tax accounting operations related to securing the application and execution of the contract, depending on the method ofproviding such security.

Keywords: state order; municipal order; contract security; accounting; tax accounting; law 44-FL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.