Библиографический список
1. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6.
2. Позднякова М.Е. Особенности распространения наркомании в молодежной среде. URL: http://www.youthmsses.narod.ru/conferense/Pozdnyakova.doc (дата обращения: 10.09.2010).
3. Российский статистический ежегодник. M., 2009.
4. Прохорова М. Концептуальные подходы к формированию системы профилактики нарко-тизма в Российской Федерации. URL: http://www.narcom.ru/law/system/35.html (дата обращения: 13.09.2010).
5. Bloom M. Primary prevention: a possible science. N.J., 1981.
6. Антонова О.Г., ДылъновД.Г. Социальный контроль и возрождение России. Самара, 1999.
7. Гилинский Я.И. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб., 2001.
8. О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия от 4 февр. 2009 г. № 11-З. URL: http://www.ufsknrm.ru/?id_refer=446 (дата обращения: 19.09.2010).
9. О республиканской целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»: постановление Правительства Республики Мордовия от 30 нояб. 2009 г. № 514. URL: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=454673 (дата обращения: 22.09.2010).
10. Кремнева Н. «Программное» решение проблемы наркомании. URL: http:// www.regioncentre.ru/resources/books/13step/13step2/ (дата обращения: 20.09.2010).
A.M. Stelmakh
Features of Matrimonial-Family Relations of Young People
The basic matrimonial-family strategies that have developed in the youth environment nowadays are considered. The processes of revaluation of traditional matrimonial-family values are studied.
Key words and word-combinations: youth, socialization, matrimonial-family strategies, cohabitation.
Представлены основные брачно-семейные стратегии, которые сложились в молодежной среде в настоящее время. Исследуются процессы переоценки традиционных брачно-семей-ных ценностей.
Ключевые слова и словосочетания: молодежь, социализация, брачно-семейные стратегии, сожительство.
УДК 316.356.2 ББК 60.561.5
A.M. Стельмах
ОСОБЕННОСТИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
Гыночные отношения привели к формированию в социуме аномичных культурных образцов, потере гражданами ценностных ориентиров, усугубив тем самым проблемы социализации молодого поколения.
Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Основным предназначением молодежи как социальной груп-
1 26 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
пы является реализация ею функции воспроизводства социальной структуры. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом.
Воспроизводство студенческой молодежью брачно-семейных практик наглядно показывает, с одной стороны, успешность их социализации, а с другой -уровень соответствия требованиям ситуации. Повседневные брачно-семейные отношения молодежи оформлены в специфическую ценностную систему и представляют синтез формальных правил и неформальных договоренностей, в рамках которых складываются статусные взаимодействия молодых людей, воспроизводятся семейные практики, формируются социальные ценности и нормы, обусловливающие соответствующие образцы действий.
Брачно-семейные отношения студенческой молодежи коррелируют с кризисом семьи, проявляющимся в снижении престижа института семьи и его неспособности удовлетворительно выполнять основные функции, что принципиальным образом изменяет социальную значимость брачно-семейных отношений. Так, показатель брачности россиян, по данным статистики, в 2008 г. составил 8,9 (на 1000 человек), в 2009 г. - 8,3, в 2010 г. - 8,5 человека. В Саратовской области он также снижался с 8,2 (2008 г.) до 7,7 (2009 г.), и в 2010 г. составил 7,6 человека. Показатель разводимости населения в прошедшем году составил 4,9 - в России и 4,8 человека - в Саратовской области.
С 2008 г. наметилась положительная динамика по количеству браков и разводов. В 2009-2010 гг., при сохранении этой тенденции по отношению к разводам, в динамике заключения брака наметилась тенденция к снижению. С начала 2010 г. в области зарегистрировано 19 519 браков и 12 208 разводов. Число браков сократилось почти на 3%, доля разводов увеличилось на 1%. В расчете на 100 образовавшихся брачных союзов пришлось почти 160 расторгнутых. Иными словами, россияне реже стали жениться, но чаще - разводиться [1, с. 104], причем, 2/3 всех разводов (66%) составляют семейные пары с «брачным стажем» до девяти лет.
Модернистские процессы способствуют плюрализации брачно-семейных практик. Параллельно с традиционной семейной стратегией функционирует и является востребованной либеральная стратегия, к которой относится сожительство.
В определенной мере сожительство является следствием неуспешной социализации молодого поколения и неудачной передачи им социального опыта. Как итог - в условиях дезинтеграции социальных институтов молодежь стремится освободиться от социального контроля и построить новую неформальную семью. Увеличение числа таких семей имеет причинно-следственную зависимость как от экономических факторов, так и от ценностных ориентаций субъектов.
Вместе с тем либеральные ценности молодежи воплощаются в различных проявлениях индивидуализма, культивированного в процессе социализации, происходящей под влиянием глобализации. Так, согласно структуралистскому конструктивизму П. Бурдье, в реальной социальной действительности брачно-семейные стратегии создаются субъектами в соответствии с собственным восприятием социальной реальности и со своей позицией в ней.
Семейные модели и практики поведения в настоящее время не подразумевают четкого образца поведения, являвшегося бы неким абсолютом. Популярность
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
127
либеральной брачно-семейной модели изначально задана социальными условиями, в которых происходит формирование ценностного стержня личности.
С точки зрения конструирования социальных ролей традиционная и либеральная модель семьи - это две социальные практики, ориентированные на совместное проживание, ведение общего хозяйства, удовлетворение сексуальных и эмоциональных потребностей. Статус схожих социальных ролей мужа и жены отличается в данном случае только юридическим аспектом. Сегодня традиционная семья является не столько эталоном и образцом, сколько одной из возможных трактовок семейного поведения. Вместе с тем именно данная социальная конструкция лежит в основе общественных предпочтений. Как следствие, молодежь, выбирающая либеральную стратегию, сталкивается со многими трудностями.
Преобладающим мотивом создания семьи в студенческом возрасте служит любовь. Эмоционально захваченные молодые люди не задумываются о трудностях, с которыми им придется столкнуться после свадьбы. В связи с этим интересно рассмотреть жизненный цикл студенческой семьи. Жизненный цикл семьи включает стадии развития, в каждой из которых жизненный стиль семьи относительно устойчив и каждый член семьи выполняет определенные задачи индивидуального развития сообразно со своим периодом жизни. Каждый этап делает акцент на особых задачах развития, конкретных функциях, высоко коррелирующих с возрастом [2, с. 83].
Жизненный цикл студенческой семьи начинается с официальной регистрации отношений молодыми людьми. Начальный этап брачной жизни, характеризующийся появлением новых задач и функций, порой не соответствуют этапу психоэмоционального развития молодых людей. В их жизненной ситуации есть и радости, и драмы, так же как и у любых других людей. Однако ситуация усугубляется тем, что зачастую в силу социальной и эмоциональной незрелости они абсолютно не готовы к ответственному выполнению своих супружеских обязанностей.
Ожидания молодых людей часто не соответствуют действительности, в результате чего появляется неудовлетворенность в браке. Недовольство семейной жизнью, безответственный подход к браку часто приводит к нарушению жизненного цикла студенческой семьи, то есть к разводу. Развод / разрыв отношений - это неконструктивный способ решения конфликта. Но студенческая семья подчас не способна к конструктивному решению конфликтных ситуаций, так как у нее слабые адаптационные условия. Подсознательно понимая все сложности и трудности семейной жизни, молодые люди переходят к альтернативной форме брака, такой, как сожительство. В отличие от традиционной, либеральная стратегия организации семейной жизни позволяет партнерам избегать конфликтов или самоустраняться от их решения.
В последние годы сожительство становится среди молодежи своего рода этапом, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Это можно объяснить влиянием следующих факторов.
Несколько десятилетий наблюдается раннее психофизиологическое развитие молодежи. Нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентаций в средствах массовой информации. Во многих семьях налицо ослабление сексуального контроля над подростками. Отсутствуют, или их очень мало, социальные
128 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
программы сексуального воспитания. Они подменяются программами сексуального просвещения и в большей мере ориентированы на профилактику ВИЧ / СПИДа и нежелательной беременности, чем на подготовку к семейной жизни. На протяжении многих лет прослеживается четкая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения, причем данная тенденция, по итогам исследований [3, с. 79], характерна для молодежи и абсолютно одинакова как для юридически оформленных браков, так и для сожительства.
Популярность сожительства среди молодежи можно объяснить, прибегнув к достижениям теории социального обмена (Дж. Хоманса и П. Блау). Одним из исходных положений теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.
Обмен между индивидами или группами, желающими использовать ресурсы для осуществления своих целей, является одним из аспектов институционального обмена и формирования институциональных образцов. На индивидуальном уровне социальное поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в котором вознаграждение или проигрыш определяют их поведение, то есть, человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны расходам - чем больше доходы, тем больше расходы [4].
Сексуальные отношения, забота, проявление симпатии являются своего рода вознаграждением, как в семье, так и в сожительстве. Значимость того или иного вознаграждения или потери зависит от ее ценности для конкретного индивида. Нехватка или отсутствие вознаграждения ведет к прекращению союза.
В официальном браке отношения расторгаются через суд и сопровождаются юридическими и имущественными тяжбами. В этом плане сожительство социально выгодно. В нем имеется полная психологическая и документальная свобода, возможность легко расстаться, что, в свою очередь, и привлекает большинство молодежи.
В заключение следует отметить, что брачно-семейные практики молодежи разнообразны и воспроизводятся в соответствии с требованиями ситуации.
Характерные институциальные особенности современных брачно-семейных отношений следующие: приемлемыми являются как добрачные, так и внебрачные отношения; целомудрие молодых людей до брака перестало быть моральной ценностью; констатируется эгалитарный характер при принятии решений, касающихся семьи; брак не является пожизненным и расторгается по желанию любой из сторон. Современные брачно-семейные отношения, носящие эгалитарный характер, предполагающий равенство полов, отличаются индивидуальностью и малодетностью.
Тенденция к индивидуализации и эгалитаризации определяет особую ин-ституциальную характеристику брачно-семейных стратегий: процессы глобализации и модернизации общества предполагают рост индивидуализации и свободы выбора для личности, что не может не отразиться на положении семьи,
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
129
способствуя ее дальнейшей трансформации [5, с. 179]. Культура индивидуализации демонстрирует независимость молодежи по отношению к классической модели семьи и предполагает прежде всего свободу брачно-семейной самореализации, не ограниченной традиционным социальным опытом и стереотипами.
Сожительство на современном этапе - наиболее приемлемая и доступная практика семейных отношений для молодежи. К тому же оно является решением многих проблем. Во-первых, материальных - не нужно тратиться на свадьбу, деньги можно потратить или на оплату квартиры, или на что-то более необходимое. Во-вторых, психологических - такой союз дает возможность лучше узнать партнера и в случае несовместимости разойтись, в отношениях остается ощущение свободы. В-третьих, сексуальных - выражающихся в наличии постоянного партнера. Но, несмотря на это, сожительство, по сути, является дестабилизатором, не способным удовлетворить потребность в защите.
Библиографический список
1. Демографический ежегодник Саратовской области, 2010 год: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2010.
2. Ярская-Смирпова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
3. Долбик-Воробей T.Ä. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11.
4. Талалай Ю. С. Социологические методы как инструмент исследования феномена гражданского брака в российском обществе. URL: www.lib.socio.msu.ru (дата обращения: 24.02.2009).
5. Ярская-Смирпова Е.Р., Романов П.В. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М., 2002.
E.V. Kazakova
Institutional Interaction between Labor Market and Education: Conceptual Bases and Classification
The conceptual bases of institutional interaction between labor market and education are considered. Types of institutional interaction are classified. A new approach to the interaction between labor market and education is grounded.
Key words and word-combinations: institutional interaction, labor market, education.
Рассматриваются концептуальные основы взаимодействия институтов рынка труда и образования. Осуществляется классификация видов институционального взаимодействия. Обосновывается новый подход к взаимодействию рынка труда и образования.
Ключевые слова и словосочетания: институциональное взаимодействие, рынок труда, образование.
УДК 316.33 ББК 60.560
Е.В. Казакова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
^Социальные институты представляют собой устойчивые комплексы формальных норм и правил и неформальных ограничений, основывающиеся на традициях и культурных установках общества. Данные ком-
1 30 2011 • ВЕСТНИК ПАГС