Научная статья на тему 'Особенности благоустройства общественного пространства и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы'

Особенности благоустройства общественного пространства и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1348
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благоустройство территории / застроенная территория / городской ландшафт / пути внутригородского сообщения / реконструкция архитектурно-исторической среды города / селитебная территория / landscaping / built-up area / the urban landscape / the path message / the reconstruction of the city architectural and historical environment of residential area

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Комов Валерий Энгельсович

Статья посвящена мероприятиям по благоустройству общественного пространства и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в городе Москве. Начиная с 1992 г., данные мероприятия направлены на перевод жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования и улучшение качества предоставляемых услуг с обязательным обеспечением мер социальной защиты населения, сохранением стабильной социальной обстановки в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS IMPROVEMENT OF PUBLIC SPACE AND THE DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CITY OF MOSCOW

The article is devoted to the improvement of public space and the development of road transport infrastructure in Moscow. From 1992 onwards, these activities are aimed at the transfer of housing-communal areas to break the functioning of and improve the quality of services provided with the mandatory security measures for social protection of the population, while maintaining stable social situation in the city.

Текст научной работы на тему «Особенности благоустройства общественного пространства и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы»

ОСОБЕННОСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ГОРОДА МОСКВЫ

В.Э. Комов

Кафедра государственного и муниципального управления

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Ленинградский просп., 51-1, г. Москва, Россия, 125993

Статья посвящена мероприятиям по благоустройству общественного пространства и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в городе Москве. Начиная с 1992 г., данные мероприятия направлены на перевод жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования и улучшение качества предоставляемых услуг с обязательным обеспечением мер социальной защиты населения, сохранением стабильной социальной обстановки в городе.

Ключевые слова: благоустройство территории, застроенная территория, городской ландшафт, пути внутригородского сообщения, реконструкция архитектурно-исторической среды города, селитебная территория.

Начиная с 2011 г., в Москве работы за счет средств бюджета проводятся на системной основе в рамках утвержденных 16 государственных городских программ. Программно-целевой метод обеспечивает комплексность проведения всех мероприятий, а значит, рациональное расходование бюджетных средств и сокращение сроков исполнения.

Оценка деятельности городской власти в любом городе начинается с того, насколько жители ощущают комфорт, безопасность у себя в подъезде, во дворе, на дороге или в парке.

Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в настоящее время являются:

- внешнее благоустройство города;

- содержание и ремонт дорожного хозяйства, локальные мероприятия на улично-дорожной сети;

- подготовка к осенне-зимнему периоду;

- управление, эксплуатация и ремонт жилищного фонда;

- работа на присоединенных территориях;

- энергосбережение и модернизация инженерно-коммунальной инфраструктуры;

- капитальный ремонт многоквартирных домов, капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности и противодействие чрезвычайным ситуациям;

- обеспечение открытости деятельности органов власти в данной сфере, прозрачности сферы ЖКХ, формирование механизмов обратной связи с населением.

Благоустройство общественного пространства. В ходе реализации проектов развития общественного пространства, которые в значительной мере изменили атмосферу города, появились десятки новых парков, несколько десятков километров пешеходных улиц.

В Москве, как и в других крупных столицах, парки, бульвары, скверы являются важнейшей составляющей общественного пространства. В настоящее время в городе имеются 135 парков, бульваров и усадеб. До 2010 г. работ капитального характера в них не проводилось.

Народный парк - это объект, представляющий собой территорию для повседневного отдыха и досуга жителей районов Москвы в зоне пешеходной доступности от их жилья, обладающий определенной инфраструктурой и предоставляющий посетителям ряд социально-гарантированных услуг.

Новый масштабный проект «Народный парк», стартовавший в 2013 г., обеспечивает развитие сети уголков отдыха в пешей доступности от жилых домов. По их размещению через городские порталы от москвичей поступило 233 предложения. Завершены работы по созданию 52 «народных парков» общей площадью около 115 га во всех округах города.

Московский городской стандарт для парков - это:

- базовое благоустройство (скамейки, дорожки, газоны, урны, туалеты);

- размещение детских площадок;

- устройство спортивных площадок (в т.ч. для игры в настольный теннис, workout);

- организация танцевальных площадок;

- размещение пунктов общественного питания;

- бесплатный Wi-Fi.

Начиная с 2013 г. в городе стало активно развиваться благоустройство пешеходного пространства. В 2013 г. городской программой было предусмотрено создание 6 маршрутов в рамках комплексного обустройства пешеходных зон, общей протяженностью свыше 10 км, приведение в порядок, включая освобождение тротуаров от излишних рекламных конструкций, 17 маршрутов общей протяженностью 15,8 км, создание 30 пешеходных зон районного значения общей протяженностью 26,5 км в 9 административных округах.

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Динамика количества парков, скверов и бульваров по приспособлению к организации досуга в 2010-2014 гг.

К настоящему времени протяженность пешеходной сети в городе составляет около 55 км.

Протяженность созданных пешеходных зон комплексного обустройства, км

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Динамика создания пешеходных зон в 2010-2014 гг.

Велосипед в последнее время пользуется все большей популярностью не только среди молодежи и спортсменов, но и у людей разных возрастных групп и профессий. В 2012 г. было введено в эксплуатацию 108,7 км велодорожек, проходящих по улично-дорожной сети и парковым территориям.

Всего по итогам 2013 г. в городе функционирует 166,9 км велодорожек. За этот период в столице было установлено 1045 велопарковок на 10450 ве-ломест у станций метро и социально значимых учреждений.

Вечерний и ночной облик города становится все более привлекательным. В городе разработана и принята концепция единого светоцветового оформления основных магистралей и центральной части города. В прошедшем году выполнены строительно-монтажные работы по устройству архитектурно-художественной подсветки (далее - АХП) на 275 зданиях, расположенных на Садовом кольце, в ходе работ было установлено более 18,5 тыс. светильников различных модификаций, проложено порядка 118 км кабельных линий. Все объекты Садового кольца визуально объединены за счет золотого цвета для освещения верхней части зданий, так называемых «наверший», венчающих карнизов, аттик и балюстрад. Отсюда название концепции - «Золотое кольцо». Всего до 2016 г. планируется оснастить объектами АХП 1601 здание.

Безопасный, уютный и красивый двор - одно из условий комфортной жизни в городе. Ведь именно здесь можно приятно и с пользой провести время: заняться спортом, поиграть с ребенком, пообщаться с соседями.

Город предъявляет высокие требования к благоустройству дворовых территорий: безопасность, условия для отдыха, досуга и занятий спортом, а также эстетическая привлекательность и оборудованные парковочные места.

Но в 2011 г. масштабная работа по благоустройству московских дворов вошла в число приоритетов для городских властей.

В 2011 г. начались массовые работы по благоустройству. Практически во всех 23 тыс. московских дворов проведен требующийся первоочередной ремонт (устранение ям и выбоин, ремонт скамеек, восстановление ограждений и др.). С 2012 г. работы приняли комплексный характер: дворы стали приводить к новым стандартам безопасности, эстетичности и экологичности. Это предусматривает одновременное оборудование дворового пространства, создание детских площадок, дополнительных парковочных мест, ремонт асфальта, установку и покраску ограждений и монтаж наружного освещения.

Одновременно с работами по благоустройству проводятся программные мероприятия, направленные на оборудование дворов новыми опорами освещения. До 2010 г. данные мероприятия не проводились, устройство освещения в первоочередном порядке требовалось для 12 тыс. московских дворов.

В 2012-2013 гг. новым наружным освещением оснащены 12 364 дворовые территории (2012 г. - 6 099 объектов, 2013 г. - 5 767 объектов, а также 498 территорий образовательных учреждений). Работы проводятся с применением новых технологий, светодиодного освещения, в труднодоступных

для подъезда специальной техники местах устанавливаются складывающиеся опоры.

Рис. 3. Динамика благоустройства дворовых территорий в 2010-2014 гг.

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Обеспечение бесперебойного транспортного движения и необходимой пропускной способности улично-дорожной сети в городе невозможно без наличия современных и безопасных дорог.

Площадь асфальтобетонных покрытий в городе Москве составляет 122,7 млн кв. м. В 2011-2013 гг. отремонтировано в 3,5 раза больше асфальтовых покрытий, чем в 2008-2010 гг. - 93,02 млн кв. м. Это стало возможным благодаря принятому радикальному решению - перейти с семилетнего на трехлетний цикл ремонта дорожного покрытия на основе новых стандартов. По сути, это новая концепция содержания дорожного хозяйства города. Переход на эту концепцию позволяет повысить качество ремонта и культуру производства работ, значительно сократить межремонтные сроки, обеспечить применение качественных материалов и методов контроля.

В текущем году впервые заключены трехсторонние соглашения между заказчиками, подрядчиками и специализированными организациями, позволяющие контролировать качество материалов на любой стадии проведения работ. Благодаря новым управленческим решениям:

- с худшими подрядчиками контракты расторгаются или не продлеваются по результатам конкурсных процедур;

- ремонт проводится только большими картами и не принимается без результатов лабораторных исследований;

- принят новый регламент уборки снега с улично-дорожной сети.

- обновленная коммунальная техника оборудуется системой ГЛОНАСС, которая в режиме реального времени позволяет контролировать их работу.

тыс. кв. пл. 40000

35000

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

Рис. 4. Динамика асфальтобетонных покрытий

В городе осуществляется постоянный научно-практический поиск и изучение новых методов и технологий, применяемых при ремонте, содержании и обустройстве автомобильных дорог с целью их дальнейшей апробации и внедрения.

Еще одна новая приоритетная задача в 2013 г. - создание плоскостных транспортно-пересадочных узлов. Ее выполнение направлено на наведение порядка у станций метрополитена и повышение комфорта для пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой.

Общее количество создаваемых ТПУ в городе - 147. Улучшить транспортную обстановку на конкретных участках городских дорог без проведения широких реконструктивных работ и при небольших капиталовложениях позволяет реализация локальных мероприятий на улично-дорожной сети. На улично-дорожной сети за два года будет построено 1 687 заездных и парко-вочных карманов для общественного транспорта и обустроено около 300 уши-рений проезжей части. Все мероприятия проводятся на основании обращений москвичей и предложений общественных организаций.

С 2012 г. ведется работа по обустройству мест платной парковки на Бульварном и Садовом кольце. По ее итогам в 2013 г. функционируют 14,6 тыс. машиномест.

2008-2010 2011 2012 2013 2014

Ремонт дорог ■ Ремонт внутридворовых территорий I ВСЕГО

Для улучшения транспортной обстановки проводятся работы по реконструкции «вылетных» магистралей. Но без благоустройства эти территории не приобретут привлекательный облик. Обустройство позволит создать современную комфортную среду для пользователей магистралей и жителей прилегающих территорий.

В рамках благоустройства проводятся следующие работы: обустройство тротуарного покрытия, озеленение, цветочное оформление, торшерное освещение, ремонт фасадов жилых и нежилых объектов, устройство архитектурно-художественной подсветки и создание индивидуальной колористики. Для каждой трассы определены доминантные объекты - значимые здания или площади, которые будут формировать архитектурный облик территории. При благоустройстве используются уже применяемые в ведущих мировых мегаполисах решения.

В 2013-2014 г. работы ведутся на 4 трассах: Варшавском, Каширском, Ленинградском, Ярославском шоссе. Благоустройство еще четырех трасс -Рублевского шоссе, Шоссе Энтузиастов, а также Щелковского шоссе и Рязанского проспекта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Закон города Москвы от 03.11.2004 г. № 70 (ред. от 17.06.2009) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

[2] Закон города Москвы от 05.07.2006 г. № 35 «Об энергосбережении в городе Москве».

[3] Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Жилищный кодекс Российской Федерации».

[5] Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости».

[6] Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

REFERENCES

[1] Zakon goroda Moskvy ot 03.11.2004 g. № 70 (red. ot 17.06.2009) «O merah social'noj podderzhki otdel'nyh kategorij zhitelej goroda Moskvy».

[2] Zakon goroda Moskvy ot 05.07.2006 g. № 35 «Ob jenergosberezhenii v gorode Moskve».

[3] Federal'nyj zakon ot 29.12.2004 g. № 190-FZ (red. ot 23.07.2013) «Gradostroitel'nyj ko-deks Rossijskoj Federacii».

[4] Federal'nyj zakon ot 29.12.2004 g. № 188-FZ (red. ot 02.07.2013) «Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii».

[5] Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 g. № 221-FZ (red. ot 02.07.2013) «O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti».

[6] Federal'nyj zakon ot 30.12.2009 g. № 384-FZ (red. ot 02.07.2013) «Tehnicheskij regla-ment o bezopasnosti zdanij i sooruzhenij».

CHARACTERISTICS IMPROVEMENT OF PUBLIC SPACE AND THE DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT INFRASTRUCTURE

OF THE CITY OF MOSCOW

Valerii E. Komov

Department of Public Administration Financial University under the Government of the Russian Federation Leningradsky ave., 51-1, Moscow, Russia, 125993

The article is devoted to the improvement of public space and the development of road transport infrastructure in Moscow. From 1992 onwards, these activities are aimed at the transfer of housing-communal areas to break the functioning of and improve the quality of services provided with the mandatory security measures for social protection of the population, while maintaining stable social situation in the city.

Key words: landscaping, built-up area, the urban landscape, the path message, the reconstruction of the city architectural and historical environment of residential area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.