Научная статья на тему 'Особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе'

Особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАН / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / АЛГОРИТМ / КРИТЕРИЙ / МАТРИЦА / ПОКАЗАТЕЛЬ / SWOT-АНАЛИЗ / CASH FLOW / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Л. А., Лапина Е. Н.

Рассмотрены особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе как универсального инструмента системы эффективного менеджмента некоммерческой организации, приводится чёткий алгоритм действий в области планирования деятельности кооператива, описана методика разработки основных разделов бизнес-плана для СПоК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе»

8 (143) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КООПЕРАТИВЕ

Л. А. МЕЩЕРЯКОВА, доктор экономических наук,доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент и банковскоедело» E-mail: [email protected]

Е. Н. ЛАПИНА, кандидат экономических наук, ассистент кафедры «Финансовый менеджмент и банковскоедело» E-mail: [email protected] Ставропольский государственный аграрный университет

Рассмотрены особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе как универсального инструмента системы эффективного менеджмента некоммерческой организации, приведен четкий алгоритм действий в области планирования деятельности кооператива, описана методика разработки основных разделов бизнес-плана для сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Ключевые слова: планирование, бизнес-план, потребительский кооператив, алгоритм, матрица, показатель, методика, стратегия, SWOT-анализ, фактор.

Одним из этапов эффективного менеджмента организации выступает планирование ее деятельности. В мировой и российской практике чаще всего встречаются два вида планирования: стратегическое и оперативное. Промежуточную позицию между стратегическим и оперативным планированием в любой организации занимает особый вид планирования, получивший широкое распространение в рыночной среде и представляющий собой объективную оценку деятельности организации в соответствии с потребностями рын-

ка и сложившейся ситуацией. Таким, достаточно универсальным видом планирования является бизнес-план организации, который описывает все основные аспекты будущего проекта или будущего периода деятельности, анализирует все проблемы, с которыми организация может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем [4].

Как показал накопленный в Ставропольском крае опыт организации и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), бизнес-план здесь имеет ряд особенностей, связанных со спецификой их деятельности. Кооператив такого типа рассматривается как продолжение работы сельскохозяйственного товаропроизводителя — члена кооператива. Ведь главной целью сельскохозяйственного потребительского кооператива является не получение прибыли, а при объединении усилий — удовлетворение потребностей сельскохозяйственных организаций, коллективных фермерских хозяйств (КФХ), личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в тех или иных услугах с целью повышения экономической эффективности работы самих хозяйств [3]. Поэтому в бизнес-плане

СПоК должна найти отражение, в первую очередь, деятельность кооператива как некоммерческой организации.

Опыт показал, что составление бизнес-плана СПоК заключается в определении конкретного поэтапного плана или четкого алгоритма действий в области планирования деятельности кооператива. В общем виде схема алгоритма составления бизнес-плана включает три взаимосвязанных последовательных этапа: аналитический, расчетный и заключительный (рис. 1).

Аналитический. Осуществляется сбор и анализ исходной информации, определяются миссия и видение кооператива, изучается среда, в которой функционирует кооператив.

Рис. 1. Схема алгоритма составления бизнес-плана СПоК

Расчетный. На основании информации, сформированной на предыдущем этапе, осуществляется детальное планирование деятельности кооператива. Для функционирующего кооператива планирование осуществляется с учетом предыдущей деятельности на основании анализа современного состояния кооператива.

Заключительный. При составлении бизнес-плана происходит его корректировка с учетом поправок, которые рассчитываются с целью приведения расчетных финансовых показателей в соответствие с рыночными условиями, в которых действует кооператив. На основании внесенных поправок разрабатываются несколько вариантов бизнес-плана с учетом оптимистического, реалистического и пессимистического развития деятельности СПоК.

После составления бизнес-плана следует его утверждение высшим органом управления сельскохозяйственным потребительским кооперативом — общим собранием членов кооператива.

Структура бизнес-плана СПоК может быть различной и определяется целями его составления. Соотношение целей составления бизнес-плана и критериальных оце-нокпредставленовтабл. 1.

На первых этапах организации деятельности СПоК составляется бизнес-план, определяющий общую стратегию его развития, в котором находят отражение состояние рынков сельскохозяйственной продукции и средств производства для сельского хозяйства, уровень развития производства сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребность хозяйств — членов кооператива в услугах СПоК. Затем рассчитываются предполагаемые текущие затраты кооператива на выполнение запланированных функций и объем инвестиций на формирование материаль-

Таблица 1

Матрица критериальной оценки бизнес-планирования СПоК

Цель составления бизнес-плана Критериальная оценка

Развитие кооператива Темпы изменения показателей деятельности кооператива в динамике

Расширение филиальной сети Емкость рынков

Внедрение нового продукта Спрос на услуги кооператива

Развитие территорий Территории в разрезе состояния, тенденций ипро-блем развития. Разработка целевой программы развития территории с участием кооператива

Привлечение банковского кредита Потребность в финансовых ресурсах и платежеспособности кооператива

Финансовое оздоровление кооператива Определение причин кризисного состояния кооператива, определение направлений совершенствования деятельности кооператива

но-технической базы СПоК. Бизнес-план должен включать в себя расчет доходов кооператива и окупаемость текущих затрат, оценку рисков, финансовый план по годам развития, основой которого является смета доходов и расходов [2].

Привлечение банковского кредита для развития кооператива предполагает учет требований ксостав-лению бизнес-плана, предъявляемых кредиторами. Например, ОАО «Россельхозбанк» рекомендует использовать следующую структуру бизнес-плана: цель бизнес-плана; резюме; характеристика производственной деятельности; описание продукции (работ, услуг); инвестиционный план; операционный план; финансовый план; оценка эффективности бизнес-планаирисков его реализации [5].

Тогда бизнес-план СПоК может быть структурирован следующим образом:

1) резюме;

2) оценка состояния и перспективы развития отрасли;

3) стратегия деятельности кооператива;

4) оценка и планирование оперативной деятельности кооператива;

5) финансовый план.

Охарактеризуем методику разработки разделов бизнес-плана.

Резюме как наиболее важная часть бизнес-плана преследует цель преподнести в сжатом виде

суть бизнес-проекта; показать потенциальному кредитору жизнеспособность и эффективность бизнес-идеи; стать рекламным материалом, способствующим развитию интереса всех заинтересованных в проекте субъектов [1,4]. Отличительной особенностью резюме является краткость — не более 2 стр., ознакомившись с которым, любое заинтересованное лицо сможет сделать вывод о дальнейшем сотрудничестве со СПоК.

Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов на определенной территории в современных условиях вызвано необходимостью улучшения качества жизни сельских жителей и развития сельскохозяйственного производства, что особенно актуально для аграрного региона, которым является Ставропольский край. Одним из разделов бизнес-плана СПоК должна стать оценка уровня развития аграрного сектора экономики как ведущей отрасли народного хозяйства и среды жизнеобеспечения села и проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители. Выявление этих основополагающих для сельскохозяйственных регионов факторов, сдерживающих эффективное развитие сельскохозяйственного производства, позволит определить пути решения имеющихся проблем, в том числе за счет создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Безусловно, данный раздел бизнес-плана будет подготовительным для составления основных разделов и основным источником информации для него послужат данные Госкомстата России и регионов.

Данный раздел должен содержать сведения о регионе: его географическое положение, площади занимаемой территории, количество населенных пунктов в разрезе городов и сел, численность населения, в том числе сельского и занятого в сельскохозяйственном производстве.

Далее рассматривается объем и структура валового регионального продукта, определяется в нем доля сельского хозяйства, изучается динамика объема сельскохозяйственной продукции.

Для характеристики сельскохозяйственного производства необходимо выделить долю ведущих отраслей (растениеводства и животноводства), уровень их рентабельности; структуру продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (сельскохозяйственные организации, хозяйства населения, КФХ; уровень материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей; уровень и структуру инвестиций в основной капитал в разрезе собственных и привлеченных средств.

Следующим этапом оценки состояния отрасли является детальный анализ отраслей растениеводства и животноводства. К показателям, характеризующим уровень развития растениеводства, следует отнести: площадь и структуру посевных площадей; объем и структуру производства основных видов продукции растениеводства, в том числе по категориям хозяйств; урожайность основных культур в динамике и т. д. Для характеристики животноводства используют следующие показатели:

• объем и структура производства основных видов продуктов животноводства, в том числе по категориям хозяйств;

• динамика поголовья скота и птицы;

• показатели продуктивности животных (надои, опоросы и т.д.).

В результате оценки отрасли сельского хозяйства выявляются проблемы аграриев, с которыми они сталкиваются на стадии производства: низкий уровень собственных финансовых ресурсов; сложность привлечения заемных средств; низкий уровень материально-технической базы; сложность обновления и пополнения материально-технической базы; высокие розничные цены на сырье и материалы и т. д.

В зависимости от приоритетности выделенных проблем можно говорить об обосновании того или иного вида сельскохозяйственного потребительского кооператива. Например, альтернативным источником пополнения финансовых ресурсов может стать кредитный кооператив, проблему высоких розничных цен может частично решить снабженческий кооператив, низкий уровень материально-технической базы может способствовать созданию обслуживающего кооператива.

Одним из направлений исследования на данном этапе составления бизнес-плана становится анализ рынка. В зависимости от вида СПоК возможно проведение анализа следующих рынков:

• для перерабатывающего — рынка средств производства;

• сбытового — рынка сельскохозяйственной продукции и рынка средств производства;

• обслуживающего — рынка услуг и рынка средств производства;

• снабженческого — рынка сырья и материалов.

Большое значение при оцен ке перечисленных видов рынка имеет анализ цен, в том числе в динамике применительно к

каждому исследуемому рынку. При этом анализ рынков необходимо проводить с точки зрения спроса и предложения, а также в мировом, отечественном и региональном масштабах. В результате соотношения спроса и предложения на рынке определяется размер дефицита или излишка товаров (работ, услуг). Данное направление анализа позволит определить нишу на рынке, которую может занять СПоК.

Таким образом, раздел бизнес-плана «Оценка состояния и перспективы развития отрасли» позволит для вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов обосновать их целесообразность и направления деятельности, а для действующих — стать основой стратегического планирования.

Инструментом разработки раздела бизнес-плана «Стратегия деятельности кооператива» вы-ступаетстратегический анализ (рис. 2).

Стратегический анализ позволяет оценить эффективность выбранной стратегии СПоК, прочность его позиции на рынке и конкурентоспособность в будущем посредством диагностики внешней и внутренней среды.

Анализ внутренней среды дает возможность определить свои сильные и слабые стороны относительно конкурентов. Анализируя внешнюю среду, кооператив должен выявлять новые возможности и потенциальные угрозы для своего развития. В результате проводится всесторонний 8'^ОТ-анализ СПоК с целью выявления решающих факторов успеха и окончательного выбора стратегии развития. На основании выбранной стратегии осуществляется планирование деятельности кооператива [1].

Раздел бизнес-плана СПоК «Оценка и планирование деятельности кооператива» является основным. Следует отметить, что необходимость оценки деятельности возникает только для действующего кооператива, а процесс планирования характерен и для вновь созданного, что объясня-

3. Анализ факторов внутреннего окружения

2. Анализ факторов внешнего окружения

1. Определение миссии, видения и дерева целей деятельности кооператива

Рис. 2. Схема стратегического анализа деятельности СПоК

ется особенностями составления бизнес-плана для СПоК.

Оценка современного состояния кооператива включает два раздела:

• общие сведения;

• анализ работы СПоК за предыдущий период [2].

Общие сведения содержат информацию, соответствующую данным учредительных документов, включая:

• полное и сокращенное наименование кооператива, юридический адрес и банковские реквизиты;

• данные о местонахождении;

• ссылки на нормативно-правовую базу функционирования, учредительные документы и основные положения, регламентирующие деятельность кооператива;

• информацию о членской базе и условиях членства;

• организационную структуру и структуру управления кооперативом.

Анализ работы СПоК за предыдущий период является неотъемлемым элементом управления и служит основой планирования. В процессе анализа используется система показателей, всесторонне характеризующих экономическую и финансовую деятельность. Анализ деятельности СПоК необходимо начинать с анализа его размеров.

Система показателей его размера включает:

1) абсолютный показатель (численность членов и ассоциированных членов; размер паевого фонда; стоимость материально-технической базы; виды и объем оказываемых услуг ит. д.);

2) относителъныый (прирост численности членов и ассоциированных членов; средней показатель численности за исследуемый период; структура членской базы; прирост паевого фонда; структура паевого фонда; структура материально-технической базы; структура оказываемых услуг; объем оказываемых услуг на одного члена СПоК и т.д.).

В отдельное направление анализа целесообразно выделить анализ формирования себестоимости услуг и механизма ценообразования СПоК. Поскольку себестоимость услуг СПоК может быть подсчитана только после окончания финансового года, ценообразование в кооперативе складывается из двух частей:

• в начале сезона (т. е. перед доставкой продукции или перед предоставлением средств производства или услуг) кооператив устанавливает предварительные цены;

• в конце финансового года финансовый результат деятельности кооператива (в большей части) распределяется среди его членов в виде кооперативных выплат, которые добавляются к предварительным ценам, которые были определены им за продукцию (надбавки), или отнимаются от предварительных цен за услуги и средства производства (снижение). Конечная цена, которую производитель получает за продукцию (предварительная цена плюс кооперативные выплаты) или оплачивает за услуги и товары (предварительная цена минус кооперативные выплаты), равна себестоимости, которая подсчитывается только в конце года и зависит от результатов совместной деятельности членов кооператива.

После оценки себестоимости и механизма ценообразования целесообразно перейти к оценке финансовых результатов. Главными критериями экономической эффективности деятельности кооператива будут безубыточность его работы и повышение рентабельности производства у товаропроизводителей — членов кооператива.

Безубыточность предприятия определяется показателем точки безубыточности (критического объема продаж), рассчитываемого как произведение товарооборота кооператива на частное от деления постоянных затрат к маржинальному доходу. Если в расчетах использовать среднюю цену на единицу предоставляемых услуг кооператива, то точка безубыточности может быть рассчитана как отношение постоянных затрат к разнице между ценой и переменными затратами на единицу услуг. Соответственно безубыточный объем продаж будет рассчитан как произведение точки безубыточности и цены единицы услуг, а запас финансовой прочности — как разница между выручкой от реализации и безубыточным объемом продаж.

В результате проведенного анализа работы СПоК за предыдущий период могут быть выявлены некоторые зависимости и тенденции, которые в сочетании с выбранной СПоК стратегией лягут в основу оперативного плана. Таким образом, основой механизма бизнес-планирования является использование соответствующей системы нормативов планирования, часть которых для планирования деятельности СПоК определяются на основе законодательных и учредительных документов функционирования кооператива: минимальная численность членов кооператива при его организации; норма отчислений в резервный фонд из прибыли; размер резервного фонда по отношению

Таблица 2

Матрица принятия решений о целесообразности принятия проекта бизнес-плана

Показатель Формула расчета Принять Отвергнуть Проект неприбылен и неубыточен

Чистый приведенный доход (эффект) " Рк МРУ = У 1С £1(1 + 0" ; где Р1, Р2,... Рк — годовые денежные поступления в течении п — лет; г — ставка сравнения (дисконтирования); 1С — стартовые инвестиции (кредит банка) NPV> 0 NPV< 0 NPV= 0

Период окупаемости РР = 1С:Р, РР< тах РР > max РР = max приемле-

где РР — срок окупаемости инвестиций; приемлемый приемлемый мый срок

1С — первоначальные вложения (испрашиваемая сумма кредита); срок срок

Р— годовые поступления.

Индекс прибыльности (рентабельности) Р1 = У Рк : 1С {-1(1 + 0" Р1> 1 РК 1 Р1= 0

Внутренняя норма рентабельности ЖК = г, при котором ЫРУ=/(г) = 0, где г — ставка дисконтирования РУ 1ЕК = г + 1 *(г2 г) 1 ру - РУ2 IRR > СС, где СС- СТОИМОСТЬ капитала IRR < СС IRR = СС

к паевому; предел норматива отчислений из прибыли на выплату дивидендов и т. д.

Показатели, характеризующие развитие СПоК, отражают: увеличение численности членов; увеличение размера паевого фонда; увеличение материально-технической базы; увеличение объема оказываемых услуг; снижение себестоимости и цены оказываемых услуг; снижение значения точки безубыточности; увеличение социально-экономической рентабельности.

При планировании деятельности потребительского кооператива исходным показателем служит информация о количестве потенциальных членов СПоК. Поэтому планирование основных показателей целесообразно начинать именно с прогноза численности членов кооператива, который осуществляется с учетом горизонта планирования (период времени) и уровня детализации (месяц, квартал, год).

Важным показателем при планировании является «Объем оказываемых услуг», который зависит от планируемой численности членов СПоК, уровня спроса на его услуги, себестоимости и цены на услуги. В этой связи необходимо составить план себестоимости услуг по всем видам затрат, механизма ценообразования, рассчитать точку безубыточности на планируемый период.

Далее составляется план изменения паевого фонда обязательных и дополнительных взносов. При этом необходимо учесть, что на величину пос-

ледних оказывает влияние выбранный механизм ценообразования на услуги кооператива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если стратегией кооператива определено увеличение материально-технической базы, то в бизнес-плане рассчитываются необходимый объем и структура инвестиций. Естественно, в случае дефицита собственных средств СПоК должен привлечь заемный капитал, например банковский кредит. Тогда возникает необходимость составления плана инвестиционной и финансовой деятельности СПоК, которые составляются аналогично коммерческим организациям.

После составления развернутых планов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности СПоК следует перейти к обоснованию финансового раздела бизнес-плана, основой которого является составление и обоснование сметы доходов и расходов кооператива. Параллельно составляется план денежных поступлений и выплат, т. е. прогноз движения денежных средств (Cash flow) кооператива. Денежные потоки кооператива отражают источники поступления и направления расходования денежных средств. Прогноз движения денежных средств позволяет оценить, сколько денег необходимо вложить в определенной отрезок времени, проверить синхронность поступлений и расходования средств, а значит, будущую ликвидность.

Планирование поступления и расходования денежных средств в бизнес-плане кооператива проводится с учетом годичного движения финансовых

потоков, при этом учитываются поступления (приток денежных средств) и направления расходования (отток денежных средств), атакже определяются остатки денежных средств на начало и конец периода [2].

На основе составленного баланса движения денежных средств оценивается эффективность деятельности кооператива на основе модели дисконтированных денежных потоков, т. е. с учетом фактора времени (табл. 2). Расчет интегральных показателей позволяет сделать вывод об уровне эффективности деятельности кооператива.

Заключительным этапом финансового плана является планирование социально-экономической эффективности деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива и его членов.

На заключительном этапе составления бизнес-плана происходит его корректировка с учетом степени влияния факторов внешней и внутренней среды. В результате разрабатываются как минимум три варианта бизнес-плана — оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. Тогда принима-

емый к реализации бизнес-план рассматривается как план развития хозяйственной деятельности кооператива на определенный период, устанавливающий нормативы и показатели, которые кооператив стремится достичь в перспективе.

Список литературы

1. Лосев В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. М.: ИД Вильяме, 2008. 208 с.

2. Пахомов Б. М. Рекомендации по разработке бизнес-плана развития кредитного кооператива. М.: Наука, 2001.152 с.

3. Сайт Россельхозбанка: URL:http:www.rshb. га.

4. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации».

5. Шаш Н. Н. Бизнес-план предприятия: практический справочник. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.