Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕТОДИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмичева Ирина Олеговна

В статье раскрывается сущность бизнес-планирования, рассматриваются актуальность, особенности и методики бизнес-планирования. А также обоснованы основные принципы бизнеспланирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUSINESS PLANNING IN SMALL BUSINESS

The article reveals the essence of business planning, discusses the relevance, features and methods of business planning. And also the basic principles of business planning are substantiated, which orient the enterprise to achieve high performance results.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№1 / 2023

Информация превращается в товар, когда она становится полезной для человека. На заре человечества прочная палка была особенно ценным товаром для ходьбы и отпугивания диких животных, это был не райский сад. Тот же самый процесс превращения информации в товар привел нас к генетическим манипуляциям, вскоре к сперме и яйцеклетке, чтобы создать «лучших» людей. Экономика знаний занимается пониманием этого процесса превращения информации в товар.

Мы, люди, должны уметь различать различные типы информации, с которыми сталкиваемся. Нам нужно знать свойства информации, чтобы она была нам полезна, другими словами, мы можем сказать, что нам нужно знать различные свойства материала, это, конечно, язык эпистемологии. На языке науки слово «материал» заменяется словом «информация» — гораздо более широким и основательным понятием.

Материал — это философский термин, возникший у первых философов, которые также были окружены высокорелигиозными обществами. Они пытались объединить науку, философию и религию. Согласно первоначальной философии, слово «материальный» рассматривалось как относящееся ко многим царствам, материальному царству, духовному царству и царству богов. Наука еще не признает эти разные сферы, все, что можно узнать, является просто информацией, нет сомнений в том, что обсуждается. Говоря об информации, мы обсуждаем то, из чего мы можем извлечь информацию. Язык науки позволяет нам оценить истинное значение информации помимо слова «материал». Само наше выживание всегда сводилось к извлечению информации из нашего окружения и превращению этой информации в товар, насколько это было возможно. Извлеченная информация становится знанием.

Список использованной литературы:

1. История экономики: Учебник/ под общей редакцией проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М.: Инфра-М, Серия "Высшее образование", 2002. С. 24-29

2. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. Серия "Учебники, учебное пособие". Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 98-103.

3. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. / научн. ред. В.С. Автономов. - М.: НП "Журнал Вопросы экономики", 2004

4. Исаев О.Г. Экономика. - М.: Издательство Астрель, 2003. - 399с

5. Кузнецова Н.В. Стоянова В.А.. Введение в специальность. - Владивосток: Дальневост. ун-та, 2005. - 316с.

6. Сетков В.И. Основы общего менеджмента (краткий курс). - М.: ИНФРА-М, 2003.

©Какалыев Ш., Тячмухаммедова С., Сапарова Ш., 2023

УДК 334

Кузьмичева Ирина Олеговна

Поволжский государственный университет сервиса Научный руководитель: Алябьева Елена Михайловна

Поволжский государственный университет сервиса

г.о. Тольятти, РФ

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

В статье раскрывается сущность бизнес-планирования, рассматриваются актуальность,

особенности и методики бизнес-планирования. А также обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы.

Ключевые слова

Бизнес-план, малое предпринимательство, методики бизнес-планирования, особенности бизнес-планирования

Kuzmicheva Irina O.

Volga Region State University of Service Supervisor: Alyabieva Elena M.

Volga Region State University of Service Togliatti, Russia

FEATURES OF BUSINESS PLANNING IN SMALL BUSINESS Annotation

The article reveals the essence of business planning, discusses the relevance, features and methods of business planning. And also the basic principles of business planning are substantiated, which orient the enterprise to achieve high performance results.

Keywords

Business plan, small business, methods of business planning, features of business planning

В настоящее время предпринимательство является распространенным видом деятельности. Существенной долей частных предприятий сегодня являются небольшие предприятия, так как требуется меньшее количество сотрудников и значительно меньше нужно времени для простой процедуры создания предприятия. Однако малое предпринимательство имеет и другие отличительные черты. Следовательно, для обеспечения эффективного функционирования предприятия руководителю необходимо заранее тщательно изучить особенности малых предприятий. И впоследствии учесть их при разработке бизнес-плана, преобразовав отличительные черты деятельности мелких предприятий в особенности бизнес-планирования для малого предпринимательства.

Малые предприятия имеют небольшие финансовые резервы и поэтому чрезвычайно чувствительны ко всем изменениям в экономике. Поэтому при бизнес-планировании необходимо предусмотреть возможность быстрого перепрофилирования предприятий. Для малых предприятий, в силу их организационной мобильности, это не создаёт особых проблем, тогда как большим предприятиям труднее менять свой уклад, технологию, оборудование. Большинство предприятий пренебрегают тем, что тщательная проработка этапов намеченных целей является одной из главных составляющих бизнес-планирования для малых предприятий, уделяя лишь внимание долгосрочной перспективе без разбивки на этапы достижения целей.

Бизнес-планирование малого бизнеса обладает своими особенностями. Первой особенностью бизнес-планирования на малом предприятии является ограниченность человеческих ресурсов. Поэтому руководителю потребуется «держать» свой коллектив в определенных границах, рамках, контролируя каждый этап. Не стоит думать, что, если коллектив маленький - сделать это очень просто. Вовсе нет, количество сотрудников роли не играет, а вот делегирование полномочий приобретает первичное значение.

Вторая особенность бизнес-планирования на малом предприятии заключается в отношениях с поставщиками. Если перед крупными предприятиями поставщики стараются вовремя выполнить свои договорные обязательства, чтобы продолжить выгодное сотрудничество, то с мелкими

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№1 / 2023

предприятиями отношения другие. Поставщик может предоставить продукцию позже назначенного срока, или вообще не выполнить своих обязательств по договору.

Третья особенность бизнес-планирования вытекает из понятия «малое предпринимательство» - ограниченность финансовых ресурсов. Финансовые резервы компаний малого бизнес-сегмента небольшие, а потому такие предприятия восприимчивы ко всем изменениям в экономике. В связи с этим в рамках планирования нужно предусматривать возможность быстрого перепрофилирования предприятия. Малые предприятия достаточно мобильны с организационной точки зрения, а потому перепрофилирование не вызывает больших сложностей. Что же касается масштабных предприятий, для них менять свой уклад, технологии и оборудование не так просто.

Чаще всего необходимость написания бизнес-плана появляется при открытии нового дела и определении профиля будущего предприятия. Запуск нового предприятия предполагает прогнозы его дальнейшего развития. Необходимо выявить сильные и слабые стороны бизнеса, рассчитать финансовые показатели, приемлемый объем денег и в целом направление развития. Это важно, так как необходимо иметь представление о перспективах, которые открываются перед новым предприятием. Бизнес-планирование - это весьма эффективный инструмент управления, применяемый широко в современной экономической практике, независимо сферы деятельности и ее масштабов, а также формы собственности предприятий среднего и малого бизнеса. Бизнес-планирование рассматривается как рабочий инструмент для вновь создаваемых и уже существующих предприятий и представляет собой доступное, краткое, понятное описание бизнеса, важнейший механизм при рассмотрении большого потенциально возможного спектра ситуаций. Оно позволяет выявить актуальные проектные решения на перспективу, рассчитать и определить средства для их достижения. Все это и обуславливает актуальность бизнес-планирования в современных предприятиях. Одна из важнейших задач руководителей предприятий заключается в том, чтобы выбрать и разработать методологию планирования. При ее формировании необходимо учитывать человеческий фактор. Также к числу основных факторов, практически значимых для формирования методологии планирования, относятся логика, интуиция и здравый смысл.

Методология бизнес-планирования включает теоретические основы, методики проведения исследований, методики расчета показателей и рекомендуемые формы практического представления информации по каждому разделу бизнес-плана. На сегодняшний день следует отметить возрастающую популярность применения зарубежных методик:

1) Методика UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию);

2) Методика ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития);

3) Методика, разработанная в рамках программы ТАСИС (программа «технического содействия»).

Сравнивая структуры бизнес-планов, разработанных UNIDO, ЕБРР, ТАСИС, необходимо отметить,

что структура предлагаемая ЕБРР, — более лаконичная и емкая в области содержания. При этом акцентировано внимание на деятельности уже существующей компании, поэтому появляется возможность исследования направлений формирования и развития функционирующего предприятия. Структура инвестиционного бизнес-плана, предлагаемая ТАСИС, слишком разветвленная и никак не соответствует нуждам отечественного инвестора. Более приемлемой для российских условий функционирования считается структура бизнес-плана по UNIDO, которая также предусматривается в отечественных программных продуктах, что дает возможность разработчику инвестиционного бизнес-плана снизить трудоемкость его разработки и развития. Помимо этого, структура, согласно данной методике, логично встраивается в очередность работ по формированию инвестиционного бизнес-плана в рамках применения информационных технологий как соответствующего инструментария.

Применение методов бизнес-планирования, охватывающие практически весь спектр менеджмента, упорядочивает и систематизирует процесс принятия решений. В самой технологии бизнес-планирования заложен механизм поиска оптимального управленческого решения, исходя из

возможностей внешней и потенциала внутренней среды предприятия. В наибольшей мере, бизнес-планирование необходимо малым и средним организациям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньший допуск на ошибку.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что особое внимание предприниматель должен уделить таким особенностям малого бизнеса, как ограниченность финансовых и человеческих ресурсов. Необходимо заранее найти надежный источник финансирования. Важно разработать стратегию поиска персонала. Кроме того, владелец малого бизнеса должен сконцентрироваться на поиске добросовестных контрагентов, честно выполняющих свои обязанности. Изменения состояния экономики и рыночной конъюнктуры, несомненно, важны, но они не создают предпринимателю больших проблем благодаря высокой организационной мобильности малых предприятий. Список использованной литературы:

1. Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Плетнев А.А. Особенности бизнес-планирования для малого предпринимательства // международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-2.;

2. Бухорбаева, А. Т. Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса / А. Т. Бухорбаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (116). — С. 1151-1154. — [электронный ресурс] - https://moluch.ru/archive/116/31757/

3. Зуев Д. Бизнес-планирование: методы и ошибки [электронный ресурс] - https://www.kom-dir.ru/article/2311-biznes-planirovaniePysclidHd24sbx3ji276729495

4. Пирожинский С. Г., Ребезов М. Б., Лукин А. А., Сорокин А. В., Зайнутдинов Р. Р. Моделирование бизнес-процессов на инновационном предприятии. Учёные записки института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ. Т. 18. вып 2. Под ред. А. М. Козиной, Н. Н. Максимюка. В.Новгород: НовГУ, 2018.

5. Схаплок Р.Б. Этапы разработки реализации стратегии предприятия. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 10-й международной научно-практической конференции посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийская общественная организация «Вольное экономической общество России». Курск, 2020. С. 235-238

© Кузьмичева И.О., 2023

УДК 331.01

Оразгелдиев Арслан, преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и спорта

г. Ашгабад, Туркменистан Сапаров Мекан, преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и спорта

г. Ашгабад, Туркменистан Нургелдиев Гурбан, преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и спорта

г. Ашгабад, Туркменистан

ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос особенностей развития экономики и его влияние на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.